Nd-avtodrom.ru

НД Автодром
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое контрактная система по 44-ФЗ: разбираемся в главных понятиях

Что такое контрактная система по 44-ФЗ: разбираемся в главных понятиях

Библиографическая ссылка на статью:
Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактно­­й системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39593 (дата обращения: 23.04.2021).

Муниципальные и государственные закупки представляют собой мощный фактор, который влияет на уровень развития экономики лю­бой страны, вне зависимости от степени участия в рыночных отноше­ниях государства. При этом государство выступает таким потребителем, который помимо закупки товаров, работ, услуг независимо устанавливает порядок осуществления закупок. В России в настоящее время действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее. Условия рыночной экономики предполагали полную свободу в закупке получателям бюджетных средств. Несостоятельность обоих подходов способствовало принятию государством решения о необходимости создания особого юридического механизма закупок. Таким механизмом стала контрактная система.

Возрастание роли участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях вызывает все больший интерес со стороны многих юристов, экономистов и представителей других наук к аспектам правового регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных потребностей товарах, работах, услугах. В дореволюционный период исследованию проблем удовлетворения потребностей государства в рамках контрактных правоотношений уделял внимание ученый-цивилист Д.И. Мейер. К данной проблеме обращались и современные ученые-цивилисты, такие как В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Е.Г. Комиссарова, Л.И. Шевченко, А.В. Яровой и др., в области административного права – Д.Н. Бахрах, А.С. Ротенберг и др.

В 2005году принятие Федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» [2] имело, по словам Андреевой Л.В., «революционный характер», т.к. ранее по существу не проводился конкурентный отбор претендентов на заключение муниципальных и государственных контрактов.

Позднее выявились недостатки указанного нормативно-правового акта, и довольно остро встал вопрос о необходимости реформирования сферы закупок, а многочисленные дополнения и изменения не могли кардинально улучшить ситуацию, связанную прежде всего с неэффективным расходованием бюджетных средств и наличием коррупции. В итоге было принято решение о необходимости нового закона, основанного на концепции создания контрактной системы.

Задача создания контрактной системы была поставлена в различных нормативных документах. В частности, в бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 годы отмечалось, что процедуры размещения заказов многократно пересматривались за последние годы, однако «практически не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов» [3]. Ответственность лишь за соблюдение формальных правил выбора поставщика, по сути, подменяло во многих случаях ответственность заказчика за конечный результат закупки.

При разработке концепции контрактной системе был использован опыт зарубежных стран, в частности США, закупочная деятельность представляет собой государственную хозяйственную деятельность. Федеральная контрактная система США является значимой частью государственного регулирования социального и экономического развития страны [4, с. 172].

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон . №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением некоторых положений, вступление в силу которых предусмотрено в более поздние сроки.[1]

Тасалов Ф.А в своей монографии «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование» подтверждает, что создание национальной контрактной системы в Российской Федерации представляется задачей стратегического значения, ввиду значительного влияния государства на рыночную экономику. Кроме того, ученый подчеркивает, что в рамках государственных закупок ежегодно расходуется до 50% всех средств российского федерального бюджета [5, с. 21].

Контрактная система создается на основе взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, действия рыночных механизмов. Результатом такого взаимодействия является заключение государственных и муниципальных контрактов.

Глава 5 Гражданского кодекса РФ является правовой основой взаимоотношений и содержит существенные положения о гражданской правосубъектности муниципальных образований и государства. Важно, что государство впервые отражает принципы контрактной системы и устанавливает правила своего участия в закупках товаров, работ и услуг. К таким принципам относятся: прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, единство контрактной системы в сфере закупок, открытость, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчиков, эффективности осуществления закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].

Сформулированные в законе принципы, которые раскрываются в ст.7-12 закона, соответствуют принципам типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках.

Законом о контрактной системе практически полностью изменена терминология о закупках. И стоит отметить, что определение контрактной системы, предусмотренное непосредственно законом о контрактной системе, довольно громоздко. В целом контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд.

Целесообразно в определении контрактной системы было бы обозначить последовательность этапов государственных закупок, отмечая степень их взаимосвязанности [6]. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок – один из основных принципов контрактной системы. Согласно ст. 11 закона о контрактной системе указанный принцип подразумевает, что контрактная система стоится на предусмотренных законом единых подходах и принципах, которые позволяют обеспечивать государственные/муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, их аудита, мониторинга и контроля. Данный принцип предусматривает эффективную и последовательную регламентацию всех этапов осуществления государственных/муниципальных закупок. Поскольку в законе о контрактной системе планирование ограничивается составлением заказчиками планов-графиков и планов закупок, данный принцип представляется не выдержанным до конца. В закон не включены государственные программы, в том числе целевые – федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные программы и другие документы планирования, выступающие основанием составления планов закупок [6]. Возможно, это является причиной исключения из определения контрактной системы, содержащейся в законопроекте , указание на взаимосвязь этапов контрактной системы. Кроме того, в настоящей формулировке отсутствует этап прогнозирования государственных и муниципальных нужд.

Матевосян С.С. в своем труде «О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд» приходит к еще более лаконичному определению контрактная система: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия» [9].

В качестве участников закон о контрактной системе закупок называет:

  • федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
  • органы местного самоуправления;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • Заказчики и участники закупок;
  • уполномоченные органы и уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных площадок.

Якушина Е. В. подчеркивает, что контрактная система представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного характера. Указанные меры призваны обеспечить муниципальные и государственные нужды в товарах, работах, услугах благодаря осуществлению взаимосвязанных этапов [11].

Несколько иной подход у Шмелевой М.В., которая рассматривает контрактную систему через призму контрактных правоотношений, складывающихся при государственных и муниципальных закупках. Такие правоотношения, по ее мнению, являются целостной правовой системой, состоящей из совокупности взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой элементов [10]. Развитие контрактных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок происходит на следующих последовательных этапах:

  • планирование закупок;
  • разработка документации о закупках (в т.ч выбор способа закупки) и проекта государственного контракта;
  • проведение закупки;
  • заключение государственного контракта;
  • исполнение контракта;
  • сдача отчетности по контрактной деятельности.

Сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок, они должны осуществлять возложенные на них законом, иными нормативными правовыми актами действия и функции, которые направленны на достижение поставленных целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В основе взаимодействия участников контрактной системы положены механизмы партнерства государственного и частного сектора, поскольку среди участников контрактной системы есть не только органы государственной власти, но и физические и юридические лица.

В составе контрактных правоотношений в сфере государственных и муниципальных закупок Шмелевой М.В. было выделено две концептуальные формы контрактных отношений, реализуемые в Российской Федерации:

  • Обязательственные (или договорные) правоотношения. Заключение государственного контракта является юридическим фактом, который создает договорные правоотношения между участником закупок и заказчиком.
  • Организационно-правовые отношения, которые складываются при проведении закупок (размещении заказов). Такой вид общественных отношений отвечает сущности контрактных правоотношений. Правовая сущность контрактной системы коротко может быть описана как особые взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, имеющими правовой статус участника или заказчика и возникающие по поводу организации, проведения и участия в процедурах по закупкам.

С правовой точки зрения, сложность создания контрактной системы состоит в необходимости слаженного регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок нормами ряда отраслей законодательства – административного, финансового, гражданского, бюджетного и др.

Понимание сущности и значения контрактной системы имеет большое значение в настоящее время, поскольку новая система в сфере государственных и муниципальных закупок непосредственно влияет на экономику страны [12].

В первую очередь стоит отметить, что контрактная система имеет значимый антикоррупционный потенциал. В случае, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены, неизбежно возникает коррупция.

Кроме того, контрактная система направлена на развитие отечественного бизнеса. Основываясь на данных Министерства экономического развития Российской через рынок государственных закупок распределяется более 22 % ВВП [12]. Рынок же государственных закупок, таким образом, выступает существенно значимым инструментом экономической политики страны.

Также стоит отметить, контрактная система обеспечивает непосредственное выполнение обязательств перед населением со стороны государства. Указанные обязательства содержаться в госпрограммах, для выполнения которых неминуемо связано с осуществлением закупок необходимых товаров, работ, услуг.

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд;
  • сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок для достижения единых целей;
  • значения контрактной системы заключается в непосредственном влиянии на экономику, за счет антикоррупционной направленности, влияния на национальный бизнес и выполнения государственных обязательств.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014)”О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 “О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах”.
  4. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства. М., ИНФРА-М, 2010. – 236 стр.
  5. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование. Монография/ Ф.А. Тасалов. – М.: Издательство «Проспект», 2014. – 215 с.
  6. Андреева Л.В. «Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции» //Юрист, 2013, N 14
  7. Улюкаев А.В «Знаю, что говорю» // Российская газета от 29.11 2013. №270 (6246) с.6.
  8. Андреева Л.В. Информационно-аналитический еженедельник «Аукционный Вестник» www. auctionvestnik.ru , статья Андреевой Л.В. «Чем вызвана реформа в сфере государственных и муниципальных закупок, и как понимать создаваемую контрактную систему?».
  9. Матевосян С.С Научно-практический журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление» http://www.journal-nio.com , статья Матевосян С.С «О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд».
  10. Шмелева М.В. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru , статья Шмелевой М.В. «Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации»
  11. Якушина Е. В. Журнал «Вопросы Интернет Образования» http://www.vio.uchim.info , статья Якушиной Е. В. «Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования».
  12. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Главное в 44-ФЗ для начинающих

Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

Что нужно для победы

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Запрос предложений

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Читать еще:  Как выбрать турботаймер и чем они отличаются

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Контрактная служба заказчика по 44-ФЗ

Крупные заказчики по 44-ФЗ имеют контрактную службу, которая отвечает за закупки, заключение и исполнение госконтрактов. Когда ее необходимо создать и в каком виде? Какие функции возложены на службу и какие полномочия ей даны? Ответы на эти вопросы – в сегодняшней статье.

Что такое контрактная служба

Там, где малые заказчики могут обойтись всего одной штатной единицей – управляющим, большим приходится формировать целую службу. Разделение на «больших» и «малых» закреплено в части 1 статьи 38 закона 44-ФЗ. Норма гласит, что если совокупный годовой объем закупок по плану-графику превышает 100 млн рублей, заказчик обязан создать службу.

Что значит сформировать контрактную службу? Вовсе не обязательно физически создавать отдел – можно просто утвердить постоянный состав сотрудников службы и закрепить за ними определенные функции. Однако первое, что нужно сделать – утвердить Положение о контрактной службе, разработанное на основе Типового положения из приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.13.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Создать службу нужно до начала финансового года, годовой объем закупок в котором в соответствии с планом-графиком превысит 100 млн рублей.

Кто может войти в службу

В соответствии с пунктом 17 упомянутого Типового положения, сотрудников в службе не может быть меньше двух человек. Если служба создается в виде отдельного структурного подразделения, то руководителем назначается один из его сотрудников. Если подразделение не создается, то службу возглавляет либо руководитель организации, либо кто-то из его заместителей.

В состав контрактной службы нельзя включить человека «со стороны». Это должны быть лица, которые работают (служат) у заказчика. То есть нельзя заключить гражданско-правовой договор с каким либо лицом и возложить на него функции сотрудника контрактной службы. Такова точка зрения Минэкономразвития (письмо от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834). Указанные ограничения накладывает часть 2 статьи 38 закона 44-ФЗ.

С начала 2017 года каждый сотрудник контрактной службы должен иметь высшее либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Минэкономразвития и Минобрнауки рекомендуют курс длительностью не менее 108 часов для освоения азов работы по 44-ФЗ.

Отметим, что в отличие от контрактной службы, к членам закупочной комиссии предъявляются менее строгие требования в плане образования. В нее могут быть включены как лица, прошедшие переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, так и лица, не имеющие такой подготовки, однако обладающие специальными знаниями по объекту закупки.

Документальное оформление

Решение заказчика о создании контрактной службы оформляется соответствующим приказом. Он может быть составлен в произвольной форме, однако в нем обязательно указать следующее:

  • данные руководителя контрактной службы – ФИО, должность;
  • структурное подразделение и данные о вошедших в его состав лицах – если такое подразделение создается;
  • ФИО и должности всех сотрудников службы — если подразделение решено не создавать;
  • срок, в который руководитель службы должен подготовить инструкции, должностные регламенты и прочие документы, определяющие обязанности каждого сотрудника контрактной службы и его ответственность.

Приказ составляется уполномоченным лицом и подписывается руководителем заказчика либо лицом, которому он делегировал эти полномочия.

Функции службы

Контрактная служба исполняет полный комплекс функций по организации закупок вплоть до контроля исполнения госконтракта. Когда закупки только планируют, специалистами службы составляются планы и планы графики, размещаются документы в ЕИС, готовятся обоснования закупок, определяются цены заключения контрактов с единственным поставщиком.

На этапе определения поставщика контрактная служба готовит документы: описание объекта закупки, извещение, закупочную документацию, проект контракта, протоколы заседаний комиссии и прочие. В функции службы также входит выбор типа процедуры определения поставщика (если он есть), уточнение начальной цены контракта, подготовка и публикация разъяснений по запросам участников, согласование цены с единственным поставщиком. Кроме того, на службу наложена обязанность по хранению документов и обеспечению сохранности конвертов до момента вскрытия, а также по организации работы закупочной комиссии.

Когда победитель определен, задачей службы становится обеспечение заключения контракта, в том числе проверка предоставленной поставщиком банковской гарантии. Если контракт все же не заключен, служба должна подать соответствующие документы и проследить, чтобы уклонившийся поставщик попал в РНП.

С заключением контракта работа не заканчивается – теперь необходимо следить за его исполнением. Если что-то пошло не так, то есть контракт расторгается или изменяется, служба осуществляет взаимодействие с поставщиком по этим вопросам. Когда поставщик исполнил свои обязанности, контрактная служба должна организовать приемку и экспертизу объекта закупки, оплату и возврат обеспечения, а также подготовить и разместить в ЕИС все необходимые отчеты.

Двойственность статуса «участник закупки» в соответствии с 44-ФЗ

Уважаемые коллеги! Буду рад узнать ваше мнения относительно данного вопроса и моих рассуждений.

Цель публикации: помочь тем, кто только начинает работать с 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит определение понятия участник закупки — это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Если буквально токовать текст нормы, лицо уже обладает статусом участника закупки, если оно ЮЛ, отвечающее требованиям закона о месте регистрации и (или) любое ФЛ, в том числе ИП.

Однако вывод получается по меньшей мере странный, как это любое лицо? Вне зависимости от того чем оно занимается и вообще заинтересованно ли оно учувствовать в этих самых закупках. Недостаточно.

Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции

1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Выходит, что участник закупки, еще и заинтересованное лицо. Интерес этот выражается в заинтересованности стать поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Важно отметить, что без реальной возможности стать поставщиком, подрядчиком, исполнителем (объективный критерий), субъективный интерес не иметь значения.

Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе

2. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).

7. Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе

3. … аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Перечисленные нормы вносят ещё больше путаницы. Значит на момент подачи заявки, потенциальный участник, уже имеет статус участника закупки. Следовательно, возникает два статуса «участник закупки, не подавший заявку на участие» и «участник закупки, подавший заявку на участие».

На первый взгляд бред, но не для юридической мысли. Дальше законодатель дает наконец понять, для чего эта эквилибристика нужна.

Статья 105. Порядок подачи жалобы

3. . При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

4. … Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.

Здесь, мы окончательно убеждаемся в существовании именно двух статусов участника:

1. Участник закупки, не подавший заявку на участие;

2. Участник закупки, подавший заявку на участие;

Различие этих статусов определяется разным объемом прав на обжалование действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа/учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Участником закупки — это юридическое лицо, соответствующее требованиям ст. 3 ФЗ «О контрактной системе», либо физическое лицо, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, подавшее заявку на участие в закупке или не подавшее заявку, но заинтересованное в участии в закупке и имеющие реальную возможность стать поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Изложенная логика была использована в обосновании позиции в АС о том, что лицо может обжаловать конкурсную документацию, и в случае, если оно не учавствовало в закупке (у суда были сомнения).

Что такое контрактная система в сфере закупок

Что это и как регулируется

Контрактная система в сфере закупок — это совокупность всех участников, а также комплекс правил, установленных нормативно-правовыми документами, среди которых:

  • Конституция;
  • Гражданский кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • государственные, муниципальные, местные распоряжения.

Она нацелена на эффективное использование государственных средств, экономию бюджета, достижение оптимального результата закупочной деятельности, а также обеспечение прозрачности всего процесса и предотвращение коррупции.

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе — своеобразная «библия» госзакупщика. В нём определены все правила, по которым проходят госзакупки. Например, статья 4 устанавливает требования к ЕИС — официальному сайту госзакупок. А в ст. 44 ФЗ 44 о контрактной системе говорится об ответственности для всех участников процесса.

Важно помнить, что сюда не относятся государственные заказы, которые проходят по другому федеральному закону — 223-ФЗ. Они называются коммерческими или закупками отдельными видами юридических лиц.

Кто может участвовать в госзакупках

Определён перечень участников. Он включает:

  1. Орган федеральной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по регулированию, методологическому сопровождению и осуществлению контроля закупочной деятельности.
  2. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».
  3. Заказчиков, участников объявленных заказов, исполнителей контрактов.
  4. Органы, учреждения и специализированные организации с полномочиями на осуществление деятельности в области государственных заказов, в том числе с помощью ЕИС.
  5. Операторов электронных площадок.

На основании 44-ФЗ о контрактной системе их деятельность носит открытый характер, доступна для ознакомления через ЕИС. К деятельности привлекаются квалифицированные и опытные эксперты со специальными знаниями. Для ряда процедур введено обязательное общественное обсуждение, по результатам которого закупки могут быть изменены и даже отменены.

Главное в сфере госзакупок

Принцип открытости и прозрачности информации — основополагающий для госзакупок. В ст. 7 44-ФЗ указано, что это достигается путём свободного доступа ко всей информации.

Действующая контрактная система позволяет участвовать в закупках на равных условиях любому, как организации, так и физлицу. Победители процедур определяются на основании оценки предложений по цене и условиям поставки. А ограничивать конкуренцию запрещено законом.

44 ФЗ — простыми словами!

Цикл статей на тему 44-ФЗ в помощь государственному Заказчику. В каждом материале мы будем рассматривать положения Закона о контрактной системе, разбирать все нюансы и подводные камни каждой статьи. В отличие от уже имеющихся материалов в общем доступе, этот раздел будет выстроен блоками, в которых будет рассмотрена каждая статья 44-ФЗ. В итоге вы сможете собрать полный свод информации по работе контрактного управляющего в закупках!

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Давайте разбираться вместе

Наши реалии таковы, что если ты начинаешь чем-то интересоваться, то вездесущий интернет тебя найдет и станет показывать всякие заманчивые предложения. И на рабочем компьютере, и дома на планшете, и, естественно, на твоём телефоне будут высвечиваться предложения о покупке того или иного товара/услуги, запрос о котором/ой ты лишь однажды ввел в поисковик.

Знакомство с 44-ФЗ (ст. 1-2)

Итак, сегодня мы начнем разбираться во всех тонкостях 44-ФЗ и приглашаем к мониторам государственных заказчиков. Материалы наших статей будут особенно полезны для тех, кто только начинает свой путь в государственном заказе.

Понятия и информационное обеспечение (ст. 3-4)

Как только начинаешь читать информацию про закупки, сразу с экрана монитора на тебя сыпятся определения «УЗ», «АД», «Тендер», «Обеспечение заявки/контракта», «Протоколы», «ЕИС», «ЭТП» и много-много другого интригующего и не всегда понятного.

Электронный документооборот. Такой ли он электронный? И почему контрактная система такая принципиальная? (ст. 5-12)

Писал кто-нибудь недавно письмо на бумаге? Да так, чтоб ручкой написать, в конверт вложить, на конверте адрес написать и по почте отправить с припиской «Жду ответа, как соловей лета». Я последний раз писала такое письмо лет 20 назад, бабушке в деревню. Мне интересно, бабушке приятно.

Цели закупок и национальный режим (ст. 13-14)

Из психологии: все наши действия обусловлены желанием достижения какой-либо цели. Например, хочется иметь машину бизнес — класса. Кажется, что обладание такой машиной сделает тебя счастливее. И вот ради этой машины работаешь день и ночь, ищешь варианты подработок или берешь кредит. Заветная мечта становится ближе и ты становишься обладателем заветного седана.

Особенности проведения закупок некоторыми видами Заказчиков (ст. 15)

Мы уже с вами рассматривали — какие бывают заказчики. Нет, это сейчас не про тех, кто оплачивает оказанные услуги вовремя или тянет с оплатой по контракту до последнего дня.

Основа всего – грамотное планирование (ст. 16)

Время бежит неумолимо. Вроде бы еще вчера все мечтали о лете и отпусках, а бац — и уже середина октября. Благо осень дарит нам по-настоящему теплые деньки и продолжение бабьего лета. Время бежит неумолимо.

План закупок по 44-ФЗ (ст. 17)

План закупок это основной финансовый документ, с него начинается работа Заказчика над закупками. План закупок составляется на три года и содержит в себе всю информацию о целях и финансировании планируемых закупок.

Читать еще:  MarseI › Блог › Моменты затяжки основных резьбовых соединений ВАЗ ПП

Обоснование, нормирование и обсуждение закупок (ст. 18-20)

Процесс проведения закупок по 44-ФЗ построен так, что этапы планирования и предварительной подготовки к проведению закупок выматывают силы Заказчика не меньше, чем проведение самой закупки. Особенно если это не простая закупка канцелярских товаров, а что-то действительно необходимое и дорогостоящее.

План-график, что за «зверь» в 44-ФЗ? (ст. 21)

А что, если законодатели отменят все нормативные документы при работе с закупками? Никаких тебе планов закупок, планов-графиков, нормирования и предварительных расчетов, томов документаций и нудной процедуры рассмотрения заявок! Потребовалось что-то учреждению — пошли и купили! Да ещё и напрямую у Поставщика!

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

  • О Центре
    • Сотрудники
    • Фотогалерея
  • Новости
  • Контакты

Какое образование необходимо иметь сотруднику контрактной службы/контрактному управляющему?

Согласно ст. 9; ч.6, ст.38; ч.5 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Сотрудники, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны иметь образование в сфере закупок.

Требования к уровню образования для сотрудников в сфере закупок.

Целесообразно, чтобы все ваши сотрудники, связанные с планированием, проведением закупок и сопровождением контрактов, получили образование в сфере закупок.

Обязательным является высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок для контрактного управляющего, руководителя и сотрудников контрактной службы. Порядок обучения и программы разрабатывают учебные заведения. Выбирайте образовательные программы в сфере закупок, которые учитывают Методические рекомендации Минэкономразвития России и Минобрнауки России.

Определяйте квалификацию своих работников с учетом положений профстандартов в сфере закупок.


Оглавление:

  1. Какой уровень образования нужен для осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ
  2. Какой порядок прохождения обучения для работы по Закону N 44-ФЗ
  3. Как поддержать уровень образования сотрудников
  1. Какой уровень образования нужен для осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ

Руководителю и работникам контрактной службы, контрактному управляющему обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, не менее половины членов комиссии по осуществлению закупок должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос об образовании остальных сотрудников заказчика, участвующих в организации закупок, не урегулирован законом так конкретно. При желании вы можете применять положения профстандартов к иным специалистам, экспертам по закупкам в своем штате. В указанных стандартах соотнесены необходимые уровни образования — высшего, среднего и дополнительного с функциями и должностными обязанностями работника. Учитывайте также отраслевую специфику ваших закупок и те специальные знания, которые необходимы для работы в вашей отрасли.

Обратите внимание: образование, полученное по программе старого Закона N 94-ФЗ, не подходит для работы контрактным управляющим или в контрактной службе (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

  1. Какой порядок прохождения обучения для работы по Закону N 44-ФЗ

Стандарты, форма и сроки прохождения обучения определяются образовательными программами, утверждаемыми каждым образовательным учреждением самостоятельно. Однако для сферы применения Закона о контрактной системе Минэкономразвития России и Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок. Рекомендуем выбирать образовательные учреждения и программы, которые учитывают Методические рекомендации.

2.1. Высшее образование для работников заказчика

Законом о контрактной системе не установлено требований о получении именно высшего образования в сфере закупок. К работе в контрактной службе или контрактным управляющим можно допустить сотрудника с непрофильным высшим образованием при условии, что у него есть дополнительное образование в сфере закупок (см. Письмо Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1636).

Обратите внимание на то, что высшее образование по специальности «Юриспруденция» не является в понимании Закона N 44-ФЗ высшим образованием в сфере закупок. На это также указывает Минэкономразвития России.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования, является диплом государственного и негосударственного образца (ч. 3, 4 ст. 60 Закона об образовании).

Необходимость в наличии высшего образования работников определяйте исходя из трудовых функций сотрудника. Также можно ориентироваться на уровни образования, включенные в профстандарт «Специалист в сфере закупок». Например, из его положений следует, что для выполнения некоторых функций по осуществлению закупок достаточно среднего профессионального образования.

2.2. Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Получить такое образование возможно по программам повышения квалификации либо профессиональной переподготовки. От выбранной вами программы будет зависеть продолжительность обучения.

Сроки обучения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, в соответствии с разрабатываемыми ими программами. Рекомендуемый срок обучения для специалистов по закупкам — 108 часов по программе повышения квалификации (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Если руководителем контрактной службы или контрактным управляющим выступает руководитель заказчика, то минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов (п. 2.4 Методических рекомендаций).

Однако допустимо прохождение повышения квалификации в минимальном объеме — 16 часов. На это указывает Минобрнауки России в Приказе от 01.07.2013 N 499.

К прохождению программ дополнительного профессионального образования допускаются лица, получившие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо лица в процессе получения такого образования (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании). В качестве документа, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок, ваш работник получит удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

  1. Как поддержать уровень образования сотрудников

Согласно Методическим рекомендациям повышать квалификацию по закупкам нужно не реже чем раз в три года. Учитывая, что уровень образования — обязательное условие для работы контрактным управляющим и в контрактной службе, своевременно направляйте таких работников на обучение (ст. 196 ТК РФ).

В остальном вопрос обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1129).

Приглашаем Вас повысить квалификацию в сфере закупок у нас в Центре развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС

Все программы обучения проводятся с учетом изменений 2019 года!

В программах подробно разбираются вступившие в силу изменения в закупках и конкретные примеры их применения

Наши программы подходят как опытным закупщикам, желающим систематизировать знания, так и начинающим специалистам для изучения закупок «с нуля»

Ключевые понятия закупочной деятельности

Автор: Ольга Латышева,
директор ITCOM Consult

Когда человек впервые сталкивается с закупками, у него может возникнуть множество вопросов. Что из себя представляет закупочная деятельность, что такое ЕИС, ЭТП и контрактная система, какие виды закупок бывают и т.д. И для участия в государственных и коммерческих закупках, ему необходимо, в первую очередь, разобраться в том, что из себя представляют тендеры, чем они различаются и как стать их участником. Во всем этом попробуем разобраться.

Содержание:
1. Закупочная деятельность
2. Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
3. ЕИС и ЭТП
4. Какие формы закупок существуют?

Закупочная деятельность

Что такое закупка и закупочная деятельность?

Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).

Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».

Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.

Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.

Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.

Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.

Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.

Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ

Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.

223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.

ЕИС и ЭТП

Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.

Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.

Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.

Какие формы закупок существуют?

Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.

Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.

Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги. При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение. Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.

Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.

Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.

Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.

Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.

Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.

Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.

5 главных проблем применения 44-ФЗ

1. Высокий объем закупок у единственного поставщика.

Проведение конкурентных процедур по многим из объектов закупки, закупаемых в настоящее время у единственного поставщика, позволило бы обеспечить поддержку конкуренции, в том числе субъектам малого предпринимательства, и, как следствие, обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. С целью минимизации закупок у единственного поставщика ФАС России совместно с Минэкономразвития в настоящее время ведется работа по утверждению порядка принятия актов об определении единственного поставщика. Утверждение указанного порядка позволит снизить риски определения единственных поставщиков на конкурентных рынках.

2. Проведение «бумажного» конкурса при высокой значимости субъективных критериев оценки.

Согласно докладу Минэкономразвития, за 2016 год по 44-ФЗ, заключено контрактов на сумму 5,3 трлн. рублей, из которых в 13% случаев контракты заключены по результатам проведения открытых конкурсов. Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в конкурсе подаются в бумажной форме. По мнению ФАС России, указанный порядок не отвечает требованиям о сохранении конфиденциальности информации об участниках закупки. Предусмотренный порядок подачи заявок не обеспечивает честного определения победителя и позволяет заказчику путем нехитрых ухищрений ознакомиться с содержанием заявки, изменить её содержание, а также физически воспрепятствовать ее подаче, что приводит к ограничению конкуренции. Кроме того, Закон о контрактной системе устанавливает, что при проведении конкурсов могут применяться неценовые критерии оценки, такие как: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Установленный порядок оценки заявок на участие в конкурсе предусматривает возможность применения субъективных критериев оценки заявок со значимостью от 30% до 100%. Так, например, значимость субъективных критериев оценки при закупке информационных систем и при отборе экспертной организации – 70%, НИОКР – 80%. При закупке строительных работ значимость субъективных критериев достигала 40%. В указанной ситуации, в случае присвоения участнику «0» баллов по субъективным критериям, победа возможна исключительно при условии снижения цены контракта более чем в 3 раза, что приводит к необходимости применения антидемпинговых мер. По мнению ФАС России, снижение значимости неценовых критериев оценки заявок на участие в конкурсе на закупку строительных работ до 20% способствует снижению коррупционных рисков и эффективному расходованию бюджетных средств.

Читать еще:  A1pinist › Блог › Гелевые аккумуляторы

3. Проведение конкурса с ограниченным участием при предъявлении требований к участникам закупки о наличии материальных ресурсов.

Практика ФАС России по проведению контрольных мероприятий в отношении конкурса с ограниченным участием показывает высокий уровень количества допускаемых заказчиками нарушений. При этом согласно действующему закону заказчик, вправе произвольно определять и устанавливать, в том числе не администрируемые и не относящиеся к предмету закупки предквалификационные требования к участникам закупки (требования к материальным ресурсам), что значительно ограничивает количество участников закупки и позволяет допустить к участию в конкурсе исключительно только «нужного» заказчику подрядчика. Установление дополнительных требований о наличии материальных ресурсов у участника закупки не может однозначно свидетельствовать о добросовестности и надежности участников закупки и не гарантирует повышение качества исполнения контракта. Наличие указанного требования значительно повышает коррупционные риски и приводит к сокращению числа участников закупки.

4. Одностороннее расторжение контрактов по инициативе заказчика, в том числе на основании экспертного заключения.

Закон № 44-ФЗ устанавливает право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом каждый заказчик вправе самостоятельно определить основания для одностороннего расторжения контракта, а также расторгнуть контракт на основании результатов проведенной экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. В случае одностороннего расторжения контракта, сведения о поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем 44-ФЗ не содержит требований к лицам, отбираемым в качестве экспертов, и их ответственности за результаты проведенной экспертизы. Кроме того, отбор экспертной организации осуществляется заказчиком по результатам конкурса с возможностью применения субъективных критериев оценки со значимостью до 70%. Прием и оплата услуг эксперта осуществляются заказчиком по общим правилам приема результатов исполненного контракта, а значит, принимается только «нужный» заказчику результат. На основании изложенного возрастает риск увеличения коррупции на стадии исполнения контракта, обусловленный возможностью заказчика оказывать давление на исполнителя по контракту по средствам угрозы одностороннего расторжения контракта и включения сведений о данном участнике в РНП.

5. Отсутствие эффективной системы поддержки СМП.

Статьей 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства учитываются контракты, заключенные с участником, не являющимся СМП, условием исполнения которых является привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП. Вместе с тем нормы 44-ФЗ не содержат механизма отбора и администрирования привлечения при исполнении контракта СМП в качестве субподрядчика, а также не содержат запрета привлечения в качестве соисполнителей по контракту СМП, аффилированных с генеральным подрядчиком.

Статьи

Понятие контрактной системы

Законодатель исходил из того, что контрактной системой должны быть урегулированы все стадии закупочного процесса. Она должна не только регулировать процедуру выбора поставщика для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но и регулировать весь закупочной процесс, начиная от планирования закупки и заканчивая исполнением контракта. Контрактная система охватывает достаточно широкий круг отношений: планирование, бюджетирование, осуществление закупки, заключение и исполнение контракта. Помимо этого, контрактной системой регулируются сопутствующие закупкам меры: контроль, мониторинг и аудит, которые распространяются на названные выше отношения.

Контроль в контрактной системе достаточно жесткий. Это нужно понимать как лицам, работающим на стороне заказчика, так и лицам, представляющим поставщика. Система контроля в рамках контрактной системы выстроена на всех уровнях бюджетной системы: федеральном, региональном, муниципальном. К сожалению, позиции контрольных органов по одним и тем же вопросам на разных уровнях бюджетной системы, а также контрольных органов, осуществляющих свою деятельность в рамках одного уровня бюджетной системы, могут существенно отличаться. В частности, нет единой позиции среди контролирующих органов по вопросу о том, как должен поступить заказчик при подаче участником, применяющим УСН, заявки с ценой, равной НМЦк (в структуру которой уже включен 20% НДС): уменьшать цену контракта с ним на сумму НДС при заключении или нет? Это порождает противоречивую правоприменительную практику. Поэтому иногда специалисты, давно работающие в сфере госзакупок, говорят: “Законов о контрактной системе у нас столько, сколько субъектов Российской Федерации”. И, к сожалению, данный вывод действительно имеет право на существование.

Чтобы разобраться с контрактной системой, мало знать сам Закон № 44-ФЗ, а также все подзаконные нормативные правовые акты, принятые в его развитие, коих великое множество. При принятии того или иного решения заказчикам и поставщикам нужно обязательно руководствоваться практикой контрольных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором проводится закупка.

Однако, вернемся к разбору контрактной системы и выстроенной в рамках нее системы контроля.

Контроль осуществляется за каждой вышеназванной стадией закупочного процесса. При этом каждую стадию контролирует соответствующий орган. Например, Федеральная антимонопольная служба контролирует стадию определения поставщика и заключения контракта. После заключения контракта полномочия антимонопольной службы фактически закачиваются. Дальше исполнение контракта контролируют органы внутреннего финансового контроля.

Помимо контроля контрактной системой предусматривается также осуществление мониторинга и аудита закупок. Если выражаться бытовым языком, то мониторинг — это самые безобидные мероприятия для заказчика, применяющего Закон № 44-ФЗ. Потому что мониторинг не предполагает каких-либо прямых последствий для него. Мониторинг — это система наблюдений за тем, как функционирует контрактная система, где и какой нормативный акт нуждается в корректировке, какие изменения необходимо внести в Закон № 44-ФЗ и т.д. Иными словами, мониторинг не оценивает закупки конкретного заказчика.

Аудит — это совсем другая история. На федеральном уровне аудит осуществляет Счетная палата Российской Федерации, на уровне субъекта РФ — контрольно-счетные органы субъекта РФ, на муниципальном уровне — контрольно-счетные органы муниципального образования. В рамках аудита проверяется деятельность конкретного заказчика с точки зрения эффективности проводимых им закупок. Так, например, с точки зрения Закона № 44-ФЗ закупка может быть проведена совершенно законно, с соблюдением всех установленных к ней требований, но не эффективно. В частности, продукция может быть куплена по завышенным ценам при выполнении всех формальных условий по обоснованию НМЦк. Еще пример: продукция заказчиком куплена, но не используется, а просто лежит на складе. Очень часто это происходит при централизованных закупках, когда грузополучатели получают продукцию, но не имеют специалистов, которые могут работать на поставленном оборудовании.

Если Вы столкнулись с проверкой и не согласны с доводами проверяющего, Вы всегда можете обратиться в наш консультационный центр за консультацией и оформлением правового заключения по тому или иному вопросу. Ждем Ваших вопросов и желаем удачных закупок!

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Статья 3 44-ФЗ — Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

2. Понятие «банковская гарантия» используется в значении, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации.

12) статью 2 и часть 5 статьи 3 Федерального закона от 1 июля 2009 года N 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и статью 65 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 27, ст. 3267); Открыть статью

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector