Вот все российские двигатели, которые используются на отечественных легковых автомобилях
Сборная солярка: история отечественного легкового дизеля
Дым отечества
В 1980‑м Волжский автозавод получил задание создать и подготовить к производству с 1985 года собственный дизель для ВАЗ‑2105, Нивы и даже перспективного переднеприводного семейства. Такие машины нужны были в первую очередь на зарубежных рынках, ведь практически каждая компания-конкурент уже имела в арсенале дизельные модификации. Да и в СССР термин «дизелизация» звучал в те годы всё громче.
В основе атмосферного мотора ВАЗ‑341 лежал дизель Volkswagen с цилиндрами диаметром 76,6 мм и ходом поршня 80 мм — очень близкий по этим параметрам к мотору ВАЗ‑2103 (76×80 мм). Однако агрегат рождался сложно, ведь руководство, как всегда, требовало от конструкторов максимальной унификации с серийными агрегатами, а их детали к дизелю подходили далеко не идеально.
Конструкторы мотора ВАЗ‑341, в частности, унифицировали его с мотором ВАЗ‑21213 по коленвалу, усилили «трешечный» блок цилиндров. Предполагали ставить топливную аппаратуру Bosch или ЦНИИТА. Главным движителем этого проекта был тольяттинский конструктор Леонид Новиков, руководивший дизельным направлением. Первый прототип с кузовом ВАЗ‑2101 сделали в 1982 году. Затем появился ВАЗ‑2105Д, получивший товарный индекс ВАЗ‑21055. Таких прототипов сделали около двух десятков. Но на подходе было переднеприводное семейство, потребовавшее больших финансовых затрат, и дизель отложили. А в 1988 году его и вовсе забросили.
Если бы не Новиков, на этом всё, вероятно, и закончилось бы. В сложные перестроечные времена Волжский автозавод окончательно отказался от производства дизеля. Но Новиков объехал чуть ли не половину России, пока не нашел понимание у руководства завода Барнаултрансмаш, искавшего сторонние заказы в условиях падения спроса на большие двигатели для строительной техники и судов. Серийное производство двигателя ВАЗ‑341 и дизель-генераторной версии начали-таки в Барнауле в конце 1996 года. Так что у отечественного легкового дизеля в этом году, по сути, тоже юбилей — правда, не слишком громкий.
Моторы в Барнауле собирали на ручном конвейере, да и логистика была своеобразной: из Тольятти за Урал везли блоки цилиндров и другие комплектующие, а готовые моторы возвращали в Тольятти. Там, на одном из дочерних предприятий, их ставили на снятые с главного конвейера универсалы, получившие имя ВАЗ‑21045. Поскольку мотор был тяжелее бензинового, автомобили комплектовали более мощными пружинами «праворукой» версии. Кроме того, на дизельные универсалы ставили отдельный вакуумный насос для тормозной системы.
ВАЗ‑21045 долго работал у нас в редакции, прошел более 125 000 км. Конечно, уже тогда, в начале 2000‑х, машина с 53‑сильным мотором, разгонявшаяся до сотни за 27 секунд, выглядела динозавром. И надежностью не отличалась. Из-за плохого топлива мы, помнится, регулярно меняли форсунки. Недолго жили и прокладки головки блока. В этом были виноваты слабые болты крепления головки. Конечно, тогда многим хотелось верить, что мотор, пусть и столь малахольный, доведут до ума. А еще надеялись на запуск в производство 1,8‑литровой 75‑сильной версии с наддувом ВАЗ‑3431.
Уже после того как через пару лет производство почти невостребованных ВАЗ‑21045 было свернуто, анонсировали автомобили ИЖ с дизелем ВАЗ‑3431 — в первую очередь пикапы. Но эти планы так и остались еще одним эпизодом бурного времени надежд и ожиданий.
Собрание сочинений Горького
Чуть позже, чем в Тольятти, в 1982 году, за легкие дизели взялись в Заволжье — городе, который в ту пору был единственным поставщиком моторов для ГАЗа. На базе ЗМЗ‑402 объемом 2,45 л создали 68‑сильный дизель, который опробовали на Волге. Но производство моторов, скопированных с Iveco, во второй половине 1980‑х решили развернуть в Ульяновске, где планировалось выпускать многострадальную полуторку. Дизель для нее так и не сделали, а сам грузовик разошелся в количестве нескольких десятков штук.
Одним из самых удивительных эпизодов российского автомобилестроения было семейство заволжских двухтактных трех- и пятицилиндровых агрегатов ЗМЗ, созданных для Волги, ГАЗели… и легких самолетов. На ГАЗ‑24 предполагали ставить трехцилиндровый 144‑сильный ЗМЗ-Д 2.10 объемом 1,65 л.
Но единственным жизнеспособным оказался мотор на базе ЗМЗ‑406. Как и все конвертированные из бензиновых, этот дизель доводили до ума долго и непросто. Первый прототип — ГАЗель с ЗМЗ‑514 — я опробовал, помнится, еще весной 1998 года.
Сейчас дизель ЗМЗ‑51432 (2,2 л, 113,5 л.с., 270 Н·м при 1800–2800 об/мин) предлагают только для ульяновского Патриота. Нынче это единственный серийный легковой дизель отечественной разработки.
Капреализм
Еще один агрегат времен грандиозных планов и радужных надежд — ГАЗ‑560, он же Steyr по рождению. Казалось, проблема решена. Отечественные сборка и некоторые комплектующие могли сделать доступной вполне современную зарубежную конструкцию с насосами-форсунками. Задумывали целое семейство моторов — четырех-, пяти- и шестицилиндровых. До серии довели четырехцилиндровый агрегат для Волги и ГАЗели. При рабочем объеме 2,1 л он развивал 95 л.с. при 3900 об/мин. Готовили и вариант с интеркулером — мощностью 110 л.с.
Редакционная Волга с дизелем нижегородской сборки ехала вполне уверенно, расходуя в среднем 8,7 л/100 км, но при этом оставалась Волгой. Кроме того, традиционное недоверие покупателей к «грязному», да еще и незнакомому мотору сочеталось с высокой ценой этой Волги — ведь топливную аппаратуру, компрессор, электрооборудование и многое другое по-прежнему импортировали. В итоге российский Steyr тихо почил даже чуть раньше, чем Волга.
Сегодня в живых из немногочисленных отечественных дизелей остался лишь ЗМЗ‑514. Но ажиотажа вокруг оснащенного им УАЗа нет. Спрос на дизельные модели, особенно относительно недорогие, у нас по-прежнему невелик — даже на иномарки. Потому-то в ценовом сегменте до полутора миллионов рублей их всего-то три-четыре. Но даже если спрос появится, создавать современный турбодизель с нуля бессмысленно, дешевле купить — в мире хватает приличных современных моторов. Так что история отечественного легкового дизеля, скорее всего, закончилась. Впрочем, не только она…
Насколько моторы российской сборки хуже иностранных?
Мы уже привыкли к тому, что в России происходит локализация зарубежных производств. Более того, иномарки здесь не просто собирают из импортных запчастей. Некоторые крупные мировые бренды начинают открывать производства моторов на российских производственных мощностях. Зачем это и кому выгодно? И что значит это новшество для потребителей?
Открытие моторных производств на территории России — дело для иностранных автомобильных компаний неизбежное. При таком подходе производитель получает от правительства различные льготы, с другой стороны, может держать цену на свою продукцию на уровне, сдерживать рост цен. Конечно, дешевле такие автомобили для россиян вряд ли станут, считают эксперты. Кроме того, если иностранный производитель хочет иметь весомую долю рынка, ему просто придется открывать не только сборку, но и производство двигателей на территории нашей страны.
Очевидно, что открытие таких производств требуем немало вложений, а в нынешней экономической ситуацией со скачками курсов валют и нестабильным спросом сделать это еще сложнее. Но производители на это идут. Зачем?
Кто открыл в России моторные производства?
Первый «реношный» двигатель сделали на заводе Рено-Ниссан-АвтоВАЗ в 2013-м. Ставили его на автомобили «Рено», а именно «Логан», «Сандеро», «Дастер», а также на «Ниссан» («Альмеро» и «Террано») и «Ладу Ларгус». Но через 2 года его осовременили, он стал «ниссановским» — его стали ставить на «Джук» и «Кашкаи». Пр его производстве используют российский алюминий.
«Фольксваген» собирался выпускать свои моторы на заводе в Калуге еще с 2012-го, но запустил серийное производство только осенью 2015 г. Его ставили на «Фольксваген» — модели «Поло» и «Джетта», а также на «Шкоду» — «Рапид», «Октавия», «Йети». Это основной мотор для производимых в нашей стране моделей VAG. При производстве используют отечественные запчасти.
Также в 2015 г. свое производство моторов запустил «Форд» — его открыли на заводе в Елабуге. Его ставят на «Фиесту», «Фокус» и EcoSport. Часть деталей — российские и созданы из отечественного сырья. Но оборудование при производстве используется импортное.
10.09.2018 президент РФ Владимир Путин запустил вместе премьер-министром Японии Синдзо Абэ дали старт моторному производству «Мазды». Двигатель будут устанавливать на модели Mazda6 и СХ-5 и другие. Но этот мотор — один из самых передовых из выпускаемых в России.
Кроем того, уже объявили, что «Хёнде» вслед за конкурентами тоже планирует выпускать двигатели для своих автомобилей в России. Завод откроют в 2021-м. Здесь будут делать моторы, которые установят на самые популярные корейские бюджетки в России — «Солярис», «Киа Рио», а также «Хёндэ Крета».
Российские моторы — на экспорт?
По мнению аналитиков, российские моторы не только будут устанавливать на автомобили, которые собирают в России, но и экспортировать. Судя по объемам производства машин, это неизбежно, иначе производственные площади будут простаивать. Например, предприятие «Форда» может выпускать более 100 тысяч двигателей в год (а то и все 200), а машин они собрали за прошлый год чуть более 43 тысяч единиц. Куда же двигатели девать?! Экспортировать.
А завод VAG планирует в этом году реализовать на экспорт 40 тысяч моторов, собранных в России. Да и «Мазда» открывала свое предприятие, рассчитывая экспортировать моторы. То же можно сказать и о «Рено» — более того, производитель уже экспортирует некоторые детали.
Надежны ли моторы?
Этот вопрос задают себе все автомобилисты, которые хотят ездить на иномарке, но понимают, что под капотом отечественный мотор. Можно ли доверять таким агрегатам? Соблюдены ли все требования технологического процесса? Качественные ли детали использованы?
Дефекты двигателей могут проявиться только через несколько лет эксплуатации. Поэтому про продукцию тех заводов, которые только открылись, говорить нельзя. А, например, про российский двигатель от «Фольксваген» эксперты говорят, что он чрезмерно ест масло. Но этот дефект называют конструктивной особенностью. Другие возникающие дефекты не связывают с местом, где его собирают. Это болячки, характерные для многих моторов данного производителя. Не славится проблемностью и движок от «Форда» — всё сравнимо с иностранными собратьями. Но нужно посмотреть, как эти двигатели будут себя вести еще через несколько лет.
В двигателях «Рено» сальники текли и в европейских моторах, и в российских, и прокладки теряли герметичность и у тех, и у других. Правда, проблемы эти российское произсовдтсов только углубило. А вот про разрыв ремня ГРМ, как это было на моторах испанской сборки, пока информации нет.
Так что пока российские моторы зарубежных производителей не отличаются от европейских коллег. Время покажет, что будет с ними дальше.
Российское двигателестроение
Российское двигателестроение является важной отраслью машиностроения в России, одной из наиболее высокотехнологичных отраслей российской промышленности.
Россия является крупным производителем ракетных, самолётных, вертолётных, автомобильных двигателей. Крупнейшей российской компанией в области двигателестроения является Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК).
Содержание
Объединённая двигателестроительная корпорация
Выручка Объединенной двигателестроительной корпорации в 2014 году увеличилась на 25 % и составила 199,97 млрд рублей. Количество произведенных изделий выросло на 20 %: за год выпущено более 1400 двигателей для боевой и гражданской авиации, а также космических и «наземных» программ.[1]
Российские моторные заводы
Елабужский моторный завод (ЕМЗ)
Завод по производству автомобильных двигателей, открыт в 2015 году. На первом этапе мощность моторного завода составит 105 тысяч двигателей в год, позже она может быть увеличена до 200 тысяч. Таким образом завод сможет оснастить своими двигателями примерно 5-10 % выпускаемых в России автомобилей. 15 октября 2015 года в Набережных Челнах на заводе Ford Sollers выпущен первый автомобиль «Ford» с российским двигателем елабужского производства.[2]
Заволжский моторный завод (ЗМЗ)
Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе Заволжье Нижегородской области.[3]
ПАО Звезда
Основано в 1932 году. ПАО «ЗВЕЗДА» является единственным предприятием в России, разрабатывающим и производящим высокооборотные судовые дизельные двигатели мощностью более 500 кВт с минимальными весогабаритными показателями. Ими оснащены практически все построенные на верфях СССР и России пассажирские суда на подводных крыльях, значительная часть скоростных кораблей ВМФ и Пограничных войск, которые успешно эксплуатируются не только в России, но и во многих странах мира. [4]
Коломенский завод
Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт. [5]
Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш)
Ведущий производитель дизельных двигателей для тепловозов в России, входит в «Трансмашхолдинг». Выпускает дизели и дизель-генераторы тепловозов, электростанций, морских и речных судов, тяговых агрегатов горнодобывающей промышленности. [6]
Тутаевский моторный завод (ТМЗ)
Завод, производящий дизельные двигатели семейства V8 (V-образных 8-цилиндровые дизельные двигатели) для магистральных автопоездов, большегрузных автомобилей-самосвалов, городских автобусов большой и особо большой вместимости, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, внедорожной специализированной техники, дизельгенераторных установок, дорожно-строительной, военной техники, речных буксиров и спортивных грузовиков «КАМАЗ». Также выпускает коробки передач и запасные части к двигателям семейств ЯМЗ и ТМЗ, дизельные электроагрегаты.[7]
Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ)
Завод в Екатеринбурге, производящий дизельные двигатели размерности ДМ-21, а также дизель-генераторы и электростанции на их базе мощностью от 500 до 1700 КВт. Входит в состав холдинга «Синара-Транспортные Машины», производящего локомотивы и транспортные машины. [8]
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)
Ярославский моторный завод (ныне ПО «Автодизель») — основан в 1916 году в городе Ярославль. Ранее предприятие производило грузовики и автобусы; с 1971 года занимается изготовлением силовых агрегатов. Зарекомендовавшие себя временем надёжные агрегаты семейств ЯМЗ 236/238 применяются во множестве автомобилей различных производителей (ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «ГАЗ», КамАЗ, УралАЗ…). Из-за банкротства, а позже частичного сноса харьковского моторного завода «Серп и молот», поставлявших дизельные двигателя в Россию, ЯМЗ начал выпуск своих, новых дизельных рядных двигателей ЯМЗ 534/536 собственной разработки, которые раньше не производил. Такая модернизация позволила существенно облегчить работу российским машиностроительным компаниям. В частности, комбайновый завод «Ростсельмаш», вынужден был устанавливать более мощные и дорогие V-образные двигателя ЯМЗ-238, на комбайны ДОН-1500. После разработки своих рядных двигателей, такая необходимость отпала, как и зависимость от зарубежных производителей. [9]
Производители турбореактивных, газотурбинных и ракетных двигателей, а также паровых и газовых турбин
АО «Авиадвигатель»
Предприятие в г. Перми, разработчик газотурбинных двигателей для гражданской авиации, а также промышленных газотурбинных установок для энергетики, транспортировки газа и нефти, поставщик газотурбинных электростанций. Разработчик новейшего российского двигателя ПД-14.[10]
Воронежский механический завод
Производитель жидкостных ракетных двигателей в городе Воронеже.[11]
АО «Климов»
Предприятие в Санкт-Петербурге, один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Производит двигатели для большинства вертолетов марки «Миль» и «Камов», а также реактивные двигатели для истребительной авиации. [12]
ПАО «Кузнецов»
Предприятие в городе Самара — производитель жидкостных ракетных двигателей, производящий также авиационные турбореактивные и индустриальные газотурбинные двигатели.[13]
Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва
Предприятие, производящее двигатели для лёгких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов, самолётов местных воздушных линий, легких транспортных самолётов, беспилотных летательных аппаратов.[14]
Невский завод
Производитель стационарных паровых и газовых турбин, а также центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей, г. Санкт-Петербург.[15]
ОДК — Газовые турбины (бывший Волжский машиностроительный завод)
Производитель стационарных газовых турбин и газоперекачивающих установок, г. Рыбинск, Ярославская область.
Омское моторостроительное конструкторское бюро
Разработчик и производитель малых газотурбинных двигателей в городе Омск. С 2017 года управляется[16] НПО «Сатурн».
Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова
Филиал НПЦ газотурбостроения «Салют» в городе Омске. Производит в основном авиационные двигатели — турбореактивные, турбовинтовые и газотурбинные.
Пермский моторный завод (ОДК-Пермские моторы)
Производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. В частности, производит двигатели для самолётов Ил-76, Ил-96, Ту-204, Ту-214. На этом предприятии будет осуществляться серийное производство двигателя ПД-14 и перспективного ПД-35.[17]
НПЦ газотурбостроения «Салют»
Предприятие в г. Москве, производит авиационные газотурбинные двигатели, входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию. Основное направление деятельности — участие в масштабной российской программе импортозамещения по вертолётным и морским двигателям.[18]
НПО Сатурн
Предприятие в г. Рыбинск Ярославской области, производящее газотурбинные двигатели и агрегаты для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов.[19]
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)
Предприятие, производящее авиационные двигатели, входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации. Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35С (Изделие 117 С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), семейства Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы вертолетной техники на вертолеты «Ка» и «Ми».[20]
ОКБ «Факел»
Предприятие в Калининграде — один из ведущих мировых производителей элетроракетных и термокаталитических двигателей малой тяги для космических аппаратов.[21]
НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко
Один из ведущих мировых производителей жидкостных ракетных двигателей.[22]
Новые двигатели
На авиационно-космическом салоне «Макс-2015» российские разработчики показали современный двигатель ПД-14. Предполагается, что ставить двигатель будут на отечественные самолёты Superjet-100 и MC-21.[23][24] Более мощные модификации двигателя будут устанавливаться на Ту-214 и на Ил-96. Серийный выпуск двигателя начнётся в 2016 году. Также на основе ПД-14 будет налажен выпуск вертолётного двигателя ПД-12В, который заменит украинский двигатель Д-136.
5 октября 2015 стало известно, что российские конструкторы из Серпухова создали первый в России двигатель для перспективного воздушно-космического самолёта. Также в ближайшем будущем планируется разработка самого самолёта, который после всех испытаний поступит на военные и гражданские рынки.[25]
В 2016 году Россия впервые в мире успешно испытала детонационный жидкостный ракетный двигатель нового поколения на экологически чистом топливе. [26]
Также в 2016 году была завершена разработка нового авиационного двигателя для перспективного истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Сообщается, что серийные поставки истребителя начнутся уже с новым двигателем.[27]
В 2017 году российские учёные из Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки разработали и провели испытания принципиально нового по схеме пульсирующего детонационного двигателя с двухстадийным сжиганием керосиновоздушной топливной смеси. Использование этого двигателя позволит увеличить тяговооружённость летательного аппарата в 1.5-2 раза за счёт увеличенной удельной тяги и более низкой массы изделия. Соответственно, за счёт сниженного расхода топлива увеличивается дальность полётов. Новая разработка может найти применение в боевых ракетах, беспилотных летательных аппаратах и в сверхзвуковых самолётах. [28]
Экспорт
С 1996 действует проект по поставке российских двигателей РД-180 для основной американской ракеты Атлас-5. Поставлено более 70 двигателей. [29] В мае 2014 году в связи с ухудшением отношений России и США закупки двигателей прекратились, но продолжились поставки ранее закупленных. С 2015 года начались поставки двигателей РД-181 для американской ракеты Antares.
Регулярные поставки авиационных двигателей идут в Китай [30].
Модели двигателей российского производства
Двигатель – это сердце автомобиля. Он приводит в движение не только колеса, но и другие важные механизмы авто: газораспределительную систему, генератор, систему охлаждения и т. д. В зависимости от предназначения мотор может иметь отличимую конструкцию и разные силовые показатели. Именно по этому критерию и определяют направление будущего производства отечественные моторостроительные заводы. Российские двигатели авто выпускаются в достаточно широком ассортименте.
Основные производители ДВС в России
Всего на территории РФ насчитывается порядка 30 моторостроительных заводов. Но только четыре из них занимаются широкомасштабным производством двигателей для гражданского использования:
- УМЗ – Ульяновский завод, специализирующийся на изготовлении дизельных и бензиновых моторов стандарта ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Его продукция применяется на легковых автомобилях, джипах и небольших грузопассажирских ТС;
- ЗМЗ – Заволжский завод, выпускающий рядные четырехцилиндровые силовые агрегаты, с топливной системой бензинового типа. Основная целевая аудитория: легковые автомобили;
- АвтоВАЗ – Волжский завод, специализирующийся на выпуске легковых авто, внедорожников и их комплектующих частей, включая моторы. В арсенале производителя имеется целая линейка бензиновых ДВС с карбюраторной и инжекторной системами питания;
- ГАЗ – Нижегородский завод, производящий двигатели для легковых, грузовых и пассажирских автомобилей. Предложенные им образцы бывают всего двух типов: рядные 4 и 6 цилиндровые.
Остальные моторостроительные заводы, по типу КАМАЗа, ТМЗ и т. д., производят силовые агрегаты исключительно для специализированной техники. Их продукция пользуется широкой популярностью за рубежом. Но по охвату целевой аудитории их можно назвать узкоспециальными.
Модельный ряд отечественных двигателей
Список российских силовых агрегатов включает в себя моторы разных конструкций, начиная с рядной «четверки», и заканчивая V-образной «восьмеркой». Рассмотрим несколько примеров самых популярных ДВС:
Российские двигатели ВАЗ 11183i и ВАЗ 11189i
Два четырехцилиндровых рядных мотора, разработанные для линейки автомобилей Lada Kalina и Granta. ДВС с индексом 11183 имеет рабочий объем в 1,6 литров, при которых его мощность достигает всего 82 л. с.
А вот улучшенный двигатель 11189, при более экономичном объеме блока (1,4 л.) выдает до 89 лошадей, за счет увеличенного количества клапанов. При этом оба силовых агрегата отвечают требованиям ЕВРО-4, что делает их доступными для использования на территории Европы;
ВАЗ 2101-2107
Линейка бензиновых «четверок», с рядным расположением цилиндров. Применяется исключительно на легковых автомобилях ВАЗ «классика», с задним приводом.
Рабочий объем таких силовых агрегатов колеблется от 1,3 до 1,6 литров, с соответствующим разбросом мощности: от 68 до 75 лошадиных сил. В 2006 году производство такого типа ДВС было приостановлено.
ВАЗ 2108-2115
Ряд четырехцилиндровых инжекторных двигателей, с рабочим объемом от 1,5 до 1,8 литров. Разброс мощности таких силовых агрегатов составляет 69 – 105 л. с. А применяются такие ДВС только на отечественных седанах, хэтчбеках и универсалах.
ВАЗ 2121
Один из самых мощных рядных «четверок» Волжского завода. Его рабочий объем составляет 1,8 литров, при номинальной мощности мотора в 82 л. с. Таким ДВС укомплектовываются отечественные внедорожники с приводом 4Х4, по типу «Нивы» или «Кедра».
Российские двигатели ЗМЗ 402.10, 420 6.10, 402 1.10 и 402 5.10
Четырехцилиндровые двигателя с рядным расположением цилиндров и рабочим объемом в 1,6 литров. Находят применение на маломощных грузовых автомобилях и легковушках. Номинальная мощность таких ДВС колеблется от 95 до 100 л. с.
ЗМЗ 4104.10 и 409.10
Рядные «четверки» с карбюраторной топливной системой, и рабочим объемом в 1,6 литров. Такие силовые агрегаты способны выдавать от 96 до 143 лошадиных сил. А применяют их исключительно на полноприводных автомобилях повышенной проходимости.
ЗМЗ 40522.10, 4063.10, 4091.10
Моторы инжекторного типа, применяемые на грузовых, пассажирских и грузопассажирских машинах среднего класса грузоподъемности. Объем блока у таких ДВС достигает 1,6 литров, при номинальной мощности от 110 до 125 л. с. Образец с индексом 4063.10 имеет еще и экспортный вариант, отвечающий стандартам ЕВРО-4.
ЗМЗ 4062.10 и 40621.10
Рядные «четверки», с инжекторной системой питания. Чаще всего их применяют на легковых автомобилях ГАЗ. Но иногда такие ДВС встречаются и на грузопассажирских УАЗах. Номинальная мощность этих моторов составляет 145 л. с., при объеме в 1,6 литров. А вот их ЭКО уровень едва дотягивает до ЕВРО-2.
Российские двигатели ЗМЗ 40524.10 и 40525.10
Современные силовые агрегаты стандарта ЕВРО-4, с четырьмя цилиндрами, объемом 1,6 литров, расположенными в ряд. Мощностной порог таких ДВС достигает 140 л. с., а применяют их чаще всего на последних моделях «ГАЗель» и «Рута»;
ЗМЗ 51432.10 CRS
Единственный турбированный мотор, производимый Заволжским заводом. Его мощность составляет 114 лошадиных сил, при объеме мотора в 1,4 литра. Такой ДВС можно встретить на отечественных внедорожниках УАЗ «Патриот», «Хантер» и «Карго» (в том числе и в кузове пикап);
Двигатели отечественного производства ЗМЗ 5233.10, 5234.10 и 513.10
V-образные «восьмерки», выдающие до 130 лошадей. Такие силовые агрегаты являются узкоспециальными, так как их применение распространяется только на пассажирские автобусы и грузовики среднего класса.
ЗМЗ 73
Восьмицилиндровый мотор, с V-образным расположением цилиндров. Применяется на манипуляторах, погрузчиках и другой спецтехнике легкого и среднего класса грузоподъемности. Его рабочий объем достигает 4,25 литров, при максимальной мощности в 123 л. с.
ГАЗ 560 и 5601
Рядные четверки, выдающие до 95 и 110 лошадей соответственно. Силовой агрегат под индексом 560 применяется на легковых автомобилях модели «Соболь», «Волга» и «Крайслер». А вот более сильный ДВС находит применение на грузопассажирских «ГАЗелях» и «Соболях».
ГАЗ 5621
Шестицилиндровый рядный мотор, выдающий до 110 лошадей. Образец для грузовых автомобилей и лимитированных внедорожников с повышенной проходимостью «Тигр» и «Водник».
ГАЗ 5603
Экспортный вариант силового агрегата, отвечающий стандартам ЕВРО-4. Представлен рядной «четверкой», с рабочим объемом 1,6 литров и номинальной мощностью в 110 лошадиных сил.
Российские двигатели УМЗ 4215, 4216, 4216-47, 4216-4, 4216-1
Четырехцилиндровые рядные ДВС, с разбросом мощности от 96 до 107 лошадей. Специальный образец для пассажирских автомобилей «Газель» и «Соболь». Благодаря ЭКО стандарту ЕВРО-3,4 такой силовой агрегат поставляется еще и на экспорт, в модификациях с 8 и 16 клапанами.
УМЗ 421
Мотор с рядным блоком и 4 цилиндрами, рабочий объем которых составляет 1,6 литров. Широко применяется на грузопассажирских автомобилях марки УАЗ, с приводом 4Х4. Номинальная мощность такого ДВС составляет 98 лошадиных сил.
УМЗ 4213
Современный силовой агрегат, отвечающий стандарту ЕВРО-3. Изготавливается для внедорожников УАЗ. При объеме 1,6 литров (4 цилиндра) выдает до 107 лошадей.
Средний ресурс отечественных моторов составляет порядка 150-170 тыс. км – для легковых авто, и от 90 до 110 тыс. км пробега – для грузопассажирских машин и внедорожников с полным приводом.
Вес силовых агрегатов, выпускаемых заводами ВАЗ, ГАЗ, УМЗ и ЗМЗ не превышает 115 кг – у легковушек, и 170 кг – у машин с большой грузоподъемностью. Для их питания используется топливо АИ-92/95, а для смазки трущихся элементов блока производитель рекомендует применять масло с индексом от 5W30 до 15W40.
Специализированные российские двигатели
Помимо образцов для джипов и легковушек отечественные моторостроительные заводы производят еще и двигателя специального назначения. К ним относятся:
ТМЗ 864-10
V-образный восьмицилиндровый дизель, созданный Тутаевским моторным заводом. Его максимальная мощность составляет 500 л. с. при рабочем объеме в 17,25 литров. Такого рода моторы применяются на грузовых автомобилях с большой грузоподъемностью.
От легковых ДВС ТМЗ 864-10 существенно отличается конструкцией: в нем предусмотрен базовый турбонаддув и замкнутая система вентиляции картера.
КАМАЗ 740.74-20
300-сильный дизельный мотор, с V-образным блоком цилиндров. Применяется на грузовых автомобилях среднего класса грузоподъемности, с приводом 6Х6. По ЭКО стандарту подходит под требования ЕВРО-4. Средний ресурс такого ДВС – 1 млн. км. Пробега.
ЯМЗ 536
Дизельный силовой агрегат, с V-образным восьмицилиндровым блоком. Подходит для использования на самосвалах и грузовых автомобилях с колесной базой от 4Х4 до 8х2. Изредка применяется на автопоездах, с общей грузоподъемностью до 44 тонн. Его рабочий объем составляет 12 литров, при номинальной мощности в 412 лошадиных сил.
В конструкции специализированных силовых агрегатов применяются зарубежные технологии, на подобии: Common, Rail Westport и EvoTech. Они позволяют снизить расход топлива гигантов, и увеличить их рабочий ресурс.
Топ 3 самых надежных двигателей отечественного производства
За длительное время эксплуатации отечественных автомобилей специалисты смогли вычислить тройку самых надежных силовых агрегатов, выпускаемых заводами ЗМЗ и АвтоВАЗ. Это двигатели отечественного производства:
ВАЗ 11189
Рядная четверка, с рабочим объемом в 1,6 литров. Этот мотор оснащен достаточно простой и надежной газораспределительной системой на 8 клапанов. Втыковые поршни, характерные для всего модельного ряда ВАЗ, на нем были заменены на безвтыковые, которые не гнуться при обрыве ремня ГРМ.
Заводского ресурса такого силового агрегата хватает более, чем на 200 тысяч км пробега. А вот ЭКО уровень двигателя ВАЗ 11189 отвечает всем нормам ЕВРО-4, что не присуще большинству отечественных легковых автомобилей. Дата производства ДВС – с 2015 года, и по сегодняшний день (в 2018 году была произведена глобальная модернизация блока цилиндров).
ВАЗ 21179
Это 1,8 литровый силовой агрегат, с рядным блоком. Еще один бензиновый образец от завода «АвтоВАЗ», который славится высоким уровнем надежности. В его основе лежит конструкция с более устаревшей модели 21126.
Но в ходе модернизации производители оснастили двигатель ВАЗ 21179 новыми коленчатым валом и поршневой группой. За счет этого, при старом расходе, мотор стал выдавать аж 122 лошадиные силы (вместо 110, как на версии 21126).
Изменилась и система охлаждения блока. Теперь она способна выдерживать большое давление, препятствуя течи. Единственный недостаток российского двигателя ВАЗ 21179 – повышенный расход масла на обкатке.
Но если перетерпеть этот период, то силовой агрегат отблагодарит вас 400 тысячами км пробега. Хотя заводской ресурс, на который дается гарантия, заканчивается на 300 тысячах.
ЗМЗ 409
Рядная четверка от Заволжского завода, объемом 2,7 литра, замыкает тройку самых надежных моторов отечественного производства. В отличие от силовых агрегатов АвтоВАЗ этот ДВС укомплектован 16-ти клапанным газораспределительным механизмом. Но в плане надежности он не уступает своим восьми-клапанным аналогам.
Блок мотора ЗМЗ 409 изготовлен из высокопрочного чугуна, с повышенным уровнем огнеупорности, за счет чего двигатель не так сильно страдает от перегрева. Установленный заводом ЭКО уровень этого ДВС достигает стандарта ЕВРО-4. Ну а средний срок эксплуатации блока под индексом 409 составляет 450 – 500 тысяч км.
Единственное слабое место двигателя ЗМЗ 409 – натяжители цепи газораспределительного механизма. Но их ремонт достаточно дешевый. Поэтому брать во внимание этот недочет не стоит. Период выпуска мотора ЗМЗ 409 – с 2001 года, по настоящее время.
Тройка самых надежных отечественных агрегатов была разработана для моделей Lada Vesta, Lada X-Ray, Lada Largus, UAZ Hunter, UAZ Patriot и UAZ 452. Также некоторые экземпляры «АвтоВАЗа» поставлялись на экспорт, для использования на легковых автомобилях и универсалах. Поэтому не исключено, что Волжские двигатели отечественного производства можно встретить на некоторых Фиатах и Рено.
Российские дизельные двигатели
Компания «Дизель Экспорт» реализует российские дизельные двигатели, в том числе производства Ярославского моторного завода. ЯМЗ одно из крупнейших отечественных предприятий, производящих дизельные моторы многоцелевого назначения, а также стационарные установки на их основе и комплектующие к ним.
Продукцией завода сегодня комплектуют свыше трехсот моделей транспортных средств, а также изделий спецназначения. В это число входят грузовые машины КамАЗ, МАЗ, УРАЛ, автобусы, магистральные автопоезда, строительная и сельхозтехника, а также дизельные электростанции.
Прямые поставки продукции непосредственно от производящих предприятий позволяют компании «Дизель Экспорт» продать тот или иной мотор по наиболее низкой для покупателя цене. Мы гарантируем максимально высокое качество всех наименований, представленных в каталоге. Покупка надежной техники от производителя является лучшей гарантией её долговечности. К тому же благодаря отсутствию простоев оборудования из-за возможных поломок обеспечивается его максимально быстрая окупаемость.
Технические параметры
Каждый мотор ЯМЗ выпускается с применением успешного опыта использования на оборудовании различных классов, в том числе и в неблагоприятных эксплуатационных условиях. Передовые конструкторские наработки по компоновке и реализации систем ДВС обеспечивают максимальную надежность и экономичность готовых систем. Продукция ЯМЗ отличается перед многими зарубежными и отечественными моделями оборудования по таким показателям как крутящий момент и максимальная мощность при более экономном расходе ГСМ.
В данном разделе каталога можно выбрать мотор по следующим характеристикам:
- мощность в лошадиных силах и киловаттах;
- экологический класс (Euro-0 — Euro-5);
- количество цилиндров (4/6/8/12);
- расположение цилиндров;
- цена.
Плюсы обращения в компанию «Дизель Экспорт»
Если Вы заинтересованы в покупке доступного качественного мотора, то Вы сделали правильный выбор! Приоритетное направление в работе компании «Дизель Экспорт»— продажа ДВС отечественного производства. В нашей компании можно купить новый двигатель для транспортных средств, спецтехники, электрических генераторов и иных вариантов применения. Прямые поставки продукции с завода-изготовителя обеспечивают низкую для покупателя стоимость. Если Вы не знаете определенного наименования продукции, тогда рекомендуем получить квалифицированную консультацию от наших специалистов.
Условия оплаты и доставки
«Дизель Экспорт» реализует продукцию по всей России и СНГ. Отгрузка проводится со складов в городах Самара, Краснодар и Ярославль. Также в городах Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург открыты официальные представительства компании. Для доставки заказа можно выбрать наиболее удобного перевозчика из списка транспортных компаний, с которыми мы работаем. В разделах «Доставка и оплата» Вы можете узнать более подробную информацию. Также рекомендуем воспользоваться формой обратной связи для получения наиболее выгодного предложения.
У каких автомобилей в России самые мощные двигатели?
Несмотря на проклятия и алармистские выпады «зеленых» в адрес мощных двигателей внутреннего сгорания, пропуском в лакшери-клуб все еще остаются V-образные 12-цилиндровые моторы. Эти силовые агрегаты считаются в автомобилестроении высшим достижением и несут в себе немалый потенциал.
Конструктивно V-образные моторы состоят из двух блоков по 6 цилиндров в каждом, соединенных под углом в 60, 90, 120 и даже в 180 градусов. Такие моторы лишены ряда негативных особенностей, присущих, к примеру, 4-цилиндровым агрегатам, и обладают наилучшей отдачей и КПД. Что же превращает их в шедевры?
Дело в том, что во время вращения коленвала при парных нагрузках поршней внутри блока возникают силы инерции второго порядка, рождающие паразитные моменты. Многоцилиндровые моторы начинают вибрировать, и по блоку идут сложные волны разворачивающих моментов.
Чтобы убрать вибрации, конструкторы компенсируют силы инерции второго порядка с помощью хитрых приспособлений, в том числе маховиков. Но самое лучшее, когда поршни сами уравновешивают друг друга. Так работать способны только 6-цилиндровые моторы, где цилиндры стоят в ряд или друг напротив друга, как в оппозитной схеме.
Если взять две рядных «шестерки» с идеальной балансировкой и совместить V-образно, то получится еще один идеально уравновешенный мотор вдвое большей мощности. Не удивительно, что компоновка V12 нашла применение в поршневой авиации и спорткарах.
На российском рынке по-прежнему можно купить автомобили с идеально сбалансированными силовыми агрегатами. Их немного, отчего владеть ими стало еще более престижно.
BMW M760Li xDrive
Клуб V12 начинается с баварского премиум-седана, который по скоростным характеристикам даст фору некоторым спорткарам. Бензиновый 6,6-литровый мотор, развивающий 609 л.с., вкупе с 8-ступенчатой автоматической коробкой ZF позволяет машине разгоняться до сотни за 3,7 секунды. Максимальная же скорость искусственно ограничена на уровне 250 км/ч. Автомобиль может мчаться и быстрее, но это не всегда оправдано по соображениям безопасности. Главное назначение «семерки» – не гонять сломя голову, а с комфортом летать по автобанам на дальние дистанции.
Цена машины начинается от 10 570 000 руб. Кстати, почти такой же 6,6-литровый мотор устанавливается и на люксовый Rolls-Royce Wraith.
Aston Martin DB11 Coupe
За чуть большие деньги можно купить автомобиль совсем иного рода. Это красивая игрушка, предназначенная скорее для редких прогулок по городу, чем для повседневной езды в нашем климате. Но эмоций от редких покатушек на ней хватит, чтобы раскрасить серые будни яркими впечатлениями на многие недели вперед.
Под капотом спорткара шепчет идеально сбалансированный 5,2-литровый V12 мощностью 608 л.с., расположенный спереди продольно. Привод только задний, а коробка передач 8-ступенчатая. Спорткар разгоняется до 100 км/ч а 3,9 с, а максимальная скорость приближается к 320 км/ч. Цена автомобиля начинается от 16 000 000 руб.
Mercedes-Benz S Coupe 65 AMG
Альтернативу английской игрушке создали немцы с их культом практичности. Новое купе из Штутгарта вооружено бензиновым 6-литровым V12 мощностью 630 л.с., который позволяет и быстро мчать, и комфортно кататься по городским пробкам. Такое купе не привлекает лишнего внимания, но обладает феноменальными способностями.
Первую сотню автомобиль разменивает за 4,1 секунды, а максималка при снятии электронного ограничителя уходит за 300 км/ч. Мотор обладает большим запасом для совершенствования. Разнообразные тюнинговые ателье предлагают обширные программы по его форсировке. Цена машины начинается от 17 820 000 руб.
Lamborghini Aventador S Roadster
Среднемоторный родстер венчает модельную линейку итальянской компании. Среднее расположение двигателя, мощность 740 л.с. и максималка, ограниченная на уровне 350 км/ч, превращают этот автомобиль в мечту. И это уже не игрушка. Чтобы купить спорткар, способный выстреливать до сотни за 3 с, придется пройти спецкурс спортивного вождения. Иначе настоящего удовольствия от обладания не будет.
6,5-литровый V12 за спиной и полный привод позволяют на время изменить реальность и пережить секунды катарсиса, как при медитации. С помощью совершенной техники достигаешь пограничного состояния и познаешь не только себя, но и законы мироздания. А за такой метафизический опыт не жалко заплатить аж 22 379 529 рублей.
Ferrari 812 Superfast
Еще один шедевральный автомобиль оценен уже в 23 млн рублей. Глядя на него, понимаешь, что цена тут по заслугам. В первую очередь Ferrari невероятно красив, но еще и очень быстр: разгоняется до 100 км/ч за 2,9 с – на 0,1 с резвее, чем Aventador S Roadster.
Чтобы заставить машину выстреливать, как мотоцикл, инженеры подняли мощность 12-цилиндрового V-образного мотора до 800 л.с. Получился не спорткар, а произведение искусства.
Porsche 911 GT2 RS
Чуть в стороне от этой энергичной компании стоит Porsche. У него V12 под капотом нет. Зато инженеры фирмы преуспели в доводке оппозитных движков, которые по уровню балансировки не уступают 12-цилиндровым агрегатам.
Конструктивная схема 6-цилиндровых оппозитников похожа на V-образные моторы. Только у оппозита поршни развалены на 180 градусов и работают навстречу друг другу, отчего уравновешивают силы инерции второго порядка. В общем, GT2 RS тоже располагает по-настоящему шедевральным мотором, который при объеме 3,8 л и при 6 цилиндрах развивает аж 700 л.с. Это не двигатель, а легенда, уже ставшая визитной карточкой Porsche и ее гордостью.
Малый вес и задний привод помогают Porsche 911 GT2 RS выстреливать до сотни за 2,8 с. Купить заднемоторное чудо можно за 19 245 000 рублей.
Самый дорогой автомобиль с идеально сбалансированным мотором продают за 24 500 000 рублей. Это англо-немецкое детище использует форсированный до 630 л.с. мотор от BMW 7-й серии и берет 100-километровый скоростной рубеж за 4,6 с. Для лакшери-купе с роскошным салоном и высоким уровнем оснащения – это более чем неплохо.
Конечно, носиться на Wraith, как на Ferrari 812 Superfast, вряд ли кто-то решится. V12 под капотом нужен ему скорее для наивысшего статуса и демонстрации превосходства.
Автомобиль с 12-цилиндровым мотором производится и в России. Это легендарный Aurus из президентского «Кортежа». Мотор был разработан в НАМИ при содействии Porsche. Не удивительно, что он оказался невероятно эффективным. Благодаря четырем турбинам с 6,6 литра объема инженеры сняли 856 л.с. Увидеть мотор можно будет в конце августа на стенде НАМИ на Московском автосалоне.
Ярославский прорыв: ЯМЗ создает двигатели для всех коммерческих автомобилей в России
В 1964 году Юрий Визбор написал песню, где припевом были слова:
«Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!»
Эта песня оказалась гимном безвременья, характерного для постперестроечной России, где все разваливалось и распадалось… И казалось, что ничего нового отечественного уже не будет…
Нет, разумеется, ракеты мы тоже делаем, и Енисей давным-давно перекрыт. Правда, я совершенно (по серости своей) не представляю, что творится в области балета, но зато знаю, что у нас в Ярославле научились делать качественные и современные моторы.
Знаете, как-то так живешь, и вдруг выясняешь, что есть своя конструкторская школа, что мы можем делать весьма конкурентоспособные двигатели. Более того, оказывается, что двигатели Mercedes выпускаются на Ярославском моторном заводе – их делают те же рабочие, в тех же производственных корпусах, где выпускаются и наши моторы.
В 2016 году Ярославскому моторному заводу исполняется 100 лет, и юбилейный год ЯМЗ встречает с самыми современными технологиями. В 2013 году «Группа ГАЗ» начала серийное производство дизельных двигателей нового поколения для коммерческого транспорта, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и специальной техники. В Ярославле было построено новое производство дизельных двигателей, которое является самым современным не только в России, но и во всей Восточной Европе. С самого начала была установка на создание универсального двигателя, способного перекрыть все потребности отечественного автопрома.
Эстетический шок
Посещение нового завода, где собирают ЯМЗ-530, способно повергнуть неподготовленного человека в глубокий шок. Вы заходите в огромные и чистые цеха, где очень мало людей. Уровень автоматизации производства достигает 90%. А есть линии, на которых и вовсе исключен человеческий фактор. Так, линия обработки коленчатых валов автоматизирована на 100%!
«Группа ГАЗ» инвестировала в проект около 10 миллиардов рублей. Производство площадью свыше 50 тысяч квадратных метров оснащено оборудованием ведущих производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.
Знаете, что поражает больше всего человека, знакомого с реальным производством? Отсутствие потеков и следов масла не только на технологической линии, но и на поставляемых деталях! Потом обращаешь внимание на уровень и качество обработки металла… Потом ты узнаешь, что все ответственные операции автоматизированы настолько, что в любой момент по серийному номеру двигателя можно проверить, с каким усилием затянуты болты, крепящие головку блока, или как были отрегулированы клапаны…
Все это говорит о высочайшей культуре производства, и после увиденного не удивляешься тому, что три четверти людей, работающих на заводе, – с высшим образованием, и что в рамках организации проекта конструкторы и технологи ЯМЗ прошли стажировки в ведущих европейских компаниях.
ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536
На сборочной линии четырех- и шестицилиндровые двигатели идут вперемешку. Они полностью унифицированы по конструкции и различаются только количеством цилиндров. При этом производственная линия получилась очень гибкой, ведь широкий спектр потребителей подразумевает установку самого разнообразного навесного оборудования.
Арочная конструкция блока цилиндров обеспечивает высокую жесткость (а значит, уменьшение шума и вибраций) – двигатель действительно оказался довольно тихим. А оригинальная запатентованная система охлаждения «обратного типа» снижает тепловую напряженность и положительно влияет на ресурс двигателя.
Понятно, что система питания здесь типа Common Rail, но вот то, что прочность базовых компонентов, рассчитанных на давление сгорания 210-230 бар, определяет высокую надежность при форсировке до 50 кВт/л (68 л.с./л) – это рекордный показатель не только для отечественного автопрома, даже немногие зарубежные производители могут позволить себе гарантировать 1 миллион километров пробега для аналогичных двигателей, работающих на коммерческой технике. Чтобы было понятно, о чем идет речь, поясню: максимальная мощность шестицилидрового ЯМЗ-536 – 350 л.с., и снимаются эти лошадки с рабочего объема 6,65 л! Подавляющее большинство мировых производителей снимает такую мощность с 8-9 л рабочего объема.
Еще одним преимуществом ЯМЗ-530 можно считать то, что двигатели эти намного легче конкурентов, а значит, при прочих равных растет коммерческая и общая эффективность перевозок.
Сейчас завод выпускает двигатели, соответствующие экологическому стандарту Евро-4, но версия Евро-5 уже есть и ждет своих заказчиков. И самое удивительное в этом проекте то, что двигатели Евро-5 получились не дороже своих предшественников! При этом в конструкцию моторов заложена возможность достижения норм Евро-6.
На выходе имеем два двигателя, закрывающих мощностный диапазон 136–350 л.с. Параллельно с турбодизельными версиями можно заказать газовый двигатель, но и это еще не все. В перспективе появится абсолютно новый рядный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-780 – это 12-литровый турбодизель (450–600 л.с.).
От себя могу добавить, что мне довелось поездить и на автомобилях с двигателем ЯМЗ-534 (ГАЗон NEXT и ЯМЗ-536 (Урал NEXT), и оба двигателя оставили только положительные впечатления: это тихие моторы с серьезным запасом тяги и очень неплохой экономичностью. Находясь за рулем, никогда не подумаешь, что под капотом двигатель такого скромного объема: реальные впечатления, будто едешь на машине с объемом двигателя в полтора раза больше – изумительная эластичность. Самые яркие впечатления ГАЗон NEXT (ЯМЗ-534) оставил на трассе, когда реально можно было обгонять соседей по потоку и буквально «уходить в точку». Четырехцилиндровый двигатель объемом 4,43 л на ГАЗоне NEXT City выдает 150 л.с. и 490 Нм, но самое главное – это тяга на «низах»: полностью груженная машина нормально выбирается из песка и уверенно передвигается по проселку. Урал NEXT с двигателем ЯМЗ-536 (300 л.с., 2 100 Нм) на бездорожье и вовсе напоминает быстроходный танк – такое ощущение, что остановить его невозможно.
Про импортозамещение
Двигатели получились выдающимися, но созданы они по мировым стандартам и технологиям, а это подразумевает использование широкого ассортимента продукции сторонних производителей. И среди этих производителей много иностранных компаний.
Локализованное «сердце». Какие иномарки ездят на российских моторах?
Торжественная церемония старта строительства завода бензиновых двигателей компании Hyundai Motor состоялась 30 июня. Цеха будущего предприятия расположились рядом с автосборочными мощностями Hyundai в Сестрорецке, недалеко от Санкт-Петербурга, где изготавливают по полному циклу седаны Hyundai Solaris и Kia Rio, а также кроссовер Hyundai Creta. Ранее двигатели импортировались из Кореи. Теперь сестрорецкие моторы должны к 2021 году полностью обеспечить внутренний спрос и сократить издержки на логистику и налоговую нагрузку.
Hyundai и Kia
На первых этапах на заводе под Санкт-Петербургом планируется выпускать 1,6-литровые бензиновые моторы семейства Gamma, которыми оснащаются все три корейские модели. Будут локализованы отливка и расточка блока цилиндров, а также изготовление головки блока и коленвала. Там же возведут сборочный конвейер.
Инвестиции в строительство нового предприятия составят порядка 13,1 млрд рублей. Общая площадь завода составит 36 тысяч квадратных метров, а количество новых рабочих мест достигнет 500. Высокая автоматизация производства не требует большого количества персонала.
Таким образом, новый моторный завод Hyundai будет третьим по мощности в России и уступит только «АвтоВАЗу», который поставляет на автосборочный конвейер до 900 000 моторов в год, а также Заволжскому моторному заводу с его 450-тысячным объемом выпуска двигателей.
Ожидается, что уже в октябре 2021 года первые российские моторы встанут на питерские Hyundai Solaris, Creta и на Kia Rio.
Renault-Nissan
Концерн Hyundai Motor стал одним из последних автогигантов, которые вложились в производство двигателей в России. Многие предприятия уже изготавливают здесь силовые агрегаты. Это Volkswagen, Ford, Mazda и Renault.
Одним из первых был альянс Renault-Nissan. По договоренности с заводом «АвтоВАЗ» началась лицензионная сборка 1,6-литрового французского двигателя K4M, который поставлялся на Logan, Sandero, Duster, а также на Nissan Almera, Terrano, Lada Largus и X-ray. После модернизации силового агрегата его стали применять для локализованных Qashqai.
Возведенная в Тольятти линия рассчитана на 300 000 силовых агрегатов в год, а процент локализации мотора K4M должен достигнуть 22%.
Volkswagen
Еще одно крупное предприятие по изготовлению моторов возвел Volkswagen Group Rus. Оно расположено в технопарке «Грабцево» под Калугой, в 170 км к юго-западу от Москвы. Там же, рядом с заводом, высятся корпуса автосборочного предприятия, где по полному циклу выпускаются Volkswagen Polo и Skoda Rapid.
Volkswagen выпускает под Калугой моторы 1,6 MPI серии EA211, и с момента запуска конвейера в 2012 году из ворот предприятия вышло более 400 тысяч российских моторов мощностью 90 л. с. и 110 л. с. Они шли не только на калужские Polo и Rapid, но и на Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Skoda Yeti. Вскоре модернизированные EA211 пойдут на кроссовер Skoda Karoq. Производственные мощности завода позволяют выпускать до 200 тысяч моторов в год.
Ford и Mazda
В 2015 году по соглашению с компанией «Солерс» на заводе в Елабуге начал производство моторов концерн Ford. Российскую прописку получил бензиновый двигатель Duratec 1,6 TI-VCT, который известен с начала 2000-х годов. Было предусмотрено три версии силового агрегата с разной степенью форсировки: 85 л. с., 105 л. с. и 125 л. с. С октября 2015 года этими моторами оснащались Fiesta, с января 2016-го — EcoSport, а затем и Focus. С целом предприятие было рассчитано на выпуск до 100 тысяч силовых агрегатов в год. Однако Ford в 2019 году в рамках программы глобальной реструктуризации закрыл заводы в России и прекратил продажу легковых автомобилей.
В кооперации с «Солерс» работает и Mazda. В сентябре 2018 года во Владивостоке был открыт завод по производству бензиновых 4-цилиндровых двигателей семейства Skyactiv-G для седана Mazda 6 и кроссовера СХ-5. По сравнению с другими предприятиями иностранных концернов мощность небольшая: всего 50 тысяч моторов в год.
Как утверждают все производители, на предприятиях действуют те же стандарты качества, что и на иных заводах в разных странах мира, поэтому российские моторы не отличаются в худшую сторону по качеству сборки.
Россия начинает разработку двигателей нового поколения
Петербургский двигательный завод «Звезда» оформил сразу два патента на свою разработку силовых агрегатов нового поколения, получивших название «Пульсар». Об этом сообщается в пресс-центре компании.Представители завода отмечают, что серьезную поддержку проект получил от Министерства промышленности и торговли.
Современные силовые установки будут производиться в различных модификациях. Разработчики утверждают, что двигатель М150 «Пульсар» является уникальной разработкой, которая будет применима практически во всех отраслях. К примеру, их можно будет использовать в качестве тяговитого агрегата на подвижных железнодорожных составах, кораблях, на специальной строительной технике и прочем.
![]() |
Двигатель М150 «Пульсар» |
Источник: Пресс-служба завода «Звезда» |
Отличительной особенность разработки является также возможность использования двигателей в дизель-генераторах, вырабатывающих электроэнергию. Отмечается, что патенты выписаны лишь на имя самого предприятия, поэтому помощь государства можно назвать безвозмездной. Таким образом и должна работать настоящая поддержка, уверяют представители компании. Государство сделало все возможное, чтобы проект был реализован, поэтому не создавало никаких препятствий для деятельности. Теперь данный двигатель можно будет выпускать в серийное производство.
Ожидается, что «Пульсары» полноценно заменят используемые ранее немецкие двигатели МTU, которые теперь не поставляются в Россию из-за санкций. Разработчики уверяют, что российские двигатели можно назвать самыми современными дизельными силовыми агрегатами за последнее десятилетие. Создание такого двигателя является ярчайшим примером эффективности программы импортозамещения в России, которая позволила стабилизировать экономику и существенно развить производственно-промышленную сферу.
В России продолжают разрабатывать перспективные двигатели для автомобилей
В прошлом месяце «РГ» рассказывала, что московский институт ФГУП НАМИ (разработчик Aurus) продолжает работу над самым мощным двигателем V12. В арсенале российской люксовой марки Aurus уже имеется мотор V8, но известно, что заложена рядная «четверка», которая является производным от вышеупомянутого 4,4-литрового агрегата.
По предварительной информации, в данный момент НАМИ тестирует малообъёмный двигатель Р4. Мотор подходит как для легковых автомобилей, так и для легких коммерческих машин. К примеру, его можно предложить взамен вазовских агрегатов.
«Российская газета» решила выяснить у пресс-службы НАМИ, как обстоят дела с Р4.
«Сейчас идет стадия стендовых испытаний двигателей серии ПтА, после её завершения мы перейдем к проектированию, изготовлению и испытаниям серии ПтБ. Это вся информация, которую я могу вам рассказать на данный момент», — отметил Андрей Гармай, заместитель генерального директора ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» по работе со СМИ.
Напомним, в рамках проекта «Единая модульная платформа» НАМИ совместно с Porsche Engineering разработал семейство модульных двигателей. На вершине моторной гаммы находится V12 объемом 6,6 литра (850 л.с. и 1320 Нм). Он оснащён четырьмя турбинами, непосредственным впрыском топлива и системой изменения фаз газораспределения.
В данный момент Aurus оснащает свои полноприводные автомобили гибридной силовой установкой, включающей в себя 598-сильный бензиновый двигатель V8 с двойным турбонаддувом объемом 4,4 литра, который агрегатируется электромотором и высоковольтной батареей. Мотор работает в связке с 9-ступенчатым «автоматом» -R932 российской фирмы KATE.
Что касается двигателя Р4 объёмом 2,2-литра (245 л.с. и 380 Нм), то он может быть атмосферным или с одинарным турбонаддувом. Этот мотор уже примеряют для доступного и эффектного двухместного спортивного автомобиля родстер «Крым». Агрегат состыкуют с 7-ступенчатым «автоматом» КАТЕ FT703.
Известно, что вслед за ЕМП-1 НАМИ разрабатывает более демократичную платформу ЕМП-2, для автомобилей класса D (гибридных и электрических). Рядная «четвёрка» могла бы встать на вооружение Aurus D-класса, машин отечественных УАЗ и ГАЗ, а уже компактная турботройка объемом 1,65 литра (181 л.с.) вполне подошла бы Lada.
Лучший отечественный автомобиль: какую российскую машину купить
Эксперты в области транспортной техники регулярно составляют рейтинги самых популярных автомобилей, сравнивая их надежность, дизайн, цены и другие показатели. Лидерами неизменно оказываются японские, немецкие и другие импортные авто.
Российский транспорт уступает иномаркам по техническим характеристикам, качеству сборки, внешней презентабельности. Однако ситуация в отечественном автопроме постепенно меняется. Внедряются новые технологии, перенимается опыт улучшенных систем безопасности и качества сборки.
Но по-прежнему остается невыясненным вопрос: какая из отечественных машин самая лучшая? Мы обсудим характеристики 10 наиболее продаваемых российских автомобилей.
Плюсы и минусы российской автотехники
Упадок, который пережил российский автопром в 90-е годы ХХ века, постепенно уходит в прошлое. По данным статистики за 2019 год, в России было продано 363 658 автомобилей Лада, 63 910 – ГАЗ, 38 892 – УАЗ. Нельзя сказать, что отечественная техника безупречна — минусов все еще предостаточно, но у российских авто есть свои преимущества:
- хорошая проходимость по плохим дорогам;
- простота конструкции, возможность самостоятельного обслуживания и ремонта;
- наличие в продаже любых деталей по сравнительно низкой стоимости;
- возможность тюнинга, замены конструктивных элементов (коробки передач, мотора) или облицовки салона;
- невысокая цена по сравнению с иномарками, низкие расценки на ТО и ремонт авто.
Отечественные машины легче продать, хоть и за небольшие деньги, поскольку для значительной части населения цены на импортные автомобили все еще заоблачно высоки.
Недостатками российских машин пока еще являются гораздо меньшая надежность конструкции, слабые скоростные и эксплуатационные характеристики, недостаточно качественная отделка, низкая шумоизоляция автомобильного салона.
ТОП 10 лучших отечественных авто
В ТОП 10 включены автомобили, отличающиеся лучшими конструкционными и эксплуатационными характеристиками, большей комфортностью и надежностью. При выборе учитывались отзывы автолюбителей и специалистов СТО. Во внимание принималась проходимость авто, а также приспособленность техники к российским климатическим условиям.
ГАЗ 31105 (Волга)
Автомобиль, который в советские времена считался элитным, сегодня воспринимается как обычное недорогое, но надежное и вместительное транспортное средство. Оно пользуется особым спросом у дачников и людей старого поколения. Достоинства: массивность и прочность конструкции по сравнению с популярными моделями ВАЗ или китайской автотранспортной техникой, улучшенный внешний и внутренний дизайн. Комплектация по-прежнему оставляет желать лучшего. Выпуск машины прекращен в 2009 году, однако она все еще популярна на вторичном рынке. Сегодня ее стоимость составляет от 185.000 рублей.
Лада Нива 4х4
У машины — бензиновый или дизельный двигатель 1.7 л, мощностью 83 л. с. с механической трансмиссией и просторный кузов «универсал» с высокой посадкой. Расход по городу и на трассе — около 9.5 л/100 км. Авто оснащено кондиционером, подогревом зеркал и передних сидений. Водители отмечают хорошую проходимость по бездорожью, качество лакокрасочного покрытия, высокую ремонтопригодность. Из недостатков: некачественное уплотнение стекол, шумы и скрипы в салоне, частые и мелкие поломки в функциональных узлах. Цена машины — 519.000 рублей.
Лада 4х4 Урбан
К плюсам данной модели относят простоту конструкции, качественное изготовление кузова. Установлен бензиновый двигатель 1.7 л (83 л.с.). Благодаря надежной подвеске, авто имеет хорошую проходимость (можно развить скорость до 80 км/час на ухабистой дороге). Расход топлива 9 л/100 км (за городом) и до 12 л/100 км в городе. Недостатками владельцы считают плохую освещенность салона в ночное время, слабую звукоизоляцию (мешает шум мотора, кондиционера, трансмиссии). Часто возникают поломки в сцеплении, коробке передач. Купить машину 2020 года выпуска можно за 625.000 рублей.
Лада Приора
Это бюджетный автомобиль с расходом топлива на трассе 5.5 л/100 км и 6.4 л/100 км — по городу. Установлен бензиновый двигатель 1.6 л мощностью 106 л. с. Имеется климат-контроль, роботизированная механическая коробка передач, датчик дождя и света. Производится обогрев боковых зеркал, лобового стекла, а также передних сидений. Впечатление портит недостаточно прочная пластиковая отделка салона, слабая изоляция от шума. Последний выпуск «Приоры» состоялся в 2018 году, поскольку АвтоВаз приступил к реконструкции устаревших моделей.
Лада Ларгус
Машина имеет кузов «универсал», механическую трансмиссию, передний привод. Мощность бензинового двигателя объемом 1.6 л составляет 106 л.с. Расход топлива на трассе — 6.7 л/100 км. Достоинствами автомобиля считают вместимость кузова и багажного отделения, наличие кондиционера, крепкую подвеску, малый расход бензина. Все остальные эксплуатационные показатели – средние. Машине не хватает динамики, управляемость «как у автобуса» (по выражению одного из владельцев), что создает проблемы при маневрировании, сиденья неудобные, шумоизоляция и герметика салона оставляют желать лучшего. Стоимость новой Лады Ларгус — 830.900 рублей.
Лада XRAY Cross
Это модель с повышенной комфортностью и улучшенной безопасностью, приспособленная для эксплуатации в условиях российского климата. Машина имеет увеличенный до 215 мм дорожный просвет. Используются составные бамперы с легко заменяемыми элементами, а также оригинальные колесные диски. Усовершенствованы амортизаторы, рулевая рейка и усилитель руля. Имеется багажник с тройным дном (для укладки запаски, дополнительным пространством для вещей). Улучшена конструкция обогреваемых сидений. Бензиновые двигатели объемом 1.6 л (106 л. с.) или 1.8 л (122 л.с.) с механической коробкой передач способны разгонять машину до 186 км/час и потребляют около 7 литров топлива на 100 км. Машина хорошо стартует, не пробуксовывает на снегу. Цена зависит от комплектации, составляет от 641.000 до 874.000 рублей.
Лада Гранта
Переднеприводной седан с бензиновым двигателем на 1.6 л мощностью 114 л. с. с механической трансмиссией. Экономичен (расход топлива по трассе — 5.5 л/100 км, при езде по городу — 8.8 л/100 км). Имеется кондиционер, обогрев лобового и заднего стекла, боковых зеркал и передних сидений. В отзывах автолюбители пишут об отсутствии освещения в бардачке, неказистой отделке салона, слишком жесткой подвеске (при езде ощущаются неровности). Однако в целом для бюджетной машины, «Лада Гранта» — вполне адекватна. Купить ее можно от 650.000 рублей.
Лада Веста
«Универсал» снабжен механикой и передним приводом. Объем бензинового мотора составляет 1.6 л (мощность до 106 л. с). Расход на трассе — 12 л/100 км.
Автомобилисты отмечают следующие «плюсы» модели: маневренность, легкость управления, хорошую комплектацию (круиз-контроль, подогрев стекол и зеркал, удобная конструкция сидений, наличие аудиосистемы и блютуза), достойное освещение салона;, приятный экстерьер. «Минусом» является малый объем багажника. Машина с комплектацией «Люкс» обходится в 800.000 рублей.
УАЗ Хантер
Машина с кузовом типа SUV и откидным задним бортом рассчитана на дальние поездки по бездорожью, имеет бензиновый двигатель мощностью 128 л. с. и объемом 2.7 л. Расход топлива на 100 км гораздо меньше, чем можно было ожидать — 11.2 л. Авто быстро разгоняется, едет плавно. «Плюсы» внедорожника: удобство водительского сиденья , хороший обзор дороги, привычное расположение приборов на передней панели, приемлемая цена (600.000 рублей). Некоторые водители отмечают недостаточно четкую работу коробки передач в начале движения, дрожание боковых зеркал (под воздействием встречного воздушного потока) при езде со скоростью больше 85 км/час.
УАЗ Патриот
Мощный внедорожник с бензиновым двигателем на 2.7 л и мощностью 150 л. с. с механической 5-ступенчатой трансмиссией, полным приводом, системой антиблокировки колес ABS и электронной регулировки тормозной силы EBD. В комплектацию входит ГУР (гидроусилитель руля), бортовой компьютер, крепеж для детских кресел, стальные диски для колес. Производится подогрев зеркал и их поворот с помощью электропривода. Стоимость последней модификации — 911.000 рублей.
В заключении, отметим, что в отзывах многие автолюбители отмечают: неприхотливые российские авто служат им верой и правдой по 10-15 лет, а их техобслуживание обходится намного дешевле, чем эксплуатация импортной техники. Некоторые автовладельцы предпочитают именно недорогие отечественные авто, которыми пользуются 2-3 года, а затем продают и обновляют машину. Это выгоднее, чем покупать иномарку с пробегом: за те деньги, которые уходят на Ладу или УАЗ, можно купить лишь потрепанную импортную машину с сомнительной историей и плачевным техническим состоянием.