Nd-avtodrom.ru

НД Автодром
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пневмоподвеска на автомобиле: устройство пневмы, неисправности и ремонт

Ремонт пневмоподвесок и их плюсы и минусы

Несмотря на то что пневматическая подвеска впервые была применена еще в 50-е годы XX века, до сих пор она достаточно редко встречается на автодорогах. Первым автомобилем с пневматической подвеской стал легендарный Citroën DS, с тех пор принципы работы подобных разновидностей подвесок практически не изменились.

Что такое пневмоподвеска?

Пневматической именуется подвеска, в которой в качестве упругого элемента используется сжатый воздух. То есть это не самостоятельный тип подвесок, а лишь разновидность — в ее основе могут быть рычаги, упругая балка или «качающаяся свеча» (Макферсон). Главное, что вместо рессор или пружин амортизаторов используются пневмобаллоны (пневмостойки, пневмоподушки).

Упругими элементами пневмоподвески являются баллоны со сжатым воздухом, устанавливаемые на каждое колесо. Воздух в них закачивается через компрессор, размещаемый в подкапотном пространстве. Из-за громоздкости этого элемента пневмоподвеска обычно используется на внедорожниках и авто бизнес-класса. Но большее распространение такой тип подвески получил на грузовиках и полуприцепах. Также в ее систему входят ресивер (резервуар для хранения воздуха), датчики высоты и блок управления.

Всего в современном автомобилестроении используется несколько разновидностей пневмоподвесок:

  • одноконтурная — недорогой вариант, устанавливаемый на одну ось, как правило, заднюю;
  • двухконтурная — устанавливается на одну или обе оси;
  • четырехконтурная — каждое колесо регулируется отдельно.

Пневматическая подвеска позволяет владельцу авто управлять клиренсом автомобиля и жесткостью подвески вручную либо в автоматическом режиме. То есть при желании можно увеличить просвет и проехать дорожную неровность, либо снизить на гладком шоссе для большей прижимной силы. Такая адаптивность в характеристиках пневматической подвески делает подобный автомобиль крайне удобным в эксплуатации.

Плюсы и минусы

Как и любое яркое техническое решение, пневматическая подвеска имеет выраженные плюсы и минусы. К преимуществам относятся следующие показатели.

  1. Возможность изменения клиренса, что особенно ценно в условиях России. Владельцы автомобилей с пневмоподвеской могут увеличить дорожный просвет при езде по бездорожью, уменьшить до минимума на ровном асфальте или при парковании машины.
  2. Комфортабельность — с упругим элементом в виде сжатого воздуха в этом плане не может сравниться ни одна другая подвеска. Минимальная шумность и максимальная мягкость езды являются неоспоримыми преимуществами пневматической подвески. При этом если необходимо, то жесткость подвески может быть увеличена вручную или автоматически.
  3. Адаптивная пневмоподвеска может похвастаться и третьим преимуществом — настройка жесткости и размера клиренса происходит в автоматическом режиме. У четырехконтурной адаптивной подвески пневмоопора колеса независима и настраивается индивидуально — в зависимости от покрытия.

К сожалению, неоспоримые преимущества пневмоподвески сопровождаются большим количеством минусов.

  1. Низкая ремонтопригодность многих элементов, особенно пневмоподушек. Практически каждый элемент пневмоподвески приходится менять полностью.
  2. Проблемы с обслуживанием. Пневмоподвеска отличается высокой «капризностью» — необходимо систематически очищать систему от скопившейся в ней пыли и грязи.
  3. Высокая стоимость обслуживания и ремонта. Детали пневмоподвески достаточно дороги, а сложность системы обуславливает и высокую стоимость сервисных работ.
  4. Низкая устойчивость к отрицательным температурам. Пневмоподвеска идеально подходит для эксплуатации в российских условиях, однако неустойчивость к низким температурам и особенно к используемым коммунальными службами реагентам значительно снижает ее привлекательность.
  5. Непредсказуемость — обеспечить полную герметичность такой системы невозможно. Нередко владельцы авто с пневмоподвеской наутро обнаруживают машину припавшей на одно или сразу несколько колес. Зачастую такая ситуация бывает полной неожиданностью, ведь еще накануне автомобиль не подавал признаков неисправности.

Стандартные проблемы

Неисправности пневмоподвески могут проявлять себя по-разному. Обычно первым делом выходят из строя пневмобаллоны — автомобиль начинает опускаться на одно колесо. Заявленный ресурс этих узлов — 100 тыс. км, однако в условиях отечественных дорог и климата в лучшем случае можно рассчитывать на 70 тыс. км, а то и меньше.

Неисправность баллона, сначала проявляющаяся в виде незначительных утечек, сказывается и на работе компрессора. Ему приходится работать в усиленном режиме, следовательно, его ресурс исчерпывается быстрее. В этом довольно простом устройстве, представляющем собой элементарный нагнетатель воздуха, обычно выходит из строя поршневая группа, но может сломаться и электромотор. Также из строя выходят датчики высоты и блок управления, но эти неисправности случаются реже.

Диагностика компрессора пневмоподвески

В большинстве случаев проблемы с пневмоподвеской видны владельцу авто невооруженным глазом. Главным признаком неисправности является присевший на одну или несколько стоек автомобиль — из-за потери герметичности воздух элементарно стравливается из системы. Однако определить точное место неисправности может быть непросто, так что в этом случае рекомендуется отправиться в автосервис. Однако автовладелец может попробовать провести и самостоятельную диагностику.

  1. Даже на автомобиле, который не имеет явных признаков неисправности, можно выявить грядущие проблемы с помощью простой линейки. Для этого при разных нагрузках нужно измерить расстояние между поверхностью и передним бампером, и сравнить с табличными данными из руководства по эксплуатации. Если значения различаются, то стоит в скором времени ожидать поломки.
  2. Можно считать коды ошибок с помощью жгута проводов через диагностический разъем. Конкретные таблицы ошибок можно посмотреть в мануале на автомобиль или скачать в интернете.

Можно попробовать самостоятельно установить конкретную неисправность. Для начала нужно выяснить, какая часть подвески виновата в разгерметизации.

  1. Если автомобиль за ночь кренится на одно колесо, то, вероятно, в пневмостойке имеются трещины или разрывы. Можно проверить разгерметизацию путем нанесения мыльного раствора на предполагаемые места утечек, например, в верхней части пневмостойки в местах крепления датчиков воздуха. Если после того как автомобиль заведен, то есть компрессор начал нагнетать воздух в систему, на мыльном растворе выступают пузырьки, то в этом месте имеется трещина. Такая утечка устраняется с помощью ремкомплекта или герметика.
  2. Если автомобиль спускается на одно колесо за короткий срок (1-2 часа), то вероятен разрыв баллона. Проверить это можно, заведя автомобиль и вывесив колесо с помощью домкрата. После того как компрессор нагонит воздух в систему, можно заглушить двигатель. В этих условиях звук выходящего из баллона воздуха будет отчетливо слышен.

Если проседают все четыре колеса, то вероятна полная негерметичность системы, если воздух вовсе не нагнетается в пневмобаллоны — из строя вышел компрессор.

Самостоятельный ремонт пневмоподвески

Самостоятельный ремонт пневмоподвески достаточно сложен, однако замену некоторых деталей вполне можно осуществить собственноручно. Однако во многих случаях такой ремонт — лишь временная мера до полной замены вышедших из строя деталей.

  1. Если проблема состоит в износе поршневой группы компрессора, то можно подпружинить поршневое кольцо. Дело в том, что из-за увеличения выработки на стенках цилиндра поршневое кольцо не может в точности повторять его форму, что и приводит к декомпрессии. Чтобы подпружинить кольцо необходимо отсоединить от компрессора пневматические трубки. Далее следует извлечь поршневое кольцо и подложить под него тонкие металлические полоски, изготовленные из бритвенных лезвий. Такая мера позволит продлить срок службы компрессора на несколько недель, однако затем придется ремонтировать его в сервисе или, что более вероятно, полностью менять.
  2. Еще одна проблема с компрессором может заключаться в том, что из-за частых переключений режимов он дает сбои. Такое может случаться из-за перегрева электродвигателя компрессора, когда расплавившийся лак обмоток не позволяет электродвигателю запуститься. Чтобы ненадолго решить эту проблему, нужно демонтировать электродвигатель с помощью разводного ключа на 10, а затем снять его задний фланец. Разобранный движок нужно тщательно очистить от лака с помощью лезвия ножа или шкурки, стараясь не повредить коллекторные пластины. Далее нужно собрать электромотор, при правильных действиях движок запустится. Если сбои будут повторяться, то необходимо полностью заменить компрессор — отремонтировать его уже не удастся.
  3. Ремонт пневмобаллонов целесообразен лишь тогда, когда имеются небольшие трещины в его верхней части. Разрыв баллона сразу гарантирует полную замену детали, а вот с трещинами еще можно побороться. Для этого можно использовать анаэробный герметик для уплотнения металлических и фланцевых соединений. Для замазки трещин нужно в места выявленных утечек влить герметик с помощью штуцера.

Установка пневмоподвески

Установить пневмоподвеску самостоятельно достаточно тяжело, так как настроить систему в условиях гаража непросто. При ошибках в установке система будет постоянно стравливать воздух через утечки, так что жизнь автовладельца превратится в сплошные мучения. Однако если желание замены или установки пневмоподвески не отступает, то можно попробовать.

Полный набор для установки обойдется в несколько десятков тысяч рублей, в него входят пневмобаллоны, компрессор, баллон со сжатым воздухом, 4 электромагнитных клапана, пневматические трубки (можно использовать трубки от тормозов грузовых авто), блок управления, манометры для контроля давления воздуха. Первым делом устанавливаются пневмостойки (баллоны), затем в багажнике устанавливается ресивер (емкость для хранения воздуха), далее проводится проводка и устанавливается компрессор в подкапотное пространство.

Многие собственники авто с пневматической подвеской, устав от накопившихся проблем, демонтируют ее и устанавливают стандартную пружинную. Конечно, это позволяет избежать многих проблем, связанных с эксплуатацией, однако лишает авто своеобразного шарма. Так что в этом случае каждый волен выбирать то, что ему ближе.

Пневматическая подвеска — достоинства и недостатки

Статья о пневматической подвеске — история создания, из чего состоит, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о подключении пневмоподвески.

Содержание статьи:

  • Что такое «пневматика»
  • История создания
  • Разновидности конструкции
  • Как устроена пневматическая подвеска
  • Достоинства и недостатки пневматики
  • Видео о подключении пневмоподвески

Сегодня пневматическая подвеска устанавливается на многие внедорожники и автомобили бизнес-класса. Зачастую среди владельцев авто возникают жаркие споры о недостатках и достоинствах «пневматики». Прежде, чем делать какие-либо выводы, стоит разобраться, каково устройство пневматической подвески, и чем она хороша и плоха.

Что такое «пневматика»

Безусловно, современные качественные амортизаторы позволяют сделать езду на автомобиле с классической подвеской достаточно комфортной, но это, пожалуй, и всё, что можно сказать о «классике». Какой бы упругостью ни обладали пружины и рессоры такой подвески, вся конструкция сохраняет высокую степень жёсткости. Это значит, что клиренс (расстояние между днищем и дорожным полотном) машины, оснащённой классической подвеской, остаётся неизменным.

Данный элемент был разработан и введён в эксплуатацию, чтобы обеспечить водителю большую степень удобства и качественный уровень безопасности во время езды.

Пневмоподвеска получила большое распространение на автомобильных прицепах и технике грузового типа. Впрочем, легковые машины бизнес-класса также часто оснащаются «пневматикой» — это придаёт модели особый статус и привлекает внимание тех, кто ценит безопасность и удобство, располагая при этом возможностью приобрести такую машину.

История создания

Попытки оснастить автомобиль подвеской, действующей на пневматической основе, начались ещё на заре автомобилестроения – в двадцатые годы прошлого века. К 1957 году конструкторам удалось довести систему до промышленного уровня: компания Дженерал Моторс начала устанавливать её на свой Cadillac Eldorado Brougham. Правда, в то время система не получила широкого распространения, а разработки были положены на полку с пометкой «не востребовано».

С ходом времени новые технологии позволили пересмотреть изначальную конструкцию, и пневматическая подвеска вновь вернулась в автомобилестроение, уже в обновлённом виде.

Разновидности пневматической подвески

Пневматические подвески различаются по числу контуров:

  • одноконтурная;
  • двухконтурная;
  • четырёхконтурная.

Одноконтурная пневматическая подвеска монтируется только на одну автомобильную ось, переднюю или заднюю. Такую систему чаще всего устанавливают на заднюю ось грузовых авто и седельных тягачей, чтобы в зависимости от степени загруженности автомобиля регулировать жёсткость задней колёсной оси.

Двухконтурная система обозначает, по сути, не одну, а две разновидности конструкции. Будучи смонтирована на обе оси, она, по сути, выполняет работу двух подвесок первого типа. А вот в случае, когда подвеска смонтирована на одну ось, по контуру на колесо, она будет регулировать положение каждого колеса на оси отдельно, независимо одно от другого.

Четырёхконтурная пневматическая подвеска, с одной стороны, самая сложная, и с другой – самая эффективная. На каждом колесе монтируется пневматическая подпора, которая регулирует его положение независимо от остальных. Давление в пневматических элементах в данном варианте конструкции, как правило, управляется единым электронным блоком.

Самостоятельная установка пневматической подвески не рекомендуется; безупречно работать будет только подвеска, установленная в заводских условиях. Особенно ярко это проявляется в случае четырехконтурной подвески. Некоторые автомобильные сервисы предлагают клиентам такую услугу, как установка пневматики, но стоить такая работа будет столько, что поневоле задумаешься, а не купить ли на эти деньги ещё один автомобиль, пусть даже и с классической подвеской.

Как устроена пневматическая подвеска

В самом простом варианте пневмоподвеска состоит из:

  • пневматического элемента упругости;
  • компрессора, подающего сжатый воздух;
  • воздухоприёмника;
  • воздушных магистралей;
  • электронных датчиков состояния системы и положения автомобиля;
  • электронного блока управления.

Роль основных механизмов, регулирующих и сохраняющих дорожный просвет, выполняют упругие пневматические элементы. Их работа регулируется автоматически или в ручном режиме путём изменения воздушного давления внутри элемента.

Основа работы подвески – сжатый воздух, который нагнетается в элементы компрессором. Электронные следящие датчики определяют положение кузова относительно дорожного полотна и скорость перемещения автомобиля. Получаемые данные направляются в управляющий блок, который регулирует давление воздуха в элементах подвески.
В небольшом диапазоне клиренс может регулироваться работой ресивера (воздушного приёмника). В этом случае компрессор в процессе не участвует.

Ручной и автоматический режимы работы пневматической подвески

Для регулировки положения автомобильного кузова пневматика может быть задействована в ручном или автоматическом режимах.

Ручной режим позволяет не только регулировать дорожный просвет, но и изменять жёсткость подвески.

Автоматический режим работы учитывают в своей работе наклон поверхности, по которой движется машина, скорость и ускорение движения. Если машина проходит поворот, система автоматически поднимает жёсткость стоек, находящихся под нагрузкой.

Достоинства и недостатки пневматической подвески

Любая конструкция имеет свои плюсы и минусы. Разберём, чем хороша и чем плоха пневматическая подвеска.

Преимущества пневмоподвески

    Способность поддерживать заданную высоту кузова автомобиля при различных нагрузках. Даже при неравномерной загрузке система поддерживает правильное положение машины относительно дорожного покрытия.

Значение дорожного просвета у автомобиля, на котором установлена пневматическая подвеска, можно изменять. Это особенно актуально в ситуациях, когда передвигаться приходится по бездорожью или по некачественным дорогам, на которые столь богата наша страна.

Пневматическая система обеспечивает автомобилю плавность хода. Водителю и пассажирам гораздо удобнее ехать в автомобиле с «пневматикой», нежели в машине с классической подвеской. Кроме того, пневматическая подвеска работает очень тихо.

Автомобиль, оснащённый пневматической подвеской, двигается плавно, без рывков. Кузов такой машины не раскачивается, в повороте крен машины минимален. Всё это способствует хорошей управляемости автомобиля на дороге.

Если пневматическая подвеска смонтирована на классическую штатную, заводские крепления и рессоры служат дольше.

У автомобиля с пневматической подвеской существенно увеличивается ресурс пробега. При соблюдении всех рекомендаций изготовителя такой автомобиль может спокойно пройти до 1 миллиона километров.

  • Машина, на которую установлена пневматическая подвеска, отличается большей грузоподъёмностью по сравнению с автомобилем той же марки и класса, но с обычной подвеской.
  • Недостатки пневматической подвески

      Первый минус пневмоподвески — пожалуй, это её стоимость. Современные системы оснащены массой вспомогательных функций, таких как пневмосигнал, автоматическое увеличение давления в шинах, и т.п. Это, естественно, не удешевляет конструкцию, поэтому в современном автомобилестроении пневматика ставится преимущественно на грузовики и авто бизнес-класса.

    Оборудование требует постоянного ухода: пневматика не терпит грязи, пыли и песка, так что её приходится постоянно контролировать и очищать. Надо ли говорить, что в отечественных дорожных условиях это превращается в непростую процедуру?

    Пневматические подушки практически не подлежат ремонту. Поэтому если пневматический элемент вышел из строя, его придётся менять.

    На морозе пневматика функционирует с ограничениями, так что любители зимних поездок вряд ли смогут в полной мере оценить все достоинства этой конструкции.

  • Дорожные реагенты, которыми так любят обрабатывать у нас зимние дороги, также существенно сокращают срок жизни механизмов.
  • Оценив достоинства и недостатки пневматической подвески, можно утверждать, что данная конструкция очень актуальна как для грузового транспорта, так и для легковых машин. Более того, постоянное улучшение характеристик делает пневматическую подвеску всё более востребованной и популярной.

    Читать еще:  Скрипы в передней подвеске Лада Веста: скрип втулок стойки стабилизатора, что делать

    Но, к сожалению, на данном уровне развития автомобильной промышленности приходится признать, что «пневматика» по карману лишь тем, кто готов вкладывать в автомобиль значительные денежные средства, причём скорее всего на неё обратят внимание автовладельцы, которые проживают в южных областях страны, где не так сильны морозы и не так много реагентов на дорогах.

    Видео о подключении пневмоподвески:

    Принцип работы пневмоподвески

    Устройство пневмоподвески: описание, принцип работы и схема

    Пневмоподвеска является одной из разновидностей ходовых частей автомобиля.

    Её главная задача — гашение колебаний, возникающих при езде по неровным дорогам.

    Как работает

    Алгоритм действия основан на регулировании количества воздуха в подушках.

    После получения сигналов от датчиков, информация обрабатывается в электронном блоке.

    Блок подает команду на исполнительные механизмы. Это электромагнитные клапаны, которые установлены на выходе из ресивера.

    По команде блока они открываются, и воздух под давлением поступает в подушки.

    Далее клапан закрывается, а объем кислорода в ресивере компенсируется компрессором

    Если нужно уменьшить клиренс, блок подает команду на стравление воздуха. Открывается соответствующий клапан.

    Однако воздух идет не обратно в ресивер (так как для этого нужно очень большое сопротивление), а на улицу.

    Новая порция кислорода поступает в систему опять же благодаря компрессору. Этот принцип работы пневматической подвески цикличен и повторяется много раз.

    На каких автомобилях устанавливается?

    В основном такая система монтируется на грузовые автомобили.

    Это седельные тягачи, прицепы и прочая большегрузная техника.

    Нужно это для того, чтобы обеспечить оптимальное положение кузова при подъезде на рампу.

    Машины с такой подвеской более виброустойчивы, а значит, груз при транспортировке не разобьется.

    Плюс ко всему при загрузке автомобиль не проседает, как это случалось ранее с рессорами.

    Пневмоподвеска классифицируется в зависимости от количества контуров.

    • одноконтурные;
    • двухконтурные;
    • четырехконтурные системы.

    Одноконтурные

    Система устанавливается только на одну ось.

    Подушки на левом и правом колесе накачиваются равномерно и одновременно.

    Обычно устанавливается на авто, где ранее использовалась рессорная подвеска. Это пикапы, мало- и среднетоннажные грузовики.

    Система может быть ресиверной и безресиверной.

    В первом случае кислород подается компрессором в «приемник», где содержится под давлением до 10-15 Бар. По команде водителя, в определенный момент воздух направляется в подушки.

    На безресиверной системе этот процесс происходит намного дольше, поскольку компрессору нужно время для накачки обоих баллонов.

    Двухконтурная

    Может устанавливаться на обе либо на одну ось.

    Система объединяет в себя два контура с воздушными магистралями и клапанами.

    Ресивер и компрессор здесь общие. Так, один контур отвечает за регулировку передней оси, а второй – задней.

    В случае установки системы на одну ось настраиваются отдельно левые и правые пневмобаллоны.

    Четырехконтурная

    Водитель может регулировать клиренс каждого колеса по отдельности.

    Все они подключены к разным контурам, которые оснащены своими клапанами и не зависят друг от друга. Система обязательно подключается к ресиверу.

    Основные плюсы

    • Возможность регулировки клиренса.
    • Независимость от общей загрузки автомобиля.
    • Большая плавность хода. Баллоны в полном объеме поглощают все удары, возникающие при езде по неровным дорогам.
    • Удобство управления. Настроить нужную величину клиренса можно из салона благодаря пульту управления.
    • Неприхотливость в обслуживании.

    Недостатки

    Основной минус – это ремонтопригодность. Если баллон начал «травить», он подлежит только замене. Также система сильно боится морозов, поскольку баллоны сделаны из резины, которая твердеет при замерзании.

    Устройство и принцип действия

    Конструктивно в состав подвески, сделанной на пневматическом принципе, входят следующие элементы:

    • Воздушный ресивер;
    • Упругие пневматические элементы (предназначены для каждого из колес);
    • Блок управления и группа датчиков;
    • Воздушные магистрали;
    • Компрессор (прибор для подачи воздуха).

    Каждый из узлов выполняет определенную задачу:

    • Воздушный ресивер — устройство, обеспечивающее регулирование дорожного просвета в небольшом диапазоне (без применения компрессора).
    • Упругие пневматические элементы — главный исполнительный механизм, участвующий в установке и поддержании дорожного просвета. Регулирование возможно в двух режимах (автоматическом, ручном). Корректировка параметра происходит за счет изменения давления в элементах пневматической системы.
    • Компрессор — устройство, подающее сжатый воздух к ресиверу. Это главный элемент пневмоподвески, ведь ее работа без сжатого воздуха невозможна.
    • Пневмоэлемент — узел, который бывает индивидуальным или совмещенным со стойкой амортизатора. Пневостойки подходят почти для всех типов подвесок машин. Состоит устройство из группы элементов — штока, кожуха, манжеты и штока с поршнем.
    • Воздушные магистрали объединяют разные узлы пневмоподвески в общую сеть.
    • Датчики контролируют и передают разные параметры — уровень наклона, угол наклона кузова по отношению к покрытию, ускорение машины и прочие.
    • Блок управления — центральное устройство, которое получает и обрабатывает информацию. Он же гарантирует регулировку подвески в автоматическом или ручном режиме.

    Kr1stina › Blog › Основные признаки того, что пневмоподвеска требует ремонта

    Симптомы неисправности пневматической подвески
    – При заглушенном двигателе опускается задняя часть автомобиля;
    – При запуске двигателя задняя часть автомобиля поднимается, при этом задирается передняя часть;
    – При динамичной езде передняя часть машины опускается, но стоит остановиться и через несколько секунд передняя часть снова поднимается выше задней части;
    – Автомобиль не становится в сервисный режим для ремонта пневмоподвески – невозможно сделать сход развал;
    – Постоянно плавает клиренс.

    Наиболее распространенные проблемы пневмоподвески:

    – Утечка воздуха через упругие либо соединительные элементы;
    – Износ поршневых колец пневмокомпрессора.

    Основная причина возникновения неисправности

    Первыми, как правило, выходят из строя пневмобаллоны (пневмостойки). Заявленный производителем ресурс пневмоэлемента составляет около 100 000 км, но эти цифры, как вы уже догадались, актуальны для Японии, стран Европы и Северной Америки. На просторах СНГ поломки такого типа происходят гораздо раньше, чем автомобиль проехал заявленный километраж. Это напрямую связано с качеством дорожного покрытия . Химический состав дорожной грязи в осенне-зимне-весениий период таков, что условия эксплуатации пневморессор (в особенности открытого типа) можно назвать экстремальными.

    Как это происходит

    В автомобилях с пневматической подвеской подрессоривание автомобиля осуществляется засчет пневматической камеры – рукава высокого давления необходимой конфигурации.Этот рукав в процессе работы постоянно сворачивается и раскатывается по направляющему поршню, изменяя при этом линейную длину амортизаторной стойки, увеличивая или уменьшая расстояние между автомобилем и дорожным покрытием. При этом, в камере, в месте переката, происходит постепенный перелом силового кордового каркаса. Со временем (этот интервал колеблется по разным автомобилям от 80 до 200 тысяч километров) кордовый каркас разрушается, далее разрушается резиновое герметизирующее покрытие, и в результате баллон начинает пропускать воздух. В итоге автомобиль очень быстро опускается.

    К примеру, мы выявили, что баллоны пропускают воздух. На этой стадии, достаточно будет заменить либо отремонтировать неисправные пневмобаллоны, и, тем самым, проблема будет исчерпана. В том случае, если меры по замене баллонов будут предприняты не вовремя, вы рискуете столкнуться с куда более дорогостоящим атракционом – ремонтом пневмокомпрессора.

    Поврежденные баллоны пропускают воздух и, как следствие, не держат давление. В этом случае многократно возрастает нагрузка на компрессор: он вынужден постоянно включаться для того чтобы удерживать давление в системе подвески на нужном уровне. Из-за частых включений, поршневая группа компрессора быстро изнашивается, и в результате этого, компрессор уже не может создавать необходимое давление за заданное время. Компрессору приходится работать дольше, что приводит к его перегреву. Термодатчик, находящийся на головке компрессора, сообщает о перегреве компрессора блоку управления, а тот в свою очередь, отключает перегревшийся компрессор. Краткие циклы включения – выключения компрессора не позволяют создать необходимое для нормальной работы давление, и как результат, пневмоподвеска полностью выходит из строя.

    Итог: ремонт баллонов + ремонт компрессора.

    Что еще может ломаться

    – Блок клапанов, нагнетательный клапан, штуцер (чаще);
    – Датчики высоты, блок управления подвеской, магистраль (реже).

    Устройство и принцип работы пневмоподвески

    В современном автомобиле почти не осталось механических или электрических систем в чистом виде. Комплексное использование разных источников энергии и различных вариантов ее поглощения — вот формула автомобиля сегодня. Едва ли не самой показательной в этом плане будет пневматическая подвеска. Здесь переплелось все — пневматика, механика, электроника. Каждый элемент пневматической подвески работает на комфорт и управляемость, а как именно — узнаем прямо сейчас.

    1. Особенности пневмоподвески автомобиля
    2. Конструкция классической пневмоподвески
    3. Пневмоэлементы
    4. Компрессор
    5. Ресивер
    6. Система управления
    7. Принцип работы
    8. Применение пневматической подвески

    Особенности пневмоподвески автомобиля

    Пневматическая подвеска в чистом виде существует только в теории. На практике так называют достаточно сложный комплекс механизмов и узлов разных типов. В этой подвеске пневматическим остается только сам упругий элемент, который заменяет классические пружины, рессоры или торсионы. Тем не менее это позволяет пневмоподвеске получить массу преимуществ перед другими конструкциями. Основное — плавность хода и возможность регулировки клиренса автомобиля.

    Общий вид пневматической подвески Mercedes ml350

    Реализация пневмосистемы невозможна без заимствования элементов подвесок других типов: МакФерсон, многорычажной подвески (Multilink), адаптивной и гидропневматической. Пневмоподвеска имеет достаточно высокую стоимость, поэтому в основном она находит применение на автомобилях премиум-сегмента. Хотя несколько десятилетий назад предпринимались попытки использовать ее на массовых моделях, таких как Ситроен СХ.

    Пневморессоры на трехосном тягаче

    Пневматические подвески получили широкое распространение в большегрузном транспорте и в автобусах, поскольку грузоподъёмность, габариты и особенности применения такой техники позволяют в полной мере реализовать все преимущества пневматики. Легковые подвески данного типа сложны по конструкции и работают, как правило, с амортизаторами регулируемого типа под управлением электроники. Такие системы называют адаптивной подвеской.

    Конструкция классической пневмоподвески

    За несколько десятков лет, в течение которых пневматическая подвеска устанавливалась на серийные автомобили, она успела доказать свою выносливость, работоспособность и, главное, практичность. Основные элементы пневматической подвески:

    • пневматические упругие элементы;
    • компрессор;
    • ресивер;
    • датчики положения кузова;
    • система управления.

    Пневмоэлементы

    Пневмобаллоны, пневматическая рессора, упругий элемент, называть их можно по-разному. Суть от этого не меняется. Задача пневмоэлемента состоит в том, чтобы эффективно воспринимать нагрузки от неровностей дороги и сохранять клиренс автомобиля на заданном уровне. Для этого ему необходимо поддерживать определённое давление воздуха и сохранять его в своём объеме. Конструктивно пневмобаллон может быть либо выполнен вместе с амортизатором, либо устанавливаться отдельно.
    Если это комплексное решение, то амортизатор и пневмоподушка будут называться пневмостойкой. Она аналогична МакФерсону, только вместо пружины — резиновая камера, заполненная воздухом. Некоторые виды пневмоподушек имеют ограничительные клапаны давления, а некоторые – пневмоаккумуляторы, чтобы не так зависеть от давления, которое создаёт следующий элемент системы.

    Компрессор

    Его задача сводится к тому, чтобы обеспечивать все пневморессоры воздухом под заданным давлением. Это не просто компрессор, а цепь элементов, контролирующих подачу воздуха и общее давление в системе; кроме того, в конструкцию компрессора обязательно входит осушитель для предотвращения накапливания влаги в системе.

    Ресивер

    Ресивером называют резервуар, который служит для накопления сжатого воздуха и дальнейшего поддержания заданного давления в системе. Это необязательный элемент, однако его применение крайне желательно, тк позволяет не заставлять компрессор качать воздух постоянно. После понижения давления в ресивере до определенного предела электроника даст команду компрессору на включение.

    Система управления

    Электронная система управления следит за давлением в пневмобаллонах и распределяет его по каждому из них. Для этого в систему пневматической подвески интегрированы ограничительные и перепускные клапаны. Датчики контролируют работу пневмосистемы, положение кузова, скорость движения автомобиля, качество дорожного покрытия, угол поворота рулевого колеса и положение педали акселератора. На основе данных показателей система управления регулирует положения кузова автомобиля и степень демпфирования амортизаторов (в случае адаптивной подвески).

    Принцип работы

    Основная задача пневматической подвески — поддерживать заданный уровень высоты положения кузова над дорогой и эффективно поглощать все неровности. Системой можно управлять как в ручном, так в автоматическом режиме. И тут с каждым годом у производителя появляется все больше и больше возможностей. Данные, полученные от датчиков, передаются в систему управления, а она уже раздает команды исполнительным устройствам: подкачать и повысить давление либо стравить давление из переднего или заднего контура (или обоих сразу) и прижать кузов автомобиля к асфальту на минимально допустимое расстояние на высокой скорости. Каждая пневматическая подвеска имеет свои настройки и свое предназначение, которые зависят, в первую очередь, от типа автомобиля.

    Применение пневматической подвески

    Самые простые пневматические системы (что,кстати, не значит дешёвые) могут быть установлены только на заднюю ось. Часто такие решения можно встретить на универсалах и больших кроссоверах. Система предполагает периодическую повышенную нагрузку на задний мост, поэтому регулирует клиренс и жёсткость подвески в зависимости от загрузки. В основном такие схемы работают в паре с многорычажкой Multilink, но могут использоваться и со стойками МакФерсон. Причём такая пневмоподвеска позволяет максимально “опустить” автомобиль, что очень упрощает погрузку и выгрузку.

    Кнопки управления пневмоподвеской Мерседес

    Однако чаще всего пневматика устанавливается на все четыре колеса. Это даёт возможность более гибко управлять клиренсом. Такая схема используется не только на дорогих кроссоверах, но и на спортивных автомобилях, где каждый миллиметр дорожного просвета будет влиять на аэродинамику и, как следствие, на скорость и управляемость.

    В последние годы конструкция пневматической подвески становится все более надежной, что позволяет устанавливать ее не только на дорогие автомобили премиум-сегмента. Применение пневматической подвески позволяет сделать управление автомобилем более динамичным, повысить плавность хода и уровень комфорта. Это достигается за счет возможности изменения положения кузова и степени демпфирования амортизаторов.

    Для чего нужна в машине пневматическая подвеска (плюсы и минусы)

    Параметры автомобильной подвески обычно задаются на этапе конструирования. При этом разработчики вынуждены оставаться в рамках сложной системы компромиссов, поскольку одни и те же свойства не могут одинаково хорошо показывать себя в разных условиях. Возникает естественная потребность оперативно вмешиваться и изменять характеристики по ходу эксплуатации. Поэтому, а также по ряду других причин, на автомобилях стали применять пневматические подвески.

    Что в машине называется пневмоподвеской

    В основе пневматической подвески лежит свойство газов увеличивать своё давление при уменьшении объёма. Если заключить атмосферный воздух внутри эластичного пневмобаллона, то он начинает вести себя подобно обычной металлической пружине.

    Нагнетая дополнительный воздух в этот объём или наоборот, стравливая его часть, можно получить эффект изменения жёсткости этой пружины. Что гораздо сложнее реализовать в случае более традиционных листовых или спиральных рессор, а также торсионов.

    Отличия от классической подвески

    Использование данного свойства пневмобаллона означает, что отличия от более традиционных видов подвесок ограничены только используемым упругим элементом. Всё прочее, то есть демпфирующие и направляющие элементы, остаётся без изменений, по крайней мере качественных.

    Некоторые изменения в конструктиве всё же происходят. Хотя они настолько незначительны, что наборы пневмоподушек с компрессорами, ресиверами и системой воздушных магистралей, клапанов, датчиков и устройств управления могут изготавливаться, продаваться и устанавливаться на серийные автомобили в порядке тюнинга.

    Ещё они могут предлагаться самими автомобильными фирмами в качестве опции на стандартно комплектуемые пружинами модели.

    Более кардинально изменения сделаны в подвесках грузовиков. Некоторые полезные свойства пневмоподвесок настолько удачно вписываются в концепцию тяжёлой машины с большой разницей между массой в пустом и гружёном состояниях, что автомобили изначально разрабатываются под пневмоэлементы вместо массивных и крупногабаритных рессор с подрессорниками.

    Разновидности

    Принципиально различные исполнения пневматики отличаются количеством каналов управления жёсткостью:

    • одноканальная система, когда пневмоэлементы установлены на одной оси и питаются от одной общей воздушной магистрали;
    • двухканальная , задействованы обе оси, но нет разделения на правую и левую сторону;
    • четырёхканальная , можно раздельно управлять подвеской каждого колеса.

    В первом случае система упрощена и выполняет обычно только функцию компенсации загрузки задней оси, на которую приходится основная дополнительная масса у грузовых автомобилей. Естественно, таких осей может быть несколько, но поскольку они расположены рядом и фактически просто нужны для распределения общей массы гружёного автомобиля на несколько колёс, что связано с ограничениями на грузоподъёмность шин и нагрузочную способность дорожного покрытия. Но работают все подвески абсолютно параллельно, воздух поступает в баллоны под одним и тем же давлением.

    Читать еще:  Рейтинг лучших моторных масел 5w40 2020 года по мнению пользователей

    Второй вариант более продвинут, управлять можно и положением передней оси относительно кузова. Машина позволяет более гибко регулировать угол продольного наклона кузова и изменять дорожный просвет, в том числе и под передней частью шасси.

    Третий случай самый совершенный, система способна отслеживать неравномерность поперечного расположения груза в автомобиле, не допуская перекосов подвесок. Обычно всё происходит автоматически по командам от датчиков, следящих за ходом подвески каждого колеса.

    Принцип работы

    На самом деле пневмоподвесок множество, есть смысл рассмотреть наиболее популярный вариант, например, применённый на внедорожниках Toyota Land Cruiser.

    Здесь чаще всего применяется двухканальная система регулирования, но работающая только на задней оси. То есть можно управлять высотой кузова в зоне размещения задних пассажиров и багажника раздельно слева и справа.

    Передние колёса здесь стабильно загружены массивным двигателем и трансмиссией, особой необходимости в применении пневматики там нет. Ограничились установкой электроуправляемых амортизаторов, которые применяются именно с опциональной пневмоподвеской задних колёс.

    Работать подвеска может под управлением автоматики, вмешательство водителя ограничивается ручной установкой переключателя на максимальный подъём кузова или предельно допустимое опускание.

    В любом случае автоматика отслеживает скорость автомобиля и переводит подвеску в среднее положение из соображений безопасности и управляемости.

    Функций у системы контроля несколько:

    • сбор данных о скорости автомобиля, текущей высоте правой и левой стороны кузова, положении ручного переключателя;
    • включение компрессора для добавления воздуха в пневмобаллоны и пополнения ресивера;
    • перевод подвески из крайних положений в рабочее по двум предусмотренным пороговым значениям скорости;
    • удержание давления перекрытием всех клапанов;
    • включение особого режима увеличенной артикуляции заднего моста при определении нахождения на бездорожье, контролируется разница в показаниях датчиков правой и левой сторон, а также разница в скорости вращения колёс, то есть одно из них могло разгрузиться и потерять сцепление с дорогой;
    • поперечное выравнивание кузова в том случае, когда давление в баллонах разное, а режим бездорожья отсутствует.

    Для выполнения всех задач в системе имеется компрессор, использующий обычный забортный воздух, накопительный ресивер, набор клапанов и электронный блок управления подвеской.

    Воздух может переходить при открытии соответствующих клапанов между всеми узлами управления и пневмобаллонами подвески, установленными над задней осью вместо обычных пружин.

    Амортизаторы могут быть обычными гидравлическими или с электронным управлением, но к работе пневмосистемы они отношения не имеют, в отличие от пневмогидравлических подвесок, более сложных и совершенных.

    Устройство

    Большинство элементов системы размещено под днищем автомобиля в пределах его рамы. Все они связаны между собой воздушными трубопроводами и электрическими цепями.

    Пневмоэлементы

    Пневмоподушки представляют собой цилиндрические баллоны из прочной армированной резины. С одной стороны, они соединены с рамой, а с другой – с неразрезным задним мостом автомобиля.

    В каждом баллоне имеется штуцер, к которому через клапан подключена воздушная магистраль. В зависимости от нагрузки и количества закачанного воздуха высота пневмоэлемента меняется, что влечёт за собой подъём или опускание кузова над дорогой.

    Одновременно они служат упругим элементом подвески, то есть дополнительных пружин или рессор не предусмотрено.

    Подушки могут быть соединены между собой при включении выравнивающего клапана.

    Компрессор

    Для нагнетания воздуха служит обычный компрессор поршневого или мембранного типа, снабжённый ресивером и фильтром. Включение и выключение компрессора осуществляется через электронное реле, расположенное в блоке управления.

    Между компрессором и всей пневмосистемой ставится дополнительный осушитель, препятствующий накоплению влаги в баллонах и магистралях. Здесь же стоит атмосферный клапан сброса лишнего воздуха.

    Ресивер

    Ресивер выполняет роль аккумулятора сжатого воздуха, что позволяет уменьшить нагрузку на компрессор и более оперативно управлять ресурсами энергии в системе.

    Так, например, при необходимости быстро сбросить давление в баллонах открывается клапан ресивера и воздух уходит именно в него, только часть может быть сброшена в атмосферу.

    Точно так же происходит и частичное пополнение баллонов без лишних затрат моточасов компрессора.

    Система управления

    В управляющую систему входит отдельный электронный блок контроля пневмоподвески, набор электропневмоклапанов, ручной переключатель уровней кузова и датчики положения его правой и левой сторон.

    Собираются также сигналы о скорости автомобиля и даже об открытии дверей кузова. Алгоритмы работы прошиты в памяти процессора электронного блок и достаточно сложны. Вплоть до наличия незадокументированных функций.

    Система допускает сервисные регулировки, в основном сводящиеся к калибровке положения датчиков подвески по методике из инструкции. Можно использовать диагностический сканер или обычный мультиметр.

    Датчики достаточно просты, это потенциометры с приводом от рычагов задней подвески, регулируемым по высоте.

    Плюсы и минусы

    Все достоинства системы определены возможностью её автоматической регулировки и применению газа в качестве упругой среды:

    • можно оперативно изменять высоту кузова для обеспечения либо высокой проходимости, либо улучшенной управляемости при понижении центра тяжести автомобиля;
    • при опускании кузова в крайнее положение облегчается загрузка багажника;
    • пневмоэлементы работают лучше, чем металлические пружины, что повышает комфорт на неровностях, у газа практически отсутствует внутреннее трение;
    • установленный клиренс автомобиля не зависит от его нагрузки;
    • отсутствует эффект потери комфорта на ненагруженном автомобиле;
    • можно вводить дополнительные режимы работы, например описанный выше способ увеличения артикуляции мостов.

    Без недостатков тоже не обходится:

    • пневмобаллоны имеют ограниченный ресурс из-за старения резины;
    • стоимость баллонов гораздо выше, чем у обычных пружин;
    • имеющиеся дополнительные устройства и узлы пневматики и электроники существенно повышают стоимость подвесок;
    • из-за большого количества относительно деликатной пневматики снижается надёжность подвески, автомобиль может внезапно «упасть» на дорогу или перекосить кузов при отказе одного баллона;
    • размещение элементов под днищем сильно сокращает их ресурс из-за коррозии.

    Пневматические подвески однозначно оправданы на тяжёлых грузовых автомобилях. Во всех прочих случаях это полезная опция, за которую приходится доплачивать.

    Поэтому и применяется она лишь на вполне определённом круге автомобилей, в основном на внедорожниках премиум-сегмента. Хотя приобрести и установить набор пневмоподвески могут владельцы и многих других машин.

    Как определить износ элементов заводской пневматической подвески

    Рассмотрим основные признаки и причины неисправности пневматической подвески.

    Утечки в системе

    Некоторые утечки очень сложно найти, однако именно они являются первыми признаками неисправности пневматической системы. Подобные проблемы являются не очень серьезными, и при оперативном принятии мер ремонт может быть достаточно простым.

    Однако если проблема запущена, элементы пневматической системы будут работать на повышенных мощностях, что значительно сократит их срок эксплуатации. Если Вы видите трещины у основания пневмобаллона, вполне возможно, что пришло время для его замены.

    Медленное нагнетание давления

    В подвеске медленно нагнетается давление после нахождения кузова автомобиля в нижнем положении. Некоторые современные паркетники автоматически занижают клиренс для удобной посадки и высадки пассажиров и автоматически увеличивают его до нормальной высоты при движении. Если компрессор слишком долго нагнетает необходимое давление, и при этом не наблюдается никаких утечек, возможно, он сильно изношен.

    Частая кратковременная работа компрессора либо работа в течение короткого периода времени, в результате чего давление в системе нагнетается очень медленно, может быть результатом неисправности внутреннего термодатчика, который отключает компрессор при перегреве. Если компрессор не выключается и беспрерывно работает, определенно в нем что-то не в порядке.

    Шум или вибрации компрессора

    Наиболее проблемной частью системы является компрессор. Компрессоры пневматической системы начинают шуметь при износе и болтанке резиновых опор. Разболтанные крепления элементов также могут быть причиной шума.

    Если при работе компрессора раздается треск, возможно, он изношен, и его пора заменить или отремонтировать.

    Потеря герметичности пневматического баллона

    Резиновые чехлы пневматических баллонов со временем изнашиваются. Трещины и износ визуально видны в нижней части баллона на изгибе. Иногда потеря герметичности наблюдается у пневматических баллонов, визуально не имеющих никаких повреждений и потертостей. В данном случае, возможно наличие микроутечек через обжимное кольцо баллона.

    Повреждение пневматического баллона

    Механические повреждения баллона могут быть результатом его истирания, эксплуатации с пониженным давлением, либо совсем без давления, а также при попадания постороннего материала (песок, камни и прочее).

    Выравнивающие датчики

    Если транспортное средство клонится на один из углов, и при этом в системе не наблюдается утечек, возможной причиной проблемы может быть неисправность датчика высоты. Датчики представляют собой обычные потенциометры (переменные резисторы).

    Другой причиной проблем выравнивания кузова может быть заклинивание или поломка клапана в блоке клапанов либо неисправность в цепи блока клапанов.

    Почему пневмоподвески умирают раньше срока и как их реанимировать?

    P0018032

    Загляните на задворки любой крупной фирмы или богатого коммерческого банка с роскошным автопарком — вы непременно увидите у забора пару «присевших на одно колено» автомобилей. Подводят пневмоподвески, которые выходят из строя гораздо раньше, чем это можно предположить. Бывает, что за ночь оснащенная «пневмой» машина ложится на все четыре колеса.

    Дилерские СТО, когда туда обращаются по гарантии, поют известную песню — и «находят» неисправность пневмобаллонов не сразу, а после нескольких визитов, когда гарантия уже не действует и владельцы вынуждены ремонтировать машины за свой счет. Один из таких автомобилей прошел через наши руки — это Audi A7 Sportback 2012 года выпуска, оснащенный задней пневмоподвеской. Отработав меньше трех лет в щадящем режиме, «пневма» испустила дух. Почему?

    Первые жалобы на проседающую после ночной стоянки корму поступили от владельца еще в гарантийный период. Дилер проводил диагностику, в том числе и компьютерную, но не находил неисправностей пневмоподвески. Машину даже оставляли на ночь, но корма не проседала. Вне сервиса автомобиль ложился охотнее, но после пуска мотора компрессор в течение пары минут надувал пневмобаллоны до нормального положения кузова — и подвеска работала без нареканий.

    elektronnoupravlyaemyiy-amortizator1

    Постепенно неисправность прогрессировала. После очередной ночевки под крышей дилерского техцентра кузов автомобиля наконец-то лег на колеса. Так как система не выдавала кодов ошибок и все элементы успешно проходили тестирование с помощью компьютера, сервисмены приговорили пневмобаллоны к замене по причине их негерметичности. На тот момент машина эксплуатировалась два с половиной года — гарантия уже не действовала; владельцу пришлось менять узлы за свой счет, выложив 80 000 рублей (по ценам годовалой давности), хотя машина пробежала всего 45 000 км.

    Мы передали эти пневмостойки на экспертизу в НАМИ. Эксперты вынесли страшный вердикт: естественный износ оболочки баллонов; порезов и прочих случайных повреждений нет. Фантастика! Пробег-то не так уж велик! Более того, немалый уже опыт эксплуатации таких машин говорит о том, что пневмобаллоны — это… расходники. Безумно дорогие. Их нужно периодически менять — как меняют, например, амортизаторы. И чем хуже и грязнее дороги, тем быстрее умирает «пневма». Помните об этом при покупке автомобиля на «воздушных подушках» — и либо закладывайте в бюджет кругленькую сумму на ремонт, либо продавайте его после первых случаев значительного проседания подвески.

    СЛОВО ЭКСПЕРТУ
    Олег Беликов, автотехнический эксперт ФГУП «НАМИ»
    Пневмобаллоны так называемого рукавного типа использует не только Audi, но и другие производители — в частности, Mercedes-Benz и Land Rover. Механизм образования отверстий в их оболочках идентичен и носит естественный эксплуатационный характер, ведь это резинотехническое изделие. Несмотря на наличие кожуха-пыльника, на рабочей поверхности баллона неизбежно оказывается песок, состоящий из частиц кристаллического кремния. Он попадает на пару трения оболочка баллона — опорная чашка стойки и образует на ней игольчатые отверстия. Скорость истечения воздуха через них крайне мала, в течение полутора часов давление в баллоне, по манометру, практически не падает, поэтому обнаружить эти отверстия очень сложно. Лишь позже они превращаются в видимый разрыв.
    Баллоны с износом, как на вашем Audi, еще можно использовать, а потому не торопитесь с их заменой, если машина уже не на гарантии. При проседании кормы после ночной стоянки компрессор накачает стойки за пару минут после пуска мотора и автомобиль можно спокойно эксплуатировать. Это никак не сказывается на ресурсе остальных элементов. Если при заведенном моторе работа подвески не вызывает претензий и на приборной панели не загорается индикация неисправностей, причин для волнения нет.
    Средний срок жизни пневмобаллонов рукавного типа на российских дорогах — около 70 000 км. В Европе — 100 000 км. У нас они ходят меньше из-за более низких температур, пыли и грязи на дорогах, а также обильного использования реагентов, ускоряющих износ оболочки стоек. Возраст машины не играет роли — важен именно пробег, а точнее, количество рабочих циклов сжатия-разжатия стоек.
    Небольшое проседание подвески после ночной стоянки — нормальное явление. Ведь допустимая скорость утечки воздуха нигде не оговорена, а элементы такой подвески невозможно сделать абсолютно герметичными. И дилер, естественно, не будет стремиться менять пневмобаллоны в гарантийный период. Обычно сервисмены проявляют несговорчивость и берут машину в работу, только если кузов за ночь полностью ложится на колеса.

    ТИШЕ ВОДЫ, НИЖЕ ТРАВЫ

    Автомобили с заводской пневмоподвеской оборудованы системой контроля горизонта. Опираясь на данные датчиков высоты кузова, установленных со стороны каждого колеса, блок управления поддерживает постоянный клиренс. Система работает и при заглушенном моторе. Если подспущен один из пневмобаллонов, блок стравливает воздух из всех остальных. Так как подобную подвеску конструктивно невозможно сделать герметичной, то даже при ее полной исправности система контроля «горизонта» значительно ускоряет эффект проседания машины после ночной стоянки.

    Раньше система контроля уровня кузова при заглушенном моторе работала иначе. Она, наоборот, накачивала воздух, включая компрессор. За ночь это прилично подсаживало аккумулятор. Да и сам компрессор в таком режиме существенно нагревался и неизбежно изнашивался. Поэтому производители предпочли контроль «горизонта» со стравливанием воздуха, который больше щадит узлы и меньше — нервы владельцев.

    СЛОВО АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЮ
    В данном конкретном случае действия дилера корректны. При первых обращениях в сервис с жалобами на работу пневмоподвески диагностика не выявила каких-либо неисправностей в системе, поэтому оснований для ремонта не было. Негерметичность пневмобаллонов проявилась только при последующем обращении — уже в постгарантийный период.
    Пневмостойки прошли модернизацию. При замене дилеры устанавливают доработанные стойки. Анализ и модернизация деталей и узлов — нормальный процесс, который осуществляет каждый автопроизводитель.
    Гарантия на автомобили Audi составляет два года без ограничения пробега, и компания не планирует пересматривать эти условия. Производитель не предусматривает безвозмездного выполнения таких работ в постгарантийный период. Дилерский центр в этом случае принимает решение о предоставлении специальных условий самостоятельно, как независимое юридическое лицо. Это проявление доброй воли с его стороны.

    Благодарим за помощь в подготовке материала НИ ЦТЭ ФГУП «НАМИ».

    Зачастую пневмоподвеска выходит из строя гораздо раньше, чем это можно предположить. В причинах невысокого ресурса пневмоподвесок разбирается Стас Панин.

    Фото: компании-производители, «За рулем»

    Зачастую пневмоподвеска выходит из строя гораздо раньше, чем это можно предположить. В причинах невысокого ресурса пневмоподвесок разбирается Стас Панин.

    Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

    Почему «умирает» пневмоподвеска автомобиля?

    Многие современные автомобили бизнес-класса оборудуются технологичной пневматической подвеской, которая бывает одно, двух и четырехконтурной. Преимущества такой ходовой в повышенной безопасности и четкости управления путем адаптации к дорожному покрытию и условиям движения. С этой целью обеспечивается реализация функций:

    • поддержание требуемого клиренса в автоматическом режиме независимо от загрузки автомобиля;
    • изменение уровня кузова в принудительном порядке;
    • автоматическая регулировка дорожного просвета в зависимости от скорости движения.

    Минусы пневмоподвески заключаются в сложной конструкции, недостаточной надежности, дорогостоящем обслуживании и ремонте.

    Состав и функционирование пневмоподвески

    Принцип работы прогрессивной ходовой основан на использовании в качестве пружинистого элемента пневмоподушек, воздух в которые подается компрессором через специальный модуль. Упругие элементы объединены с автоматически регулируемыми амортизаторами и образуют пневматическую стойку. Рассмотрим, как работает пневмоподвеска. Процесс адаптации контролирует блок управления, к которому подключены датчики, измеряющие высоту дорожного просвета, и блок электромагнитных клапанов.

    При получении сигнала о необходимости уменьшения (увеличения) высоты кузова система активирует компрессор и соответствующие электромагнитные клапаны для компенсации давления в пневмоподушках. Изменение просвета осуществляется в зависимости от скорости движения. Для повышения устойчивости автомобиля меняется также жесткость подвески.

    Читать еще:  Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить

    С целью компенсации давления при утечке воздуха в конструкции применяется пневмоаккумулятор. Регулировка дорожного просвета в небольших пределах при движении машины на небольшой скорости обеспечивается ресивером без запуска компрессора. При определении, какая пневмоподвеска надежнее, выделяется конструкция замкнутого типа, отличающаяся экономичным потреблением энергии благодаря минимальным потерям давления в упругих элементах.

    Типовые неисправности и причины проявления

    В процессе эксплуатации автомобиля владельцы могут столкнуться со следующими неисправностями пневмоподвески:

    • поломка гидравлического амортизатора;
    • повреждение пневматической подушки;
    • падение мощности или полный отказ компрессора;
    • неполадки датчиков высоты;
    • потеря работоспособности электроклапанов;
    • утечка воздуха из контура;
    • короткое замыкание или обрыв электропроводки блока управления.

    Причинами, почему не работает пневмоподвеска, могут быть:

    • интенсивная эксплуатация нагруженного автомобиля по неровной, ухабистой дороге;
    • механические повреждения элементов;
    • использование машины в условиях низкой температуры воздуха;
    • попадание большого количества грязи и химических реагентов с дорожного покрытия в металлические стаканы с пневмоподушкой, приводящих к разрушению упругого элемента;
    • резкое опускание машины при работе на подъемнике.

    Признаки неисправности пневмоподвески

    Определить, что перестала работать пневмоподвеска, водители могут по характерным признакам:

    • появился наклон (крен) кузова на одну сторону или на одно колесо;
    • не изменяется дорожный просвет;
    • повышенный шум компрессора;
    • при пуске двигателя подвеска не принимает транспортного положения;
    • загорелась контрольная лампочка на панели приборов;
    • подвеска перешла в аварийный режим;
    • самопроизвольное опускание автомобиля после кратковременной стоянки.

    Ремонт пневмоподвески возможен только на специализированном автосервисе. Выполняется диагностика и комплекс ремонтных операций с использованием технологичного оборудования. Квалифицированные мастера установят ходовую пневматического типа, которая лучше независимой подвески по функциональности и практичности в использовании.

    Устройство пневмоподвески, неисправности и ремонт пневмы

    Пневмоподвеска (пневматическая подвеска, пневма) — сочетание пневматики, механики, и электроники в устройстве ходовой части автомобиля. В отличие от традиционных решений с использованием обычных амортизаторов и пружин или рессор, пневматическая подвеска или просто пневма:

    • обеспечивает более высокий комфорт и лучшую управляемость;
    • позволяет динамично изменять клиренс автомобиля;
    • всегда удерживает кузов в оптимальном положении на неровностях и т.д.

    При этом такая подвеска более сложная в устройстве и теоретически менее надежна, а также ремонт пневмоподвески потребует высоких расходов (с учетом значительной стоимости отдельных элементов). На практике, чтобы увеличить срок службы пневмы, необходимо придерживаться ряда правил в процессе эксплуатации. Подробнее читайте в нашей статье.

    Схема пневмоподвески

    Встречается пневматическая подвеска на легковых авто высокого класса, на внедорожниках, на грузовых автомобилях и автобусах, а также некоторых видах спецтехники. При этом на легковых автомобилях в плане конструкции пневма самая сложная, так как часто используются амортизаторы с электронным управлением (адаптивная подвеска).

    Конструктивно «классическая» пневмоподвеска включает в себя:

    • пневмоэлементы;
    • компрессор;
    • ресивер (не всегда);
    • датчики положения кузова;
    • систему управления.

    Важно понимать, что фактически основной пневматической частью пневмоподвески является упругий элемент, который заменяет собой пружины, рессоры, торсионы. Это значит, что в целом такая подвеска конструктивно не сильно отличается от подвесок других типов (типа МакФерсон, многорычажной и т.д.). Основное отличие на легковых авто — пневмостойки, которые заменяют традиционные амортизаторы с пружинами.

    Как устроена пневмостойка

    Пневмоподушка (пневмоэлемент, пневмобаллон или пневматическая рессора) – это упругий элемент, который принимает на себя нагрузки при езде по неровностям (аналогично пружинам), при этом поддерживает кузов автомобиля в нужном положении, сохраняет заданный клиренс.

    Если амортизатор и пневмоподушка выполнены одним целым — такая конструкция называется пневмостойкой. Такая стойка напоминает конструкцию МакФерсон, при этом вместо пружины используется камера из резины, наполненная воздухом. Также камера имеет особый каркас, повышающий прочность и износостойкость.

    Компрессор «пневмы»

    Основная задача компрессора — нагнетать воздух в систему для дальнейшей подачи в пневматические баллоны. При этом важно понимать, что компрессор пневматической подвески является не просто устройством для подачи воздуха под давлением.

    Данный элемент нагнетает воздух, постоянно контролирует его давление в системе на всех участках системы. Также компрессор имеет специальный осушитель, чтобы удалить лишнюю влагу из системы.

    Ресивер пневмоподвески

    Ресивером пневмы является резервуар, в котором накапливается сжатый воздух. Ресивер нужен для того, чтобы поддерживать давление в системе без необходимости постоянно задействовать компрессор. Компрессор срабатывает только тогда, когда в ресивере снижается давление.

    Электронная система управления пневмоподвеской

    За счет наличия специальных клапанов и датчиков блок управления пневмой осуществляет контроль за давлением воздуха, а также гибко распределяет его на каждый пневмобаллон.

    Это возможно благодаря наличию:

    • ограничительных клапанов;
    • перепускных клапанов;
    • электронных датчиков.

    Также системой обычно можно управлять и в ручном режиме, изменять клиренс авто и настройки подвески. Для этого можно выбрать режимы «спорт», «стандарт», «комфорт» или «плохая дорога». В зависимости от типа автомобиля, режимы, функционал и настройки могут отличаться.

    Неисправности и ремонт пневмы на автомобиле

    В процессе эксплуатации автомобиля на пневме необходимо обращать внимание на основные признаки неисправности пневмоподвески. Среди симптомов неисправностей можно выделить:

    • передняя и/или задняя часть опускается при заглушенном двигателе;
    • при запуске мотора поднимается только задняя или передняя часть авто;
    • после запуска двигателя не поднимается какая-либо сторона, может быть слышно шипение снаружи авто;
    • передняя часть поднимается выше задней части;
    • при активной езде передняя часть опускается, однако после остановки поднимается выше задней части;
    • постоянно изменяется клиренс, кузов не может принять нужное положение;
    • нет возможности изменять клиренс, не удается включить сервисный режим для ремонта пневмы, не удается сделать развал-схождение;

    Часто на панели приборов загорается значок неисправности пневмоподвески. Это уведомление информирует водителя о проблемах, а также может указывать на то, что пневма работает в аварийном режиме.

    Как правило, основные проблемы связаны со следующими неисправностями:

    • утечка воздуха через пневмобаллоны или соединения;
    • износ поршневых колец компрессора;
    • неполадки датчиков и управляющей электроники.

    Ремонт пневмоподвески

    В зависимости от типа неисправности, выполняется ремонт пневмоподвески. Зачастую, из строя выходят пневмобаллоны или пневмостойки, так как их официальный ресурс составляет около 100 тыс. км, однако на практике проблемы могут возникать уже к 50-60 тыс. км. Особенно это касается пневмоподушек открытого типа.

    Если просто, подушка или пневматическая камера – это резиновый рукав высокого давления, который растягивается или сворачивается по направляющему поршню, что позволяет менять линейную длину амортизатора для изменения клиренса. Со временем каркас, а затем и резина перетираются, баллон начинает пропускать воздух.

    Также отметим, что кроме баллонов и компрессора, из строя может выйти блок клапанов пневмы, нагнетательный клапан или штуцер. Также проблемы могут быть с датчиками высоты, блоком управления подвеской или магистралью.

    Рекомендации

    1. Зачастую первыми из строя на машинах с пневмоподвеской выходят пневмостойки. При этом (особенно если баллоны открытого типа), несколько увеличить срок службы подушек можно путем регулярного мытья баллонов на мойке высокого давления. Это утверждение справедливо как для легковых автомобилей, так и для внедорожников.
    2. В случае возникновения проблем с герметичностью баллонов, затягивать с их заменой не стоит, так как компрессор будет постоянно включаться для поддержания давления и перегреваться. Если утечка воздуха сильная, в этом случае компрессор будет часто отключаться, так как система включает защиту от перегрева, при этом кузов так и не сможет принять нормального положения.
  • Реставрация пневмостоек не позволяет говорить о надежности, воздух все равно может через время начать немного «травить». Результат — недостаточно эффективная работа пневмостойки в целом, изменение устойчивости, ухудшение управляемости, повышенные нагрузки на компрессор, сложности с калибровкой положения кузова и т.д. По этой причине лучшим решением будет замена стоек пневмы на новые оригинальные, причем парами на одной оси (по аналогии с обычными амортизаторами). Данный способ — гарантия нормальной работы всей системы на протяжении прогнозируемого срока службы детали.
  • Особенности конструкции и ремонта пневмоподвески

    Пневматическая подвеска – это одна из разновидностей подвески, с помощью которой водитель самостоятельно может регулировать высоту дорожного просвета. На некоторых автомобилях она идет в заводской комплектации, на некоторые ее устанавливают самостоятельно.

    Сегодня стало модно и оправдано устанавливать пневматику даже на микроавтобусы. С ее помощью водитель не задумывается о перегрузках, даже имея нагрузку равную максимальной грузоподъемности, и концентрируется исключительно на управлении транспортным средством.

    Некоторые просто тюнингуют свое авто удобной и актуальной пневматикой.

    Причины и отличительные черты выхода из строя пневматической подвески

    Ремонт пневматики – это восстановление ее работоспособности на фоне максимально возможного приближения текущих характеристик к изначальным заводским параметрам.

    Эта процедура влияет на состояние ходовой системы в целом и может потребоваться вследствие:

    • обрыва или замыкания электропроводки в результате естественного износа изоляционного слоя;
    • утечки воздуха (разгерметизации);
    • выхода из строя клапанов, пневмокомпрессора или датчика положения высоты кузова;
    • стук гидравлики амортизатора;
    • других механических неисправностей.

    Такой ремонт может включать восстановление:

    • пневмобаллонов;
    • пневмостоек;
    • компрессоров;
    • блоков управления подвесками;
    • системы клапанов;
    • электропроводки;
    • датчиков высоты и других ее элементов.

    Наиболее быстро вырабатывают свой ресурс пневмобаллоны. Они подвержены давлению сжатого воздуха изнутри и воздействию веса деталей автомобиля, снаружи. В некоторых случаях они подлежит восстановлению, в других – спасает только замена.

    Баллон является составным элементом пневмостойки. Благодаря им авто имеет возможность принимать и сохранять необходимый уровень посадки по отношению к рельефу дорожного полотна. С течением времени эти узлы подвергаются усталостному износу и подлежат ремонту или замене.

    Если проигнорировать неисправность пневматических стоек и продолжать ездить на таком авто, следующим выйдет из строя наиболее дорогостоящий механизм пневматики – пневмокомпрессор. Этот вид ремонта наиболее редкий, так как обусловлен оттягиванием ремонта других элементов пневматического элемента. Он состоит из металлического цилиндра и поршня, который движется внутри него. Предохранительное кольцо, призванное защищать трущиеся поверхности от перегрева, со временем изнашивается. Это способствует частым перегревам и выхода компрессора из строя.

    То же получается при разгерметизации баллона. При наличии утечки воздуха, давление в нем падает быстрее, чем в исправном, поэтому компрессор включается чаще обычного и предохранительное кольцо достаточно быстро изнашивается.

    Где выполнять?

    Важно выполнять ремонт в специализированных надежных автосервисах, иначе существует риск:

    • купить и установить бракованные детали или рабочие элементы низкого качества (это чревато не только переустановкой самой пневматики, но и разбитыми креплениями и кузовом);
    • не учесть все особенности вашей модели авто (на разных автомобилях стоит разный пневматический элемент с индивидуальными особенностями функционирования).

    Можно ли передвигаться на авто с неисправной пневмоподвеской? Да, можно. Если вышел из строя баллон, отключите компрессор, чтобы он не пытался создать там нужное давление.

    Профилактические меры

    Для предупреждения выхода из строя пневматики необходимо регулярно чистить налипший гудронный слой и абразивы. Важно во время ремонта восстанавливать ее работоспособность с помощью новых комплектующих, заводского производства с соблюдением всех норм по технике, качеству и безопасности.

    Минимизируйте передвижение по свежему асфальту. Регулярно производите осмотр целостности элементов механизма.

    Современные технические возможности автомастерских позволяют установить на стойки резиновые пыльники и стальные защитные цилиндры, что также существенно продлит срок эксплуатации узла.

    Рекомендуем ознакомиться с полным списком оборудования для СТО.

    Все проблемы пневмоподвески: комфорт в движении или разорение на сервисе?

    Правда, есть одно но: система рано или поздно выходит из строя. Особенно велик риск «попасть» на непредвиденный ремонт при покупке возрастных премиум-внедорожников, цены на которые своей доступностью порой кружат голову неопытным автомобилистам. Рассказываем, с какими проблемами пневмоподвески может столкнуться невнимательный покупатель.

    Для начала стоит понимать, что такое пневмоподвеска и как она работает. На самом деле все довольно просто: компрессор нагнетает воздух в специальный баллон (ресивер), который по сигналам датчиков и ЭБУ через систему трубопроводов и клапанных блоков распределяет воздух по четырем пневмоэлементам.

    Последние располагаются или порой даже интегрированы в систему передней и задней подвесок, например, в стойки. В зависимости от программы управления и, соответственно, уровня подкачки пневмоэлементов кузов автомобиля поддерживается на одинаковой высоте вне зависимости от загрузки или же, наоборот, высота регулируется в зависимости от задач.

    В принципе, учитывая относительную простоту, в идеальных условиях работы ломаться в пневмоподвеске особо нечему, что часто подтверждают заботливые владельцы автомобилей, выезжающие на своих авто без особых проблем и 200 тыс.км. К сожалению, идеальными эти условия бывают крайне редко, а добавляют проблем сами собственники, игнорирующие профилактические меры, в результате чего узлы пневмоподвески выходят из строя.

    Главный и самый дорогой источник беспокойств — собственно, компрессор. Поскольку расположен этот агрегат чаще всего под днищем, даже с учетом наличия кожухов, на него всегда летит вся дорожная грязь, соль и всевозможные химикаты, которые способствуют возникновению коррозии.

    В результате перегнивают контакты, портится проводка и деталь выходит из строя. Кроме того, засохшая со временем на компрессоре грязь приводит к его перегреву, чтобы происходит даже чаще. Третий фактор — физическое воздействие: владельцы внедорожников порой задевают компрессор на бездорожье, а нерадивые механики на сервисе иногда умудряются упереть в компрессор «лапу» подъемника. При этом, если вам при диагностике «приговорили» компрессор, готовьтесь платить, ибо стоит он в зависимости от модели авто иногда до ста тысяч рублей.

    Что касается ресивера, то есть накопительного баллона, то его основной проблемой является именно коррозия, причем в конкретном месте. Баллон также расположен снизу авто практически в упор к днищу кузова, и если с видимой стороны грязь с него часто смывают, то как раз в щели между полом машины и баллоном она остается навсегда, постепенно съедая металл, в результате чего ресивер начинает травить. Одна радость: на фоне стоимости компрессора ресивер — не очень дорогая деталь.

    Распространенной проблемой автомобилей с пневмоподвеской является выход из строя пневмоэлементов. Даже на относительно современных машинах они как правило объединены с амортизатором в единую деталь, что резко увеличивает стоимость замены, однако и отдельные стоящие сути неисправности они не меняют.

    Внешне пневмоэлементы представляют собой резиновые подушки, которые в зависимости от нагнетаемого в них воздуха, надуваются или сдуваются, образуя складки. Так вот, попадаемые в эти складки все те же грязь, песок и химикаты со временем перетирают резину, выпуская воздух.

    В результате автомобиль начинает приседать на ту или иную сторону, причем, компрессор будет изо всех сил стараться компенсировать постоянно падающее давление и со временем от перегрузки также выйдет из строя. Так что затягивать с заменой подушек ни в коем случае нельзя. Стоят пневмоэлементы, опять же в зависимости от модели, немало. Некоторые автомобили штатно или в виде опции имеют пыльники пневмоподушек, которые настоятельно рекомендуется устанавливать, ибо они реально позволяют надолго сохранить детали в безопасности.

    Самой безобидной проблемой пневмоподвески является выход из строя датчиков положения кузова. Внешне они представляют собой эдакое коромысло или локтевой сустав с потенциометром, один конец которого крепится к рычагу подвески, а другой — к шасси. Чаще всего они глючат по двум причинам — или из-за отгнивания контактов или проводки, или из-за закисания шарнира. Опять же, самой частой причиной этого является невычищенная из механизмов грязь.

    Пневмоподвеска сама по себе не так страшна в обслуживании, как многие боятся. Главный враг ее деталей — не разбитые российские дороги, а грязь и беспечные владельцы, которые игнорируют профилактические работы, в первую очередь, регулярную детейлинговую мойку, включающую хотя бы снятие колес.

    Так что при выборе возрастной машины с пневмоподвеской смотрите на хозяина: если человек явно был педантом, то риск проблем резко сокращается, а если у машины полуубитый салон, поцарапанный со всех сторон кузов и явные признаки внедорожных вылазок (например, мятая защита картера), на авто стоит смотреть вдвое внимательнее.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector