Nd-avtodrom.ru

НД Автодром
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна?

Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна?

Скачать PDF

Наверное, не все новички-водители знают, что такое кулиса в автомобиле и где она вообще находится? Обычно на водительских курсах изучают строение авто, однако, не у всех до таких подробных знаний, как говорится, «руки доходят». А потом задаются вопросы: что, зачем, почему? Особенно, если возникают проблемы со втыканием и переключением скоростей на механической коробке передач. И тогда уж все вспоминают кулису.

Собственно, правильно по техническому она называется тяга привода управления коробки передач. И ее, оказывается, можно регулировать и менять!

Что такое кулиса в автомобиле? Некоторые думают, что это сам рычаг переключателя скорости, и находится он между водительским и пассажирским сидениями (такое можно прочитать в интернете, в самых популярных ответах на поставленный вопрос). Но это не совсем так. Кулиса МКПП – это многосоставной механизм, основное предназначение которого связывать рычаг для переключения передачи и деталь (шток), подводящую к коробке.

Содержание

  • Краткий обзор устройства механизма
  • Признаки неисправности механизма
  • Регулировка кулисы

Несмотря на довольно высокий запас прочности (у некоторых моделей – свыше 100.000 км. пробегу), элементы кулисы иногда начинают изнашиваться, приводя автовладельца к множественным проблемам. Происходит это, как правило, из-за попадания в механическую систему воды, пыли и грязи, ухудшения или отсутствия должного количества смазочных веществ, по некоторым другим причинам.

Краткий обзор устройства механизма

Во многом само устройство механизма кулисы зависит от марки и модели машины. Это происходит потому, что различные заводы-производители склонны применять разные, стремящиеся к оригинальности, типы устройства МКПП.

В связи с этим, можно рассматривать только некоторый усредненный и обобщенный, ориентировочный вариант данного устройства. Но для большинства авто это будет: рычаг КПП, тяга передач, вилка, палец вилки, сальник вилки фиксатор. Есть еще и пружина, корпус и трос переключения, условно входящие в механизм. А все вместе данные запчасти отвечают за переключения скоростей в запланированных изготовителями коробки передач положениях.

Признаки неисправности механизма

Как уже было сказано, в подавляющем большинстве марок машин конструкция эта довольно надежная, не требующая частого ремонта и замен частей. Исключение составляют авто, изначально отличающиеся низким качеством сборок (с такими может всякое случиться). Но и на качественных импортных авто случаются огрехи, особенно если оно «в летах» и с колоссальным пробегом.

Какие же признаки, что кулиса вашего автомобиля уже дает сбой? Как правило, они очевидны и в особых комментариях не нуждаются. Но все-таки, попробуем перечислить основные:

  • увеличился люфт ручки (рычага), что переключает передачи;
  • возникли проблемы с самим переключением передачи с одной на другую (или например она хрустит при переключении);
  • скорости переключаются непомерно тугим образом;
  • вместо одной передачи включается другая; из пяти, например, передач возможно включить только несколько, остальные просто не работают.

По поводу возникающего люфта: конечно, он никоим образом, на первых порах, не влияет ни на скорость езды, ни на работу МКПП. Наверное, поэтому некоторые водители не придают этому должного значения: мол, пока ездит – и пускай, зачем разбирать и регулировать? Но так ездить долго нельзя, так как положение со временем может ухудшиться (и в самый неподходящий, как правило, момент), приводя к плачевным результатам, а возможно, и к ДТП. Так что, не стоит «затягивать ситуацию», а попытаться поскорее разобраться с возникшей проблемой.

Регулировка кулисы

В первую очередь, необходимо попробовать регулировку привода (если он, на быстрый взгляд, находится в рабочем состоянии). Кстати, часто новички-водители по неопытности думают, что вышла из строя вся коробка передач, а дело-то всего лишь в кулисе. Но для этого нужно хотя бы знать, что такое кулиса в автомобиле! Далее – включаем (даже если плохо получается, то можно при выключенном движке воткнуть, а затем завестись, и машина поедет) первую скорость и взбираемся на эстакаду или подъемник.

Ставим авто на ручной тормоз, кладем под колеса противооткаты (на яме или эстакаде). Глушим движок, не выключая передачи. Затем – смещаем рычаг переключения влево, насколько это возможно. Возвращаемся под авто и затягиваем хомут. Иногда бывает нужно всего-то сместить запчасть относительно карданного вала всего на миллиметры, и ваша КПП снова отлично заработает!

Кулиса

Кулиса КПП представляет собой механизм многорычажного узла, связывающий между собой рычаг переключения передач и шток, подходящий к коробке. Размещается она под днищем автомобиля, как правило, возле кардана или под находящимся в салоне рычагом коробки передач. В любом случае туда попадает грязь и вода, которые со временем ухудшают качество смазки трущихся элементов кулисы, из-за чего они начинают изнашиваться, приводя к разнообразным проблемам. Средний срок службы кулисы коробки передач составит 120 тыс. км, но во время эксплуатации может понадобится регулировка.

Устройство кулисы

Конструкция кулисы зависит от модели автомобиля, так как в разных семействах применяются различные типы управления КПП. Поэтому рассмотреть точное устройство рычага переключения передач в универсальном варианте невозможно, но можно изучить ориентировочный усредненный вариант.

В большинстве автомобилей кулиса состоит из следующих элементов:

  1. рычаг механизма КПП;
  2. тяга системы выбора передач;
  3. палец вилки системы выбора передач;
  4. фиксатор пальца;
  5. вилка кулисы;
  6. сальник вилки кулисы.

Устройство кулисы КПП

Соединенные между собой эти детали отвечают за то, чтобы рычаг переключения передач включал скорости, в нужный положениях.

Какие могут быть кулисы

По своим видам кулисы подразделяются на:

Визуальное отличие стандартной кулисы от короткоходной (слева — короткоходная, справа — стандартная)

  • Короткоходные. Это та же кулиса, только с уменьшенным ходом за счет длины самой ручки;
  • Стандартная.

Зачем нужна короткоходная кулиса? Такой тип используют чтобы сократить дистанцию и время перемещения рукоятки КПП при переключении передач. Это позволяет делать переключение передач более четкими и значительно быстрее.

Также, на некоторых автомобилях, стандартные кулисы, при переключении на 5-ю передачу, ручка кпп упирается в пассажира. Установка короткоходной эту проблему решает.

Короткоходная кулиса распространяется среди гонщиков, для которых скорость переключение передач очень важна.

Признаки неисправности кулисы

Чаще всего проблемы с кулисой устраняются методом регулировки или замены ремкомплекта, реже требуется замена узла.

В большинстве моделей автомобилей кулиса коробки передач является довольно надежным узлом, способным без проблем прослужить до 100 тысяч километров пробега без ремонта. Исключением являются автомобили, которые изначально не отличаются высоким качеством сборки – с ними бывает всякое. Износ кулисы можно определить по появлению таких признаков, как:

  • увеличение люфта рычага переключения передач;
  • проблемы с переключением передач;
  • невозможность регулировки механизма.

Если передачи начали включаться чрезмерно туго, или включается не та передача, которая должна включиться, в первую очередь нужно попытаться отрегулировать привод, если он визуально пребывает в нормальном рабочем состоянии. Если сочленения шарниров работают с большим люфтом, кулису придется менять.

Почему болтается кулиса

Как заменить пружину в КПП

Есть 3 причины, почему болтаются кулисы и как с этим бороться:

  1. Под кожухом у самого основания кулисы, расшатанный механизм. Чтобы избавится от этой проблемы, подкладывают капроновую или механическую шайбу.
  2. На крестовине, выворачивает стопор. Бывает это редко, а решается закручиванием стопора.
  3. Лопается пружина в механизме выбора передач. Нужно покупать саму пружину и менять.

Почему ломается кулиса

Из-за приложенных усилий на кулису, она имеет свойство расшатываться

ТОП-5 часто встречающихся причин выхода из строя кулисы:

  • от резкого включения передач, когда прилагаются усилия, хотя можно обойтись и без них;
  • в условиях эксплуатации, нагрузка на механизм;
  • из-за установки некачественной детали;
  • при неправильной установке (достаточно перекоса в пару миллиметров) кулиса выйдет из строя уже спустя 100 км;
  • в процессе использования, образуется смещение (которое гарантирует неправильные нагрузки на элементы оборудования);

Как регулируется кулиса КПП

Кулису регулируют в том случае, когда меняют стандартную на короткоходную или в случае ремонта. Существуют несколько способов регулировки:

  1. По первой передаче.
  2. По задней передаче.

Производить регулировку кулисы нужно с заглушенным мотором и при затянутом стояночном тормозе. Перед тем, как совершать какие-то действия связанные с отсоединением всех деталей, сделайте пометки, они пригодятся чтобы потом все правильно собрать. В противном случае могут произойти изменения в работе механизма.

Для регулировки, нужно ослабить хомут

Чтобы приступить непосредственно к самой регулировки, нужно ослабить хомут он держит непосредственно сам рычаг переключения с тягой. Маленькие повороты или перемещение ступицы вдоль рычага тяги, изменяется четкостью выбора и включением тех или иных передач. После каждой проверки затягивайте хомут и проверяйте свой результат.

Чтобы отрегулировать заднюю передачу, нужно постепенно ослаблять хомут и переводить рычаг КПП в положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После регулировки, следует затянуть хомут обратно.

Для регулировки первой и второй передачи, поворачиваем рычаг по направлению часовой стрелки. Для третьей и четвертой скорости, нужно отрегулировать перемещение рычага вдоль тяги вперед, по ходу движения машины. При этом не рекомендуется его вращать относительно своей оси! Для регулировки кулисы на пятой и задней передачах, поверните рычаг в противоположную сторону.

Если возникли проблемы с переключением первой, третьей, пятой и задней передаче, то рычаг сдвигается назад. Делать нужно до тех пор, пока не добьётесь нужного результата.

В транспортных средствах где роль кулисы выполняют тросики, а не рычаг, регулировка происходит по другому алгоритму:

  • Сперва переводится рычаг коробки передач в нейтральное положение.
  • Затем снимается пыльник рычага КПП.
  • Подтягиваются тросики. Для натягивания используются несколько гаек. Нужно отпустить дальнюю гайку, которая находится со стороны тросика. Изначально гайку выкручиваем на 3 витка. Затем гайку, которая находится с обратной стороны, закручиваем на 3 витка. Весь крепеж следует законтрить.
  • Затем контролируется работа селектора переключения передач.

Если проделанная регулировка не дала результата, нужно задуматься о ремонте. Скорее всего в приводе переключения передач, изнашиваются втулки и шаровые шарниры, а также растягиваются тросики (согласно устройству). Если нет значимых намерений менять узел в сборе, тогда стоит задуматься о приобретении ремонтного комплекта, которая подходит для вашего автомобиля и провести замену проблемной детали.

Сколько стоит Кулиса

Средняя цена стандартной кулисы будет в районе 500 рублей на отечественный автомобиль и около 1000 на иномарку среднего класса. Короткоходные, за счет того что это считается тюнингом, — обойдутся дороже.

Что такое автомобильная кулиса: зачем нужна и как устроена?

Абсолютно любой владелец транспортного средства должен обладать минимальными знаниями устройства автомобиля. Во время прохождения курсов по вождения всем дается минимальная информация об устройстве коробки передач и практически не освещается вопрос о назначении такой немаловажной детали как кулиса. По этой причине автомобилисты и склонны недооценивать важность этого элемента. Кулиса в конструкции КПП играет важнейшую роль и не представляет собой обычный рычаг, посредством которого выполняется максимально удобное переключение передач. Вообще кулиса — это тяга привода управления коробки, которая является составной и многокомпонентной деталью. Благодаря кулисе обеспечивается связь между рычагом переключения скорости и штоком. Подробнее об устройстве и признаках неисправности кулисы далее будет рассказано в этом полезном материале.

Устройство кулисы: важные моменты

Несмотря на то, что кулиса в механике частенько претерпевает изменения и становится более надежной и современной, устройство ее по-прежнему остается неизменным. В привычном понимании кулиса выглядит как рычаг для переключения скорости автомобиля, как тяга для возможного выбора передач и как палец вилки выборного механизма. Кроме того, в ней есть фиксирующее устройство для пальца, а также вилка и сальник. Вся эта конструкция надежно скрыта от глаз водителя, поэтому ей зачастую и уделяется так мало внимания. Многие водители склонны игнорировать нарушения в работе кулисы и нередко это приводит к печальным последствиям, которые отрааются на работе автомобиля.

Неисправности кулисы: распространенные признаки

Поскольку кулису невозможно рассмотреть, автомобилисты в основном не связывают неприятные проявления с этим механизмом. А вместе с тем эта деталь ежедневно испытывает на себе колоссальные нагрузки. В среднем резерва кулисы хватает на преодоление 100 тысяч км. Лишь в редких случаях она может продержаться до 200 тысяч км. проблемы с элементом чаще всего возникают по причине низкого содержания смазочного вещества в механизме или же из-за попадания в конструкцию влаги, мусора и накопления пыли. Узнать, что с кулисой есть проблемы можно по увеличенному люфту на ручке коробки передач. Особенно заметным люфт будет при нейтральном положении. Нередко о неисправности кулисы свидетельствует проблемное переключение скоростей с характерным хрустом или тугим ходом рычага. Еще одним явным признаком неполадки кулисы можно назвать также неправильное включение скоростей, которое может не соответствовать выбранному водителем положению. В любом случае ни одна из этих проблем не должна игнорироваться и при малейшем подозрении на неисправность кулисы автомобилист должен сразу же проводить диагностику.

Подробнее об автомобильной кулисе будет рассказано в этом видеоматериале:

Что такое кулиса в коробке передач, где находится и для чего она нужна?

Посещая уроки водительского мастерства, вы наверняка помните, сколько времени уделялось изучению строения машины. Базовые знания, безусловно необходимы, но в попытках уместить курс в сжатые временные рамки, инструкторы часто забывают о, на первый взгляд, не столь важных вопросах. Понять тип, функционал и разобраться в конструкции такой составляющей как кулиса в коробке передач могут далеко не все, по причине незнания самого его существования. Попробуем разобраться с этим устройством более подробно.

  • Что такое кулиса в коробке передач
  • Устройство механизма
  • Признаки неисправностей кулисы
  • Самостоятельная регулировка кулисы

Что такое кулиса в коробке передач

Для начала, следует разобраться, что такое кулиса, какая её функциональная важность и для чего нужна кулиса в коробке передач. Отвечая на первый вопрос, следует уточнить, что точное техническое название звучит как «тяга привода управления коробки передач». По ошибочному предположению многих, её часто называют как рычаг переключения передач. Однако, кулиса КПП – это многосоставная конструкция, функциональным предназначением которой является связывание рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач.

Из этого утверждения следует, что конструкция запчасти сама по себе является достаточно сложным механизмом, а сама кулиса в коробке передач выполняют соединяющую функцию рычага с КПП. В современных автомобилях эту деталь размещают под днищем (достаточно близко к карданному валу), а в автомобилях постарше её можно увидеть непосредственно под самой коробкой передач.

Как и любое другое устройство, кулиса в МКПП имеет свойство изнашиваться. Запас прочности всего механизма часто определяют этими самыми небольшими деталями, а значит, что неисправность хотя бы одной из составляющих ведет к потере первоначальной работоспособности. Поломки чаще всего связаны с длительным эксплуатационным сроком, попадания дополнительных элементов в систему (пыль, влага), или же недостаточно бережное отношение к самой КПП.

Устройство механизма

С током времени, автомобильные производители в корне меняют особенности КПП собственных машин. Постоянно появляются новые типы роботизированных коробок передач, особой активность пользуются КПП с двумя сцеплениями. Прогресс МКПП также не стоит на месте, и такое стремление к модернизации часто создает настоящую проблему для автотехников и любителей покопаться в собственном автомобиле.

Читать еще:  Шноркель На Уаз 469 Своими Руками

Благодаря такому широкому выбору доступных МКПП, конструкция самой кулисы в коробке передач свойственна к постоянному видоизменению. Для того чтобы упростить задачу, мы используем обобщенно-ориентировочный тип рассматриваемого устройства.

Основные составляющие, которые входят в состав кулисы КПП:

  1. Рычаг коробки передач
  2. Тяга передач
  3. Вилка + палец вилки
  4. Фиксатор сальника

Кроме того, условно в состав кулисы входят такие составляющие как: трос, пружина и сам корпус (либо основа). Сложенная, настроенная работа этих деталей позволяет переключать режимы скоростей в заранее отведенных на КПП положениях.

Признаки неисправностей кулисы

Несмотря на отменную надежность этой конструкции, как и любая другая деталь сложно работающего механизма (кулиса при работе подвергается постоянным физическим воздействиям, как от водителя, так и от самого автомобиля), она требует постоянной профилактики и бережного ухода. В противном случае, часто могут возникать нежелательные последствия, приводящие к поломкам и проблемам. Разберем наиболее вероятные из них:

  • расшатанность ручки переключения передач (повысился люфт рычага);
  • трудность переключение передач (туго идет рычаг, «хрустит» при смене положения);
  • невозможность включения (например, включить 6-ю передачу);
  • ошибочное переключение (вместо 3-й включается 5-я, и т.д.).

В отличии от последних троих, первая проблема (люфт) не влияет на скорость переключения, и вообще никак не влияет на работу КПП. Однако, то что сейчас доставляет лишь дискомфорт, может «перерости» в серьезные проблемы. Затягивание с ремонтом в таких ситуациях ни к чему хорошему не приводит, а неожиданная поломка может случится в самый неподходящий момент.

Самостоятельная регулировка кулисы

Частой ошибкой всех начинающих автолюбителей является понимание собственной проблемы. Малейшие неисправности коробки передач, они связывают с глобальными проблемами и готовятся к полной замене системы. Однако, часто случается, что небольшие вмешательства, а именно правильная и профессиональная регулировка кулисы является необходимым решением по устранению возникшей неисправности.

Для начала следует начинать с регулировки (настройки) используемого привода. Проводить его нужно предварительно убедившись в работоспособности. На первой скорости заезжаем на эстакаду, либо схожее по типу возвышение. При возникновении проблем с переключением (описанных ранее), попробуйте осуществить необходимые действия при выключенном двигателе.

Находясь на ручном тормозе, предварительно подставив противооткаты, начинаем предварительную регулировку. При выключенном моторе, но не выключенных передачах смещаем рычаг влево до максимально возможного положения. Затягиваем хомут под авто. Часто бывает, что хватает всего лишь несколько миллиметров по отношению к карданному валу для необходимого смещения.

Другим вариантом профилактики и предотвращения проблем является удаление инородных элементов с механизма (влаги, пыли, попавшей грязи) и смазывание деталей. Кулиса в коробке передач, как и любая другая деталь требует смазку. Но чем смазать кулису? Особых предпочтений не имеется. Подойдет обычная смазка для автомобильных запчастей. Главное не переборщить.

Зачем нужна кулиса в автомобиле

Наверняка не все водители-новички знают, что такое кулиса в автомобиле и где именно она находится. Как правило, на автомобильных курсах по вождению отдельное внимание уделяется строению транспортного средства, но не всегда предоставляются подробные знания, которые могли бы действительно помочь при последующем использовании транспортного средства. Либо же ученики просто пренебрегают полученными знаниями, что и приводит к массе вопросов. В особенности много вопросов возникает в том случае, если автомобиль работает на механической коробке переключения передач и появляется надобность в том, чтобы втыкнуть или переключить скорость.

И только тогда вспоминается о кулисе, которая считается важной технической деталью, несмотря на свои очень маленькие размеры. Если говорить техническим языком, то кулиса – это специальное устройство для тяги привода, которое предоставляет возможность переключать передачу в коробке. А также при надобности устройство может меняться или ремонтироваться для общего восстановления функциональности в соответствии с техническими нормами.

Что такое кулиса КПП?

Для правильной передачи команды при переключении скорости на КПП используется специальная кулиса, которая представляет собой небольшой рычаг, где представленная команда передается валам. Как правило, кулиса коробки переключения передач есть во всех транспортных средствах, которые обустроены механической системой, а в некоторых ситуациях она встречается и в обустройстве «автомата». Если же рассматривать роботизированные и вариаторные коробки переключения передач, то здесь давление передается в виде электронных импульсов напрямую, что не требует применения дополнительных деталей.

Техническое обустройство кулисы

Иногда случается так, что кулисой называю полностью все многорычажное устройство, начиная непосредственно от ручки в салоне транспортного средства и заканчивая внутренними техническими деталями. Дело в том, что в системе все работает по принципу цепочки, поэтому и требуется особая внимательность к обслуживанию и ремонту, чтобы предотвратить повреждение.

Для точного понимания, что же представляет собой кулиса в конструкции транспортного средства, можно выделить следующие важные детали:

  1. Палец вилки механизма для упрощенного выбора.
  2. Устройства для фиксатора пальца.
  3. Вилка самой кулиса коробки переключения передач.

Но и это далеко не все детали, которые находятся в конструкции кулисы КПП и обладают своими определенными техническими параметрами. Правильное подключение и соединение деталей между собой обеспечивает нормальное функционирование устройства в соответствии с поставленными требованиями и особенностями, гарантируя нормальный рабочий процесс в последующем.

Автомобильная кулиса: что это, как устроена, признаки неисправностей и самостоятельное регулирование

  • 1 Что такое кулиса в коробке передач автомобиля
  • 2 Устройство механизма
  • 3 Признаки неисправностей кулисы
  • 4 Самостоятельная регулировка кулисы

Каждый автомобилист должен знать элементарное устройство своего автомобиля. На курсах вождения предоставляется сжатая информация, при этом, многие моменты оказываются упущенными. Например, не рассматривается кулиса коробки передач. Ввиду этого, у многих автомобилистов складывается ошибочное мнение относительно этой важной детали в конструкции автомобиля. Такую ситуацию нужно немедленно исправлять.

Что такое кулиса в коробке передач автомобиля

Вы считаете, что кулиса в автомобиле — это обычный рычаг, при помощи которого осуществляется удобное переключение передач? Должны вас огорчить, но это не так. Нам есть о чём поговорить, изложенная ниже информация будет очень полезной для вас.

Кулисой мы называем тягу привода управления коробки передач. Эта деталь в устройстве авто является составной, сложной и многокомпонентной. Она обеспечивает связь между рычагом переключения скоростных режимов и штоком. Связующий механизм в коробке передач сложно рассмотреть или потрогать, поскольку располагается он между рычагом и коробкой передач, фактически, под днищем автомобильного кузова. В некоторых случаях для этого механизма отводится место возле карданного вала, также он может находиться под рычагом переключения скоростных режимов.

Что такое автомобильная кулиса, надеемся, понятно каждому. И больше никто не будет путать её с рычагом для переключения скоростей автомобиля. А мы продолжаем углубляться в эту тему и переходим к следующему вопросу.

Устройство механизма

Кулиса в механике часто видоизменяется, становится более надёжной, инновационной и современной. Тем не менее, общие основы её устройства остаются неизменными. Устройство кулисы в КПП выглядит следующим образом:

  • рычаг для переключения скоростных режимов авто;
  • тяга, которая обеспечивает возможность выбора передач;
  • палец вилки выборного механизма;
  • фиксирующее устройство для пальца;
  • вилка и сальник.

Изучаемая нами деталь имеет сложное устройство, которое скрыто от глаз водителя. Потому ей уделяется так мало внимания, и часто неопытные водители игнорируют нарушения в работе механизма.

Признаки неисправностей кулисы

Ежедневно она подвергается нагрузкам, для выдерживания которых нужна высокая прочность, выносливость и долговечность. И всё же, проблемы с этой деталью не являются редкостью. В среднем, кулисы КПП хватает на 100 тыс. км. В редких случаях механизм может продержаться 200 тыс. км, встречаются случаи исправной работы на протяжении 300 тыс. Не стоит надеяться на свою удачу, лучше прислушиваться к работе устройства внутри КПП и реагировать на каждое изменение.

Проблемы чаще всего возникают из-за низкого содержания смазочных веществ внутри механизма, попадания воды, пыли и мусора. Как бы там ни было, нужно своевременно выявлять наличие неисправностей кулисы КПП и безотлагательно выполнять ремонт. О наличии проблем в работе механизма можно узнать по ряду признаков:

  1. Увеличенный люфт на ручке коробки передач особенно заметен при нейтральном положении.
  2. Проблемное переключение скоростей, которое может сопровождаться хрустом, тугим ходом рычага и прочими сложностями.
  3. Неправильное включение скоростей, которое не соответствует выбранному положению.

Ни одна из этих проблем не должна игнорироваться. При возникновении хоть малейшего подозрения на неисправное состояние кулисы необходимо сразу же проводить диагностику. В ходе диагностики станут понятными дальнейшие действия автомобилиста: регулирование механизма или его замена. Если проблемы будут игнорироваться, то в процессе движения транспортного средства устройство может сорваться, что станет причиной ДТП.

Самостоятельная регулировка кулисы

При возникновении проблем с механизмом кулисы КПП не нужно спешить выполнять его замену. Нередко спасти ситуацию может простое регулирование. Эта процедура несложная, потому может быть выполнена без привлечения специалистов. Существует два способа выполнения регулировки кулисы:

  1. При выборе задней передачи нужно ослабить хомут, выставить рычаг в идеальное положение, которое будет соответствовать выбранной скорости. В таком положении хомут затягивается и можно проверять работу устройства.
  2. Первая скорость для регулирования механизма выбирается часто при невозможности включения задней передачи. Активируем первую скорость, ослабляем хомут, вращаем привод против хода часовой стрелки пока рычаг не упрётся в фиксатор задней передачи. В таком положении затягиваем хомут.

Это общие правила проведения регулировки кулисы. В зависимости от разновидности механизма процесс регулирования может отличаться. Потому перед началом работ нужно изучить инструкцию своего автомобиля и действовать в соответствии с рекомендациями производителя.

Сегодня было рассказано, что такое кулиса в коробке МКПП, изучено её устройство и признаки, по которым могут быть определены неисправности. Нельзя запускать состояние этой детали ТС, поскольку многие человеческие жизни могут оказаться в опасности.

Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна

Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна?

Наверное, не все новички-водители знают, что такое кулиса в автомобиле и где она вообще находится? Обычно на водительских курсах изучают строение авто, однако, не у всех до таких подробных знаний, как говорится, «руки доходят». А потом задаются вопросы: что, зачем, почему? Особенно, если возникают проблемы со втыканием и переключением скоростей на механической коробке передач. И тогда уж все вспоминают кулису.

Собственно, правильно по техническому она называется тяга привода управления коробки передач. И ее, оказывается, можно регулировать и менять!

Что такое кулиса в автомобиле? Некоторые думают, что это сам рычаг переключателя скорости, и находится он между водительским и пассажирским сидениями (такое можно прочитать в интернете, в самых популярных ответах на поставленный вопрос). Но это не совсем так. Кулиса МКПП – это многосоставной механизм, основное предназначение которого связывать рычаг для переключения передачи и деталь (шток), подводящую к коробке.

Как осуществляется управление КПП?

Конструкция механизма смены скорости на коробках передач механического типа зависит от компоновки авто. Ранее двигатель вместе с КПП располагался продольно и получалось так, что сама коробка размещалась под авто. Поэтому механизм переключения передачи состоял только из одного рычага, один конец которого играл роль штока для перемещения ползунов с вилками в коробке. Фиксация рычага осуществлялась при помощи имеющего наплыва в виде шара, который зажимался между втулками в корпусе, установленном на картере коробки. Благодаря этому обеспечивалось подвижное соединение – рычаг двигался в разные стороны, но его невозможно вытянуть из корпуса.

Работа такого механизма передачи очень проста: водитель, наклоняя рычаг в сторону, устанавливал шток в проточку на вилке КПП, зафиксированной на ползуне. Затем, смещая рукоятку вперед или назад, штоком передвигал ползун с вилкой, вводя в зацепление шестерни, то есть включал необходимую передачу.

Такие механизмы переключения передач использовались на автомобилях ВАЗ классического семейства.

Сейчас большинство автомобилей имеют поперечную компоновку двигателя и КПП. Эти механизмы полностью размещены в подкапотном пространстве. Использование такой конструкции привело к необходимости задействования дистанционного механизма переключения.

Такой механизм состоит из системы тяг и рычагов, который получил название «кулиса КПП». Кулиса переключения передач используется на авто с поперечным расположением мотора. На Шевроле Нива двигатель с коробкой передач стоит продольно, они вынесены вперед и установка прямого рычага невозможна, поэтому конструкторы и использовали кулису. Такой механизм управления встречается и на авто с автоматической коробкой.

Признаки износа кулисы КПП

Водитель должен обращать внимание на возможный выход из строя агрегатов автомобиля, в том числе знать характерные признаки износа кулисы КПП, чтобы своевременно предпринять действия по ее замене. Несмотря на то что механизм довольно надежный, следует знать следующие «симптомы» его скорой поломки:

Повышенный люфт у ручки КПП. Это может быть заметно, как когда ручка находится в нейтральном положении, так и на одной из передач;

Водители часто игнорируют появление люфта в коробке передач, считая, что это нормальная ситуация. На самом деле, если возник люфт, нужно обязательно провести диагностику КПП, а при необходимости отрегулировать или заменить кулису. Дело в том, что незначительный люфт уже является достаточно серьезным симптомом неисправности кулисы КПП. Если ее «сорвет» в процессе движения автомобиля, это может привести к тяжелым последствиям, как для автомобиля, так и для водителя, поскольку велик риск в такой ситуации попадания в ДТП. Именно поэтому, если вы замечаете наличие проблем с переключением передач КПП, обязательно обратитесь в сервисный центр для диагностики и ремонта кулисы, если он потребуется.

Подведем итоги

Как видно, кулиса МКПП постоянно подвергается различным нагрузкам, на нее оказывают влияние внешние факторы и т.д. По этой причине даже такой относительно простой и достаточно надежный механизм требует выполнения периодических работ по очистке, смазке и регулировке.

Если же регулировка не дает желаемого результата, тогда потребуется менять отдельные элементы в конструкции или заменить весь механизм в сборе. При этом нередко только замена кулисы позволяет добиться мягкости хода рычага КПП и одновременно четкости включения передач.

Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия

Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.

Как заменить трансмиссионное масло в коробке передач: замена масла в МКПП и АКПП. Когда менять масло в коробке на автомате и механике. Полезные советы.

Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.

Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.

Как обслуживать коробку — автомат: замена масла и масляного фильтра АКПП, стоимость замены масла в автоматической коробке. Способы замены ATF, рекомендации.

Читать еще:  Доработка термостата на ВАЗ 2110 и 2112

Самостоятельная регулировка кулисы

Частой ошибкой всех начинающих автолюбителей является понимание собственной проблемы. Малейшие неисправности коробки передач, они связывают с глобальными проблемами и готовятся к полной замене системы. Однако, часто случается, что небольшие вмешательства, а именно правильная и профессиональная регулировка кулисы является необходимым решением по устранению возникшей неисправности.

Для начала следует начинать с регулировки (настройки) используемого привода. Проводить его нужно предварительно убедившись в работоспособности. На первой скорости заезжаем на эстакаду, либо схожее по типу возвышение. При возникновении проблем с переключением (описанных ранее), попробуйте осуществить необходимые действия при выключенном двигателе.

Находясь на ручном тормозе, предварительно подставив противооткаты, начинаем предварительную регулировку. При выключенном моторе, но не выключенных передачах смещаем рычаг влево до максимально возможного положения. Затягиваем хомут под авто. Часто бывает, что хватает всего лишь несколько миллиметров по отношению к карданному валу для необходимого смещения.

Другим вариантом профилактики и предотвращения проблем является удаление инородных элементов с механизма (влаги, пыли, попавшей грязи) и смазывание деталей. Кулиса в коробке передач, как и любая другая деталь требует смазку. Но чем смазать кулису? Особых предпочтений не имеется. Подойдет обычная смазка для автомобильных запчастей. Главное не переборщить.

Устройство кулисы

На изображении ниже представлена схема привода механизма переключения передач (кулисы) Chery Amulet A11.

рукоятка переключения передач;

рычаг переключения передач;

шарик шарового шарнира;

эластичный цилиндрический штифт;

фиксирующая крышка шарового шарнира;

нижняя тарелка шарового шарнира (колодец);

корпус механизма переключения передач;

втулки направляющей пластины;

полиамидная стопорная гайка;

Конструкция кулисы КПП ничем не регламентируется, каждый производитель может делать ее такой, какой считает необходимым в зависимости от конкретной компоновки машины и расположения КПП и других элементов трансмиссии.

Вместо жесткой тяги (16) теперь все чаще применяют так называемый трос Боудена. Он изготавливается из стали и сверху покрыт гибкой пластиковой рубашкой, обеспечивающей подвижность троса и защищающей от коррозии, что немаловажно для детали, которая размещается под днищем кузова.

Схема механизма выбора передач, размещенного внутри КПП, представлена на следующем изображении.

рычаг выбора передачи;

кронштейн подушки двигателя;

вал переключения передач с шариком;

рычаг выбора передачи;

крышка опорной втулки;

Как понять, что кулиса ломается — главные предвестники

Чаще всего механизм переключения передач не выходит из строя резко. Такой вариант поломки возможен при неожиданном ударе, механическом повреждении. В большинстве случаев проблема будет заключаться в медленном и постепенном выходе из строя самых слабых мест в механизме. Речь идет о пластиковых соединителях, шарнирных соединениях, подшипниках и прочих деталей (в зависимости от конструкции). Предвестники поломки кулисы в вашем авто могут быть самые разные:

  • стали плохо включаться определенные передачи, приходится прикладывать усилие для заведения рычага в нужное положение, чувствуется препятствие на привычном пути ручки КПП;
  • появился хруст при включении передач, особенно это касается первой и задней передачи, которые включаются при полной остановке автомобиля, так звуки слышны наиболее отчетливо;
  • ручка КПП во время поездки сильно вибрирует или трясется, это также может указывать на возможные неполадки механизма включения передач, но иногда связано с конструкцией авто;
  • передачи не включаются полностью, вылетают во время движения, вообще не включаются из-за блокировки пути рычага, блокируются некоторые функции коробки на авто;
  • передача не выключается, заклинивание механизма — довольно популярная поломка, которая часто требует неотложного визита на СТО, так как иначе авто не может двигаться своим ходом.

В последнем случае придется воспользоваться услугами эвакуатора или притащить машину на буксире. При этом придется постоянно выжимать сцепление. Если же заклинило вторую передачу, добраться до станции можно и своим ходом. В данном случае вам придется только аккуратно трогаться, чтобы не спалить сцепление. Это основные варианты сигналов о возможном выходе из строя механизма переключения передач. Если возникли такие особенности, лучше сразу обратиться на станцию и устранить их.

В каких случаях необходимо производить замену?

В большинстве транспортных средств такой механизм, как кулиса, является достаточно надежным, обычно не нуждающимся в ремонте или замене. Но все-таки замена кулисы необходима, если она низкокачественная или уже отработала свой ресурс службы. Такая проблема может возникнуть даж у владельца дорогой иномарки. Как же понять, что замена кулисы в автомобиле необходима?

Спешим заверить, что эти проблемы прочувствуете сразу, но все-же их перечислим:

  • значительно увеличился люфт селектора коробки передач;
  • появились определенные трудности непосредственно с переключением скоростей (рычаг попросту не включается) либо в процессе переключения стали появляться посторонние звуки;
  • передачи на КПП переключаются, но тяжело, для этого приходится прикладывать усилия;
  • если скорости переключаются некорректно, то есть вместо одной включается другая;
  • если скорости не включаются, возможно, из пяти передач сможете включить только одну или две.

Что касается появившегося люфта, то вопрос требует отдельного внимания. Поначалу, когда он только появился, это никак не повлияет ни на работу коробки передач, ни на скорость движения. Поэтому автомобилисты игнорируют данную проблему.

С люфтом долго ездить не стоит, поскольку со временем эксплуатации состояние его только ухудшится.

Это может привести не только к поломке, но и к аварии. Поэтому проблеме люфта следует уделить внимание. И не запускать эту проблему.

Что автомобилисты говорят о ремонте кулисы КПП

  1. Материал для деталей.

« Мне кажется, детали из второпласта производят. Точно не знаю, я купил втулки, которые для ремонта стартера автомобиля «Ока» предназначались, они стоили около 20 рублей. Старые снял, новые поставил, пришлось их подточить, но не сильно. Для концевика коробки надо было еще сверло подобрать, рассверлить и оставить там заднюю часть сверла. В результате всех этих манипуляций после ремонта получил рабочую кулису».

Результат ремонта кулисы.

«Передачи стали включаться четче. Все проблемы возникают из-за отсутствия масла и наличия люфтов. Когда выполнил ремонт кулисы КПП, заменил втулки, почистил направляющие, стало все более плавно переключаться. Однако такой ремонт стоит делать одновременно с проверкой привода сцепления и осмотром нижней опоры КПП, «стульчика»».

Стоимость деталей.

«У меня такая проблема прошлым летом возникла – развалилась обойма. Хотел ремонт самостоятельно сделать, в то же время искал б/у, обнаружил на разборке узел целиком за 500 рублей».

Ремонт или замена.

«Стоит еще обратить внимание на износ старой обоймы шара и его самого. Я делал ремонт неоднократно, но в итоге поставил новую кулису КПП, и проблемы закончились. А шар старый оставил, его толщина где-то на 0,5 мм меньше, чем была изначально. Но переключение передач проходит легко и плавно».

Простой способ ремонта.

«Сталкивался с такой проблемой. Мой ремонт кулисы КПП заключался в том, я высверлил четыре отверстия по периметру и четырьмя болтами равномерно зажал обойму. Пока все нормально работает, люфта нет».

Что такое кулиса КПП

Что такое кулиса КПП?

При движении на автомобиле водитель управляет сразу несколькими узлами и всем авто. Для этого в салоне установлены элементы управления – руль, которым изменяется направление движения, педали газа (меняют обороты двигателя) и тормоза (для замедления движения и остановки).

В моделях, укомплектованных механической коробкой передач, дополнительно есть педаль сцепления (для разъединения КПП с мотором) и рычаг коробки передач, при помощи которого производится включение требуемой ступени. В машинах с автоматическими коробками педали сцепления нет за ненадобностью, а рукоятка рычага переключения заменена на селектор, которым делается выбор режима движения.

Что такое кулиса КПП

Многие водители ошибочно считают, что под кулисой понимается рычаг переключения передач, но это не совсем так. Если речь идет о кулисе КПП, подразумевается составной механизм, задачей которого является связь рычага переключения передач и штока. То есть, кулису увидеть, а уж тем более потрогать, водитель не может. Данный элемент располагается между рычагом и непосредственно коробкой переключения передач, а размещается она под днищем автомобиля, около карданного вала, а в некоторых случаях под самим рычагом переключения передач.

Как можно понять из описания, кулисе регулярно приходится сталкиваться с серьезными нагрузками, поэтому данный элемент должен иметь хорошую прочность. Несмотря на это, кулиса подвержена повреждениям. Если в ней отсутствует достаточно смазочных компонентов, в нее попали капли воды, пыль или другой «мусор», велик риск выхода детали из строя.

Обратите внимание: На некоторых автомобилях кулиса может без замены проработать 200-300 и даже более тысяч километров. Но, если брать средний результат, обычно кулиса КПП выходит из строя на 100 тысячах километров эксплуатации.

В каких случаях необходимо производить замену?

В большинстве транспортных средств такой механизм, как кулиса, является достаточно надежным, обычно не нуждающимся в ремонте или замене. Но все-таки замена кулисы необходима, если она низкокачественная или уже отработала свой ресурс службы. Такая проблема может возникнуть даж у владельца дорогой иномарки. Как же понять, что замена кулисы в автомобиле необходима?

Спешим заверить, что эти проблемы прочувствуете сразу, но все-же их перечислим:

  • значительно увеличился люфт селектора коробки передач;
  • появились определенные трудности непосредственно с переключением скоростей (рычаг попросту не включается) либо в процессе переключения стали появляться посторонние звуки;
  • передачи на КПП переключаются, но тяжело, для этого приходится прикладывать усилия;
  • если скорости переключаются некорректно, то есть вместо одной включается другая;
  • если скорости не включаются, возможно, из пяти передач сможете включить только одну или две.

Что касается появившегося люфта, то вопрос требует отдельного внимания. Поначалу, когда он только появился, это никак не повлияет ни на работу коробки передач, ни на скорость движения. Поэтому автомобилисты игнорируют данную проблему.

С люфтом долго ездить не стоит, поскольку со временем эксплуатации состояние его только ухудшится.

Это может привести не только к поломке, но и к аварии. Поэтому проблеме люфта следует уделить внимание. И не запускать эту проблему.

Признаки неисправностей кулисы

Несмотря на отменную надежность этой конструкции, как и любая другая деталь сложно работающего механизма (кулиса при работе подвергается постоянным физическим воздействиям, как от водителя, так и от самого автомобиля), она требует постоянной профилактики и бережного ухода. В противном случае, часто могут возникать нежелательные последствия, приводящие к поломкам и проблемам. Разберем наиболее вероятные из них:

  • расшатанность ручки переключения передач (повысился люфт рычага);
  • трудность переключение передач (туго идет рычаг, «хрустит» при смене положения);
  • невозможность включения (например, включить 6-ю передачу);
  • ошибочное переключение (вместо 3-й включается 5-я, и т.д.).

В отличии от последних троих, первая проблема (люфт) не влияет на скорость переключения, и вообще никак не влияет на работу КПП. Однако, то что сейчас доставляет лишь дискомфорт, может «перерости» в серьезные проблемы. Затягивание с ремонтом в таких ситуациях ни к чему хорошему не приводит, а неожиданная поломка может случится в самый неподходящий момент.

Регулировка кулисы

В первую очередь, необходимо попробовать регулировку привода (если он, на быстрый взгляд, находится в рабочем состоянии). Кстати, часто новички-водители по неопытности думают, что вышла из строя вся коробка передач, а дело-то всего лишь в кулисе. Но для этого нужно хотя бы знать, что такое кулиса в автомобиле! Далее – включаем (даже если плохо получается, то можно при выключенном движке воткнуть, а затем завестись, и машина поедет) первую скорость и взбираемся на эстакаду или подъемник.

Ставим авто на ручной тормоз, кладем под колеса противооткаты (на яме или эстакаде). Глушим движок, не выключая передачи. Затем – смещаем рычаг переключения влево, насколько это возможно. Возвращаемся под авто и затягиваем хомут. Иногда бывает нужно всего-то сместить запчасть относительно карданного вала всего на миллиметры, и ваша КПП снова отлично заработает!

Рычаг переключения передач короткоходный ВАЗ 2101-2107 TURBOTEMA

  • Гарантируем быструю обработку Вашего заказа в рабочее время (мы работаем с 11-00 до 20-00, суббота и воскресенье — выходные дни).
  • Гарантируем надёжную упаковку Вашего заказа (при отправке его Почтой России или транспортной компанией).
  • Гарантируем максимально оперативную отправку оплаченного заказа (в течение 2-4 рабочих дней после поступления оплаты).
  • Гарантируем возврат денег или обмен на другой товар (с перерасчётом) в течение 14 дней с момента получения заказа (товар должен быть исправным, без следов установки, стоимость доставки не компенсируется).
  • Гарантируем бесплатный обмен товара (транспортные расходы за наш счёт), в случае если приобретённый товар оказался с дефектом.
Способы оплаты
Варианты доставки
Варианты самовывоза

Кулиса коробки передач: устройство и принцип работы

Начнем с того, что название кулиса является обиходным. На самом деле данный элемент специалисты называют тягой привода управления коробки передач. Сама кулиса является достаточно крепкой деталью, однако конструкция состоит из нескольких составных элементов, что несколько снижает надежность.

При этом кулиса в МКПП может изнашиваться достаточно быстро, так как езда на механике, в отличие от АКПП, предполагает постоянную работу с рычагом переключения передач. Обычно срок службы составляет около 100-150 тыс. км., однако проблемы могут появиться раньше.

Как уже было сказано выше, кулиса состоит из нескольких деталей, причем выработка или поломка любой из них приводит к тому, что работоспособность всего механизма будет нарушена. Также кулиса в автомобиле страдает от таких факторов, как попадание пыли, грязи, влаги, недостаточное количество смазки и т.д.

Перейдем к устройству кулисы КПП. Сразу отметим, каждый производитель стремится повысить надежность, а также добиться четкости и легкости включения передач, уменьшить люфты и т.п. В результате конструкция данного механизма на разных авто может отличаться. Однако можно выделить основные (базовые) элементы в устройстве кулисы КПП:

  • рычаг КПП;
  • тяга передач;
  • вилка и палец вилки;
  • сальник вилки;
  • фиксатор сальника;

Если же с механизмом возникают проблемы, признаки неисправности кулисы проявляются достаточно отчетливо. Как правило, неполадки кулисы приводят к возникновению определенных трудностей при переключении передач КПП.

Среди основных проблем стоит выделить:

  • люфты рычага переключения передач;
  • затруднения при переключении передач, когда к рычагу нужно приложить больше усилий;
  • стук или хруст при работе рычагом;
  • передачи не включаются или включается не та передача, которую выбрал водитель (пропала четкость включения передач);

Сразу отметим, некоторые люфты по мере износа допустимы, однако значительное их усиление не только снижает комфорт эксплуатации, но и может стать причиной более серьезных поломок.

В остальных случаях, когда нужные передачи включаются с большим усилием или передачу невозможно включить, необходима профилактика кулисы и регулировка, замена или ремонт, так как езду с поврежденной кулисой вполне можно считать крайне небезопасной.

Устройство кулисы

На изображении ниже представлена схема привода механизма переключения передач (кулисы) Chery Amulet A11.

рукоятка переключения передач;

рычаг переключения передач;

шарик шарового шарнира;

эластичный цилиндрический штифт;

фиксирующая крышка шарового шарнира;

нижняя тарелка шарового шарнира (колодец);

корпус механизма переключения передач;

Читать еще:  Антигравий Body 950

втулки направляющей пластины;

полиамидная стопорная гайка;

Конструкция кулисы КПП ничем не регламентируется, каждый производитель может делать ее такой, какой считает необходимым в зависимости от конкретной компоновки машины и расположения КПП и других элементов трансмиссии.

Вместо жесткой тяги (16) теперь все чаще применяют так называемый трос Боудена. Он изготавливается из стали и сверху покрыт гибкой пластиковой рубашкой, обеспечивающей подвижность троса и защищающей от коррозии, что немаловажно для детали, которая размещается под днищем кузова.

Схема механизма выбора передач, размещенного внутри КПП, представлена на следующем изображении.

рычаг выбора передачи;

кронштейн подушки двигателя;

вал переключения передач с шариком;

рычаг выбора передачи;

крышка опорной втулки;

Сложно ли самостоятельно поменять кулису

Для того, чтобы короткоходная кулиса позволила почувствовать всю прелесть отсутствия люфта и вибрации в рычаге, она должна быть установлена правильно. Если монтаж проводится в условиях автосервиса, можно не беспокоиться, но при самостоятельной замене следует отнестись к этому со всей ответственностью. Вся процедура напоминает замену сальника кулисы – с такой операцией сталкивается практически половина автовладельцев. О необходимости замены сальника весьма красноречиво говорит характерный хруст, постоянно присутствующий во время переключения скоростей.

Если разобрать процесс самостоятельного монтажа короткоходной кулисы более подробно, то можно выделить следующие основные этапы работ.

  1. Снимается салонный чехол рычага вместе с рукоятью простым резким рывком вверх.
  2. Ключом на 13 ослабляется хомут и снимается тяга рычага с карданного вала.
  3. Освобождается шарик блокировки включения задней скорости, для чего потребуется снять блокирующее его кольцо.
  4. Снимается стопорное кольцо и рычаг вместе с шариком и пружинкой, расположенных в отдельном корпусе.
  5. Теперь можно будет извлечь рычаг вместе с тягой через салон. При необходимости их можно предварительно разъединить.
  6. Далее снимается кардан, с которого предварительно стягивается пыльник и откручивается болт, расположенный с левой стороны.
  7. Новый кардан смазывается литолом, при затягивании крепления слишком усердствовать не следует.
  8. Тяга монтируется также из салона. Будет гораздо удобнее проводить эту работу вдвоем.

Дальнейшая сборка также не представляет сложностей. Тяга одевается на шток кардана, после чего необходимо будет собрать механизм блокировки задней передачи. Его шарик лучше предварительно смазать. После этого, перед окончательным затягиванием крепежного хомута проводится окончательная регулировка рычага и системы блокировки задней передачи – в ряде случаев механизм часто не совпадает с пластиной, тогда ее придется снять и подкорректировать существующий зацеп. Процесс установки короткоходной кулисы на «Приору» можно посмотреть на видео:

Большинство автовладельцев, по той или иной причине решившиеся заменить стандартную кулису на короткоходную, остаются довольными скоростью и четкостью переключения передач. Если принять во внимание совсем небольшую стоимость подобной модернизации, которую к тому же реально выполнить своими руками, преимуществ короткоходной кулисы прибавляется. Даже если водителю не особо важно, сколько времени требуется для включения передачи, практически полное отсутствие постороннего шума и люфта неизбежно отмечает каждый водитель.

Кулиса переключения передач: назначение, устройство, регулировка кулисы КПП

Многие водители в процессе эксплуатации ТС рано или поздно сталкиваются с различными неисправностями автомобиля. Что касается коробки передач, кроме самой КПП, с пробегом нередко внимания требует кулиса коробки передач, особенно в случае с МКПП.

На практике кулиса АКПП также может работать со сбоями, однако именно на механике кулиса МКПП выходит из строя заметно чаще. Далее мы поговорим о том, что такое кулиса в коробке передач, как работает механизм, а также какие неисправности кулисы КПП обычно встречаются.

Кулиса коробки передач: устройство и принцип работы

Начнем с того, что название кулиса является обиходным. На самом деле данный элемент специалисты называют тягой привода управления коробки передач. Сама кулиса является достаточно крепкой деталью, однако конструкция состоит из нескольких составных элементов, что несколько снижает надежность.

При этом кулиса в МКПП может изнашиваться достаточно быстро, так как езда на механике, в отличие от АКПП, предполагает постоянную работу с рычагом переключения передач. Обычно срок службы составляет около 100-150 тыс. км., однако проблемы могут появиться раньше.

Как уже было сказано выше, кулиса состоит из нескольких деталей, причем выработка или поломка любой из них приводит к тому, что работоспособность всего механизма будет нарушена. Также кулиса в автомобиле страдает от таких факторов, как попадание пыли, грязи, влаги, недостаточное количество смазки и т.д.

Перейдем к устройству кулисы КПП. Сразу отметим, каждый производитель стремится повысить надежность, а также добиться четкости и легкости включения передач, уменьшить люфты и т.п. В результате конструкция данного механизма на разных авто может отличаться. Однако можно выделить основные (базовые) элементы в устройстве кулисы КПП:

  • рычаг КПП;
  • тяга передач;
  • вилка и палец вилки;
  • сальник вилки;
  • фиксатор сальника;

Если же с механизмом возникают проблемы, признаки неисправности кулисы проявляются достаточно отчетливо. Как правило, неполадки кулисы приводят к возникновению определенных трудностей при переключении передач КПП.

Среди основных проблем стоит выделить:

  • люфты рычага переключения передач;
  • затруднения при переключении передач, когда к рычагу нужно приложить больше усилий;
  • стук или хруст при работе рычагом;
  • передачи не включаются или включается не та передача, которую выбрал водитель (пропала четкость включения передач);

Сразу отметим, некоторые люфты по мере износа допустимы, однако значительное их усиление не только снижает комфорт эксплуатации, но и может стать причиной более серьезных поломок.

В остальных случаях, когда нужные передачи включаются с большим усилием или передачу невозможно включить, необходима профилактика кулисы и регулировка, замена или ремонт, так как езду с поврежденной кулисой вполне можно считать крайне небезопасной.

Регулировка кулисы КПП

Как правило, при возникновении тех или иных проблем с КПП и переключением передач, необходимо начать с регулировки кулисы. Указанная регулировка кулисы является штатной операцией, не требующей особых денежных затрат.

  1. На начальном этапе следует убедиться, что кулиса рабочая, то есть узел может иметь определенную выработку, но при этом должна сохраняться его полная функциональность.
  2. Далее автомобиль следует загнать на яму или поднять на подъемнике, поставить на ручник, под колеса при необходимости подставляются противооткатные упоры.
  3. Теперь можно переходить к чистке кулисы. Двигатель должен быть заглушен. Кулису КПП нужно почистить от грязи, затем смазать кулису подходящей смазкой.
  4. Регулировку кулисы можно провести по задней передаче. Чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, сначала на ней нужно ослабить хомут, затем перевести рычаг коробки в положение, когда задняя включается лучше всего. Теперь хомут можно затянуть.

Добавим, что выше были приведены общие рекомендации касательно регулировки кулисы. На разных авто могут возникать определенные отличия. Чтобы выполнить работу качественно, необходимо заранее изучить мануал для конкретной модели.

Подведем итоги

Как видно, кулиса МКПП постоянно подвергается различным нагрузкам, на нее оказывают влияние внешние факторы и т.д. По этой причине даже такой относительно простой и достаточно надежный механизм требует выполнения периодических работ по очистке, смазке и регулировке.

Если же регулировка не дает желаемого результата, тогда потребуется менять отдельные элементы в конструкции или заменить весь механизм в сборе. При этом нередко только замена кулисы позволяет добиться мягкости хода рычага КПП и одновременно четкости включения передач.

Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия

Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.

Как заменить трансмиссионное масло в коробке передач: замена масла в МКПП и АКПП. Когда менять масло в коробке на автомате и механике. Полезные советы.

Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.

Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.

Как обслуживать коробку — автомат: замена масла и масляного фильтра АКПП, стоимость замены масла в автоматической коробке. Способы замены ATF, рекомендации.

Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна? »

Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна?

Собственно, правильно по техническому она называется тяга привода управления коробки передач. И ее, оказывается, можно регулировать и менять!

Что такое кулиса в автомобиле? Некоторые думают, что это сам рычаг переключателя скорости, и находится он между водительским и пассажирским сидениями (такое можно прочитать в интернете, в самых популярных ответах на поставленный вопрос). Но это не совсем так. Кулиса МКПП – это многосоставной механизм, основное предназначение которого связывать рычаг для переключения передачи и деталь (шток), подводящую к коробке.

Таким образом, видим при ближнем рассмотрении проблемы, что данная запчасть (состоящая, повторимся, из нескольких деталей) находится между рычагом и КПП, а размещается, в большинстве случаев, под автомобильным днищем, недалеко от карданного вала или же – под самим рычагом переключения (ручкой).

Несмотря на довольно высокий запас прочности (у некоторых моделей – свыше 100.000 км. пробегу), элементы кулисы иногда начинают изнашиваться, приводя автовладельца к множественным проблемам. Происходит это, как правило, из-за попадания в механическую систему воды, пыли и грязи, ухудшения или отсутствия должного количества смазочных веществ, по некоторым другим причинам.

Во многом само устройство механизма кулисы зависит от марки и модели машины. Это происходит потому, что различные заводы-производители склонны применять разные, стремящиеся к оригинальности, типы устройства МКПП.

В связи с этим, можно рассматривать только некоторый усредненный и обобщенный, ориентировочный вариант данного устройства. Но для большинства авто это будет: рычаг КПП, тяга передач, вилка, палец вилки, сальник вилки фиксатор. Есть еще и пружина, корпус и трос переключения, условно входящие в механизм. А все вместе данные запчасти отвечают за переключения скоростей в запланированных изготовителями коробки передач положениях.

Как уже было сказано, в подавляющем большинстве марок машин конструкция эта довольно надежная, не требующая частого ремонта и замен частей. Исключение составляют авто, изначально отличающиеся низким качеством сборок (с такими может всякое случиться). Но и на качественных импортных авто случаются огрехи, особенно если оно «в летах» и с колоссальным пробегом.

Какие же признаки, что кулиса вашего автомобиля уже дает сбой? Как правило, они очевидны и в особых комментариях не нуждаются. Но все-таки, попробуем перечислить основные:

    увеличился люфт ручки (рычага), что ;

возникли проблемы с самим переключением передачи с одной на другую (или например она );

скорости переключаются непомерно тугим образом;

  • вместо одной передачи включается другая; из пяти, например, передач возможно включить только несколько, остальные просто не работают.
  • Что такое кулиса в автомобиле и для чего она нужна?

    Собственно, правильно по техническому она называется тяга привода управления коробкой передач. И ее, оказывается, можно регулировать и менять!

    Что такое кулиса в автомобиле? Некоторые думают, что это сам рычаг переключателя скорости, и находится он между водительским и пассажирским сиденьями (такое можно прочитать в интернете, самые популярные ответы на поставленный вопрос). Но это не совсем так. Кулиса МКПП – это многосложный механизм, основное назначение которого связывать рычаг для переключения передачи и деталь (шток), подводящую к коробке.

    Таким образом, видно при близком рассмотрении проблемы, что данная запчасть (состоит, повторимся, из нескольких деталей) находится между рычагом КПП, а размещается, в большинстве случаев, под автомобильным днищем, недалеко от карданного вала или же – под самим рычагом переключения (ручкой).

    Несмотря на достаточно высокий запас прочности (у некоторых моделей – более 100.000 км. пробега), элементы кулисы иногда начинают изнашиваться, приводя автовладельца к множественным проблемам. Происходит это, как правило, из-за попадания в механическую систему воды, пыли и грязи, ухудшение или отсутствие должного количества смазочных веществ, с некоторых других причин.

    Краткий обзор устройства механизма

    Во многом именно устройство механизма кулисы зависит от марки и модели машины. Это происходит потому, что разные заводы-изготовители склонны применять разные, стремятся к оригинальности, типы строя МКПП.

    В связи с этим, можно рассматривать только некоторый усредненный и обобщенный, ориентировочный вариант этого устройства. Но для большинства авто это будет: рычаг КПП, тяга передач, вилка, палец вилки, сальника вилки фиксатор. Есть еще и пружина, корпус и трос переключения, условно входящих в механизм. А все вместе данные запчасти отвечают за переключение скоростей в запланированных производителями коробки передач положениях.

    Признаки неисправностей механизма

    Как уже было сказано, в подавляющем большинстве марок машин эта конструкция достаточно надежна, не требует частого ремонта и замены частей. Исключение составляют авто, сначала отличаются низким качеством сборок (с такими может всякое случиться). Но и на качественных импортных авто случаются огрехи, особенно если оно «в возрасте» и с огромным пробегом.

    Какие же признаки, что кулиса вашего автомобиля уже дает сбой? Как правило, они очевидны и в особых комментариях не нуждаются. Но все-таки, попробуем перечислить основные:

    • увеличился люфт ручки (рычага), что переключает передачи;
    • возникли проблемы с самим переключением передачи с одной на другую (или, например, она хрустит при переключении);
    • скорости переключаются непомерно тугим образом;
    • вместо одной передачи включается другая; из пяти, например, передач возможно включить лишь несколько, другие просто не работают.

    По поводу возникает люфта: конечно, он никоим образом, на первых порах, не влияет ни на скорость, ни на работу МКПП. Наверное, поэтому некоторые водители не придают этому должного значения: мол, пока ездит – и пусть, зачем разбирать и регулировать? Но так ездить долго нельзя, так как положение со временем может ухудшиться (и в самый неподходящий, как правило, момент), приводя к плачевным результатам, а возможно, и к ДТП. Так что, не стоит затягивать ситуацию», а попытаться поскорее разобраться с возникшей проблемой.

    Регулировка кулисы

    В первую очередь, необходимо попробовать регулирования привода (если он, на быстрый взгляд, находится в рабочем состоянии). Кстати, часто новички-водители по неопытности думают, что вышла из строя вся коробка передач, а дело всего лишь в кулисе. Но для этого нужно хотя бы знать, что такое кулиса в автомобиле! Далее – включаем (даже если плохо получается, то можно при выключенном двигателе воткнуть, а потом завестись, и машина поедет) первую скорость и поднимаемся на эстакаду или подъемник.

    Ставим авто на ручной тормоз, кладем под колеса противооткаты (на яме или эстакаде). Глушим двигатель, не выключая передачи. Затем смещаем рычаг переключения влево, насколько это возможно. Возвращаемся под машину и затягиваем хомут. Иногда бывает необходимо сместить запчасть относительно карданного вала всего на миллиметры, и ваша КПП снова отлично заработает!

    Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector