Доработка свечей зажигания своими руками. что и как нужно сделать для хорошего результата?
Доработка свечей для автомобиля – простой способ повысить эффективность работы старого двигателя
Автомобилисты со стажем знают — двигатель в любой машине, как и сердце у человека с возрастом настолько устает, что порой не только плохо работает, но даже глохнет и потом не хочет заводиться. Поэтому ему все чаще и чаще требуется «лечение». Причем замена колец, поршней и клапанов не всегда позволяет повысить эффективность работы ДВС. Большую роль в этом также играет система зажигания и в первую очередь — свечи.
Для автомобиля со «стажем» вопрос пуска мотора весьма актуален, особенно в местности с суровыми климатическими условиями. Как известно размер и форма искрового разряда имеет большое значение. Особенно важны параметры искры при работе холодного двигателя, когда топливная смесь, поступающая в камеру сгорания, далека от газообразного состояния. Чтобы улучшить качественные показатели работы свечи, предлагается очень простая доработка, которая под силу не только домашнему мастеру, но и любому автолюбителю, умеющему держать в руках молоток и пассатижи.
Следует отметить и то, что предлагаемая доработка будет полезна не только для карбюраторных ДВС. Она поможет повысить производительность работы инжекторных систем и даже моторов с турбонаддувом. Снижение эффекта сдувания искрового разряда позволит улучшить поджиг бензина и полноту сгорания, что сразу скажется на приемистости двигателя и стабильности его работы, особенно на высоких оборотах.
Суть предлагаемой доработки
Обычная свеча зажигания состоит из 2 электродов, разделенных мощным керамическим изолятором. Центральный электрод представляет собой стальной стержень, один конец которого имеет резьбу для контактной гайки, второй является гладким цилиндром, находящимся в разрядной зоне. Другой электрод соединяется с корпусом свечи и в виде стержня прямоугольного сечения буквой Г подводится в зону искрообразования, располагаясь через воздушный зазор непосредственно над первым.
При работе такой свечи пламя, возникающее в результате разряда, расположено строго над центральным электродом. Искра имеет очень маленькую длину, ограниченную воздушным зазором между двумя электродами. Эффективный объем поджига смеси также «зажат» электродами. Предлагаемая доработка, «подсмотренная» в многоэлектродных конструкциях свечей зажигания спорткаров, позволит не только высвободить разряд, но и увеличить его длину, а, значит, и эффективный объем топлива в искровой зоне цилиндра.
Небольшие манипуляции со свечей помогут вам убедиться в том, что ваш мотор еще далеко не стар и может легко пускаться как в летний зной, так и в двадцатиградусный мороз суровой зимой. Отметим: после установки модернизированных свечей ощутимо снижается расход топлива, что, по-видимому, связано с более полным сгоранием последнего. Как ни странно, но срок эксплуатации таких свечек в результате доработки несколько увеличивается.
Практические операции по доработке свечей в домашних условиях
Теперь давайте перейдем от теории к практике и рассмотрим те манипуляции, которые необходимо произвести на стандартной одноэлектродной свече как импортного, так и отечественного производства, чтобы реализовать то, что описано выше. Итак, делаем все поэтапно:
- в целях безопасности отключаем «массу» или отсоединяем плюсовую клемму автомобиля с аккумулятора;
- отсоединяем высоковольтные провода и окручиваем свечи, подлежащие доработке;
- отмеряем необходимую длину бокового электрода и маркером или надфилем делаем отметку отсекаемого участка;
- зажимаем металлический корпус свечи в губках тисов с усилием, позволяющим обеспечить надежную ее фиксацию без каких-либо повреждений;
- при помощи ножовки или отрезного диска угловой шлифмашинки аккуратно отрезаем лишнюю часть электрода;
- место реза осторожно обрабатываем мелким напильником, обеспечивая ровный прямой срез без заусенцев;
- круглогубцами подгибаем электрод так, чтобы его край по высоте находился на одном уровне с центральным электродом, а воздушный зазор соответствовал паспортному значению;
- повторяем указанные выше операции на каждой свече зажигания;
- вкручиваем свечи и надеваем на них колпаки высоковольтных проводов;
- включаем «массу», зажигание и запускаем двигатель.
Результаты, ожидаемые в результате доработки свечей
В результате «хирургической операции», произведенной на свечках, как и предполагалось, мы значительно увеличили длину искрового разряда. Теперь искра «пробивает» от бокового зазора до самого центра, она имеет форму дуги, обращенную непосредственно в камеру сгорания топлива, и охватывает значительно больший объем пространства.
Вот именно этот «фокус» позволяет лучше зажигаться и полнее сгорать топливной смеси, попадающей в цилиндры ДВС. Простейшая доработка позволит уменьшить расходные показатели автомобиля, увеличить мощность и динамику мотора, а за счет увеличения скорости поджига даже несколько снизить его чувствительность к детонации бензина. Чтобы не быть голословными скажем о том, что диагностические испытания карбюраторного двигателя автомобиля ВАЗ на стенде после доработки свечей показали прирост его начальной мощности в пределах дополнительных 6-7 лошадиных сил.
В заключение этой статьи можем вам посоветовать следующее. Если вы не доверяете нам или не совсем уверены в своих силах, особо не волнуйтесь. Все описанные операции, вы сможете выполнить на старых свечах зажигания, наверняка хранящихся в бардачке «про запас». Самое главное, чтобы модернизируемые элементы были «живые» (без замыкания электродов по изолятору), в противном случае у вас ничего не получится.
Лада 4×4 3D URBAN › Бортжурнал › свечи зажигания — доработка
Приглашаю всех вступить в секту «Свидетели Искры Зажигания».
Придётся уверовать в то, что доказать невозможно, но очень хочется.
🙂
Начитавшись интернета, решил я попробовать один из способов улучшения качества воспламенения.
Доработка состоит в следующем:
Измеряем сопротивление высоковольтных проводов зажигания и записываем.
В моём случае провода производства SLON показали следующее:
1 — 3,3 kOm
2 — 2,6 kOm
3 — 3,1 kOm
4 — 2,4 kOm
.
Внимание!
При измерениях руками контактов не касаться, сопротивление тела внесёт погрешность.
.
Далее измеряем сопротивление свечей зажигания.
Точно не помню, у меня получалось что-то около 3,3 kOm плюс минус сколько-то…
Свечи NGK BPR6E-11 (Япония) были уже с пробегом 20 000 км.
.
Далее свечу с меньшим сопротивлением подключаем к проводу с большим сопротивлением и на оборот.
Вобщем подбираем пары так, чтоб у них у всех было одинаковое или близкое друг к другу сопротивление.
Тем самым мы как бы выравниваем скорость, мощность искры и не знаю ещё чего во всех цилиндрах…
.
Это ещё не всё.
Пилим свечи.
В интернете рекомендуют выставлять свечи зазором кверху в сторону впуска, чтоб «крючок» бокового электрода не загораживал своим телом искру от впрыскиваемой смеси.
Те которые не выставляются в нужное положение, попробовать поставить в другой цилиндр, а если это не помогает доработать путём отпиливания части бокового электрода.
Крутить вертеть свечи мне было лень, к тому же они были подобраны к конкретным проводам, потому я просто взял и укоротил боковой электрод у всех, не разбираясь как они там становятся.
Ниже на фото справа доработанная свеча.
Дремелем с отрезным диском боковой электрод был отпилен так чтоб срез был строго по центру центрального электрода.
Зазор выставлен 1,1 мм как рекомендовано для инжекторов.
.
Эффект плацебо не отрицаю, потому высказываю чисто субъективные ощущения.
На холостом ходу двигатель стал работать ровнее, при ускорениях машина ведёт себя резвее.
Понижения или увеличения расхода сразу я не заметил.
Но после того как машина постояла некоторое время обесточенная, ЭБУ видимо перестроился и стал заметен меньший расход по БК.
Может и показалось…
🙂
.
Внимание!
Допускаю, что такое расположение электродов (конец к концу) может начать их быстрее выжигать.
Потому повтор затеи, на свой страх и риск.
Тысяч через восемь я буду свечи менять, поглядим, обязательно здесь отпишусь.
.
Как обычно, комментарии я отключаю, нет просто ни времени ни желания спорить и рассказывать зачем мне это нужно, обычно кто повторяет задаёт вопросы в личку, с удовольствием отвечаю.
В данном случае буду благодарен, если кто либо повторит данную доработку и отпишется о результате.
🙂
.
ДОПОЛНЕНИЕ (как и обещал через 8 тыс. пробега).
.
Сделал плановую замену свечей на 60 000 пробега машины.
Установил новые NGK BPR6ES-11 (Франция).
Свечи так же подпилил, проверил зазор, и подобрал пары к имеющимся проводам зажигания.
Сопротивление новых свечей от 4,8 до 5,6 kOm.
.
Ниже на фото демонтированные предыдущие доработанные свечи.
Как видно, за 8 тыс. км ничего с электродами не случилось.
Как усовершенствовать свечи зажигания своими руками
Все актуальнее становится вопрос у творческих автолюбителей, как улучшить свечи зажигания своими руками, им в ответ вторят оппоненты: «А надо ли что-то менять в слаженной системе управления автомобилем?». Кто из них прав, попробуем последовательно разобраться.
Почему возник вопрос, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками
Наконец-то началась эпоха, когда транспортное средство – это не чрезмерная роскошь, а средство передвижения. Уже доступны по цене марки машин от отечественного производителя, а также налажена система вторичного рынка автомобилей, когда очень просто купить машину с рук, поменять ее на более бюджетную модель. Кажется, что больше не существует никаких ограничений и условностей для человека, желающего приобрести автомобиль. На любой карман можно найти транспортное средство.
Все больше появляется людей, которые готовы по доступной цене приобрести машину, а потом ее оттюниговать, модернизировать. И вот данная категория людей сама креативная, способная пойти на эксперименты, решительные шаги, вплоть серьезно подумать, как улучшить свечи зажигания своими руками.
Быть может, подержанная иномарка в чем-то не поддастся, не позволит себя переделать, но, как говориться, нет ничего невозможного. Устройство отечественных машин более открытое, и оно раскрывает широкое поле для деятельности воображения. Вот и появляются те умельцы, которые думают, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками. Чем же мотивированы автомобильные «кулибины», чего же желают достичь?
Бывалые экспериментаторы утверждают, что они точно знают, как улучшить свечи зажигания своими руками. Когда им удалось выполнять такую процедуру, то есть прокачать свечу зажигания, то они добились желаемых результатов:
- Искра «не сдувается» от возникающего давления
- Все возможные показатели двигателя возрастают практически на глазах
- Бензин сгорает полностью, таким образом, стал расходоваться меньше.
- Система управления машиной работает исправно.
Еще одна причина, почему некоторые желают улучшить работоспособность свечи. Ведь многие знают, что срок ее эксплуатации небольшой, хватает в среднем по пробегу на 15000 км, а потом надо уже следить за ее состоянием, оценивать, появляется ли на ней нагар, а может, вообще произошло повреждение корпуса или электрода.
Схема новой свечи
Все слова возмущений в адрес свечи появляются в тот момент, когда заявляют о себе видимые неполадки машины, то транспортное средство идет рывками, то теряет свою мощность. А кому это понравится! Поэтому и находятся смельчаки, способные кардинально решить, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками и больше не думать о расходе бензина, потери мощности надежного автомобиля. Оппоненты могут напомнить, сто свеча хоть и будет улучшена, но срок жизни ей продлить невозможно. И вообще, кто даст гарантии, что расчеты были выбраны верно, что проводимые инновационные работы не обернутся бедой и очередными расходами на ремонт транспортного средства, его дорогой начинки.
Что может произойти, если улучшить свечи зажигания своими руками
- Возможно добиться экономии топлива. Это основной «двигатель» всех действий новаторов, которые точно знают, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками, уменьшить расходы бензина.
- Желают новаторы увеличить мощность транспортного средства, думая, что изменив степень подачи икры, увеличат и показатели силового агрегата. Внушительный аргумент для водителей, которые жить не могут без больших скоростей. Но оппоненты идеи по усовершенствованию свечей зажигания напоминают, что в любые конструктивные особенности транспортного средства вбиты его граничные возможности. И если воздействовать только на степень подачи искры, и больше ничего не менять, то возможен ли прогресс в реализации идеи или нет – это еще большой вопрос. Решать вопрос, как улучшить свечи зажигания своими руками надо с холодной головой и стальными нервами, а еще с большим багажом знаний и опытом в проведении экспериментов.
- Кажется, что возможно повысить динамику автомобиля. Влиять на маневренность и «отзывчивость» автомобиля мечтает каждый водитель, а самые смелые думают, как улучшить свечи зажигания своими руками.
- Есть желание стабилизировать сгорание смеси, чтобы выполнялось оно быстро и равномерно. Понятное желание, но процесс сгорания зависит от многих факторов, не только от искры свечи зажигания.
Доработка свечей зажигания
Что необходимо иметь, чтобы приступить к модернизации свечи зажигания
- Умелые руки, если не золотые, так хоть платиновые.
- Беспроигрышную идею модернизацию с привязкой ко всем существующим наукам.
- Тиски для крепления миниатюрной детали
- Маркер для обозначения замеров
- Шлиф-машина и другие инструменты для корректировки форм изделия.
Два способа, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками
- Модернизация свечи выполняется только на бензиновых двигателях. Один из распространенных вариантов модернизации – это укорачивание электрода, таким образом, открываются возможности регулировать зазор. Желаемый результат – укорачиваем электрод так, чтобы центральный не перекрылся боковым, а остался доминирующим. Какой алгоритм действий?
Электрода свечи зажигания
- Простым маркером отмечаем на электроде место желаемого отсечения детали.
- Зажимает свечу в тиски и продолжаем корректировать форму изделия.
- Шлиф-машиной отсекаем ненужный сегмент, отмеченный предварительно.
- Место отсечения зачищаем подходящим по нарезке надфилем. Цель – убрать неровности и шерховатости, надколы.
- Регулируем нужный по схеме зазор. Расстояние зависит от марки машины и предполагаемой нагрузки на нее.
- Остается лишь вернуть модернизированную свечу зажигания в стандартное посадочное гнездо. И заводите машину, оценивая полученный результат и осознавать, удалось ли вам профессионально решить вопрос, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками.
Чего удастся добиться в ходе модернизации?
После отсечения части электрода увеличится фронт действия искры, поэтому пламя пойдет прямо в камеру сгорания. Как следствие стоит ожидать полного сгорания бензина, небольшое, но увеличение мощности транспортного средства.
- Второй способ, как улучшить свечи зажигания своими руками, состоит в том, что необходимо аккуратно отогнуть электрод, просто принудительно увеличивая расстояние между компонентами свечи. Многие прибегают к такому методу, но по неумению свечу зажиганию можно повредить. И помните, что нельзя демонтировать неисправную свечу зажигания в систему, будет очень трудно предвидеть последствия.
Таким образом, можно определить несколько ответов на вопрос, как усовершенствовать свечи зажигания своими руками, и они будут полярными. Во-первых, если вводить изменения в систему, то расчеты должны быть проверенными. Во-вторых, не стоит выжимать из машины сверх ее возможностей, потому что, увеличивая ее мощь насильно, можете реально уменьшить срок ее эксплуатации.
Нам хотелось бы узнать, сколько среди автолюбителей сторонников совершенствования свечи зажигания, а кто однозначно говорит «нет» такой идеи. Изложите свою позицию в комментариях, будем за это признательны.
Высверливание свечей зажигания для повышения мощности движка — за и против кустарной доработки
За всю историю существования автопрома находилось немало народных умельцев, пытающихся найти свой уникальный способ, повышающий мощность силовой установки с параллельным снижением расхода ГСМ. Именно они придумали высверливать отверстие в боковых электродах свечей зажигания в домашних условиях, притом что до сих пор находятся сторонники этого дедовского метода, искренне верящие в его силу.
Зачем модернизировать свечи зажигания
Методика высверливания является актуальной преимущественно для моделей с бензиновыми двигателями, работающих на старых карбюраторных установках. Это значит, что владельцы современных автомобилей с модернизированными свечами из иридия или платины должны избегать подобных экспериментов, помня о возможных их последствиях.
Что касается всех остальных случаев, то доработка свечей обычно осуществляется для того, чтобы в значительной мере облегчить запуск ДВС. Зачастую проблемы появляются в холодное время года, когда емкость аккумулятора падает из-за саморазряда, топливо теряет свои свойства, а масло становится более вязким и тягучим.
Также автолюбители прибегают к таким доработкам для повышения производительности двигателя и обеспечения его стабильной работы в разных эксплуатационных режимах даже при серьезных погрешностях в составе топливно-воздушной смеси.
Объясняется все эти прогнозируемые преимущества довольно просто. Если рассматривать работу свечей с просверленными электродами под большим давлением, то в этом случае лучший завод и увеличение полезности сжигаемого топлива, благоприятно сказывающееся на мощности силовой установки, будут обусловлены сдуванием искры в буквальном смысле.
И хотя многие мастера скептически относятся к этой теории, ссылаясь на простейшие физические законы, согласно которым искры образуются в местах наименьшего сопротивления, что в корне противоречит способности их перемещения, любители-самоучки продолжают активно прибегать к такой методике, ссылаясь на ощутимые результаты доработки.
Преимущества самостоятельной доработки
Первый способ тюнинга автомобильных свечей заключается в укорачивании электрода, в результате которого центральная его часть не перекрывается боковыми, оставляя за собой преимущество.
Итогом такой доработки должно стать появление возможности регулирования зазора, с последующим увеличением рабочего фронта искры, якобы обеспечивающим попадание пламени непосредственно в камеру сгорания.
Вторая методика подразумевает загиб электрода во внешнем направлении, обеспечивающий увеличение зазора, однако действовать в этом случае следует с предельной осторожностью, помня о том, насколько легко повредить свечу, что чревато ее полным выходом из строя.
Что касается преимуществ самостоятельной доработки, то согласно прогнозам, они заключаются в улучшении эффективности воспламенения топливно-воздушной смеси. Это обеспечивает более полноценное сгорание заряда и снижение зависимости этих показателей от интенсивности образования на свечах искр.
Так, усиленная искра обеспечивает возгорание любой смеси, даже если она имеет самый бедный состав. А если удается добиться такого результата, то и бензин будет гореть более продуктивно, увеличивая мощность ДВС без малейшего ущерба для топливного расхода и даже наоборот, приводя к его снижению.
Стоит отметить, что со временем этот опыт решил перенять самарское конструкторское бюро «Нитрон», представившее уже готовые доработанные свечи Дудышева, при разработке которых якобы использовался принцип сопла Лаваля.
Однако успевшие опробовать на практике эту тюнингованную продукцию автомобилисты отметили, что она явно уступает домашней доработке, обходясь покупателям в кругленькую сумму, варьирующуюся в диапазоне от 1 до 1,5 тыс. рублей (для сравнения стоит напомнить, что комплект свечей японского производства стоит не более 900 рублей, демонстрируя гораздо более эффективную работу).
К чему может привести просверливание отверстия
Правильно проведенный тюнинг классических свечей зажигания может добавить мотору 5-6 лошадиных сил, улучшив не только качество его запуска, но и динамические характеристики. Однако риски от такой модернизации зачастую являются совершенно неоправданными.
И прежде всего речь идет о потенциальной порче рабочего элемента, поскольку при просверливании отверстия электродов неминуемо истончаются стенки этого отверстия, что чревато их ускоренным прогоранием.
Но и это не самое страшное, ведь прогоревший элемент может попасть в цилиндр, причинив гораздо больший ущерб в виде:
- выхода из строя его колец;
- образования так называемых задир на стенках;
- серьезных моторных поломок с последующим за ними капитальным ремонтом.
Не стоит забывать и о том, что свечной перегрев, образующийся при прогорании высверленных стенок, чреват появлением калильного зажигания, также не самым лучшим образом сказывающимся на работе ДВС. Проще говоря, игра не стоит свеч, в прямом и переносном значении этого выражения.
Как доработать свечи зажигания для экономии горючего?
Свечи зажигания это обязательный элемент, который обеспечивает работу бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Они создают искру, благодаря которой воспламеняется горючая смесь, состоящая из воздуха и топлива, непосредственно в самой камере сгорания. В основном продолжительность работы обыкновенных, дешевых свечей ограничен и составляет около 25 тыс.км.
Такие характеристики как расход используемого топлива, уровень мощности мотора и стабильность пуска ДВС напрямую зависят от качества, а также корректной работы свечей зажигания. Стоит отметить, что даже после сравнительно небольшого пробега автомобиля (1-2 тыс. км.), эффективность их функционирования может значительно сократиться. Это может привести к повышенному расходу горючего. Поэтому некоторые водители, чтобы сэкономить топливо, самостоятельно занимаются доработкой этих элементов системы зажигания авто.
Зачем нужно дорабатывать свечи зажигания
Прежде всего, следует отметить тот факт, что осуществлять самостоятельную доработку новых, недавно приобретенных, свечей зажигания рекомендуется владельцам старых карбюраторных моделей авто, которые оснащены бензиновыми ДВС. Благодаря такой доработке повышается уровень мощности двигателей, а также немного снижается расход используемого для работы ДВС горючего. Кроме того, внесение небольших изменений в работу этих элементов обеспечивает:
- более легкий запуск ДВС;
- минимизирует риск залива;
- снижение расхода топлива;
- стабильное функционирование ДВС;
- увеличение мощности двигателя;
- полноценное сжигание, используемого для передвижения автомобиля, топлива;
- появление стабильной искры.
Кроме того, такая самостоятельная доработка оказывает положительное влияние на работу инжектора. Однако при этом, настоятельно не рекомендуется вносить изменения в работе более современных свечей, которые обладают продолжительным периодом эксплуатации. Предпочтительнее самостоятельно дорабатывать и вносить незначительные изменения в работу обыкновенных моделей свечей зажигания.
Как доработать своими руками
Доработка свечей зажигания является не сложной процедурой, поэтому с ней справятся даже начинающие автолюбители. Чтобы обеспечить более эффективный уровень работы этого элемента системы зажигания, для начала необходимо уменьшить размер бокового электрода (во время проведения этой процедуры необходимо внимательно следить за тем, чтобы боковой электрод не перекрывал собой центральный), а затем отрегулировать зазор. Процедура самостоятельной доработки выполняется в несколько этапов:
- Сначала выполняется демонтаж отработавшей свой ресурс свечи из авто (при желании, можно воспользоваться новой свечой).
- Нанесение при помощи обыкновенного маркера специальной разметки, по которой необходимо укоротить длину электрода. Отметка наносится на боковой части электрода. Вместо использования маркера, на электроде в качестве отметки, можно аккуратно сделать небольшую насечку.
- Затем нужно обмотать дорабатываемый элемент системы зажигания куском резины и зажать его в тиски. Лучше всего использовать тиски, «губы» у которых сделаны из резины. Чтобы не повредить расходный материал (свечу), тески нельзя сильно перетягивать.
- При помощи шлифовальной машинки и отрезного круга срезать лишнюю длину бокового электрода. Следует отметить, что получившееся место среза должно быть ровным, без каких бы то ни было неровностей либо скосов.
- Используя обыкновенный надфиль, выполнить зачистку места среза, устранить все неровности и зазубрины. На месте среза после финишной обработки надфилем не должно быть заусениц и других дефектов.
- На заключительном этапе, необходимо установить зазор нужной величины. Размер зазора определяется с учетом типа, а также модели двигателя, которым оснащено транспортное средство. В этом случае рекомендуется ознакомиться с технической информацией на разнообразных форумах и специализированных интернет ресурсах.
После окончания проведения работ по доработке свечей, их необходимо заново установить на ДВС и попытаться сделать пробный пуск. При этом запуск двигателя должен быть более облегченным и плавным. Кроме того, можно предварительно выполнить проверку доработанного устройства при помощи простого самодельного стенда. Чтобы сделать такой стенд, необходима катушка и трамблер. Благодаря его применению можно провести простой обыкновенный тест на появление искры.
Как самому доработать свечи зажигания для экономии горючего
Свечи зажигания являются обязательным элементом бензинового двигателя, создавая искру для воспламенения смеси топлива и воздуха в камере сгорания. Как правило, срок службы обычных бюджетных свечей ограничен несколькими десятками тысяч километров (15-25 тыс.), то есть указанные элементы являются так называемыми расходниками.
В результате двигатель начинает хуже «тянуть», водитель сильнее нажимает на газ, при этом большее количество топлива в цилиндрах все равно сгорает менее полноценно. Другими словами, отмечается повышенный расход бензина. Именно по этой причине многими водителями практикуется доработка свечей зажигания для экономии топлива, о чем мы дальше и поговорим.
Зачем нужно дорабатывать свечи зажигания
Начнем с того, что дорабатывать новые свечи зажигания для хорошей экономии и прибавки мощности следует владельцам старых бензиновых автомобилей, преимущественно карбюраторных. Как правило, именно на такой дозирующей системе вопрос расхода бензина стоит наиболее остро.
Параллельно с этим доработка может положительно отразиться и на инжекторе. При этом не следует дорабатывать высокотехнологичные современные свечи с увеличенным сроком службы (платина, иридий). Получается, изменения и доработки наиболее актуальны только применительно к обычным свечам.Теперь давайте взглянем, какая практическая польза усовершенствования свечей.
- Прежде всего, легкость запуска и, как следствие, меньший риск залить свечи. Особенно это актуально зимой, когда топливо в холодном моторе хуже испаряется, заряд аккумулятора падает естественным образом, масло вязнет и стартер слабее крутит двигатель.
- Еще одним преимуществом, которое обещает «тюнинг» свечей зажигания, является стабильная работа ДВС на разных режимах, (особенно при максимальных нагрузках и высоких оборотах) даже при учете того, что состав топливно-воздушной смеси будет не оптимальным, то есть рабочая смесь слишком обедненная или обогащенная.
- Отметим, что в условиях высокого давления на доработанных свечах меньшее воздействие оказывается на искру, которую попросту сдувает на штатной свече. В результате силовой агрегат не только хорошо заводится, но и полноценнее сжигает топливный заряд, отдавая больше мощности. Благодаря этому снижается расход топлива и получается экономия.
Доработка свечей зажигания своими руками
В основе модернизации лежит задача приблизить простые свечи по ряду параметров к так называемым спортивным свечам зажигания. Такие изделия предлагаются многими известными производителями, при этом стоят ощутимо дороже.
Спортивные свечи позволяют увеличить мощность и добиться уменьшения расхода, заявленный срок службы таких элементов составляет 70-90 тыс. км. пробега. Однако на практике эффективность их работы снижается, в среднем, уже через 15 тыс. км, а весь заявленный срок такие свечи и вовсе не выхаживают. С учетом высокой стоимости покупать данные элементы каждые 30-35 тыс. км. получается накладно.
Именно по этой причине многие водители не стремятся сразу менять комплект свечей, так как существуют способы продлить ресурс уже имеющихся. Лучшим способом решения задачи считается доработка обычных или спортивных свечей зажигания.
Процедура не является сложной, так что справятся даже начинающие:
- чтобы сделать работу свечи максимально эффективной, потребуется укоротить боковой электрод;
- следующим шагом будет правильная регулировка зазора на свече;
Весь процесс выглядит следующим образом:
- Отработавшие свечи выкручиваются из двигателя или подготавливаются заранее (можно работать с новыми элементами);
- Далее при помощи маркера или другим способом (например, делается насечка) на боковом электроде наносится специальная отметка, которая укажет, на какую длину нужно затем укоротить электрод.
- Далее свеча аккуратно зажимается в тисках (желательно с резиновыми «губами».) Важно не перетянуть тиски, чтобы не повредить элемент.
- После этого понадобиться взять шлифовальную машинку, поставить отрезной диск;
- При помощи инструмента следует укоротить боковой электрод. Пи этом важно следить за тем, чтобы срез был ровным, без скоса.
- Затем место среза очищается при помощи надфиля, удаляются зазубрины, выравниваются грани, снимаются заусеницы и другие дефекты.
- Теперь можно заняться установкой нужного зазора. Величина будет зависеть от типа и модели ДВС. В этом случае лучше всего воспользоваться мануалом, получить необходимую информацию на специализированных автомобильных форумах и т.д.
- Укорачивание электрода и выставление зазора на свечах зажигания необходимо проделать с каждой свечой, при этом обязательно соблюдайте максимально возможную точность (сколько отрезается от электрода и какой зазор выставляется)
- После установки доработанных свечей на двигатель необходимо произвести пробный запуск. Как правило, пуск должен быть более облегченным по сравнению с обычными свечами.
- Далее можно совершить поездку, оценив стабильность работы и улучшение приемистости ДВС, а также лучшую тягу на высоких оборотах.
Также можно наглядно оценить работу свечей. Для этого прямо в гараже будет достаточно изготовить стенд для проверки. Для изготовления необходимо иметь трамблер, катушку и источник электропитания.
Если говорить о самой доработке, описанные выше простые манипуляции позволяют расширить и существенно увеличить фронт электрической искры. Другими словами, искра после удаления части электрода не зажата между двумя электродами (боковым и центральным), а сразу направлена в камеру сгорания.
В результате улучшается эффективность воспламенения смеси топлива и воздуха в цилиндрах мотора, последующее сгорание заряда становится более полноценным. Также снижается зависимость воспламенения от качества и интенсивности искрообразования на свече по отношению к составу рабочей смеси.
Другими словами, более мощная искра легче воспламеняет в той или иной степени богатую или бедную смесь, что положительно сказывается на общей работе двигателя под нагрузками и на других режимах. Если смесь лучше воспламеняется от искры, тогда фронт пламени распространяется более равномерно и свободно, бензин горит в цилиндрах полноценно, увеличивается мощность, снижается расход топлива.
Что в итоге
Как показывает практика, после тюнинга свечей зажигания мощность двигателя, в среднем, увеличивается на 5-6 л.с. Эти цифры были получены автовладельцами после проверки на динамометрическом стенде. Параллельно происходит увеличение крутящего момента. С учетом простоты и доступности способа такой прирост можно считать довольно значительным.
Еще отметим, что многие автомобилисты активно практикуют это решение. Были отмечены случаи, когда комплект самых простых старых свечей с пробегом около 25 тыс. км. на плохом топливе после выкручивания из двигателя тщательно очищали, после чего дорабатывали описанным выше методом. После модернизации эти свечи продолжали нормально работать как минимум еще 10 тыс. км.
Напоследок добавим, что некоторые водители относятся к модернизации скептически. Главным аргументом является то, что сами производители свечей не могут не знать о таком простом способе улучшения, при этом все равно не внедряют его в массовое производство по каким-либо причинам. Отметим, что пытаться опровергать данное утверждение мы не будем.
При этом для владельцев старых автомобилей актуальнее как можно реже менять свечи, параллельно добиваясь экономии топлива, чем с максиальным вниманием следить за изношенным ДВС.
Что необходимо знать при подборе свечей зажигания по модели авто: размер, калильное число, взаимозаменяемость. Выбор свечей по конструкции, полезные советы.
Признаки неисправности свечей зажигания. Оценка состояния свечи при визуальном осмотре, способы проверки свечей зажигания. Налет на электродах свечи.
Выбор свечей зажигания между производителями NGK и Denso. Как подобрать свечи и на каком бренде остановить свой выбор. Особенности и нюансы при подборе.
Особенности и характеристики свечей зажигания NGK. Как правильно подбирать свечи по маркировке, какой ресурс свечей, отличия оригинала от подделки, советы.
Свечи зажигания с иридиевыми и платиновыми электродами: преимущества по сравнению с обычными свечами. Что лучше на практике, иридиевые или платиновые свечи.
Назначение и устройство свечей зажигания бензинового двигателя. Конструктивные особенности, виды свечей зажигания. Калильное число, искровой зазор.
Подрезали электроды у свечей и поставили их на двигатель. Показываем как он работает в сравнении с обычными свечами
Доработка свечей зажигания это частая тема на разных форумах в интернете. Много вопросов там задают именно о подрезании бокового электрода. В чем смысл этой доработки, как это может повлиять на работу двигателя? Ответы можно найти, но они основываются только на собственных ощущениях, то есть поставил эти свечи, и двигатель начал ровнее работать, разгоняться автомобиль стал быстрее. Но правда ли это так, возможно это просто эффект плацебо.
Что бы реально понять есть ли в этом смысл, нужно проверить приборов, изменится ли, что то в работе двигателя, если поставить эти свечи, в сравнении с обычными свечами.
Вообще откуда это пошло и какая цель этой доработки в теории.
Когда между электродами свечи появляется искра, то смесь нагревается от нее и воспламеняется. Появляется первичный очаг воспламенения, фронт пламени начинает свое распространение от электродов свечи.
Боковой электрод на первом этапе распространения пламени немного заслоняет ей путь, если бы его не было, то пламя начало распространяться сразу же во все стороны. На воспламенение смеси это повлияло бы положительно.
При подрезании бокового электрода искра немного изменяет свое положение в цилиндре, то есть если с нормальным электродом она бьет вертикально, то после подрезания она наклоняется в сторону. Это изменяет фронт пламени и тоже благоприятно влияет на работу двигателя.
Подрезанный боковой электрод. Искра изменила свое положение.
Конечно же все это так и есть, спорить с этим глупо. Но улучшается ли работа двигателя от этого всего. В интернете можно найти видео, в которых рассказывают, что мы поставили эти свечи, двигатель стар лучше заводиться, ровнее работать и так далее. Но ни кто не показывает реальных испытаний с теми приборами, которые могут указать на изменения в работе двигателя, в сравнении с обычными свечами.
Какими приборами вообще можно увидеть эту разницу.
Как было сказано выше, те кто устанавливал эти свечи, говорят, что двигатель стар ровнее работать. Значит, что бы увидеть действительно это так или нет, нужно с помощью мотор тестера посмотреть баланс крутящего момента по цилиндрам. То есть равномерность работы цилиндров, в сравнении с обычными свечами. Какой процент мощности вкладывает каждый отдельный цилиндр в работу двигателя.
Говорят, еще, что двигатель стал лучше заводиться. Что бы реально увидеть разницу нужно тем же мотор тестером, замерить время с момента начала прокручивания двигателя стартером, до запуска и выхода на холостой ход. Сравнить с обычными свечами.
Далее искра изменяет свое положение в цилиндре, изменяется фронт пламени, это так и есть. Но говорят, что это положительно влияет на работу двигателя, процесс горения улучшается.
Тот прибор, который может реально увидеть улучшается ли процесс горения смеси в сравнении с обычными свечами, это газоанализатор. Это наверное самый главный прибор, который может показать есть ли вообще смысл в такой доработки.
Именно этим прибором мы и решили проверить есть разница или нет.
На двигателе установлены обычные свечи, электроды не подрезаны. Он полностью прогрет, работает на холостом ходу.
Обычные цифры, для двигателя без катализатора.
Устанавливаем свечи с подрезанными электродами.
В среднем цифры практически те же. Главный параметр, по которому, можно судить есть разница или нет это СН, количество не сгоревшего бензина, который вылетает в выхлопную трубу. Разницы в нем нет, значит на процесс горения такая доработка, значимого влияния не оказала. А это уже о многом говорит. Но все эти показания газоанализатора снимались, с настроенного двигателя, при нормальном составе смеси.
Возможно искра, которая меньше экранируется боковым электродом, сможет более стабильно поджигать смеси, состав которых далек от оптимального. Например, при сильном обеднении такая искра надежнее воспламенит смесь, чем обычная, поэтому будет меньше пропусков воспламенения, и конечно же на работу и пуск двигателя это отразится положительно. Газоанализатор в этом случае, покажет разницу, если она будет.
В общем об этом еще будут статьи на канале, тема не закрыта.
Если вам было полезно ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Можете еще прочитать: Двигатель работает на холостом ходу, фары и печка включены. Проверили, идет ли зарядка на акб в этот момент. Развеиваем миф
Доработка свечей зажигания своими руками. Что и как нужно сделать для хорошего результата?
При наддуве под высоким давлением уменьшается возможность задувания свечи (когда искру сдувает). Улучшаются показатели двигателя и его отклик на ваши действия, а бензин сгорает довольно быстро и гораздо более полно. Отсюда – увеличивается эффективность работы и снижается расходование топливной массы.
Доработка свечей зажигания своими руками может производиться по типу изделий спортивной серии, выпускается некоторыми фирмами-разработчиками запчастей. Подобные свечи в значительной степени усиливают мощность и уменьшают расход, а производители дают гарантии почти на 100 тысяч км пробега без особой потери качественного функционирования. Но на практике все выглядит гораздо скромнее.
Эффективность этих конструкций, несмотря на дороговизну, ощутимо снижается уже через 10 тысяч км, а выбрасывать их и покупать новые – довольно накладно. Что можно сделать в таких случаях, чтобы и свечи подольше сохранить и повысить их запланированную эффективность? Ни в коем случае не выбрасывать! Нужно попробовать доработать их с помощью несложных процедур, провести которые, согласно инструкциям, будет не так уж и сложно даже неопытному водителю. Итак, попробуем разобраться в данном процессе пошагово.
Поэтапная доработка
- Чтобы свеча снова стала эффективной, нам нужно с помощью нехитрого инструмента сделать короче электрод сбоку, а затем – заняться регулировкой зазора. Причем укорачивание необходимо сделать так, чтобы центральный электрод не перекрывался боковым;
- Выкручиваем свечу, над которой вы планируете совершить эти действия с ее места расположения (или, как вариант, берем новую);
- Маркером по стеклу отмечаем на искомой свече ту длину, на которую необходимо обрезать боковой электрод.
- Фиксируем свечу в небольших давлениях (главное – не перетянуть);
- Берем шлифмашину (Дремель или любой другой фирмы) с установленным отрезным диском. Аккуратненько укорачиваем электрод, который находится сбоку. Должен получиться ровный, не косит, параллельный срез;
- Место пореза зачищаем надфилем от заусенцев и неровностей;
- Далее – выставляем заданный промежуток. На различных марках легковых и грузовых, отечественных и зарубежных, турбированных и нет – он разный. Так что лучше в данном случае ориентироваться по книге или же подсмотреть в интернете;
- Подобную процедуру нужно провести с каждой свечой отдельно. После чего вкручиваем их на места и пробуем завестись. Думаю, производимый эффект вам должен понравиться.
Что имеем в результате?
После проведенной экзекуции увеличится, и существенно, фронт искры. Ведь теперь пламя направлено непосредственно в камеру для сгорания топливной смеси. Тогда как в свече по стандартам – огонь как бы зажат между электродами, боковых и центральным. Это простое универсальное улучшение позволяет пламени распространяться более свободно, в результате чего сгорание бензина происходит быстрее, полнее, а мощность самого двигателя повышается.
Что интересно, при замерах на диностенде, например, судя по графикам, прирост составил 7 дополнительных лошадей! А это, согласитесь, не так уж и мало. Немного повысили и крутящий момент. Плюс – та же экономия топлива и другие приятные нюансы, ради которых, наверное, и стоило затевать все дело.
Проверка и сомнения
Проверить работу модернизированных свечей можно, соорудив в гараже простой стенд из трамблера, катушки элемента питания. Сразу будет видно невооруженным глазом, что искра, испускаемый свечой, улучшилась и усилилась.
Таким образом, фактически, старая свеча будет еще довольно длительное время качественно работать. Единственное, что вызывает некоторые подозрения: почему некоторые производители продолжают выпускать недоработанные данным способом изделия? И не убивает ли такая доработка свечей зажигания своими руками – мотор машины? Но, судя по отзывам, особого вреда для движка не наблюдается. Зато экономятся средства и топливные ресурсы.
Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять
Как самому доработать свечи зажигания для экономии горючего
Свечи зажигания являются обязательным элементом бензинового двигателя, создавая искру для воспламенения смеси топлива и воздуха в камере сгорания. Как правило, срок службы обычных бюджетных свечей ограничен несколькими десятками тысяч километров (15-25 тыс.), то есть указанные элементы являются так называемыми расходниками.
Опытные водители хорошо знают, что от качества работы свечей зажигания напрямую зависит стабильность запуска двигателя, мощность мотора, расход топлива и другие характеристики. При этом важно понимать, что уже через несколько тысяч или даже сотен километров пробега (в зависимости от общего состояния ДВС, качества топлива и т.д.) свечи начинают работать менее эффективно.
В результате двигатель начинает хуже «тянуть», водитель сильнее нажимает на газ, при этом большее количество топлива в цилиндрах все равно сгорает менее полноценно. Другими словами, отмечается повышенный расход бензина. Именно по этой причине многими водителями практикуется доработка свечей зажигания для экономии топлива, о чем мы дальше и поговорим.
Зачем нужно дорабатывать свечи зажигания
Начнем с того, что дорабатывать новые свечи зажигания для хорошей экономии и прибавки мощности следует владельцам старых бензиновых автомобилей, преимущественно карбюраторных. Как правило, именно на такой дозирующей системе вопрос расхода бензина стоит наиболее остро.
Параллельно с этим доработка может положительно отразиться и на инжекторе. При этом не следует дорабатывать высокотехнологичные современные свечи с увеличенным сроком службы (платина, иридий). Получается, изменения и доработки наиболее актуальны только применительно к обычным свечам.Теперь давайте взглянем, какая практическая польза усовершенствования свечей.
- Прежде всего, легкость запуска и, как следствие, меньший риск залить свечи. Особенно это актуально зимой, когда топливо в холодном моторе хуже испаряется, заряд аккумулятора падает естественным образом, масло вязнет и стартер слабее крутит двигатель.
- Еще одним преимуществом, которое обещает «тюнинг» свечей зажигания, является стабильная работа ДВС на разных режимах, (особенно при максимальных нагрузках и высоких оборотах) даже при учете того, что состав топливно-воздушной смеси будет не оптимальным, то есть рабочая смесь слишком обедненная или обогащенная.
- Отметим, что в условиях высокого давления на доработанных свечах меньшее воздействие оказывается на искру, которую попросту сдувает на штатной свече. В результате силовой агрегат не только хорошо заводится, но и полноценнее сжигает топливный заряд, отдавая больше мощности. Благодаря этому снижается расход топлива и получается экономия.
Доработка свечей зажигания своими руками
В основе модернизации лежит задача приблизить простые свечи по ряду параметров к так называемым спортивным свечам зажигания. Такие изделия предлагаются многими известными производителями, при этом стоят ощутимо дороже.
Спортивные свечи позволяют увеличить мощность и добиться уменьшения расхода, заявленный срок службы таких элементов составляет 70-90 тыс. км. пробега. Однако на практике эффективность их работы снижается, в среднем, уже через 15 тыс. км, а весь заявленный срок такие свечи и вовсе не выхаживают. С учетом высокой стоимости покупать данные элементы каждые 30-35 тыс. км. получается накладно.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие свечи лучше, иридиевые или платиновые. Из этой статьи вы узнаете о том, в чем состоят основные отличия, преимущества и недостатки данных типов свечей зажигания.
Именно по этой причине многие водители не стремятся сразу менять комплект свечей, так как существуют способы продлить ресурс уже имеющихся. Лучшим способом решения задачи считается доработка обычных или спортивных свечей зажигания.
Процедура не является сложной, так что справятся даже начинающие:
- чтобы сделать работу свечи максимально эффективной, потребуется укоротить боковой электрод;
- следующим шагом будет правильная регулировка зазора на свече;
Теперь давайте разбираться подробнее. Что касается первого пункта, укорачивание нужно выполнить таким образом, чтобы центральный электрод не был перекрыт боковым электродом.
Весь процесс выглядит следующим образом:
- Отработавшие свечи выкручиваются из двигателя или подготавливаются заранее (можно работать с новыми элементами);
- Далее при помощи маркера или другим способом (например, делается насечка) на боковом электроде наносится специальная отметка, которая укажет, на какую длину нужно затем укоротить электрод.
- Далее свеча аккуратно зажимается в тисках (желательно с резиновыми «губами».) Важно не перетянуть тиски, чтобы не повредить элемент.
- После этого понадобиться взять шлифовальную машинку, поставить отрезной диск;
- При помощи инструмента следует укоротить боковой электрод. Пи этом важно следить за тем, чтобы срез был ровным, без скоса.
- Затем место среза очищается при помощи надфиля, удаляются зазубрины, выравниваются грани, снимаются заусеницы и другие дефекты.
- Теперь можно заняться установкой нужного зазора. Величина будет зависеть от типа и модели ДВС. В этом случае лучше всего воспользоваться мануалом, получить необходимую информацию на специализированных автомобильных форумах и т.д.
- Укорачивание электрода и выставление зазора на свечах зажигания необходимо проделать с каждой свечой, при этом обязательно соблюдайте максимально возможную точность (сколько отрезается от электрода и какой зазор выставляется)
- После установки доработанных свечей на двигатель необходимо произвести пробный запуск. Как правило, пуск должен быть более облегченным по сравнению с обычными свечами.
- Далее можно совершить поездку, оценив стабильность работы и улучшение приемистости ДВС, а также лучшую тягу на высоких оборотах.
Также можно наглядно оценить работу свечей. Для этого прямо в гараже будет достаточно изготовить стенд для проверки. Для изготовления необходимо иметь трамблер, катушку и источник электропитания.
Далее производится обычный тест на искру, который продемонстрирует усиление искрообразования, изменение цвета искры на яркий сине-красный и т.д. Проверку оптимально проводить в виде сравнительного анализа, то есть сравнить искру, ее мощность и цвет до начала работ (на штатных свечах) и после (на модернизированных).
Если говорить о самой доработке, описанные выше простые манипуляции позволяют расширить и существенно увеличить фронт электрической искры. Другими словами, искра после удаления части электрода не зажата между двумя электродами (боковым и центральным), а сразу направлена в камеру сгорания.
В результате улучшается эффективность воспламенения смеси топлива и воздуха в цилиндрах мотора, последующее сгорание заряда становится более полноценным. Также снижается зависимость воспламенения от качества и интенсивности искрообразования на свече по отношению к составу рабочей смеси.
Другими словами, более мощная искра легче воспламеняет в той или иной степени богатую или бедную смесь, что положительно сказывается на общей работе двигателя под нагрузками и на других режимах. Если смесь лучше воспламеняется от искры, тогда фронт пламени распространяется более равномерно и свободно, бензин горит в цилиндрах полноценно, увеличивается мощность, снижается расход топлива.
Никель, иридий, платина? Выбираем свечи зажигания
На первый взгляд, выбор свечей зажигания прост: открываем инструкцию к машине, находим нужную маркировку, покупаем. Всё усложняется, когда рекомендованных вариантов несколько. Да и производители свечей регулярно что-то усовершенствуют, разрабатывают и выпускают новые модели. И выбор становится не таким уж простым. Посмотрим, какие свечи зажигания есть на рынке и в чём их отличия.
Устройство свечи зажигания
Чтобы понять, чем свечи отличаются друг от друга, нужно разобраться в их устройстве.
Принципиально конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлического корпуса проходит центральный электрод (проводник), отделённый керамическим изолятором. На верхний контактный вывод свечи подаётся ток, который, пройдя внутри по всей длине электрода, упирается в… тупик. Но рядом с ним есть ещё один электрод — заземляющий (боковой), соединённый с корпусом свечи. В воздушном промежутке между электродами возникает мощный (несколько тысяч вольт) электрический разряд — искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Искровой зазор свечей
Расстояние между центральным и боковым электродами свечи — искровой зазор — напрямую влияет на работу двигателя. Больше зазор — длиннее искра, лучше сгорание смеси, выше мощность. Но чем шире зазор, тем сложнее создать в нём искру и тем выше риск, что электричество найдёт себе другой путь: пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой зазор — это всегда компромисс, тщательно рассчитанный инженерами.
В процессе эксплуатации электроды изнашиваются, и искровой зазор постепенно растёт, увеличивая нагрузку на катушки зажигания. Точно отрегулировать зазор вручную сложно: речь идёт о десятых долях миллиметра. Лучше просто менять свечи вовремя, не дожидаясь их сильного износа и поломок.
Холодные и горячие свечи. Калильное число
При работе свеча ощутимо нагревается (до 800–900 °C) — неудивительно, учитывая количество проходящих через неё вольт. С одной стороны, это хорошо: высокая температура помогает свече самостоятельно очищаться от нагара. Но это же порождает проблему для мотористов: если свеча чересчур раскалится, то смесь в цилиндре может зажечься не от искры, а от контакта с самой свечой. Такой эффект называют калильным зажиганием.
Калильное зажигание не сулит ничего хорошего. Его последствия схожи с детонацией (хотя это разные процессы): неконтролируемое воспламенение смеси ведет к росту температуры двигателя, падению мощности, повреждению деталей.
Старые карбюраторные двигатели при калильном зажигании могли работать, даже будучи выключенными — до тех пор, пока не остынут свечи или не кончится бензин. Этот необычный эффект ушёл в прошлое с появлением электронного впрыска топлива.
Теплостойкость свечей определяется калильным числом: в зависимости от него свечи делятся на холодные (меньше нагреваются при работе) и горячие (нагреваются сильнее). Степень нагрева свечи регулируют конструктивно — длиной изолятора.
К сожалению, не существует единой шкалы калильных чисел: каждый производитель обозначает их, как хочет. Причём у одних брендов меньшему числу соответствуют более холодные свечи, у других — более горячие. Настоящая путаница! Остаётся пользоваться сравнительными таблицами. Ниже приведены значения для свечей Denso, NGK и Bosch.
Как и искровой зазор, калильное число — это компромисс. Холодные свечи применяют в форсированных двигателях, которые часто крутят до отсечки (например, на гоночном треке). В таком режиме стойкость свечей к нагару не важна, а вот стабильная работа под нагрузкой — на первом месте. Горячие свечи нужны маломощным моторам, долго работающим вхолостую (автошколы, промышленность) — здесь требуется хорошая самоочистка свечей. Ну, а для обычных машин производители подбирают что-то среднее.
Иногда автомобилисты меняют свечи зажигания сезонно. На зиму ставят свечи чуть горячее рекомендованных — на них образуется меньше нагара, что упрощает запуск в мороз. А на лето — холоднее, они стабильнее при высоких нагрузках в жару. Нужна ли такая сезонная смена свечей — решать вам. Всё зависит от условий эксплуатации и капризности двигателя. Но инструкции к современным автомобилям такую практику обычно не поощряют.
Количество боковых электродов
Внешние особые приметы свечей — электроды, над ними производители колдуют постоянно. И над центральным, и над боковыми — последних может быть и несколько.
Многоэлектродные свечи понадобились, когда мотористы стали внедрять первые катушки зажигания и принцип холостой искры (например, в системе зажигания Toyota DIS-2 в конце 90-х), где искрообразование происходит в два раза чаще. А значит, в два раза выше и износ электродов. Чтобы компенсировать это, свечам добавили второй боковой электрод: искра каждый раз проскакивает к менее изношенному. Сегодня встречаются свечи и с тремя-четырьмя электродами.
Вопреки расхожему мнению, несколько боковых электродов не улучшают искрообразование и сгорание смеси, зато могут увеличивать ресурс свечей зажигания на некоторых моторах. Если автопроизводитель рекомендует многоэлектродные свечи, значит того требует примененная система зажигания, и нужно использовать именно их.
Толщина центрального электрода
В современных системах зажигания с отдельной катушкой для каждой свечи важнее не количество боковых электродов, а толщина центрального. Лабораторные тесты наглядно показывают: чем тоньше центральный электрод, тем лучше работает свеча. Улучшается искрообразование, эффективнее сгорает смесь, уменьшается расход топлива и вредные выбросы. Свечи с тонкими электродами лучше самоочищаются от нагара и менее чувствительны к увеличению искрового зазора в процессе износа.
Чем тоньше центральный электрод, тем эффективнее работает свеча.
Стандартный материал центрального электрода свечи — сплав никеля и хрома, такие свечи называют никелевыми. Производители экспериментируют и с другими металлами (медью, серебром, иттрием), добавляя их в сплав, чтобы улучшить характеристики свечей. Но толщина электрода никелевых свечей остаётся большой — около 2,5 мм. Сделать его тоньше нельзя — тепловая эрозия быстро «съест» электрод, существенно сократив и так небольшой ресурс никелевой свечи. Решением стали электроды из тугоплавких драгоценных металлов.
«Драгоценные» свечи. Иридий и платина
Электроды из редкоземельных драгметаллов — платины и иридия — получаются в пять раз тоньше никелевых. И в пять раз надёжнее: обычные свечи служат примерно 20 тысяч км, а «драгоценные» — около 100 тысяч. Правда, и стоимость таких свечей выше в 4–5 раз, зато вы существенно сэкономите на работе по их замене.
Платина стала первым редкоземельным металлом, массово применённым в свечах зажигания. Платиновые наплавки на центральном и боковом электродах заметно уменьшили износ электродов и увеличили ресурс свечи. Толщину электрода платиновой свечи удалось уменьшить до 1,1 мм, что заметно снизило необходимое для искры напряжение, а значит и нагрузку на катушки зажигания.
Иридиевые свечи — более современная разработка. Диаметр центрального электрода из иридия довели до рекордных 0,4–0,6 мм, что обеспечило выдающиеся показатели сгорания смеси в цилиндре и увеличение КПД двигателя. Иридий почти на порядок превосходит никель в теплопроводности, что помогает снизить температуру электрода. Для современных машин большинство производителей рекомендуют именно иридиевые свечи.
Когда пора менять свечи зажигания
Свечи нужно менять своевременно, не дожидаясь их выхода из строя. Пропуски зажигания в любом из цилиндров не пройдут бесследно для каталитического нейтрализатора выхлопа, особенно если ехать на троящем двигателе до сервиса. А цена нейтрализатора несопоставима со стоимостью комплекта свечей.
Но даже когда свечи работают нормально, не забывайте про их искровой зазор, который со временем увеличивается. Вместе с ним возрастает и нагрузка на катушки зажигания, а эти детали тоже не из дешёвых. Многие автомобилисты и не задумываются, что между старыми свечами и «внезапно» умершей катушкой есть прямая связь.
Поэтому замена свечей зажигания должна выполняться согласно пробегу, указанному производителем, и не превышать их заявленный ресурс. Поправка на условия эксплуатации тоже не помешает. Вот лишь несколько факторов, сокращающих жизнь свечей зажигания:
- плохое топливо, большое количество железосодержащих присадок (особенно свинца и ферроцена);
- детонация;
- долгие прогревы двигателя;
- частая езда в пробках;
- постоянная езда «в отсечке»;
- перегрев двигателя;
- попадание в цилиндры масла или антифриза;
- слишком богатая или слишком бедная топливно-воздушная смесь.
Всего один пункт из этого списка способен сократить ресурс свечей зажигания на треть. Производители свечей в своих расчётах всегда исходят из нормальных условий работы и исправности двигателя. Будьте готовы, что в реальной жизни обычные никелевые свечи придётся менять каждые 15–20 тысяч км, а иридиевые или платиновые — каждые 50–70 тысяч. И, разумеется, всегда меняйте все свечи разом.
Правильный подбор
Геометрия стандартной свечи: 14-19-16. 14 мм — диаметр резьбовой части, 19 мм — её длина, а 16 — размер верхней гайки, под которую подбирается свечной ключ. Бывают и менее распространённые варианты свечей с другими геометрическими размерами — всё зависит от посадочного места в головке двигателя, предусмотренного инженерами. Важно, чтобы свечи точно соответствовали расчётной геометрии. Установка первой попавшейся свечи может закончиться повреждением поршня двигателя и капитальным ремонтом.
Но подобрать свечи лишь по размерам резьбы невозможно, ведь нужно учесть ещё много характеристик: искровой зазор, калильное число, материал электродов и их количество… Поэтому свечи подбирают по специальным каталогам производителей: Denso, NGK, Bosch. Или по OEM-номеру оригинальных свечей: для этого нужно найти свечу зажигания (spark plug) на схемах узлов автомобиля.
На чьи рекомендации ориентироваться: производителя машины или свечей? В идеале они должны совпадать, но иногда встречаются расхождения. Пожалуй, приоритет стоит отдать свечным брендам — они лучше знают особенности своей продукции и регулярно выпускают новые модели, которых могло ещё не быть при начале производства вашей машины.
Но ключевые требования автопроизводителя нельзя игнорировать. Например, если в инструкции к машине указаны только иридиевые или платиновые свечи, нельзя ставить обычные никелевые, пусть и подходящие по геометрическим параметрам. Ведь катушки и вся система зажигания не рассчитаны на большее напряжение, необходимое свечам с толстым электродом, и подобная экономия рано или поздно выйдет боком. То же самое с количеством электродов. Если инженеры предусмотрели многоэлектродные свечи, значит на то были причины — именно такие свечи зажигания и нужно купить. Подходите к выбору свечей с умом, и за здравие двигателя не придётся ставить свечку.
Как продлить жизнь свечам зажигания?
Свечи зажигания в машине занимают одно из первых мест, так как прямо связаны с работой двигателя, и не следует проявлять небрежное отношение к их положению. Всегда помните о проведении просмотра свечей зажигания.
Свечи зажигания – это одни из наиболее капризных автомобильных деталей. Самая незначительная их неисправность вызовет повреждение системы зажигания и застой двигателя. Чтобы свечи зажигания могли служить длительно и отлично, за ними надо безошибочно ухаживать.
Срок использования каждой из свечей от 25 000 до 35 000 км пробега вашего авто. По этой причине помните о контролировании свечи на наличие нагара. Благодаря этому вы будете определять сбои в системе зажигания по его цвету и физическому состоянию. К примеру, черный влажный нагар свидетельствует об излишке масла в картере. По черному сухому нагару можно выяснить, что авто не хватает нагрузки, а сухой белый свидетельствует об очень раннем зажигании. Если свеча в отличном состоянии, на ней не должен иметься нагар, и она будет иметь светло-коричневый или светло-серый цвет.
Свечи безошибочно будут работать, если весь нагар надо осторожно снять. С данной целью надо отвинтить свечи. Также надо проследить за зазором, имеющимся между электродами, используя цилиндрический щуп, затем подогнать его в необходимое место. Лучше всего, когда расстояние между электродами будет 0,6 – 0,7 миллиметров. Для ликвидации нагара на свечах никогда не применяйте острые предметы. Для этого надо использовать щетку со щетинками из тонкой проволоки.
Очищение возможно и химическим методом. При нем свечи промывают в бензине. Далее их надо просушить и разместить в горячий концентрат уксуснокислого ацетата (25%) на полчаса. Далее свечу нужно вытащить из раствора, сделать чистку, используя щетку из металла, и сделать промывание в горячей воде и просушить. Это делать надо 2 раза в году, если пробег авто в год 10 000 км. Чтобы нагар появлялся нечасто, следует наблюдать за температурой нижней части конуса. Она не должна быть более 500-600 градусов.
Продление жизни свечей зажигания возможно, если вы будете покупать бензин, который подходит для вашего авто и контролировать работу системы зажигания. Надо, чтобы размеры свечей зажигания были подходящими под размеры вашего авто, при этом и внешние, и внутренние, и, прежде всего, тепловые.
Кроме этого, надо учитывать и качественность топлива. Но ее довольно сложно устанавливать. Если на свечах возникает красный налет, то в бензине имеется железо, а из этого следует, что оно проводит ток, что способно вызвать пробои изолятора свечи и ее повреждения.
3 фатальных ошибки при замене свечей зажигания, которые совершают даже опытные автовладельцы
Что может быть проще, чем заменить свечи зажигания в автомобиле? Да ничего, — ответит умудренный опытом шофер. Выкрутил старые свечи, ввернул новые — и всего делов-то. Однако на практике при замене свечей автомобилисты совершают весьма глупые ошибки, которые могут привести к проблемам двигателя и дорогостоящему ремонту.
Например, крайне нежелательно менять свечи на горячем моторе. Игнорирование рядовых процессов физики и излишнее применение силы могут привести к срыву резьбы в колодцах. На горячем моторе, когда металл более подвержен деформации, повредить резьбу можно, что называется, на раз.
Если в моторе автомобиля клапанов более чем восемь, то, как правило, свечи в нем погружены в глубокие колодцы, в которых, разумеется, может скапливаться пыль и грязь. Если не удалить загрязнение до того, как будут вывернуты свечи, все то, что скопилось за год в колодцах, всенепременно попадет в цилиндры. Мелкий мусор двигатель перемолотит и выплюнет. А если среди него попадутся более крупные и твердые частицы, то это чревато задирами на стенках цилиндров. А потому всякий раз перед процедурой замены свечей зажигания, необходимо продувать колодцы сжатым воздухом. Чистота, она, как говорится, залог здоровья. И это касается не только людей, но и машин.
И не зависимо от того — восьми или 16-клапанный двигатель у вашего автомобиля — прежде, чем ввернуть новые свечи, необходимо очистить резьбу свечного колодца от масла и прочих загрязнений. Потому как их присутствие может привести к неправильной затяжки свечи.
Еще одна ошибка — большинство водителей при обслуживании своих автомобилей почему-то стесняются использовать в работе динамометрические ключи. И это также серьезная ошибка. Закручивая свечу, что называется, на глазок, вы рискуете применить к ней чрезмерную силу. А между тем, для каждого типа свечей есть свои рекомендации, которые, как правило, производитель указывает на упаковке запчасти. Причем применять к уже прослужившим некоторое время деталям ту же силу, что и к новым нельзя. Все дело в том, что каждая свеча зажигания оснащена многослойной теплоотводящей шайбой. Если ее не зажать правильно, то терморегуляция нарушится, и в скором времени она выйдет из строя. По этой же причине ни в коем случае нельзя менять родную шайбу свечи, на обычную.
Меняйте свечи вовремя, не скупитесь при покупке свечей, делая свой выбор в пользу более дешевых производителей, уделяйте внимание деталям при самостоятельной замене, и двигатель вашего автомобиля не сломается. По крайней мере, по этой причине.