Что такое фрикционы акпп? рассматриваем детально этот вопрос
Фрикционы АКПП. Что это такое, как они работают и почему горят?
Самый частой поломкой автоматической коробки передач, является износ фрикционных дисков или попросту – фрикционов. Происходит это в любом случае, даже если вы ухаживаете и своевременно (правильно) меняете масло (правда произойдет такое при приличном пробеге в 300 – 450 000 км). Если они сгорели, то передачи АКПП автомобиля не будут включаться или буксовать (про это чуть ниже). Не многие знают про эти диски, но они очень важный элемент в строении всей коробки в целом. Если можно грубо «выразиться» – это своеобразное сцепление автомата, именно эти элементы способствуют включению той или иной передачи. Лично я очень долго искал простую внятную статью по этим дискам, но так и не нашел, поэтому для общего понимания решил написать эту статью …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Устройство
- Принцип работы
- Ресурс фрикционных дисков
- Причины выхода из строя
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
Начнем с определения.
Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент сцепления между передачами, по аналогии с механической коробкой передач. В запрограммированный момент они смыкаются (при помощи давления масла) и останавливают нужную шестерню, в другой момент они размыкаются — шестерня начинает вращаться.
Устройство
По сути это обычные диски, которые делятся на две составляющих:
- Металлические. Они всегда находятся в зацеплении с корпусом АКПП, практически всегда не подвижны.
- Мягкие. Которые вращаются вместе с солнечными шестернями. Раньше они делались из прессованного картона, сейчас все чаще начинают делаться с графитовым напылением.
Также хочется отметить, что в старых АКПП, фрикционные диски были только односторонними, то есть накладок на них не было – отдельно металлически диск и бумажный.
Сейчас на современных автоматах, появляются усовершенствованные диски, даже на металле с боков есть накладки из графита. Они пропитывается маслом, и эффективно отводят тепло от металлического диска, а также способствуют продлению срока службы мягкого диска.
Набираются эти диски пакетами, то есть один металлический, другой мягкий и так несколько раз. В обычных 4 ступенчатых автоматах, таких наборов может быть два – три, все зависит от устройства.
Принцип работы
Как я уже заметил сверху, по сути, это аналог сцепления на механической коробке. Они устанавливаются на так называемые солнечные шестерни, каждая из шестерен отвечает за передачу. У автомата другая концепция работы, здесь все работу делают так называемые планетарные редукторы, в купе с которыми работают солнечные шестерни.
Шестерен примерно столько же сколько и передач, но они не располагаются отдельно, как скажем на механике, они собраны в общую конструкцию. Также хочется отметить, что в трансмиссии на 6 передач, могут быть два планетарных механизма и около 4 – 5 пакетов фрикционов.
Так как же они работают?
Если передача выключена, то фрикционные диски свободно вращаются, нет давления от насоса и они не зажаты. Но после того как передача включается масляный насос создает давление, через гидроблок оно проходит до специального канала и диски прижимаются друг к другу, таким образом нужная шестерня активизируется, а остальные останавливаются. Понять это достаточно не просто, особенно новичку, поэтому внизу будет подробное видео, где вы сможете посмотреть принцип действия.
В любом случае вам нужно понять — именно эти диски это очень важный элемент в работе всей АКПП в целом, без них не было принципа автоматической коробки передач.
Ресурс фрикционных дисков
Сами диски имеют достаточно большой срок службы, я даже сейчас боюсь предположить. Они вращаются не в воздухе, а в масле (ATF жидкости), поэтому ресурс действительно огромен.
Лично мое мнение, это минимум 350 тысяч километров, а как максимум 500 тысяч, все же нет ничего вечного!
НО если вы не вовремя меняете смазку, либо вообще не меняете, а полагаетесь на название – необслуживаемый автомат (хотя это бред). То они могут выйти из строя уже через маленький пробег, не дотянут и до 100 000 км. Так что масло для них, действительно решающий фактор. Почему? Читаем дальше.
Причины выхода из строя
Их не так уж и много и все они связаны с ATF жидкостью в автомате. Давайте перечислим по пунктам:
- Грязное масло. Большинство производителей, регламентируют замену в своих АКПП примерно при пробегах в 60 000 км. Однако сейчас начинают появляться так называемые необслуживаемые автоматы, владелец расслабляется и вообще не производит замену! Поэтому уже при 80 – 100 000 км появляются проблемы. НО почему? «Коробка передач» это сложный механизм, как мы уже с вами разобрались, здесь многое происходит от давления масла, ресурс его работы как раз и составляет 60 000 км, после оно уже теряет свои свойства примерно на 30 – 50%. Оно начинает пригорать, в нем образуется много грязи и стружки (потому как фильтр тоже забивается), и в конце концов оно не может нормально проходить через каналы гидроблока и масляного насоса. Давление падает, оно уже не способно сдавить фрикционные диски, и они банально начинают пробуксовывать друг об друга – просто горят! Вот почему масло пахнет горелым, при этой поломке – именно от дисков.
- Недостаточный уровень. Если уровень жидкости для «автомата», будет не достаточным, это приведет к аналогичной ситуации, описанной в первом пункте.
- Забит масляный фильтр. Если фильтр забит, масло через него не может проходить, давление падает. Диски проскальзывают – горят.
- Радиатор. От грязного масла он забивается, жидкость уже не может в нем циркулировать, а поэтому в основном находится в рабочей зоне. От высоких температур (а они могут достигать до 150 градусов), оно горит, становится густым и попросту убивает ваш автомат.
- Попадание воды. Редко но бывает, например у машин-утопленников с «Запада». Если вода попадает в масло, оно очень быстро разрушает мягкие фрикционные накладки, потому как они сделаны из прессованных видов бумаги и просто боятся воду.
Это основные причины выхода из строя этих дисков, как вы видите 4 из 5 пунктов, связаны с ATF жидкостью автомата, а точнее со своевременной ее заменой.
Еще раз подчеркну – ребята меняйте масло в автомате – ОБЯЗАТЕЛЬНО! И ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО! Тогда эта трансмиссия будет вас радовать не одну сотню тысяч километров.
Сейчас смотрим видео версию, в ней более разжевано.
А на этом прощаюсь, читайте наш АВТОБЛОГ.
(30 голосов, средний: 4,77 из 5)
ZF center › Блог › Фрикционы АКПП (фрикционные диски)
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Существует два вида фрикционов:
-металлические диски с фрикционной накладкой— находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Эти фрикционы неподвижны.
-мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление(графитовое и т.д.)
Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.
Современные АКПП имеют фрикционные диски с наладками, за счет чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д.
В устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. В двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Избежать износа фрикционов невозможно, но грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП может увеличить ресурс до 200-350 тыс. км. пробега.
Фрикционные диски вполне могут служить долго, так как вращаются в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.
Причина-потеря свойств масла АТФ и его загрязнение продуктами износа КПП, старение, снижение давления, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. Давление масла на диски падает, сжатие не такое эффективное и фрикционные диски в этом случае буксуют.
От трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Часто, запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Фрикционы (фрикционные диски)
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче, останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.
Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы
Прежде всего, бывает два вида фрикционов:
- металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
- мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)
Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Срок службы фрикционов и основные поломки
Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.
Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д. Давайте разбираться.
Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.
Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Что в итоге
Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.
Снижение давления обычно происходит в случаях, когда:
- уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
- сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
- возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
- забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.
Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.
Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.
Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.
Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.
Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.
Стыковка коробки передач и двигателя автомобиля. Соединение механической и автоматической трансмиссии с ДВС: на что обратить внимание, особенности и нюансы.
Что такое КПП в автомобиле: назначение коробки передач, виды коробок передач, принцип работы, отличительные особенности трансмиссий.
Фрикционы АКПП — Замена пакетов | Неисправности | Советы
Автоматическая коробка передач представляет собой сложный элемент, который состоит из многочисленных деталей. Современные автоматические коробки передач обеспечивают максимальную плавность переключения скоростей и улучшают динамические показатели транспортных средств. Добиться подобного удалось за счёт значительного усложнения конструкции трансмиссии, которая полностью управляется электроникой. Рассмотрим поподробнее функцию фрикционов и способы продления их срока эксплуатации.
Содержание :
Принцип работы фрикционов в акпп
По своей конструкции фрикционы представляют собой тонкие подвижные и неподвижные металлические кольца, которые устанавливаются на планетарные редукторы. В тот момент, когда передача не включена, диски вращаются относительно друг друга в специальной смазке. При включении передачи специальный гидравлический толкатель зажимает фрикционные диски, после чего планетарный редуктор приходит в движение и передает крутящий момент от двигателя на привод. Во время поездки диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов. Именно поэтому крайне важно обеспечить качественную смазку трансмиссии, что и позволит продлить срок эксплуатации фрикционов. К характеристикам фрикционных дисков можно отнести их способность выдерживать максимально высокие нагрузки. Для этого их изготавливают из специальных сверхпрочных сплавов, что и позволяет защитить их от износа и сгорания. Сгорать фрикционы могут при длительном воздействии высоких температур. Происходит подобное при проблемах с отводом тепла и недостатком масла. Именно поэтому вам необходимо пристально следить за системой смазки коробки передач, что и позволит продлить срок службы этого агрегата.
Типы фрикционов акпп
В зависимости от вида автоматической коробки передач используется фрикционы различных типов. Это могут быть одно или же двухсторонние фрикционы. В автоматических коробках старого типа использовались односторонние диски, которые с одной стороны имели стальную поверхность, а с другой специальную накладку. В настоящее время наибольшую популярность получили двусторонние фрикционы, которые изготавливаются из сверхпрочных металлических сплавов. Накладки фрикционов впитывают масло и позволяют эффективно отводить тепло от нагревающихся в процессе работы движущихся дисков. Изготавливаются накладки из различных материалов.
Существуют одно и двухсторонние типы |
Наибольшей популярностью сегодня пользуется графитовое волокно, которое позволяет длительное время сохранять свои рабочие характеристики. Накладки из графитового волокна способны эффективно поглощать тепло и не пригорают даже при экстремальных температурных воздействиях. Использование кевларовых или графитовых накладок позволяет значительно продлить срок эксплуатации фрикционных дисков. Приобрести такие накладки вы можете отдельно, и впоследствии установить их на диски. Изготавливаются накладки для фрикционов в различных типоразмерах, что позволяет с легкостью подобрать их под конкретную коробку передач.
Расположение |
Диагностика и проблемы
В тоже время необходимо отметить, что к пробегу в 100 – 150 тысяч километров на любой автоматической коробке передач уже появиться первые проблемы с фрикционными дисками. Проявляется подобное в задержках или резких рывках при переключении передач. Сложность диагностики состоит в том, что механический износ фрикционов сложно определить, не вскрывая коробку передач. Мастеру для точного определения проблемы с фрикционами необходимо провести вскрытие коробки передач. Выполняется демонтаж трансмиссии, после чего она вскрывается и производится осмотр состояния фрикционных дисков. В том случае, если имеется существенный износ этого элемента, производится его замена. Сами фрикционные диски акпп различаются в зависимости от вида трансмиссии.
Так выглядят изношенные диски |
Замена фрикционов АКПП
Устанавливаются фрикционы пакетами на каждую планетарную передачу. При этом износ даже в одном пакете может быть неравномерным. Специалисты до сих пор не имеют единого мнения о том, как менять фрикционные диски. Кто-то рекомендуют менять лишь изношенные диски, а не целый пакет. Тогда как другие специалисты утверждают, что при замене только лишь отдельных износившихся дисков в скором времени возникает необходимость производить снова сложный ремонт коробки.
Замена фрикционных дисков очень трудоемкий процесс
Именно поэтому рекомендуется при необходимости ремонта и замены фрикционов выполнять их замену сразу пакетами, что позволит избавить автовладельца от необходимости в ближайшем времени заново производить подобные ремонтные работы. Замена фрикционов акпп должна выполняться исключительно профессиональными специалистами.
Несмотря на кажущуюся легкость выполнения замены — провести подобную работу самостоятельно не представляется возможным. В первую очередь подобное объясняется необходимостью производить демонтаж коробки с автомобиля. Выполнить подобную операцию можно только лишь при наличии у вас специального профессионального оборудования. Кроме того определить износ фрикционов может только лишь профессиональный специалист.
Обучающее видео: замена фрикционов акпп |
Поэтому мы не рекомендуем вам пытаться экономить на использование услуг профессиональных специалистов из сервисных ремонтных центров. Опытный мастер сможет провести все необходимые ремонтные работы буквально в течение нескольких дней. Автовладельцу лишь необходимо учитывать, что стоимость таких ремонтных работ в силу их повышенной трудоемкости может иметь достаточно высокую стоимость. Тогда как сами пакеты фрикционов имеют не слишком высокую стоимость. При необходимости проведения ремонтных работ и замены фрикционов следует помнить о том, что рекомендуется выбирать расходники от тех производителей, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. В идеале это должны быть либо оригинальные запчасти или же производители, одобренные самим изготовителем автомобиля. В данном случае вы сможете гарантировать проведение качественных ремонтных работ и отсутствие каких-либо проблем в эксплуатации автоматической коробки передач в будущем.
Фрикционы АКПП (фрикционные диски). Коробка автомат: устройство
В последнее время все чаще автомобилисты отдают предпочтение автоматической коробке передач. И на то есть свои причины. Эта коробка более удобна в использовании, не требует частого ремонта при своевременном обслуживании. Устройство АКПП предполагает наличие целого ряда узлов и механизмов. Одними из таких являются фрикционные диски АКПП. Это важная деталь в строении автоматической коробки. Что же, давайте рассмотрим, для чего нужны фрикционы АКПП и как они работают.
Характеристика
Также данный механизм называют фрикционными дисками. Деталь являет собой элемент сцепления между передачами. В определенный момент при помощи масла они смыкаются и останавливают необходимую шестерню. После включения передачи они вновь замыкаются. Механизм состоит из нескольких частей. Каких именно – рассмотрим ниже.
Устройство
Рассматривая устройство такого механизма, как пакет фрикционов АКПП, нужно выделить две основных составляющих узла:
- Металлическая часть. Она постоянно находится в сцеплении с корпусом автоматической коробки. Металлическая часть фрикционов практически неподвижна в коробке.
- Мягкая. Она вращается с солнечными шестернями трансмиссии. Ранее мягкие фрикционы АКПП изготавливались из прессованного картона. Современные же коробки укомплектованы механизмами с графитовым напылением. Они выдерживают более высокие нагрузки.
Кстати, в 90-х годах пакет фрикционов был односторонним, без накладок. В конструкции использовались отдельно бумажные и металлические диски. Сейчас же они имеют графитовое напыление, даже на стальных элементах. Фрикционы АКПП пропитываются маслом, благодаря чему защищены от трения и перегрева. Обычно пакет состоит из двух наборов дисков. Сначала идет металлический, затем – мягкий. Оба чередуются между собой.
О фрикционной накладке
Данный элемент имеет целлюлозную основу. Накладка дисков пропитывается специальными смолами. Это нужно для того, чтобы диск имел хорошее зацепление и не проскальзывал при передаче крутящего момента. Поскольку механизм подвергается постоянным нагрузками, по его периметру можно увидеть насечки спиралевидной формы. Они устанавливаются по направлению движения дисков. Благодаря им существенно снижается температура фрикционов, которая возникла от трения.
Отметим, что чем меньше глубина насечки, тем выше риск сгорания диска. Масло не может пройти через канавки в нужном объеме. В результате температура доходит до 400 градусов Цельсия и выше. Кстати, накладка может изготавливаться не только на графитовой, но и на кевларовой основе. Она менее подвержена износу. Сами производители не раскрывают полный состав материала кевларовой накладки.
В зависимости от конструкции данный элемент может быть разного типа. Существуют монолитные накладки с разрезными каналами для отвода масла и элементы, состоящие из отдельных сегментов. В последнем случае сегменты разделяются швами вплоть до клеевого слоя. Такие накладки используются лишь на дорогостоящих автомобилях. Сегментные элементы имеют сложную технологию изготовления. Накладки обладают хорошими теплоотводящими качествами. Такая характеристика достигается за счет глубины маслоотводящих каналов.
Клей для фрикционов
Чтобы нанести на поверхность диска данную накладку, используется специальное лаковое покрытие. Оно включает в себя смолянистые соединения, имеющие высокую температуру плавления. Накладка помещается на металлическую поверхность диска и наклеивается прессованием.
Принцип работы
Фрикционы АКПП отвечают за ту же функцию, что и сцепление на механической коробке. Элементы устанавливаются на солнечные шестерни, каждая из которых отвечает за определённую передачу. Размещены они в общей конструкции. Количество пакетов фрикционов может быть от двух (на самых простых 4-ступенчатых «автоматах») до четырех (на современных 6-скоростных АКПП).
Итак, давайте рассмотрим, как работает данный механизм. В режиме «нейтраль» фрикционы АКПП вращаются свободно друг от друга. Они пропитаны в масле, но не работают под давлением. После того как водитель перевел рычаг КПП в положение «драйв», давление насоса возрастает. Масло в коробке проходит до специального канала через гидроблок.
В результате фрикционные диски прижимаются друг к другу под давлением. Задействуется нужная шестерня планетарного редуктора. Автомобиль начинает движение. Скорость вращения колес зависит от выбранной шестерни на редукторе (другими словами, от передачи на коробке).
Требования
Фрикционные накладки автоматической трансмиссии должны соответствовать следующим требованиям:
- Износоустойчивость.
- Высокая теплопроводность (должны хорошо впитывать масло).
- Теплостойкость (качественные фрикционы работают при температуре до 200 градусов Цельсия без изменения свойств и характеристик).
- Динамические качества. Пакет дисков должен передавать крутящий момент при модулируемом проскальзывании.
- Статические качества (высокий порог проскальзывания фрикционов).
О ресурсе
Сколько может служить пакет фрикционов? Ресурс дисков достаточно большой. Поскольку они постоянно работают в масле, то подвергаются минимальному износу. При своевременной замене трансмиссионной жидкости ресурс фрикционов будет составлять 200-350 тысяч километров. Специалисты заостряют внимание на регламенте замены масла в АКПП. Ведь при игнорировании сроков смазка быстро потеряет свои свойства.
В результате элементы АКПП (в том числе и фрикционы) будет работать в режиме повышенных нагрузок. Их ресурс уменьшается в 3-5 раз. Поэтому так важно вовремя менять трансмиссионное масло. На автоматических коробках данный регламент составляет 60 тысяч километров (не распространяется на трансмиссии с сухим сцеплением). Производится как полная, так и частичная замена. Специалисты рекомендуют использовать первый вариант. При каких температурах начинает выходить из строя накладка? Критические значения для нее – 140-150 градусов. Да, материал может выдержать нагрузку в 300 градусов, однако лишь на доли секунды. Далее бумага начинает осыпаться и гореть. Кстати, от этого страдает не только накладка, но и упорные диски.
Ремонт
Можно ли восстановить такую трансмиссию, как коробка автомат? Ремонт фрикционов подразумевает полную замену пакета дисков. Восстанавливать их нет смысла (то же самое, что и ремонтировать тормозные колодки). Какая на фрикционы АКПП цена? Стоимость нового пакета начинается от 8 тысяч рублей, и это без учета работ. Такая услуга, как замена фрикционов АКПП, стоит в Москве от 10 тысяч рублей.
Заключение
Итак, мы выяснили, что собой являют фрикционные диски АКПП. Как видите, этот механизм выполняет далеко не последнюю функцию в работе механической коробки. А чтобы его уберечь от износа, рекомендуется следовать регламенту замены масла. Грязная смазка – главный враг фрикционных дисков. Также отметим, что от этого забивается не только фильтр, но и радиатор. В результате, коробка постоянно
подвергается перегреву.
Что такое фрикционы АКПП?
Что такое фрикционы АКПП? Часто такой вопрос можно встретить на многочисленных автомобильных форумах и сайтах. Часто фрикционы непосредственно упоминаются в теме, касающейся поломок автоматической коробки передач.Многие интересуются задачами и особенностями работы фрикционов в коробке автомат, чтобы избежать в будущем проблем и поломок. Строение коробки автомат для несведущего человека представляет собой настоящий дремучий лес и тяжело разобраться без участия специалистов.
Современная автоматическая коробка передач не редкость, а вполне обычное явление на большей части автомобилей. Эра МКПП постепенно сходит на нет и на месте механической коробки передач приходят автоматические и роботизированные трансмиссии.
Использование автоматической коробки передач намного упрощает процесс управления автомобилем. Теперь не нужно вручную переключать передачи. Удобный и простой в обслуживании автомат облегчает вождение. Современным АКПП важно своевременно и правильно менять масло и в плане работы с ними не будет проблем. Если процесс запущен, то жди поломки и дорогостоящего ремонта коробки автомат. Здесь требуется участие профессионалов, ведь самостоятельно выполнить ремонт трансмиссии невозможно.
Что собой представляют фрикционы коробки автомат?
Фрикционами коробки автомат называют неподвижные и движущиеся элементы в форме кольца, выполненные из прочного металла. Размещаются фрикционы на планетарных редукторах. Когда водитель выключает передачу, то фрикционы начинаются вращаться относительно друг друга. Вокруг расположена специальная смазка, снижающая трение.
Когда передача включена, то кольца начинают поджиматься относительно друг друга. Выполняется передача движения на редуктор, который начинает вращаться. Происходит передача энергии с двигателя на привод автомобиля.
Движение машины сопровождается огромным количеством поворотов фрикционов, что оказывает на их поверхность серьёзную нагрузку. Недостаточное количество масла приводит к преждевременному износу фрикционов.
Виды фрикционных дисков:
1.Односторонние.
Применялись на первых автоматических коробках передач. Используются в настоящее время лишь на недорогих моделях автомобилей.
2.Двусторонние.
Современная версия фрикционных дисков. Для увеличения продолжительности эксплуатации имеют специальные накладки с обеих сторон.
Накладки помогают отвести тепло от основных рабочих элементов и продлить срок их использования. Популярностью пользуются графитовые накладки, обладающие оптимальным соотношением цены и качества.
Основные причины износа фрикционных дисков
Главной причиной поломки автоматической трансмиссии являются по большей части неисправные фрикционные диски. В случае сильного износа поверхности дисков, наблюдается проскальзывание в отношении друг друга, что приводит к возникновению дополнительного трения.
Наблюдается существенный нагрев фрикционных элементов в результате трения. Материал начинается разрушаться. Функционирование автоматической трансмиссии нарушается.
В результате частичного разрушения фрикционов образуется металлическая стружка, загрязняющая трансмиссионное масло. Забивается фильтр, и нарушается работа прочих элементов автоматической коробки передач. В случае подозрения на разрушение фрикционов требуется незамедлительно обратиться к специалистам за помощью. Если этого не сделать, то дорогостоящего ремонта АКПП просто не миновать.
Основные признаки износа фрикционных дисков
Важно своевременно обратить внимание на отклонения в работе автоматической коробки передач. Вмешательство специалистов из сервисного центра на ранней стадии даст возможность оперативно исправить проблему с фрикционами и избежать дорогостоящего ремонта.
1.Выполняется проверка трансмиссионного масла.
Тёмное с неприятным запахом масло является первым признаком проблем с фрикционными дисками и ничего хорошего не сулит. Первый признак высокого износа фрикционов.
Уровень масла не должен находиться ниже оптимального уровня. Проверяется с помощью специального щупа. В случае необходимости масло доливается до рекомендуемой отметки.
2.Нейтральная передача.
Когда включен на коробке автомат режим нейтрали, но машина продолжает упорно двигаться вперёд, то скорее всего заклинило фрикционы в результате значительного износа. Использовать автомобиль в этом случае не рекомендуется. Требуется выполнить замену фрикционов.
3.Плохое переключение передач.
Когда автоматическая коробка передач начинает в процессе работы «зависать», поздно переключать передачи или наблюдаются некоторые подергивания в процессе работы. Часто автоматическая трансмиссия переходит в аварийный режим работы.
4.Посторонний шум на холостом ходу.
Появляется непонятный шум в работе автоматической коробки передач. Изнашиваются фрикционы, что увеличивает шумность при работе трансмиссии.
5.Работа АКПП в холодном состоянии.
Коробка передач отлично работает на «холодную», но невозможно полноценно использовать после нагревания масла в трансмиссии.
В случае обнаружения первых признаков износа фрикционов необходимо незамедлительно выполнить компьютерную диагностику и обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация автомобиля приведёт к выходу из строя коробки передач и дорогостоящему ремонту.
Наш автосервис выполнит ремонт Вашей коробки передач: замена фрикционов, ремонт гидротрансформатора, или даже бывали случаи, что привозили АКПП в картонной коробке в разобранном виде, после неудачного ремонта — с такой задачей мы также справились — клиент уехал довольный.
Фрикционы АКПП — что это ?
В автоматической коробке передач существует множество жизненно важный элементов, но особняком среди них стоят так называемые фрикционные диски. Если сравнивать с механической коробкой передач, фрикционы – это «сцепление» автомата, выполняющие функцию переключения передач. Даже при своевременном и качественном обслуживании (например, при регулярной замене масла АКПП) срок работы фрикционов не превышает 300 тысяч километров. В этом цикле постараемся дать ответ на следующие вопросы:
-Что из себя представляет фрикционный диск?
-Как определить неисправность фрикционов?
-Каковы причины их износа?
-Как производят замену фрикционов?
Фрикционный диск: устройство и принцип работы
Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент , выполняющий функцию сцепления передач. В определенные моменты они соединяются (при помощи гидравлического поршня) и фиксируют нужную шестерню, а другой — разъединяются и шестерня приводится во вращение.
Устройство фрикциона
Фрикционный диск состоит из двух частей: металлической и мягкой. Металлическая часть находится в сцеплении с АКПП и неподвижна. Мягкая же часть вращается при зацепе вместе с солнечными шестернями. Более подробно устройство фрикциона можно изучить на картинке.
Виды фрикционных дисков. Пакет фрикционов АКПП
Если говорить о первых автоматических коробках , там использовались односторонние фрикционы, которые с одной стороны (вращающейся) имели картонную поверхность, а с другой (неподвижной) – стальную.
В современных АКПП используются двухсторонние диски, изготовленные из высокопрочных материалов (однако недавно на YouTube было видео, где показан ремонт АКПП Infiniti FX37, где показали картонные фрикционы. Надеемся, Вам так не повезет).На краю дисков обычно имеется накладка (напыление) из графита, которая служит для исключения перегрева. Из этих дисков формируется так называемый фрикционный пакет. Таких пакетов в коробке несколько, в зависимости от числа передач и устройства.
Принцип работы фрикционов
Как уже отмечалось, в работе фрикционов есть явная связь с МКПП, где используются солнечные шестерни, отвечающие каждая за свою передачу. В автомате принцип другой – используются так называемые планетарные редукторы (в состав которых тоже входят солнечные шестерни) задача которых в ступенчатом изменении крутящего момента и обеспечении движения задним ходом. В отличие от МКПП шестерни в АКПП собраны в одну конструкцию. В 6-ступенчатой коробке может быть два планетарных редуктора и 4-5 фрикционных пакетов.
Алгоритм работы фрикционов АКПП
Допустим, в начальный момент времени передача выключена. В этой ситуации фрикционы вращаются абсолютно свободно. Но стоит переключить передачу, как масляной насос начинает создавать давление, которое через специальный клапан в гидроблоке и прижимает фрикционные диски к стальным дискам. После этого вращающиеся валы АКПП соединяются и машина стартует.
Услуги и цены
Акция продолжается! Замена маслосъемных колпачков и ремня ГРМ 10 т. руб.!! На все модели Крайслер, Додж и Плимут с 3.0 л. мотором.
продаются новые АКПП на шевролет круз 2011 года 1.8 л -85т.р.
Стоимость с установкой на автомобиль 61.000 руб.
Новости техцентра
О тормозах и фрикционах АКПП
4. О тормозах и фрикционах.
Рассмотрим механизмы, посредством которых осуществляется блокировка различных элементов планетарного ряда в АКПП и, следовательно, включение (выключение) различных передач. Этими механизмами являются тормоза и фрикционы.
Тормоз — это механизм, посредством которого осуществляется блокировка элементов планетарного ряда на неподвижный корпус АКП.
Фрикцион — это механизм, посредством которого подвижные элементы планетарного ряда блокируются между собой.1) Тормозная лента (brake band). Тормозная лента служит для временной блокировки элементов планетарного ряда на корпус АКПП. Несмотря на свои небольшие размеры, лента обладает весьма сильной удерживающей способностью. Подобно тормозным башмакам, она использует для блокировки эффект самозажатия. Когда тормозная лента отпускается, толчок, возникающий при переключении передач, смягчается, поскольку элемент планетарного ряда, который удерживала лента, начинает вращаться в сторону, противоположную направлению приложения силы торможения ленты. Другими словами, когда лента отпускается, она стремится освободить себя быстрее. Итак, перечислим основные достоинства тормозной ленты:
— несмотря на небольшой размер, она обладает большой удерживающей способностью;
— она подходит для блокировки вращающихся элементов планетарного ряда АКПП на корпус АКПП;
— она смягчает толчки и удары, возникающие при переключении передач. Принцип действия тормозной ленты. Один конец тормозной ленты крепится неподвижно на корпусе АКПП, другой — к поршню сервопривода. Когда масло подаётся в полость включения сервопривода (рис.13), поршень сервопривода, передвигаясь под давлением масла (по рисунку влево), зажимает тормозную ленту, осуществляя тем самым блокировку элемента планетарного ряда. При подаче масла в полость отключения сервопривода давление масла в обеих полостях выравнивается, поршень сервопривода под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение (вправо), тормозная лента высвобождается. Рис. 13. Тормозная лента.2) Система фрикционов (clutch system). Целесообразность использования фрикционных дисков в автоматических трансмиссиях обусловлена их следующими преимуществами:
— способность выдерживать большие нагрузки;
— значительная степень свободы при их подборе (количество дисков можно увеличивать или уменьшать;
— нет необходимости в регулировке пакета фрикционов из — за износа дисков;
— способность прочного сцепления ведущих (drive plate) и ведомых (driven plate) дисков в пакете при больших скоростях вращения элементов планетарного ряда;
— хотя пакет фрикционов подвергается значительным нагрузкам, он не воздействует с такими же нагрузками на корпус АКПП (в отличие от тормозной ленты, где большие нагрузки концентрируются в месте его крепления к корпусу АКПП). Принцип действия фрикционов. Пакет фрикционов состоит из частей, показанных на рис. 14. Входной крутящий момент передаётся с барабана (drum) на ведущие диски. Ведомые диски поддерживаются втулкой (hub), которая передаёт выходной крутящий момент. Поршень (piston) приводится в действие давлением масла. Двигаясь под давлением масла вправо (по рисунку), поршень посредством конического диска (dished plate) плотно прижимает ведущие диски пакета к ведомым. Заставляя их вращаться как единое целое и осуществляя передачу крутящего момента от барабана к втулке. Как только давление масла падает, поршень под действием возвратной пружины (return spring) перемещается влево, ведущие и ведомые диски разжимаются, крутящий момент через пакет больше не передаётся. Рис. 14. Составные части фрикциона. Даже когда фрикцион выключен, в барабане, который вращается с большой скоростью, масло, оставшееся между барабаном и втулкой, отбрасывается под действием центробежной силы к внутренней стенке барабана. Вследствие этого возникает остаточное давление масла, которое прикладывается к поршню, вынуждая его к перемещению и подвключению фрикциона. Это приводит к преждевременному износу дисков и прочим неприятностям. Существуют 2 метода устранения подобного явления (рис. 15). Метод 1.
Используется контрольный шарик (check ball). Когда давления масла под поршнем нет (фрикцион выключен), центробежная сила вынуждает шарик переместиться со своего седла (по рисунку — влево), освобождая отверстие, через которое оставшееся в барабане масло вытекает из полости между поршнем и барабаном наружу. Когда в эту полость подаётся масло (фрикцион включается), его давление превышает центробежную силу и шарик под давлением масла возвращается на своё седло. Перекрывая отверстие для вытекания масла наружу.
Метод 2.
Масло из полости между поршнем и барабаном вытекает наружу через отверстие (orifice). Воздух в эту полость поступает через секцию с контрольным шариком, которая ближе к оси вращения барабана. При таком способе при включении фрикциона всегда будет небольшая утечка масла. Но, поскольку масляный насос поддерживает постоянное давление масла в гидравлической системе, такая утечка не является проблемой. Рис. 15. Методы устранения подвключения выключенного фрикциона.3) Обгонная муфта (one — way clutch).
Обгонная муфта может вращаться лишь в одном направлении. Она состоит из подвижного внутреннего кольца (inner race), зафиксированного наружного кольца (outer race) и кулачков (рис.16). Рис. 16. Обгонная муфта. Принцип действия.
Когда внутреннее кольцо вращается по часовой стрелке, оно проскальзывает через кулачок (см. рис. 16). Когда же внутреннее кольцо пытается вращаться против часовой стрелки, оно поднимает кулачок и он, заклиниваясь, не даёт кольцу возможности вращаться в этом направлении.
Особенности работы фрикционов АКПП
- 1 Фрикционы АКПП что это такое
- 2 Устройство
- 3 Принцип работы
- 4 Ресурс фрикционных дисков
- 5 Причины выхода из строя фрикционов
- 6 Когда нужна замена фрикционных дисков
- 7 Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
В автосфере принято считать, что одной из частых поломок автоматической коробки передач (АКПП) является проблема фрикционных дисков, а именно их износ. Причём такое происходит даже, если водитель тщательно ухаживает за своим автомобилем, своевременно меняя масло.
Как выглядит АКПП в разрезе
При данной проблеме наблюдается нарушения работы передач АКПП. Многие водители и не догадываются, что фрикционы важны для коробки передач в целом. Данная статья поможет разобраться, что такое фрикционы АКПП, особенности их работы и какие могут быть причины, приводящие к их выходу.
Фрикционы АКПП что это такое
Фрикционы АКПП представляют собой устройство, относящееся к сцеплению передач и играющее важную роль во время включения, а также передачи крутящего момента. В один момент эти элементы осуществляют смыкание, что выполняется с помощью масляного давления, это в свою очередь приводит к остановке шестерни, когда это необходимо. В другой момент происходит их размыкание, и шестерня снова начинает работать.
Устройство
Фрикционы делятся на следующие типы:
- Односторонние. Такие устройства с одной стороны стальные, а с другой имеется специальная накладка. Обычно эти фрикционы можно встретить в старых АКПП.
- Двухсторонние. Считаются наиболее популярными элементами. Для их изготовления используют прочный металлический сплав. Благодаря впитыванию масла накладками, выполняется эффективный тепловой отвод от дисков, которые в рабочем состоянии активно нагреваются. Такие накладки могут быть изготовлены из различных материалов, но чаще всего производители отдают предпочтение графитовому волокну. Это обусловлено его возможностью на протяжении длительного времени сохранять рабочие особенности. Помимо поглощения тепла, данные накладки даже во время воздействия экстремальной температуры не пригорают. Помимо этого, графитовые накладки продлевают срок службы дисков.
Важно отметить, что купить накладки водитель может самостоятельно и установить их без какой-либо посторонней помощи.
Фрикционы, расположенные внутри АКПП Nissan
Диски делятся также на металлические и мягкие. Первые сцепляются с корпусом коробки автомат, а вторые осуществляют вращение одновременно с шестернями. Для второго вида раньше применяли прессованный картон, но сейчас больше используют графитовой напыление.
Принцип работы
При выключенной коробке передач, происходит свободное вращение дисков, так как в это время отсутствует давление насоса, а сами фрикционы не зажаты. Но когда происходит включение коробки передач, масляным насосом создается давление, которое с помощью гидроблока направляется к специальному каналу и диски начинают прижиматься друг к другу. Это активизирует работу необходимой шестерни, в то время как другие вынуждены остановиться.
Ресурс фрикционных дисков
Автоматические фрикционные диски характеризуются большим сроком эксплуатации, на это влияет вращение в масляной жидкости. Точных цифр ресурса нет, но эксперты предполагают, что это около 350-500 тыс.км., при условии грамотного и своевременного ухода за автомобилем. Так, если не менять масло износ произойдёт гораздо раньше, даже до 100 тыс.км.
Причины выхода из строя фрикционов
По мнению автоэкспертов, уже через 100-150 км. автовладелец начнет замечать неисправности в работе фрикционов. На это может указывать задержка, резкие рывки, что наблюдается во время переключения АКПП. Чтобы диагностировать фрикционный износ нужно залазить в коробку передач, что вызывает некие сложности.
Среди основных причин нарушения работы фрикционов выделяют следующие:
- Загрязнённое масло. Обычно производители рекомендуют осуществлять замену своего масла каждые 60 тыс. км. пробега. После этого около 50% свойств масла теряются, и тогда оно начинает пригорать, в нём появляется загрязнения, что в результате затрудняет прохождение масла по каналам гидроблока и насоса. А из-за падения давления диски начинают гореть, вот почему в данной поломке водитель чувствует запах горелого. При игнорировании смены масла, у машины на 80-100 тыс. км. пробега возникают такие проблемы.
- Недостаточный масляной уровень или загрязнён масляной фильтр. Это приводит к таким же проблемам, как при предыдущей причине.
- Вода попала в масло. При данной ситуации наблюдается быстрое разрушение мягких фрикционных накладок, речь идёт о тех, которые изготовлены из прессованной бумаги. К примеру, такая проблема может быть у утопленных автомобилей.
- Забился радиатор. Нарушается циркуляция масла, которое приобретает густую консистенцию. Результатом проблемы станет полный отказ АКПП.
Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д.
Фрикционы в нормальном состоянии
Когда нужна замена фрикционных дисков
Каждому автовладельцу очень важно осознать, что эксплуатировать машину, у которой изношены и сгоревшие фрикционы очень опасно. И на это есть причины:
- Соседние поршни, барабан и втулки могут перегреться.
- Клеевой слой накладки может попасть в масляную жидкость, что также приводит к падению давления, загустению масла, ухудшается трение втулок, изнашиваются клапанные плиты и др.
Вышеперечисленные проблемы могут стать причиной внезапной остановки автомобиля, что как всегда бывает в самый неподходящий момент.
Существует немало признаков, указывающих на выход из строя фрикционов. При проявлении водителю необходимо предпринять срочные меры, дабы избежать серьезных последствий. Что касается признаков, следует насторожиться если:
- Масло становится тёмным и у него появляется запах гари.
- С помощью замерного щупа или контрольной пробирки выявляется уменьшение уровня смазки.
- Селектор коробки передач стоит на нейтральном режиме, но автомобиль всё равно движется.
- Появились сложности с переключением передач.
- Отказал режим заднего движения.
- Автомобиль начинает дёргаться и пинаться, когда выполняется переход на другой скоростной режим.
- При холостых оборотах появляется металлический шум.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Когда владельцем машины были обнаружены перечисленные в прошлом разделе причины повреждения фрикционов, ему нужно предпринять такие меры:
- Незамедлительно остановить транспортное средство.
- Вызвать эвакуатор, так как дальнейшее движение машины в таком состоянии может привести к более дорогому ремонту.
Чтобы осуществить точное диагностирование авто эксперты рекомендуют доверить это дело работникам специализированных станций технического осмотра. Стоит отметить, что если машина ещё на гарантии, её нужно направить к официальному дилеру, где помогут устранить имеющиеся проблемы.
Подгоревшие и пришедшие в негодность фрикционы
Если водители имеет необходимые навыки, для ремонта автомобиля, допускается самостоятельное решение вопроса. Перед тем, как приступить к самостоятельной замене фрикционных дисков, нужно заняться очисткой помещения, чтобы предотвратить возможное попадание в элементы АКПП пыли, грязи. Для успешной работы лучше использовать качественный ремкомплект, который подойдёт конкретно под Ваше авто. Обычно такой набор состоит из дисков, прокладок, сальников, фильтров.
Этапы ремонта автоматической коробки передач следующие:
- Выполняется слив масла. Это осуществимо с помощью сливного отверстия или шланга, отсоединяемого от радиатора.
- Снимается коробка. Из-за её значительного веса рекомендуется применение трансмиссионного домкрата.
- Осуществляется разбор АКПП.
- Устанавливаются все элементы из набора.
- Собирается и устанавливается коробка.
Такие действия не вызовут затруднений, главное придерживаться правильной последовательности. Ещё один важный момент: после сборки масло заливается немного больше максимального уровня, ориентируясь на специальную разметку, а после запускается авто и выполняется его обкатка.
Важно! Такой ремонт в домашних условиях должен проводиться только при 100% уверенности в своих силах, иначе неквалифицированные действия приводят к ещё более значительным проблемам.
Что это такое фрикционы АКПП и их замена своими руками
Новенькие автовладельцы часто спрашивают меня о том, что такое фрикционы АКПП и зачем они нужны в коробке передач. Поэтому сегодня поговорим о стальных и фрикционных дисках – элементах, которые заставляют автомобиль двигаться.
Что вы знаете о фрикционных дисках? Напишите в комментариях.
- Устройство фрикционов АКПП
- Принцип работы фрикционных дисков
- Ресурс фрикционных дисков
- Причины выхода из строя фрикционов
- Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
- Замена фрикционных дисков своими руками
- Советы и рекомендации
Устройство фрикционов АКПП
Опытным автовладельца хорошо знакома механическая коробка передач. Роль сцепления в ней выполняет корзина и диски. В АКПП эту же роль выполняют фрикционные диски, установленные в планетарный редуктор.
На каждом планетарном редукторе находится пакет фрикционов. Фрикционы бывают двух типов:
- бумажные. Они состоят из бумаги. Устанавливались на старые автоматы. Сейчас почти не используются;
- стальные. Это полностью стальной диск. На автоматах прошлого века стальной и бумажный диски шли вместе.
Такие фрикционы постоянно горели и выходили из строя. Ближе к началу двадцать первого века производитель заменил эти диски на цельные. Теперь с одной стороны фрикцион имел стальную поверхность, а с другой накладывалась бумажная прокладка. Такие диски назывались двусторонними. Односторонними называются те, которые состоят полностью из стали.
В наше время и последние бумага на фрикционах почти не используется. Теперь ее заменили на графитовое напыление. Графит сам по себе термоустойчивый материал. Поэтому он защищает фрикционы от перегрева и разрушения.
Графитовое напыление используется на мягких или двухсторонних фрикционных дисках. Затем идет стальной. Таким образом диски набираются по несколько чередующихся элементов. На языке механиков это называется пакет.
Внимание! Фрикционы занимают второе место среди расходных материалов, которые быстро изнашиваются. На первом месте прорезиненные и резиновые материалы: сальники муфты АКПП, уплотнители, прокладки поддона.
Двусторонние фрикционы различаются по наружному диаметру и количеству зубьев. Они находятся в постоянном движении. У стальных – размер определяется по внутреннему диаметру.
А вы определяли размеры стальных дисков, когда покупали для замены и как это делали?
Фрикционы способствуют изменению передачи АКПП. Как это происходит вы узнаете из следующего блока.
Принцип работы фрикционных дисков
Работа фрикционных дисков АКПП заключается в подаче крутящего момента на колеса транспортного средства. Каждый фрикцион установлен на солнечную шестерню. А последних здесь столько, сколько передач в АКПП.
Все солнечные шестерни собраны в одной конструкции. Одну такую конструкцию можно увидеть в четырехступенчатых или пятиступенчатых автоматах. В шестиступенчатых же может быть установлено два планетарных механизма, каждый из которых имеет по три передачи.
Принцип работы фрикционных дисков заключается в следующей процедуре:
- Пока транспортное средство стоит, фрикционы разжаты и свободно вращаются.
- При включении первой передачи, масло попадает из гидроблока по специальным каналам на диск и создает давление на него.
- Диски с зубьями прижимаются друг к другу.
- Барабан, в котором происходит процесс, передает 100 процентов крутящего момента на шестерню.
Запускается тот пакет с дисками, который отвечает за первую передачу. Вторая, третья и четвертая передача запускает соответствующие этому числу пакеты.
Внимание! Замыкает все это шествие барабан торможения, он тормозит один из комплектующих планетарной передачи. Раньше роль торможения одной передачи и переключения на вторую выполняли тормозные ленты. Сейчас же используется еще один пакет фрикционов. Он так и называется: тормозной пакет.
Вам понятны устройства и функции фрикционов АКПП? Напишите «да» или «нет» в комментариях, а мы постараемся ответить на возникшие вопросы. Если все понятно, то мы только рады. Теперь перейдем к описанию жизненного ресурса фрикционов.
Ресурс фрикционных дисков
Срок эксплуатации фрикционов производителем устанавливается на 150 000, 200 000 километров пробега. Однако фрикционные кольца имеют особенность сгорать раньше. Так происходит из-за обычного недосмотра и невнимательности автовладельца.
Даже опытному механику механический износ фрикциона АКПП бывает сложно определить. Это трудно сделать не вскрывая автомат. Так как компьютер и сканер не показывают на сколько изношены зубья фрикционов.
Часто я делаю выводы методом исключения.
- Если автомат начинает пинаться или толкаться, то меняю масло полностью, фильтрующее устройство, проводу диагностику АКПП.
- Если сканер не определяет ошибок, а транспортное средство продолжает двигаться, поставленное на «нейтраль», то это значит, что проблема в фрикционах. Они износились, зубья сточены.
Вы скажете, что 200 000 тысяч – это долгий срок, а фрикционные диски у меня стачиваются быстрее. Так все в том, что возможно вы не доливали или не меняли масло в АКПП. В следующем блоке я опишу причины, по которым фрикционы горят быстрее, чем это указано производителем.
Причины выхода из строя фрикционов
Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:
- недостаток смазывающего средства в АКПП. Фрикционы постоянно крутятся и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки, они оказываются на воздухе. Жидкость их больше не может защитить от трения на сухую, что приводит к быстрому стачиванию зубьев;
- грязное ATF масло в АКПП. Если смазку не менять вовремя, то продукты износа разносятся по всей коробке. Они встречаются с стальными дисками и попадают между зубьев во время их работы. Это тоже влияет на быстрый износ дисков;
- недостаточная сила зажатия тоже может выводить из строя фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. А последнее из-за загрязненного гидроблока или вышедшего из строя клапана соленоида.
Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.
Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Если автовладелец почувствовал, что фрикционы АКПП неисправны, то необходимо сразу обратиться в ближайший сервис-центр. Желательно вызвать эвакуатор и доехать на нем до СТО. Так как дальнейшая работа автомата приведет к капитальному ремонту коробки.
Признаки неисправности фрикционных дисков коробки-автомат следующие:
- толчки, которые водитель ощущает при переключении скоростей;
- появление металлических звуков в АКПП при работающем моторе;
- водитель чувствует горелый запах масла при проверке уровня и вообще из-под капота;
- пропадает движение назад, транспортное средство может двигаться только вперед;
- передачи водитель не может переключить быстро, как он это делал ранее.
При появлении этих симптомов нужно как можно быстрее купить пакет фрикционов, масло для замены смазывающей жидкости, фильтрующее устройство АКПП. Затем приступить к разборке автомата и замене фрикционных дисков.
Замена фрикционных дисков своими руками
Замену фрикционов на АКПП можно сделать самому или в сервис-центре. Если вы понимаете и имеете представление о работе АКПП, то можете сделать это у себя в гараже. Принцип замены своими руками следующий:
- Прогрейте коробку-автомат до рабочей температуры.
- Установите автомобиль на яму или эстакаду.
- Слейте смазывающую жидкость из АКПП.
- Снимите поддон и фильтр.
- С помощью напарника полностью демонтируйте автомат и выньте его из машины.
- Разберите АКПП.
- Открутите болты крепления масляного насосного колеса.
- Снимите старые пакеты фрикционных и стальных дисков из-под насоса. Распакуйте ремкомплект АКПП. Достаньте из него все фрикционы и установите. Замените кольца, если понадобится.
- Замените все подшипники.
- Соберите обратно в том же порядке.
- Установите на автомобиль.
- Залейте масло. Сделайте полную замену ATF.
- Прокатитесь и проверьте уровень. Долейте, если нужно.
Во время ремонта АКПП вы увидите подгоревшие и стертые места на старых фрикционных и стальных дисках. Некоторые фрикционные накладки будут отличаться от других тем, что превратились горело-маслянистую суспензию.
При смене фрикционных дисков, особенно горелых, я рекомендую заменить тормозную ленту, масляный фильтр. В общем, нужно будет произвести частичный ремонт коробки.
Если вы когда-нибудь меняли самостоятельно фрикционные диски, напишите в комментариях о своем опыте. С удовольствием прочту.
Советы и рекомендации
Теперь вы знаете почему горят фрикционы и как их менять на автоматической коробке передач. Но, чтобы не допустить горения фрикционов, я посоветую следующее:
- в зимнее время прогревать АКПП в течение пяти минут до рабочей температуры. Это семьдесят градусов по Цельсию;
- делать частичную замену смазывающего средства через 30 тысяч километров, а полную – через шестьдесят;
- не допускать масляного голодания;
- использовать только оригинальные масла для заливки в АКПП, либо их аналоги;
- не буксовать на грунтовых дорогах и не тащить никого на буксире в течение длительного времени.
Следуя вышеприведенным правилам, фрикционы на АКПП прослужат столько, сколько отведено им производителем. А то и больше.
Если статья понравилась, ставьте лайки. Пишите в комментариях, о чем еще хотели бы прочесть на страницах нашего портала об АКПП.
Фрикционные диски АКПП- Устройство и принцип работы
Автоматические коробки передач пользуются большой популярностью среди автомобилистов. Они более удобны в использовании, в сравнении с механикой. При соблюдении сроков технического обслуживания здесь не требуются частые ремонты. В состав АКПП входит большое количество рабочих механизмов и сложных узлов. Фрикционные диски играют важную роль в работе трансмиссии автомобиля. Основная функция фрикционов – сцепление элементов коробки и прерывание потока мощности при переключении передач.
Устройство фрикционов АКПП
Фрикционы АКПП что это? Данные устройства представляют собой металлические диски специальной конфигурации, которые оснащены мягкими пористыми накладками (графитовый слой). По способу изготовления и количеству накладок фрикционы разделяются на односторонние и двухсторонние диски. Односторонние диски устанавливаются на бюджетных автомобилях.Фрикционы АКПП, имеющие графитовые накладки с двух сторон, применяются автопроизводителями при сборке современных моделей.
Основные функции фрикционных дисков, оснащенных графитовыми накладками:
- впитывание смазочной жидкости;
- охлаждение металлических поверхностей рабочих узлов и деталей коробки;
- повышение устойчивости против износа элементов сцепления;
- продление общего срока службы механизма.
Механизм сцепления состоит из пакета дисков. В зависимости от конструкции АКПП, используются наборы, состоящие из фрикционов в различных количествах.
Принцип работы фрикционных дисков
При выключенной коробке в нейтральном режиме N диски сцепления не зажаты, находятся в свободном вращении. Прокладки дисков пропитаны смазочным материалом, давление на них пока не воздействует.
Порядок работы механизма сцепления:
- В момент перевода селектора АКПП в положение D, масляный насос создает давление в системе.
- Масло подается к заданному каналу гидроблока.
- Фрикционные диски плотно сжимаются между собой под воздействием давления трансмиссионной жидкости.
- Барабан входит в зацепление с солнечной шестерней.
- В работу включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
- Заданный момент вращения передается на выходной вал АКПП и дальше на ходовую систему.
Скорость движение автомобиля зависит от установленного передаточного отношения.
Эксплуатационный срок фрикционных дисков
Благодаря постоянной масляной пропитке, фрикционные диски почти не изнашиваются, следовательно, обладают длительным ресурсом. Основное условие для стабильной работы фрикционов – своевременная замена трансмиссионного масла ATF. При соблюдении регламента смены смазочного материала в АКПП ресурс фрикционов составляет не менее 200 – 350 000 км (в некоторых случаях этот срок может доходить до 500 тыс. км).
Игнорирование рекомендованных сроков смены жидкости приводит к ускоренному старению масла, потере полезных свойств присадок, быстрому истиранию, прогоранию фрикционных накладок.
Причины быстрого износа фрикционных дисков
Производители современных автомобилей заливают в картер коробки АКПП трансмиссионное масло высокого качества. С появлением «необслуживаемых» авто многие владельцы вообще не заботятся о замене смазочного материала.
Это справедливо для автомобилей, эксплуатируемых в щадящих условиях европейских дорог и умеренного климата:
- Машины не подвергаются экстремальным нагрузкам, температура и давление в АКПП находятся в оптимальных пределах.
- Трансмиссионное масло при этом сохраняет технические характеристики и полезные качества в течение длительного периода.
- Фрикционные диски не разрушаются и не нуждаются в замене.
- При работе АКПП в наших условиях, рабочие элементы коробки испытывают повышенные нагрузки. Замечено, что после пройденного пути в 60 000 км, масло утрачивает необходимые свойства почти на 50%. Основная причина поломок фрикционных дисков сцепления состоит в низком качестве смазочного вещества в коробке автомат.
Причины выхода из строя фрикционных дисков:
- длительная пробуксовка автомобиля;
- динамичная езда, резкое ускорение машины;
- подгорание масла;
- металлические включения в виде стружки, пыли и прочих элементов износа;
- засорение масляного фильтра;
- каналов гидроблока;
- масляного насоса;
- снижение давления, воздействующего на диски;
- скольжение, пробуксовка, прогорание, износ накладок фрикционов.
Большое влияние на длительность ресурса дисков сцепления оказывает уровень смазочной жидкости в АКПП. При недостаточном количестве масла АТФ возникают аналогичные ситуации, описанные выше.
Грязное масло является причиной выхода из строя радиатора системы охлаждения. Смазка задерживается в рабочем отсеке АКПП, не охлаждается, ее консистенция повышается, что губительно для фрикционных дисков и коробки автомат в целом.
Часто причиной поломки фрикционов является проникновение охлаждающей жидкости (антифриза, тосола, воды) в смазочную систему АКПП, которая быстро разрушает мягкий пористый материал накладок.
Совет: Разрушения фрикционных дисков связаны с низким качеством трансмиссионной жидкостиATF. Своевременная замена масла в коробке автомат – единственный способ сохранить стабильность работы и увеличить эксплуатационный срок фрикционных накладок. Регламентом предусмотрена полная замена масла в автоматической коробке передач после пробега, равного 60 000 км.
Основные признаки неисправности фрикционов
В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают тревожные симптомы, по которым определяются дефекты отдельных узлов и деталей. При поломке и износе фрикционных дисков появляются следующие признаки:
- Трансмиссионное масло приобретает темный оттенок и характерный запах гари.
- Снижение уровня смазочного материала в картере АКПП (ниже минимальной отметки на замерном щупе или контрольной пробке).
- Машина продолжает движение при переводе селектора АКПП в нейтральный режим N.
- Затруднения при переключении передач.
- Отказ режима заднего хода.
- При переходе на другую скорость машина дергается и пинается.
- Возникновение характерного металлического шума на холостых оборотах.
- Автомобиль движется только при непрогретом масле в АКПП, пока оно густое и вязкое (на холодную). Горячее масло обладает меньшей вязкостью, толкатель не может полноценно сжать изношенные диски.
При возникновении одного или нескольких симптомов рекомендуется проверить работу механизма сцепления. В современных автомобилях проверка фрикционов осуществляется при подключении к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы.
Замена фрикционов АКПП
Фрикционные накладки начинают разрушаться при температуре трансмиссионного масла ATFвыше 140°С. При длительном превышении допустимого температурного диапазона мягкие фрикционы горят и осыпаются. Если толщина фрикционных дисков меньше установленных параметров, необходима срочная замена на новый пакет. Длительное использование истонченных прогоревших прокладок приводит к преждевременному выходу из строя рабочих узлов и деталей АКПП.
Замена фрикционов бывает полная либо частичная. Каждая передача имеет свой пакет фрикционов. При износе дисков можно поменять изношенные элементы или полностью сменить весь комплект. Работы по замене фрикционов проводятся после демонтажа трансмиссии. Данная операция очень трудоемкая. Для ее выполнения необходимы профессиональные навыки, специальные приспособления, подъемное оборудование. В условиях гаража не рекомендуется проводить замену фрикционов АКПП своими руками. На базе специализированных сервисных компаний квалифицированные специалисты выполняют следующие работы:
- определяют степень износа дисков;
- производят замену фрикционных пакетов;
- восстанавливают функции механизма сцепления.
Замена фрикционов осуществляется в подготовленном помещении, очищенном от грязи, пыли. В ремкомплект, кроме фрикционных дисков, входят:
- новые фильтрующие элементы;
- сальники;
- уплотнители;
- прокладки.
Известно, что пакеты фрикционов стоят сравнительно недорого, однако, повышенная трудоемкость данного мероприятия приводит к увеличению стоимости ремонтных работ.
Совет: При выборе новых комплектов фрикционных дисков необходимо отдавать предпочтение оригинальным запчастям или изделиям от проверенных производителей. Лучше всего использовать продукцию фирм, рекомендованных самим автопроизводителем.