Список марок японских автомобилей: как развивался автопром в Стране Восходящего Солнца
STeM87 › Блог › История Японского автопрома
«Фамильярный» японский автопром
До середины XIX века колесо в этой стране было практически под запретом. О его существовании знали, но плохие горные дороги и самурайская выносливость почтальонов поставили величайшее изобретение человечества вне закона. Однако, объявив себя цивилизованной страной, Япония вступила 150 лет назад на новый путь развития, и оказалось, что передвигаться по нему удобнее не в паланкине, а на колесах.
Японский автопром – это, конечно же, Тойота. Однако, компания, существующая с 1890 года, до 1936 года выпускала ткацкие станки. Чуть менее претенциозный Ниссан появился на свет божий в 1936 году. Быстрая Хонда моложе еще на 12 лет. Первая Мазда сошла с конвейера в 1940, а Судзуки перестал штамповать все те же ткацкие станки только в 1952. Возможно, истинным пионером на японском автомобильном рынке стала Изудзу, которая еще в 1916 году попыталась наладить производство японских автомобилей.
Впрочем, истинно японских автомобилей в природе не существовало довольно долго. Та же Исудзу в сложных вопросах полагалась на англичан, занявшихся техническим перевооружением предприятия (не самый плохой выбор, надо отметить), а первая Мазда и вовсе на самом деле была точной копией английского Остина.
До середины 30-х годов прошлого века японцы пытались активно копировать имевшиеся в стране американские образцы и технологии, но заокеанские друзья не очень-то торопились с передачей автомобильных секретов этой стране, а как только геополитическая ориентация Ямато окончательно прояснилась, и вовсе вывезли своих инженеров обратно в Детройт. Короче говоря, первые японские автомобили были японскими больше по названиям, чем по содержанию и почти такими же древними, как и самурайские фамилии их хозяев.
Самый забавный вариант переложения японской фамилии владельца фирмы на модный американский манер – это, пожалуй, Бриджстоун. Всемирно известные автопокрышки выпускает компания, основателем которой стал японец по фамилии Исибаси, что значит «каменный мост». В те годы клеймо «Made in Japan» еще не было глобальной гарантией качества, и японцы предпочитали не только копировать иностранный опыт, но и сами прикидывались автомобильной ветошью американского производства и сильно не отсвечивали. Знаменитая Мазда специально была переделана на американский манер из простой японской фамилии Мацуда, а инженеру Сокити Тойода сказали, что европейцам легче будет произносить Тойота, мы и произносим. Судзуки и Хонде повезло – их фамилии сохранились неизменными. Поклонникам «Жигулей» — если бы японцы знали о существовании эсэнгового автопрома, то названия наших монстров звучали бы на японском языке примерно так: Гадзу, Вадзу, Дзадзу, Уадзу и Мосукубичу. Как не изгаляйся, Исудзу не получается.
На войне как на войне
Как мы уже знаем, первые организованные попытки создать японский автомобиль были предприняты в 30-х годах XX века. Засилье ВПК и фактически эмбарго развитых индустриальных стран на ввоз в Японию автомобилей и технологий обрек эти действия на неудачу. С 1945 по 1949 год американские оккупационные власти вообще блокировали всяческие попытки японцев создать собственную автомобильную промышленность (да тем и не до того было после войны), а предприятия допотопного автопрома были включены в список подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям. В 1949 году это решение было отменено, но, видимо в этот период для большинства японцев стало естественным представление о том, что автомобиль может быть только американским – своих не было, а из иностранных в стране оставались только машины экспедиционного корпуса генерала Макартура.
По сути японский автопром родился 26 июня 1950 года – в день начала войны в Корее. Удаленные от театра боевых действий на многие тысячи километров американские войска начали закупать в Японии все, что только можно было там закупить. Министерство внешней промышленности и торговли Японии подготовило к этому времени рекомендации по развитию японской автомобильной промышленности и за первые 8 месяцев войны США купили в Японии 11920 автомобилей. В один миг полумертвые до того Тойота, Ниссан и Исудзу вошли в число ведущий компаний страны.
Война есть война, и многие автомобили быстро потеряли на ней свой товарный вид. Государственная «Программа восстановления американских автомобилей» принесла японцам еще 30 тысяч рабочих мест и нескончаемый поток инвестиций из-за океана. Американцы, воюя с корейцами, проиграли войну японцам – к 60-м годам японская автомобильная промышленность заняла в стране первое место по объему производства.
Японский автопром был организован по-военному: вертикаль власти на подрядном принципе (до 5 звеньев субподряда) с жестким планированием и контролем производства. В каждой компании годовые, ежемесячные, суточные и сменные графики производства и отгрузки продукции. Машин должно было стать много и их стало много. Но покупали их… только японцы. Качество японских автомобилей не удовлетворяло международным стандартам. «Самураям» в синих комбинезонах пришлось учиться. Были введены драконовские стандарты качества и требования к уровню мастерства технических исполнителей. Самое интересное, что главным контролером стал каждый рабочий на своем рабочем месте. «Ты это сделал, ты за это и отвечаешь», — дикая, непонятная для нас и невозможная по определению в социалистической системе хозяйствования формулировка японцам оказалась проста и близка. Особенности национальной психологии, заключающиеся в расположенности к длительной, сосредоточенной, монотонной и узкоспециальной деятельности сделали из японцев идеальных автомобилестроителей. Самое страшное наказание – упрек и осмеяние. В результате в 1970 году из произведенных в стране 3 179 000 автомобилей 726 000 Япония отправила на экспорт.
Шок – это по-нашему?
В 1973 году мир испытал «Нефтяной шок» — цены на бензин резко выросли, продажи мощных американских автомобилей резко упали, а поставок японских малолитражек, предназначенных для внутреннего рынка, американцы готовы были ждать месяцами. Половина выпущенных в Японии автомобилей ушла на экспорт. Его доля в составе общего экспорта страны составила 20 процентов, но это важно для японцев. Для всего мира стало важным другое: в 1974 году Япония с ее Тойотой, Ниссаном, Хондой и Мицубиси обошли по объему экспорта автомобилей страну №1 в этой области — Германию с непоколебимыми до того Мерседесом, Ауди и Фольксвагеном. Это положение не изменилось до сих пор.
Сегодня производство автомобилей в Японии сократилось. В первую очередь, это произошло в результате слишком твердой йены и жесткого соперничества с США. Значительная часть производства вынесена японским автопромом за границу, в том числе, в «логово зверя» — в сами Соединенные Штаты. В Токио разработана достаточно стройная программа развития собственной автомобильной промышленности, которая будет осуществляться в двух направлениях.
Первое – удовлетворение растущих потребностей внутреннего рынка – чрезвычайно требовательного и потрясающе емкого. Японцы покупают автомобили часто и много. Гамма моделей, предназначенных «для своих» потрясает воображение. Времена, когда лучшими машинами считались американские «хромированные броненосцы» канули в лету. В середине 80-х, когда одной из самых популярных моделей был «Ниссан-Санни», японцы были вынуждены выбирать из 1500 (!) модификаций этого автомобиля единственную, что придется по сердцу.
Но японское авто для Японии это не только нечто, неподдающееся никакому описанию – тысячи, десятки тысяч моделей на любой вкус, цвет и размер. Это еще и то, что во всем остальном мире именуется «концепт-карами». Автомобили, паркующиеся самостоятельно без помощи водителя. Автомобили, в бампер которых встроена подушка безопасности на случай, если он собьет зазевавшегося пешехода. Автомобили без ключей зажигания, но с тремя телевизорами, автомобили…
Второе направление развития – сотрудничество с ведущими компаниями других 6 великих автодержав мира: США, Германии, Италии, Франции, Великобритании, Швеции. Японские фирмы все активнее внедряются на производственные площадки всего мира. Тойота завоевала американцев своими «Лексусами», Хонду собирают в Огайо и Канаде, Мазду – в Мичигане, Судзуки – В Венгрии, Ниссан – в Испании. По-прежнему внимательны японские топ-менеджеры к иностранному опыту. Мазду американцы возглавляют с 1996 года, новым главой Исудзу стал управляющий из Дженерал моторс, а председатель совета директоров последней вошел в управляющий совет Судзуки. Хонда, Тойота, Ниссан – все они, так или иначе, стали частью межнациональных автоконцернов, имеющих, как правило, американские и немецкие корни, и направили свои взгляды в Китай – будущее там.
А как же Япония?
Пока японцы приглашают на ответственные посты американских топ-менеджеров, специалисты рекомендуют использовать японский опыт в организации автомобильной промышленности. Что это значит? Прежде всего, крайне низкие издержки производства, особенно в управлении складскими запасами. Изобретенный Тойотой метод поставки «точно в срок» прост, но выполним, очевидно, только японцами. Работать надо четко, точно, быстро и… поменьше фантазий. Думать должны дизайнеры, инженеры и менеджеры. Рабочие должны работать. В Японии для принятия решения существует система «ринги» — фактически, круговой поруки. На листке с рацпредложением должны поставить по кругу свои фамильные печати все, от кого зависит принятие этого решения. Нет одной печати – нет рацпредложения. С одной стороны, внедрить такое предложение трудно, с другой – согласованное, оно обретает важность закона.
Непостижимая ответственность за порученный, как правило, крайне узкий участок работы и безразличие к остальному дают возможность японской команде работать как команде роботов – сбоев в такой деятельности не бывает. В это время интернациональные команды менеджеров пытаются найти способы наиболее гибкой реакции на изменение конъюнктуры рынка, снижая количество машин в одной серии, внимательно изучая условия спроса при экспортных поставках и персональные запросы покупателей.
Японские автомобили: ключевые преимущества и самые популярные марки
- Этапы развития японского автопрома
- Марки японских авто, которые хорошо известны каждому
- Toyota
- Mazda
- Honda
- Nissan
Япония – это страна, в которой абсолютно все сферы жизнедеятельности базируются на внедрении высоких технологий. Не стала исключением в этом плане и автомобильная промышленность. В данном случае мы может наблюдать тандем инновационных достижений и уникального менталитета, благодаря которому создается настоящее инженерное чудо. Неудивительно, что на протяжении многих лет японскому автопрому удается удерживать лидирующие позиции на рынке. Качество японских автомобилей уже успели оценить по достоинству миллионы людей по всему миру.
Этапы развития японского автопрома
Несмотря на то, что автопром, как таковой, появился в Японии относительно недавно, за рекордно короткие сроки эта индустрия прошла стремительный путь развития. На сегодняшний день она продолжает развиваться бешеными темпами. В японский автопром продолжают вливаться многомиллионные инвестиции. Страна восходящего солнца все еще лидирует по целому ряду технических показателей. Любопытно, что вплоть до 30-40-х гг. в стране даже не было отлаженного серийного выпуска легковых автомобилей. В то время, знакомые нам Тойота и Судзуки специализировались на производстве ткацких станков.
Спустя некоторое время технической реконструкцией заводов стали заниматься англичане. Именно они решали все актуальные вопросы. Мало кто знает, что «первая ласточка», выпущенная Маздой, была точной копией британского «Остина». Остальные автоконцерны глобально начали развиваться в послевоенное время. Изначально они пытались заимствовать опыт более успешных коллег, в частности англичан и американцев. В Японии закрепилась негласная традиция называть все марки автомобили фамилиями основателей данных автоконцернов, несмотря на то, что большинство из них не очень привычны уху иностранца.
Все японские автоконцерны с годами претерпели ряд серьезных изменений, за счет внедрения инноваций, в них прошла тотальная трансформация производственного процесса. И, если поначалу надпись «Сделано в Японии» не внушала особого доверия, то с годами она стала символом надежности, долговечности и безопасности. Первые попытки создания отечественных автоконцернов в Японии претерпели крах. Помешала Вторая Мировая война. По большому счету японский автопром начал развиваться только в 50-е годы. В то время японские авто, которые до этого были известны только узкому кругу лиц, вышли на мировой рынок.
За первые несколько месяцев реализации иностранцы скупили более двенадцати тысяч японских авто. В связи с ростом спроса на эти автомобили, рос и приток инвестиций. После того, как японские производители удовлетворили внутренний спрос, они перешли к выпуску автомобилей в рамках мирового рынка. Правда, поначалу они не соответствовали ряду заявленных критериев. Производителям срочно необходимо было улучшать эксплуатационные характеристики авто, качество сборки и уровень безопасности. К тому же нельзя было забывать о комфорте водителя и пассажиров. Со временем качество японских авто действительно существенно выросло, они смогли составить достойную конкуренцию автомобилям европейских стран.
Марки японских авто, которые хорошо известны каждому
На сегодняшний день эти автоконцерны продолжают удерживать лидирующие позиции на рынке. Азиатские малолитражки стали идеальным вариантом с учетом стремительно растущих цен на бензин.
Toyota
Изначально компания Toyota специализировалась на массовом выпуске ткацких станков. Однако в свое время ее основатель рискнул, решив задействовать ресурсы для производства легковых автомобилей, и не прогадал. Первая Toyota А-1 сошла с конвейера еще в 1937 году. Параллельно с выпуском легковушек автоконцерн разрабатывал грузовики. Первые экземпляры стали выпускаться в конце 30-х годов. После войны производство начало развиваться стремительными темпами. В 60-е годы оно вышло за рамки Японии. Автоконцерн Toyota обзавелся своими представительствами за рубежом, в частности в Мельбурне и Лондоне.
В 80-е годы инженеры Toyota разработали первые переднеприводные автомобили, которые в то время считались мировым прорывом. Апофеозом в развитии автоконцерна стало создание целого модельного ряда авто высочайшего класса — Lexus. В 2012 году Toyota стала главным мировым дистрибьютором легковых автомобилей. Среди наиболее популярных модификаций отдельно стоит отметить следующие: Toyota Corolla, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser, Toyota RAV4 и др.
Mazda
Прежде чем создать собственный автоконцерн, основатель Mazda предпринимал массу неудачных попыток организовать бизнес. Он занимался строительством, кузницей и внедрением инноваций. Со временем компания наладила выпуск первых мотоциклов. Вскоре Mazda начала выпускать промышленные станки и малогабаритные грузовички, на которые после войны был большой спрос. Они стали производиться серийно. В 1960 году с конвейера Mazda сошел первый легковой автомобиль. Глобальному развитию автоконцерна способствовало налаженное сотрудничество японских инженеров с немецким представительством NSU.
Уже в 1964 году Mazda стала автоконцерном года. Огромный успех у потребителей Mazda принесли роторные двигатели, которыми оснащались авто. На текущий момент автоконцерн ни на секунду не останавливался в своем развитии. Он продолжает внедрять инновации и развиваться в новых направления, в частности, в отрасли спорткаров. Штаб-квартира Mazda расположена в Хиросиме. Заводы по производству автомобилей марки Mazda находятся в Китае, Таиланде, странах Южной Африки, Тайване и Америке. Среди самых популярных моделей марки Mazda отдельно стоит отметить следующие: Mazda 6, Mazda СХ5 и др.
Honda
Основателем Honda стал японский гонщик Соитиро Хонда, который сам собрал собственный мопед. Чуть позже он наладил серийное производство легковых автомобилей. В 1950 году компания Honda расширилась за счет открытия производственных мощностей в Токио.
Спустя десять лет заводы Honda открылись в Германии и Тайване. Автоконцерн стал лидером по массовому выпуску автомобилей и мотоциклов. В 1963 году гоночная Honda одержала победу в турнире «Формулы-1». Самыми популярными модификациями Honda являются: Honda Civic и Honda Accord и др.
Nissan
Один из «пионеров» японского автопрома. Корпорация была создана в далеком 1925 году. Она изначально специализировалась на выпуске легковых автомобилей, автобусов, фургонов и внедорожников. Отличительной чертой автоконцерна Nissan является широкий ассортиментный выбор различных модификаций: начиная от малолитражного Micra, и заканчивая мощным суперкаром Patrol.
Nissan активно выпускает городские кроссоверы и семейные автомобили. Наибольшим успехом у потребителей пользуется Nissan Qashqai. Дочерним предприятием Nissan стала корпорация Infiniti.
А вам нравятся японские авто? Делитесь своими впечатлениями в комментариях, и подписывайтесь на наш канал.
Японские автомобили
Производители (список всех марок) легковых авто Японии (новые модели 2020-2021 года): цены и фотографии, характеристики и отзывы.
Автопром Японии уже давно известен во всём мире как одна из самых успешных отраслей японской промышленности (страна «Восходящего Солнца» – это родина ряда крупных автомобилестроительных компаний, занимающих «лидирующие позиции на планете»)… Ну а японские автомобили, в свою очередь, стали «символом»: надежности, престижа, комфорта и уверенности на дороге – завоевав всеобщее признание на мировой арене…
Сейчас трудно поверить, но история Японской автомобильной промышленности началась лишь в первом десятилетии XX века – то есть позднее, чем в странах Старого Света и США. Более того, у её истоков стояло банальное заимствование всё у тех же европейцев и американцев, которое продолжалось вплоть до Второй мировой войны…
Первые опыты по созданию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Японии датируются 1905 годом – именно тогда инженер Шинейтаро Иошида представил первый омнибус с бензиновым двигателем, собранный из импортных деталей… а ещё через два года общественности была явлена и легковушка, получившая название «Takuri». Но в данном случае, как говорится, «не пошло»…
До появления по-настоящему первой серийной машины в Стране восходящего солнца миновало ещё десять лет – в 1917-м начался выпуск четырёхдверного седана Mitsubishi Model A, созданного на основе итальянской модели Fiat Tipo 3 и оснащенного 35-сильным мотором и заднеприводной трансмиссией…
Да и в дальнейшем японское автомобилестроение развивалось преимущественно на лицензионном производстве иностранных «железных коней», а большинство заводов находились под контролем американских и европейских компаний.
В середине 1930-х годов японцы «подмяли под себя» все промышленные объекты, в результате чего зарубежные машиностроители были вынуждены свернуть работы на территории данной страны. Более того, в связи с начавшейся милитаризацией Японии, на многих предприятиях сделали уклон на создание военной техники, а легковушки отошли на второй план (тогда их могли себе позволить лишь очень состоятельные люди)…
После поражения во Второй мировой войне и последующей оккупации страны – развитие автопрома Японии подверглось заморозке, которое продлилось до 1949 года. Но на тот момент автомобилестроение находилось в очень плачевном состоянии, отчего практически вся элита страны (за исключением Министерства внешней торговли и промышленности) считала данную отрасль неперспективной – в результате чего местные компании по-прежнему занимались прямым копированием американских моделей…
Такую тяжелую ситуацию японцам помогла преодолеть другая война – Корейская, разразившаяся летом 1950 года – американцы тогда «по полной программе» загрузили заводы в Стране восходящего солнца заказами на производство военной техники, что позволило местным автомобилестроителям «крепко встать на ноги»…
Но особенный бум развития случился с автомобильной промышленностью в 1960-х годах, в эпоху «японского экономического чуда» – в стране резко возрос выпуск легковых автомобилей, а компании начали активно конкурировать друг с другом (что было только на руку рядовым покупателям)…
Ощутимый рост автопрома в Японии продолжился и в 1970-х годах – местные автопроизводители не просто приступили к экспорту своей продукции, но и перенесли часть мощностей за границу… А наивысшего пика машиностроение достигло в 1989-м – тогда в стране было суммарно собрано порядка 13 миллионов «железных коней» (из которых почти половина отправились за рубеж).
Правда, уже в начале 1990-х годов выпуск автомобилей в Японии сократился до показателей 1979-го, а сама отрасль впала в стагнацию, продолжавшуюся вплоть до 2002 года и сменившуюся очередным ростом…
В начале XXI века автомобилестроители из Японии приступили к массовой организации сборочных филиалов в Азии, США и Европе, а также более активно покорять ведущие мировые рынки…
В 2010-х годах японский автопром по праву занимает одну из ведущих позиций на планете – «железные кони» местных машиностроителей представлены во всех существующих сегментах и отличаются надежностью, прогрессивностью и высоким качеством. Ну а компании из Страны восходящего солнца ежегодно суммарно «производят на свет» порядка 25 миллионов автомобилей.
В данной рубрике размещён список японских производителей легковых авто, в подрубриках каталога информация об автомобилях (весь модельный ряд, включая новинки 2020-2021 года) конкретной японской марки (обзоры, цены на новые машины и их технические параметры/характеристики, а так же отзывы владельцев).
Автомобили японского производства
Сложно себе представить, что страна, где до середины XIX века люди не знали колеса и вешали на телеграфные столбы орудия труда, надеясь по проводам передать их своим родственникам в соседнюю деревню, станет лидером мирового научно-технического прогресса. Одним из его ярчайших проявлений стала автомобильная промышленность Японии, уже десятилетиями занимающая лидирующие позиции на международном рынке. Такие японские марки авто, как Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi, Honda, Subaru, Suzuki, известны сейчас во всем мире. В чем же секрет успеха авто японского производства и каким путем они шли к нему?
Японский автомобиль: от некачественной копии до мировой иконы
До начала второй мировой войны автопром Страны восходящего солнца находился в зачаточном состоянии. К концу 10-х гг. ХХ века стали появляться первые автомобили, но они, по большей части, копировали западные аналоги и во многом им уступали. При всем этом, даже эти ранние модели нельзя было назвать «чистокровными японками». Многие детали и инженерные находки в них были позаимствованы у неохотно делившихся своими познаниями англичан и американцев. И все это притом, что последние под дулами винтовок заставляли японцев в XIX веке открыть для иностранцев свои порты.
Правда, в 30-е годы ХХ века японское правительство взяло курс на национализацию и изоляцию. С одной стороны, все промышленные предприятия с их оснащением перешли под контроль государства, заставив иноземцев покинуть его пределы, а с другой – изоляционная политика надолго оградила страну от преимуществ технического прогресса. А война и последовавшая оккупация тем более затормозили процесс развития японского автопрома.
Прежде чем перейти непосредственно к послевоенному периоду и подробнее рассмотреть рождение Феникса японской автомобильной промышленности, стоит упомянуть одно знаменательное событие, предшествовавшее Второй мировой. Это, конечно же, выпуск Toyota AA. Компания существовала с 1890 года, но до 1936 основной её деятельность был выпуск ткацких станков. Все началось с A1 в 1935 году, первого прототипа пассажирского седана, который в 1936 году переродился в легендарный AA – первый по-настоящему японский серийный автомобиль. Успех этого авто мотивировал японских производителей двигаться дальше, но войне было суждено разрушить эти их планы.
Поражение в войне обернулось для Японии экономической катастрофой. Союзная оккупация с 1945 ещё более усугубила плачевное положение государства, в котором всяческие попытки на развитие местного автопрома категорически пресекались. Все японские предприятия были демонтированы и вывезены из страны, а на слаборазвитых дорогах стали царствовать привезенные оккупантами автомобили. К тому моменту, когда барьеры, стоявшие перед развитием японской автопромышленности, были сняты, она уже казалась инвесторам и государственным деятелям совершенно непривлекательной для вложений. Однако в 1950 году ситуация резко изменилась.
Война в Корее и «Экономическое чудо»
26 июня 1950 года Соединенные Штаты Америки вступили в войну с Кореей. Американские войска оказались отброшены от своих родных земель на тысячи миль и начали остро нуждаться в продукции, лекарственных препаратах и многом другом. И, конечно же, они нуждались в транспортных средствах. С этого момента американцы стали закупать в Японии все, что только возможно. Уже в первые восемь месяцев ведения военных действий США закупили 11920 японских авто! Практически мертвый до этого сектор рынка в одночасье стал одним из самых прибыльных и привлекательных для инвесторов. Японская автомобильная промышленность начала свою вторую жизнь.
К 1960-м годам «Японское экономическое чудо» вознесло страну на второе место в мире по экономической мощи. Возросшие доходы населения подстегнули развитие автопрома, который к тому времени становился крупнейшей отраслью в стране! Уже к 70-м японский автомобильный гигант повернулся лицом к западу, и начался массовый экспорт машин в Европу и США. 726 тысяч из более чем 3 млн. авто, произведенных в Японии в 1970 году, отправились заграницу.
Секрет успеха «Made in Japan»
Почему же японские автомобили оказались столь популярны и востребованы? Ответ что в 70-е годы, что сейчас, будет одинаков – это качество. Изначально, японские авто сильно уступали западным аналогам и оказывались попросту неконкурентоспособны, но «самураи» решили это так не оставлять. На заводах быстрыми темпами был введен строжайший контроль качества и высочайшие требования к работникам. Японские менталитет вкупе с жесткой системой ответственности породили автомобили невиданного ранее качества.
Привыкший к мощным и большим авто Западный мир в 1973 году содрогнулся. Разразился один из первых и до сих пор сильнейших Нефтяных кризисов, цены на баррель подскочили с 3 до 12 долларов, а стоимость бензина увеличилась на десятки процентов. В одночасье быть обладателем мощного маслкара или роскошного седана стало крайне невыгодно. Сложившаяся ситуация породила огромный спрос на малолитражные автомобили, которые в Японии производилось в огромных количествах. Уже к 1974 году половина собранных в стране авто шла на экспорт и Япония стала лидером мирового автопрома, отобрав корону у признанного ранее лидера — Германии.
К девяностым годам сети японских автоконцернов опоясывают уже весь мир, их заводы и представительства открыты во многих странах. Они развивают отношения с ведущими автопроизводителями из таких традиционно «автомобильных держав», как США, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Швеция. Увеличивается спрос на авто и на внутреннем рынке. Японцы предпочитают часто обновлять свой автопарк и очень требовательно относятся к выбору своего транспортного средства. Именно поэтому авторынок островного государства богат бесконечным множеством разнообразных модификации и комплектаций различных моделей. После разрушительного землетрясения в 2011 году, заметно ударившего по автопрому, продажа автомобилей в Японии на сегодняшний день снова набирает былые обороты, и отечественные машины покупают себе миллионы японских автолюбителей.
История японской автомобильной промышленности неразрывно переплетена с историей самой Японии. Она представляет собой уникальный образец возрождения в тяжелейших для этого условиях. Японское упорство, точность и усердие даровали миру множество уникальных явлений, среди которых автомобили Страны восходящего солнца занимают важнейшее место. Видимо, именно поэтому автопром этого азиатского государства прочно ассоциируется у автолюбителей всего мира с качеством и надежностью.
Японские марки автомобилей
Лидерство в мировом автомобилестроении по праву принадлежит японским производителям авто. Это обусловлено надежностью, элегантным внешним видом и комфортом.
Японские марки машин являются эталоном качества и гарантией безопасности, отличаясь оптимальной ценой. Авто свойственны компактность и экономичность. Многие модели рассчитаны на массового потребителя, в то время, как их более роскошные аналоги может позволить себе далеко не каждый.
Каким образом удалось японским маркам автомобилей за несколько десятилетий занять первые строчки списка в ТОП-рейтинге мировых лидеров?
История японских марок автомобилей
В конце XIX века в страну восходящего солнца впервые были завезены автомобили из Франции. Собственного производства на тот момент в Империи еще не было.
Первые эксперименты по сборке машин начали проводиться инженерами с 1905 г. В частности, Юшидо Шинтаро создал легковую машину с бензиновым двигателем, а в 1917 миру была явлена качественная реплика итальянского бренда Fiat.
Поражение во Второй мировой войне затормозило развитие японских производителей автомобилей. И только в середине XX века ситуация переменилась. С началом войны в Корее США начали вкладывать в производственные концерны Японии крупные инвестиции, закупая военную технику и способствуя подъёму отрасли.
1951 год ознаменовался выпуском внедорожника Nissan Patrol. С тех пор японские марки авто начали стремительно развиваться, и с середины 70-х годов прочно удерживает лидирующие позиции в мире.
В 2013 Toyota успешно преодолела барьер годовых продаж в 10 миллионов единиц. А самым продаваемым авто данной марки до сих пор является Corolla (количество проданных машин перешагнуло отметку в 40 миллионов всего за 20 лет).
Усовершенствовав европейские и американские модели, японские инженеры создали первоклассные машины, соответствующие всем современным стандартам качества, ориентированные на конечного потребителя среднего и высокого ценового сегмента.
Популярные японские марки автомобилей – список
Максимальный объемы продукции японских марок автомобилей приходится на 6 крупных корпораций: Toyota, Mazda, Suzuki, Mitsubishi, Honda и Nissan. Давайте рассмотрим, какие марки машин Японии наиболее популярны и востребованы:
Toyota
Когда мы говорим про японские марки машин, список должна открывать Toyota – безусловный лидер в мировом рейтинге продаж. Начиная с 1937, инженеры и дизайнеры ежегодно разрабатывают новые авто и успешно внедряют современные инновационные технологии.
Так, мир увидел «железных лошадей», оснащенных уникальной электронной «начинкой», о которой 5 лет назад можно было прочесть только в фантастических романах. Находясь на вершине автопроизводства, корпорация Тойота не перестаёт удивлять потребителей, выпустив семиместную машину для большой компании.
Honda
Марка входит в пятерку лучших японских производителей автомобилей, выпускающих самые экономичные модели машин. В послевоенные годы Хонда занималась производством мотоциклов и лишь спустя 15 лет на его базе были произведены первые пикапы на водородном топливе.
Слоган это знаменитой марки автомобилей из Японии – «Сила мечты». Он олицетворяет мощь и визуальную привлекательность легковых автомобилей и кроссоверов данного бренда.
Nissan
Официальной датой открытия первого завода считается 1925 год. В период войны все мощности были задействованы на производство машин для армейских нужд. В дальнейшем предприятие Ниссан стремительно развивалось, и его продукция пользуется высоким спросом по всему миру.
Сегодня эта японская марка автомобилей специализируется на моделях представительского класса, занимая первые строчки в ТОП-рейтингах, а также получая многочисленные награды и почётные титулы.
Mazda
Фирма основана в 1920. Изначально род деятельности не имел отношения к автомобилестроению. Фабрика выпускала изделия из пробкового дерева. С развитием автопрома руководство перешло на трёхколёсные автомобили, а чуть позже – грузовики и легковые авто. После объединения с корпорацией Ford объём продукции вырос.
Сегодня Mazda не нуждается в представлении, одно её название гарантирует надёжность и лёгкость в управлении. Современные стильные марки японских автомобилей отличаются оригинальным дизайном и внедрением передовых технологий. В 2019, по утверждению директора, Mazda планирует начать выпуск электрокаров.
Suzuki
Изначально предприятие ориентировалось на производство промышленного оборудования для ткацких фабрик, но во время милитаристских операций в Азии сменило направленность на автомобилестроение.
Основная продукция этого японского производителя автомобилей – малолитражные, удобные и компактные авто, с лёгкостью преодолевающие различные препятствия на дорогах. Suzuki также выпускает кроссоверы и крупные внедорожники. Ежегодно продаётся более 2 миллионов авто данного бренда.
Mitsubishi
В 1917 фирма перешла от судостроительства к автомобилестроению. Особым спросом машины в предвоенной Японии не пользовались, поэтому полноценное развитие концерна началось только по окончанию войны.
Бренд Mitsubishi славится тем, что инженеры постоянно экспериментируют с новейшими разработками и внедряют революционные идеи на практике.
Isuzu
Первое предприятие, полномасштабно освоившее автомобилестроение. Своё нынешнее название эта японская марка автомобилей получила только в 1949, в честь реки. Переход от создания реплик к собственному производству произошел после выпуска передовой и оригинальной для своего времени Bellett.
Мировую славу известному японскому производителю автомобилей принесли грузовики и дизельные двигатели с улучшенными экологическими параметрами. Инженеры Isuzu сумели минимизировать содержание вредных веществ при выхлопе.
Subaru
Взлёт марки начался в конце 70-х, после представления на мировой арене Subaru Leone. Название и логотип означают скопление звёзд в одном созвездии, что отражается не только на значке. Сотни тысяч машин и воздушные суда успешно продаются по всему миру.
Лозунг торговой марки «Уверенность в движении» подразумевает повышенный комфорт и респектабельный внешний вид. За время своего существования Subaru выпустила более 20 миллионов машин.
Lexus
Сравнительно новая автомобильная марка из Японии. С началом 90-х корпорация Toyota приняла решение о создании отдельного подразделения, ставшего впоследствии узнаваемым брендом. Название состоит из сочетания слов luxary и elegance (роскошь и элегантность), что подтверждается великолепным имиджем и надёжностью модельного ряда супермощных джипов.
Другие японские марки машин – список
В списке марок японских машин также значатся малоизвестные, но высокотехнологичные авто следующих марок:
- Acura. Премиум-бренд, филиал Honda;
- Datsun. Существует более ста лет. Был поглощен корпорацией Nissan, но с 2013 года пережил второе рождение. Сейчас Dutsun занимается выпуском бюджетных автомобилей на экспорт;
- Hino. Отделение Toyota, специализирующееся на изготовлении грузовиков и автобусов;
- Infiniti. Дочерняя фирма Nissan, выпускающая хетчбеки, кабриолеты, седаны и внедорожники премиум-класса для состоятельных клиентов;
- Dome. Выпускает спортивные и гоночные авто;
- Scion. Американское подразделение Toyota, модели которых предназначены для молодёжи;
- Daihatsu. Производит микролитражки, малолитражки, компактные джипы и небольшие грузовики по низким ценам, что никак не отражается на высоком качестве;
- Mitsuoka. Специализируется на выпуске или переоборудовании авто под ретро-стиль.
Ликвидированные японские марки автомобилей
Некоторые фирмы, успешно функционировавшие на самом старте развития автомобильной промышленности в Японии, прекратили своё существование по завершению войны, либо были выкуплены более успешными концернами. В списке ликвидированных японских производителей авто значатся:
- Ohta Jidosha. Просуществовала четверть века и была поглощена Kurogane, но еще долго по городским магистралям Японии курсировали такси с её логотипом, а сам гендиректор Юичи Ота перешел работать дизайнером в Datsun;
- Prince. Базировалась на выпуске авто класса люкс. Выкуплена Nissan;
- Otomo. Автотехника выпускалась для внутреннего потребления в начале прошлого века.
Внутренний рынок наполнен автомобилями известных японских марок под иными названиями. Среди них есть бренды машин, продающихся только для своих граждан. Определённые серии изготавливаются на экспорт, поэтому их невозможно встретить на местных автодорогах.
История японского автопрома
Автомобильная промышленность Японии представляет собой одну из самых мощнейших мировых отраслей производства. Такому успеху предшествовали годы планомерного и продуманного развития. О том как начиналась история японского автопрома, читайте в этой статье.
Трудные 1950-е
После окончания войны, Япония находится в тяжелейшем состоянии. Промышленность разрушена, дороги отсутствуют, а население может позволить себе разве что только велосипед. Кроме того, Toyota стоит на грани банкротства, в 1950-м ей удалось выпустить всего 300 машин!
Для выхода из кризиса, компания берет кредит на жестких банковских условиях. Согласно им проводятся масштабные сокращения, которые вызывают большое недовольство профсоюзов. Ситуация тяжелейшая. Но война в Корее дарит неожиданный шанс, армия США заключает крупный контракт на закупку 4679 грузовиков и последующее их обслуживание. Тойота спасена.
В 1955 году, японское правительство вводит ограничения на ввоз импортных автомобилей. Японские производители вдыхают полной грудью и наращивают выпуск техники, в основном это коммерческие автомобили и мотоциклы. Годом ранее в 1954 году проходит первый Токийский автосалон, который заронил зерно будущей автомобильной культуры в стране.
1960-е становление автопромышленности
Тем временем, дела на внутреннем рынке стали налаживаться, но началу 1960-х японский автопром все еще не воспринимали в серьез. На экспорт приходилось всего 3,1 % произведенных в стране автомобилей. Репутация также была не на высоте, японцев воспринимали как плагиаторов не способных создать собственный автомобиль. Между тем, такая репутация возникла не на пустом месте. При разработке Toyota AA 1936 года, инженеры не стеснялись копировать своих американских коллег вплоть до взаимозаменяемости некоторых деталей.
Тем не менее, производители понимали, что внутренний рынок растет не так быстро и необходимо налаживать экспорт автомобилей в западные страны, особенно в США. В октябре 1957 года Тойота открывает первый дилерский центр в Голливуде. Спустя год удалось продать 287 седанов Toyota Crown и 1 Land Cruiser. В 1959-м вслед за Тойотой приходит Хонда (пока как производитель мотоциклов), а еще через год Ниссан. Начало было положено.
За десятилетие, японцам удалось закрепиться в нише дешевых и простых автомобилей. При этом уже тогда качество было на высоком уровне. Параллельно развиваясь не только на рынке США, но и Европе.
К 1965 году, по количеству выпущенных автомобилей Тойота стала 11-м по величине автопроизводителем в мире, а Ниссан 14-м. В суммарном объеме к середине 60-х Япония производила автомобилей больше чем Франция! Но это было только начало.
1970-е японский автопром выходит на новый уровень
Настоящий подарок японцам принес нефтяной кризис 1973 года. За счет высоких цен на бензин, спрос на тяжелые и прожорливые американские автомобили рухнул. В отличие от них, производители из Страны восходящего солнца могли предложить качественные, экономичные, а главное надежные машины. Особым спросом пользовались Toyota Corolla и Corona, Nissan(Datsun) 1200 и Honda N600.
К 1975 году, Toyota становится ведущим экспортером импортных автомобилей в США, превзойдя Volkswagen! А к 1979 году, в мире ежегодно продается более 2 млн. японских машин в год! Казалось бы о большем нельзя и мечтать, но история японского автопрома только начиналась.
Список марок японских автомобилей. Авто сконструированные в стране восходящего солнца
Скачать PDF
Людям, не слишком ограниченным финансово, список марок японских автомобилей неизменно интересен. Качество автомобилей производства Японии многие десятилетия удерживает первое место. Технические характеристики машин – на высочайшем уровне. Кто-то может возразить, что ремонт «японцев» вылетает в немалую копеечку. Однако ломаются они крайне редко. Так что тратиться на починку приходится только в случае катастрофического невезения – если вы стали участником ДТП.
Техобслуживание тоже дешевым не назовешь. Но тот, кто нашел денег на «японца», без сомнения, не разорится на профилактике. К тому же авто предельно комфортабельны, да еще и выпускаются нынче с «правильным» рулем, то есть не требуют переоборудования.
Список марок японских автомобилей весьма обширен. Чтобы описать в подробностях каждую из них, понадобится «талмуд» толщиной с Большую Советскую Энциклопедию. Так что мы упомянем обо всех, но характеризовать будем только наиболее популярные модели.
Содержание
- TOYOTA
- HONDA
- MITSUBISHI
- NISSAN
TOYOTA
Эта компания выпускает огромное количество моделей. Среди них и легковушки, и джипы, и пикапы. Ценовой разброс огромен, зато разнообразие удовлетворит всех.
Самой популярной и покупаемой считается «Королла». Причем ее рейтинг крайне высок по всему миру. Почти за пятьдесят лет существования модели вариаций изменилось больше десятка, а популярность так и не упала. Последнее (одиннадцатое) поколение стало несколько уже в корпусе – разработчики учли трудность парковки в больших городах.
Существуют несколько вариантов комплектации «Короллы». Есть полноприводные модификации, есть – только с передним приводом. На 2016 год запланирован рестайлинг одиннадцатой версии «Corolla». Чем именно порадует компания своих поклонников, пока не оглашается.
HONDA
Не менее известная и почитаемая японская марка, нежели Toyota. Правда, эта компания в основном делает упор на внедорожники и мотоциклы, хотя знаменитой стала благодаря седану.
Модельный ряд такой:
- Honda Crosstour (внедорожник);
- Honda Pilot (внедорожник);
- Honda CR-V (внедорожник);
- Honda Accord (седан);
- Honda Element (внедорожник).
Acura – очень популярная в последнее время марка. Хотя носит несозвучное название, тоже принадлежит Хонде.
Honda Civic, благодаря которой компания прославилась, выпускается по сей день. Движок на 1,8 литра очень экономен – тратит всего «пятерку» на сотню пробега на трассе и чуть больше восьми – в плотном городском движении. Отличная аэродинамика (коэффициент 0,27) очень способствует малому расходу. По безопасности – полный «фарш» даже в базовой комплектации. Задняя подвеска в новой модели усилена, шумоизоляция улучшена, а комфортность салона, пожалуй, достигает максимума.
MITSUBISHI
Еще одна всемирно известная японская компания. Основные модели ее производства:
- Mitsubishi Lancer (седан);
- Mitsubishi i-MiEV (хэтчбек);
- Mitsubishi ASX (внедорожник);
- Mitsubishi Outlander (внедорожник);
- Mitsubishi Pajero (внедорожник);
- Mitsubishi L200 (пикап);
- Mitsubishi Colt (самый популярный вариант – хэтчбек).
Есть и другие модели этой марки, но они гораздо менее известны и покупаемы, да к тому же во многом либо дополняют основные, либо повторяют их. В общей сложности список переваливает за 30 названий. Пальму первенства по покупаемости держит Mitsubishi Outlander. Учитывая интересы автовладельцев, он выпускается в бензиновом оснащении (объем 2,0 или 2,4) и в дизельном (2,2) Коробка пятиступенчатая, кузов – с повышенной жесткостью, полный привод, максимальная система безопасности (антиблокировка тормозов с электронным распределением тормозных сил, устойчивость на скользкой трассе).
Общий вес снижен по сравнению с предыдущими вариациями. Проработка аэродинамичности снизила время разгона и расход топлива – нынешний Outlander потребляет 8 литров вместо прежних 9.
NISSAN
Моделей, выпускаемых корпорацией, более сорока. В наших широтах встречаются следующие:
- Nissan Almera;
- Nissan Altima;
- Nissan Armada;
- Nissan Cube;
- Nissan Juke;
- Nissan Leaf;
- Nissan Maxima;
- Nissan Micra;
- Nissan Murano;
- Nissan Navara;
- Nissan Note;
- Nissan Pathfinder;
- Nissan Patrol;
- Nissan Pixo;
- Nissan Primastar;
- Nissan Qashqai;
- Nissan Quest;
- Nissan Sentra;
- Nissan Terrano;
- Nissan X-Trail;
- Nissan Xterra;
- Infinity – название другое, но принадлежит Нисан.
Наиболее покупаемой среди них в России стал Nissan Almera: седан с передним приводом. Недостатком базовой комплектации является практически полное отсутствие средств безопасности. Движок на 1,6 литра, коробка – на 5 ступеней (механика) и на 4 – автомат. Разгон до сотни – 12 секунд, расход бензина – от 6,8 до 7,6 (зависит от трансмиссии).
Мы дали описание модельного ряда компаний, чья продукция является на нашем авторынке наиболее востребованной. Однако это не весь список марок японских автомобилей. Существуют еще великое многообразие моделей машин Страны Восходящего Солнца.
Он дополняется еще такими компаниями:
- SUZUKI. Чаще всего покупаются SX4 Classic и Grand Vitara. Первая – комбинация внедорожника со спорт-компактом; вторая – полноприводной кроссовер;
- SUBARU. На первом месте в ряду заднеприводной купе Subaru BRZ;
- DAIHATSU. Лучший по мнению автолюбителей – пятидверный минивэн Daihatsu Materia;
- MAZDA. Рекорды по продаваемости побил кроссовер СХ-5, на втором месте — Mazda-3;
- ISUZU. В основном компания занимается грузовиками, и до сих пор была малоинтересна простому люду. Однако выпущенный ею мощный внедорожник Isuzu Trooper прочно поселился в сердцах любителей кроссоверов.
Список марок японских автомобилей. Авто сконструированы в стране восходящего солнца
Техобслуживание тоже дешевым не назовешь. Но тот, кто нашел денег на «японца», без сомнения, не разорится на профилактике. К тому же авто предельно комфортабельные, да еще и выпускаются нынче с «правильным» рулем, то есть не требуют переоборудования.
Список марок японских автомобилей довольно большой. Чтобы описать в подробностях каждую из них, понадобится «талмуд» толщиной с Большую Советскую Энциклопедию. Так что мы вспомним о всех, но будем характеризовать только наиболее популярные модели.
Эта компания выпускает множество моделей. Среди них и легковушки, и джипы, и пикапы. Ценовой разброс огромный, зато разнообразие удовлетворит всех.
Список такой:
- Toyota Yaris;
- Toyota Auris;
- Toyota Avensis;
- Toyota Camry;
- Toyota Corolla;
- Toyota Avalon;
- Toyota GT 86;
- Toyota Prius;
- Toyota Verso (минивэн);
- Toyota RAV4 (внедорожник);
- Toyota Venza;
- Toyota Highlander (внедорожник);
- Toyota Land Cruiser (в том числе знаменитый Prado. Опять-таки внедорожники);
- Toyota Sequoia;
- Toyota Tundra Regular Cab (пикап);
- Toyota iQ (хэтчбек);
- Toyota Matrix (хетчбек);
- Toyota Fortuner (внедорожник);
- Toyota Tacoma (пикап);
- Lexus (подразделение Toyota класса «люкс»).
Самой популярной и покупаемой считается «Королла». Причем ее рейтинг крайне высок по всему миру. Почти за пятьдесят лет существования модели вариаций сменилось больше десятка, а популярность так и не упала. Последнее (одиннадцатое) поколение стало несколько уже в корпусе – разработчики учли трудности парковки в больших городах.
Существуют несколько вариантов комплектации «Короллы». Есть полноприводные модификации, есть – только с передним приводом. На 2016 год запланирован рестайлинг одиннадцатой версии «Corolla». Чем компания порадует своих поклонников, пока не объявляется.
Не менее известная и уважаемая японская марка, чем Toyota. Правда, эта компания в основном делает упор на внедорожники и мотоциклы, хотя стала знаменитой благодаря седану.
Модельный ряд такой:
- Honda Crosstour (внедорожник);
- Honda Pilot (внедорожник);
- Honda CR-V (внедорожник);
- Honda Accord (седан);
- Honda Element (внедорожник).
Acura – очень популярная в последнее время марка. Хотя носит несозвучное название, тоже принадлежит Хонде.
Honda Civic, благодаря которой компания прославилась, выпускается по сей день. Движок на 1,8 литра очень экономичен – расходует всего «пятерку» на сотню пробега по трассе и чуть больше восьми – в плотном городском движении. Отличная аэродинамика (коэффициент 0,27) очень способствует малому расходу. Безопасности, полный «фарш» даже в базовой комплектации. Задняя подвеска в новой модели усилена, улучшена шумоизоляция, а комфортность салона, видимо, достигает максимума.
Еще одна всемирно известная японская компания. Основные модели ее производства:
- Mitsubishi Lancer (седан);
- Mitsubishi i-MiEV (хэтчбек);
- Mitsubishi ASX (внедорожник);
- Mitsubishi Outlander (внедорожник);
- Mitsubishi Pajero (внедорожник);
- Mitsubishi L200 (пикап);
- Mitsubishi Colt (самый популярный вариант – хэтчбек).
Есть и другие модели этой марки, но они гораздо менее известны и покупаемы, и к тому же много в чем либо дополняют основные, или повторяют их. В целом список переваливает за 30 названий. Пальму первенства по покупаемости держит Mitsubishi Outlander. Учитывая интересы автовладельцев, он выпускается в бензиновом оснащении (объем 2,0 или 2,4) и в дизельном (2,2) пятиступенчатая Коробка, кузов с повышенной жесткостью, полный привод, максимальная система безопасности (антиблокировка тормозов с электронным распределением тормозных сил, устойчивость на скользкой трассе).
Общий вес снижен по сравнению с предыдущими вариациями. Проработка аэродинамичности снизила время разгона и расход топлива – нынешний Outlander потребляет 8 литров вместо прежних 9.
Моделей, выпускаемых корпорацией, больше сорока. В наших широтах встречаются следующие:
- Nissan Almera;
- Nissan Altima;
- Nissan Armada;
- Nissan Cube;
- Nissan Juke;
- Nissan Leaf;
- Nissan Maxima;
- Nissan Micra;
- Nissan Murano;
- Nissan Navara;
- Nissan Note;
- Nissan Pathfinder;
- Nissan Patrol;
- Nissan Pixo;
- Nissan Primastar;
- Nissan Qashqai;
- Nissan Quest;
- Nissan Sentra;
- Nissan Terrano;
- Nissan X-Trail;
- Nissan Xterra;
- Infinity – название другое, но принадлежит Ниссан.
Наиболее покупаемой среди них в России стал Nissan Almera: седан с передним приводом. Недостатком базовой комплектации есть практически полное отсутствие средств безопасности. Движок на 1,6 литра, коробка – на 5 ступеней (механика) и на 4 – автомат. Разгон до сотни – 12 секунд, расход бензина – от 6,8 до 7,6 (зависит от трансмиссии).
Мы дали описание модельного ряда компаний, чья продукция есть на нашем авторынке наиболее востребованной. Однако это не весь список марок японских автомобилей. Существуют еще большое разнообразие моделей машин Страны Восходящего Солнца.
Он дополняется еще такими компаниями:
- SUZUKI. Чаще всего покупаются SX4 Classic и Grand Vitara. Первая – комбинация внедорожника со спорт-компактом; вторая – полноприводный кроссовер;
- SUBARU. На первом месте в ряду заднеприводной купе Subaru BRZ;
- DAIHATSU. Лучший по мнению автолюбителей – пятидверный минивэн Daihatsu Materia;
- MAZDA. Рекорды по продаваемости избил кроссовер СХ-5, на втором месте — Mazda-3;
- ISUZU. В основном компания занимается грузовиками, и до сих пор была малоинтересна простому люду. Однако выпущенный ею мощный внедорожник Isuzu Trooper прочно поселился в сердцах любителей кроссоверов.
Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять
Японский автопром: Истоки, развитие, современность
Японская автомобильная промышленность считается наиболее популярной отраслью международного автопрома. Япония – это родина многих крупнейших компаний, занимающихся постройкой автомобилей, строительных механизмов, мотоциклов, силовых установок и других технических аппаратов.
Японские автомобили известны на мировом рынке благодаря тому, что в них инженеры воплотили новаторские решения, прогрессивные технологические находки и высокие требования к качеству. Несмотря на это, японское первое авто появилось после того, как сошли с конвейера машины в США и Европе, в нынешнее время марки из Страны Восходящего Солнца – Toyota, Honda, Nissan, Suzuki, Mitsubishi известны среди автомобилистов во всем мире. Япония была самым крупным автопроизводителем на международном авторынке в 2008 году, однако в 2009 году уступила свои позиции Китаю.
Датой зарождения японского автопрома считается 1910 год, когда образовался конгломерат автомобильных компаний, получивших наименование Zaibatsu. Но в действительности первые эксперименты с импортными моторами в Японии были проведены в первом десятилетии XX века. В 1905 году хиросимский конструктор Шинейтаро Иошида презентовал омнибус, оснащенный агрегатом, работающий на бензине, а в 1907 году этот же человек представил первую «легковушку» с прозвищем «Такири». Но все-таки массовым производством ознаменовался 1917 год. В этом году с конвейера сошел первый серийный автомобиль Mitsubishi. Причина столь позднего развития состоит в полном отсутствии рынка автомобилистов, Mitsubishi, Model A, построенный на архитектуре «итальянца» FIAT Tipo 3 представлял из себя 7-местный седан, но конкуренцию брендам из США или Европы не мог составить. В 1922 году японская компания Isuzu и британский производитель Wolseley сообща спроектировали автомобиль A9, ставший первым пассажирским авто в сегменте легковых машин.
В 1930 году на рынке появились такие игроки, как Toyota, Suzuki и Nissan. Toyota AA появилась на дорогах Японии в 1936 году. Самым первым авто с малогабаритным двигателем стал Datsun от компании DAT Motors, позднее его стали называть Nissan. Также в этом году был принят закон, в соответствии с нормами которого, все промышленные предприятия на японской территории переходили в собственность японского государства. Из-за этого компании США прекратили выпуск машин в стране. В это время начался переход страны на военные рельсы, потому компании получали много заказов на производство машин для вооруженных сил: грузовиков, шасси для броневиков и автомобилей для штабных сотрудников. Легковые авто были немногочисленны и их распределили между военными и государственными учреждениями. В личном пользовании «легковушки» были только у богатых граждан Японской Империи. К примеру, император Хирохито передвигался на немецком лимузине Mercedes-Benz 770.
В 1990-х в автомобильной отрасли Японии наметился упадок производства. Оно сократилось до уровня 1979 года. Затем на смену спаду пришел период застоя, который продлился до 2002 года.
XXI век ознаменовался определенным ростом и восстановлением прежних позиций. В автомобильной отрасли на тот момент работали 8 млн человек. В этот период автопроизводители начали массово открывать свои сборочные предприятия на территории Азии. В период 1999-2009 уровень выпуска на азиатских заводах возрос до 5 145 000 за год (в 3,3 раза). В США были построены 30 предприятий, специализирующихся на сборке машин. Объем закупок японскими автопроизводителями запчастей и комплектующих достиг около 50 млрд долларов в годовом выражении. На их долю приходилось 80% от суммарного объема. В Европе японцы построили 16 заводов по сборке авто. Там с конвейера сходило 1 млн 800 тысяч машин в год.
Японский автопром, начавший свой путь с 1917 года, достиг определенных высот. Ныне японские автомобили можно приобрести в любом месте земного шара, так как Япония по производству авто находится на второй строке на международном авторынке. Самым крупным автопроизводителем в мире считается Toyota, а Honda попала в ТОП-5 наиболее экономичных машин в мире.
Настоящие «японки»: правда и мифы о машинах из Страны восходящего солнца
Только три японские марки в России везут все свои автомобили с исторической родины.
Многие россияне, покупая японский автомобиль, ставят принципиальное условие: машина должна быть собрана только в Японии, а не на других заводах автокомпании. Считается, что авто, собранные непосредственно в Стране восходящего солнца, отличаются особой надёжностью и качеством сборки в сравнении с моделями тех заводов, где японские компании организуют лишь «отвёрточное» производство. Лайф выяснил, сколько на российском авторынке осталось чистокровных «японок» и стоит ли покупать автомобили только с привязкой к островному государству.
Корни поверья о потрясающей надёжности именно японской сборки идут из начала 1990-х годов, когда поток праворульных автомобилей с пробегом захлестнул восточную часть России, а отголоски этих волн добрались и до западного края страны. Многие из ввезённых в нашу страну автомобилей были сделаны исключительно для внутреннего рынка, что и породило устойчивое мнение о том, что японская машина — значит надёжная.
Lexus RC F. Фото: © Lexus
С годами ситуация изменилась. Многие модели стали глобальными, и пришедшие в Россию японские бренды стали поставлять автомобили не только из Страны восходящего солнца, но и из Европы и США и даже собирать в России. Производство унифицировалось, однако разница, по словам экспертов, всё равно осталась.
— Рассказы о том, что японские автомобили надёжней аналогов, абсолютно правдивы относительно машин, выпущенных в последние 25 лет. Я видел множество праворульных автомобилей солидного возраста, которые отлично и без сбоев работали лучше, чем леворульные «японки» на двадцать лет младше. В последние пять-семь лет ситуация немного поменялась, так как машины зачастую выпускаются сразу для нескольких стран. Но авто японского производства всё равно собраны качественней и ездят без поломок дольше, — рассказал Евгений Захаров из автотехцентра JapAuto.
По мнению сервисмена, миф о надёжности японских автомобилей возник не на пустом месте и связан не только с квалификацией работников заводов, но и с разницей в качестве металла, применяемого на производствах одной и той же компании в разных странах. Этот фактор существенно влияет на эксплуатацию японских машин в России.Subaru WRX STI. Фото: © Subaru
— Как показывает практика, машины, собранные в Японии, на наших дорогах живут дольше собратьев из других стран. Это касается и старых машин, и относительно новых. Происходит это прежде всего из-за качества металла: японский металл сильнее сопротивляется коррозии. Да и в целом приезжает относительно свежая «японка» европейского производства, а у неё уже что-то приржавело, что-то не откручивается, — говорит Захаров. — Из-за качества металла страдают не только кузовные элементы. Особенно это заметно у Mitsubishi, выпущенных не в Японии. Случается такое: два-три года по нашим дорогам, и некоторые детали приходится зубилом срубать, иначе не снимешь. Я не видел ни одной гнилой «японки», только запущенные машины после аварий или же совсем старые экземпляры, за которыми владельцы не следили.
Mazda 6. Фото: © Mazda
На российский рынок только три японских бренда привозят весь ассортимент моделей с исторической родины: марки Subaru, Infiniti и Lexus. Компания Nissan предлагает российским покупателям две машины, выпущенные в Японии. Это премиальный внедорожник Patrol и спорткар GT-R. Остальные модели этой марки производятся в России.
Похожая ситуация и у компании Mazda. Седан и хетчбэк 3 поставляют из Японии, а вот четырёхдверку бизнес-класса 6 и кроссовер CX-5 собирают во Владивостоке. Компания Mitsubishi из всего российского модельного ряда ввозит из Страны восходящего солнца только внедорожник Pajero. Родственный рамный Pajero Sport и пикап L200 везут из Таиланда, а Outlander пока ещё собирают на российском заводе «ПСМА рус» (концерн Peugeot Citroen владеет им совместно с Mitsubishi) в Калуге.
Toyota Land Cruiser 200. Фото: © Toyota
Самую обширную географию производства среди всех иностранных марок, представленных в России, имеет Toyota. При этом из Японии компания привозит только такие дорогие модели, как внедорожник Land Cruiser 200, минивэн Alphard, а также внедорожник Land Cruiser Prado и микроавтобус Hiace. Пикап Hilux импортируют из Таиланда, седан С-класса Corolla идёт из Турции, а Highlander плывёт по морю из США. Есть в линейке бренда и две обрусевшие модели: бизнес-седан Camry и паркетник RAV4.
Компания Suzuki поставляет машины в Россию из Венгрии. Оттуда идут компактные кроссоверы SX4 и Vitara. А вот имеющий исконно японское происхождение знаменитый внедорожник Jimny выпускают на исторической родине, откуда он и экспортируется по всему миру.
Suzuki Jimny. Фото: © Suzuki
У Honda по-настоящему японских машин в России не осталось. Сейчас компания предлагает всего две модели: большой кроссовер Pilot родом из США, равно как и паркетник CR-V с мотором 2.4 (188 л. с.). А вот модификацию с двухлитровым двигателем собирают в Великобритании. Представители Honda уверяют, что разницы между модификациями практически нет. В то же время седан Honda Civic (снят с продаж), после того как он сменил прописку с Турции на США, очень часто вызывал критику автовладельцев за качество сборки.
Honda CR-V. Фото: © Honda
— Комплектующие по большей части одни и те же, поэтому разница минимальна и выражается только в рамках различия комплектаций. До обновления модели CR-V отличия были более заметны. Как и сейчас, одна версия машины собиралась в США, а другая — в Англии. Интерьер автомобилей сильно отличался: машина британской сборки была намного приятней в салоне за счёт использования других материалов, «американка» же была более простенькая, но рестайлинг нивелировал эти различия, — рассказал Ярослав Журавлёв из пресс-службы Honda.
Ещё один подводный камень для владельцев японских машин, выпущенных не на родине, заключается в том, что не всегда комплектующие от европейской версии модели подходят к аналогичному авто, собранному в Японии. Пока машина находится на конвейере, с этим проблем нет, а вот после прекращения выпуска модели поиск запчастей может превратиться в мученье. Вдобавок такие запчасти стоят дороже японских аналогов.
Фото: © Gtuu.com
— Цена на запчасти во многом зависит от места производства и возраста машины. Да, у некоторых компаний (в частности, у Toyota) есть сборочные заводы в Европе и США. По запчастям для таких машин есть некоторые проблемы, для чистокровных «японок» почти всё можно заказать по приемлемой цене, — утверждает Захаров из JapAuto.
С ним согласен продавец японских запчастей Максим Соловьев.
— С запчастями для японских авто даже 1990-х годов сейчас никаких проблем нет, если только с какими-то специфическими вещами для редких версий будут сложности. В японских онлайн-магазинах и на аукционах можно найти практически всё. Доставка также не вызывает трудностей. А вот с запчастями для «японок» из США всё намного хуже. Конечно, есть магазины и люди, которые продают подобные вещи, но там и сроки другие, и цены больше, — поведал Максим.
Список марок японских автомобилей: как развивался автопром в Стране Восходящего Солнца
Ни для кого не секрет, что автомобильная промышленность – это одна из основных отраслей экономики Японии. Но так было не всегда. После I мировой войны Япония в основном занималась копированием американских машин, но после того, как в 1934 году Японское правительство приняло закон о переходе всех предприятий на территории Страны восходящего солнца в собственность Японии, американским компаниям пришлось сворачивать свою деятельность. После поражения во Второй Мировой производство автомобилей стояло под большим вопросом из-за отсутствия технологических отношений и обмена опытом с другими странами. И в случае отсутствия перемен, заказ пиццы в наро фоминске осуществлялся бы скорее на велосипедах, нежели на качественных автомобилях. Но все изменилось с началом Корейской войны в середине 1950 года. Тогда Америка стала закупать в огромном количестве автомобили марок «Ниссан», «Тойота» и «Исудзу». Такое капиталовложение позволило расправить крылья японским авто-производителям, прибыль стала расти, а вместе с ней и инвестиции.
«Благословенный дождь после засухи»
Именно такими заголовками пестрили все японские газеты. Корейская война дала самый мощный толчок в развитии автопромышленности в Японии. Сегодня остров входит в семерку государств с самой развитой структурой автомобилестроения. На эти семь стран приходится 75% всего объема производства и 70% продаж новых автомобилей по всему миру. Так что можно смело заказать пиццу в наро фоминске, как и в любом другом городе, ведь ее быстро доставят скорее всего на одном из японских автомобилей.
Несмотря на все сложности и скептические или даже пессимистичные речи некоторых специалистов Банка Японии и других финансовых кругов о том, что автомобилестроение — это малоперспективная отрасль, японцам все же удалось выйти на сегодняшний уровень. Конечно, важную роль сыграла Корейская война, которая превратила автопром в локомотив промышленного развития, но нет худа без добра. В те годы население Японии получило больше тридцати тысяч рабочих мест, а мы с вами можем позволить себе одни из самых комфортных и безопасных автомобилей.