Nd-avtodrom.ru

НД Автодром
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые правила расчета КБМ в 2020 году

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

kalinovsky / Depositphotos.com

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)

Считаем Кбм по-новому. Что изменилось в 2020 году?

Новый порядок определения Кбм был описан еще в 2018 году в Указании Банка России № 5000-У, регулирующем процесс расчета цены полиса ОСАГО. Но отдельные пункты данного документа начали действовать лишь в 2020 году.

Реформирование системы определения значения коэффициента бонус-малус разделили на три этапа в привязке к дате начала действия полиса:

  • до 31 марта 2019 года;
  • с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года;
  • с 1 апреля 2020 года.

Соответственно, применявшиеся ранее правила более не действуют. Отныне нужно ориентироваться исключительно на методику определения значения Кбм, действующую с 1 апреля 2020 года.

Основной посыл изменений в том, что теперь коэффициент бонус-малус более не обнулится при перерыве в страховании более года, а его значение определяется один раз в год и действует для всех полисов ОСАГО , в которые водителя впишут с 1 апреля текущего года по 31 марта следующего за ним года.

Фиксированный Кбм

Таблица значений коэффициента бонус-малус практически не изменилась. Из нее просто убрали классы Кбм, оставив прежние значения скидки в зависимости от количества лет безубыточного страхования. Например, если ранее у водителя не было ни скидки, ни повышающего коэффициента, то после года безубыточного страхования он получит пятипроцентную скидку.

За каждый год страхования без аварий по вине водителя полагается скидка в размере пяти процентов. Максимальная скидка – пятьдесят процентов.

Действующую методику определения Кбм лучше рассмотреть на конкретном примере. Допустим, что предполагается покупка полиса ОСАГО с одним водителем, допущенным к управлению автомобилем. Полис оформляется 10 мая 2020 года.

В таком случае при определении значения коэффициента бонус-малус будут использоваться сведения о всех авариях по вине этого водителя за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года включительно.

Например, если у водителя по предыдущему полису ОСАГО была скидка в размере пяти процентов, и в течение указанного периода он не спровоцировал ни одного ДТП, то скидку увеличат до десяти процентов.

Данная скидка распространяется на все полисы ОСАГО водителя, оформленные в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года. Если водитель спровоцирует ДТП, скажем, 1 сентября 2020 года, то значение Кбм изменится только по полисам, оформленным после 31 марта 2021 года.

Такая система позволит избежать путаницы при определении Кбм.

Кбм больше не обнулится

Другим важным новшеством стало упразднение возможности обнуления значения коэффициента бонус-малус при перерыве в страховании более года. Ранее возможность обнуления Кбм использовалась как лазейка для «аварийных» водителей.

Например, если в течение года водитель спровоцировал несколько ДТП, и его Кбм существенно увеличивал цену полиса в калькуляторе ОСАГО , то он просто оформлял полис без ограничения по водителям, и через год значение Кбм обнулялось до начального.

Кроме того, такая система была крайне невыгодной для аккуратных и ответственных водителей. При перерыве в страховании более года годами накопленная скидка обнулялась.

Теперь сведения о коэффициенте бонус-малус водителей в базе данных АИС ОСАГО не обнуляются при длительном перерыве в страховании. «Аварийным» водителям придется либо оформлять полис с нулевым Кбм на условии «без ограничений», либо покупать полис с учетом существенного увеличения цены из-за наличия ДТП по их вине.

Как избежать потери Кбм?

К сожалению, ни одна система, даже самая совершенная, не позволяет на сто процентов исключить ошибки. Всегда есть вероятность того, что сотрудник страховой компании допустит опечатку при передаче сведений о полисе ОСАГО в базу данных АИС ОСАГО.

И есть лишь один способ избежать обнуления Кбм вследствие такой ошибки: водителю нужно периодически проверять значение Кбм в базе Российского Союза Автостраховщиков. Для этого достаточно проверить корректность значения бонус-малуса спустя две-три недели после оформления полиса ОСАГО.

Проверить значение Кбм конкретного водителя можно на официальном сайте РСА .

Кроме того, желательно перепроверить значение бонус-малуса после замены водительского удостоверения.

Как известно, клиент обязан уведомить страховую компанию о факте замены этого документа. Чаще всего права меняют из-за истечения срока действия, но в некоторых случаях причиной замены становится смена фамилии.

В обоих случаях есть вероятность ошибки при передаче данных в базу АИС ОСАГО, что приведет к некорректному определению значения Кбм.

Если водитель своевременно узнает о наличии проблем с Кбм после замены прав, то будет значительно проще восстановить скидку. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением в компанию, допустившую ошибку при передаче сведений в АИС ОСАГО. Некоторые страховщики разрешают сделать это без личного визита в офис.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Что нового в тарифах ОСАГО с 24 августа 2020

  1. Как изменится стоимость ОСАГО с новыми тарифами
  2. Новые базовые ставки по ОСАГО
  3. Индивидуальные тарифы ОСАГО на каждого водителя
  4. Новая таблица коэффициентов возраста-стажа
  5. За какие нарушения ПДД увеличится стоимость ОСАГО
  6. Когда можно оформить ОСАГО по новым тарифам

Как изменится стоимость ОСАГО с новыми тарифами

Новые базовые ставки по ОСАГО

Все тарифные коридоры базовых ставок выросли, в основном, в сторону увеличения. Для обычных водителей увеличилась только верхняя граница базовой ставки.

Максимальная базовая ставка ОСАГО для легковых автомобилей физических лиц увеличена до 5436 рублей (была 4942 рубля)

Но это не означает, что цена ОСАГО выросла: для каждого водителя будет использована индивидуальная базовая ставка.

Индивидуальные тарифы ОСАГО на каждого водителя

По новым правилам, базовая ставка для водителя без нарушений ПДД, может быть даже меньше, чем была до изменений.

Индивидуализация тарифов ОСАГО поможет аккуратным водителям снизить стоимость страховки. Новый закон будет стимулировать водителей к безопасной езде. Серьезные нарушения ПДД будут повышать стоимость страховки ОСАГО.

Новая таблица коэффициентов возраста-стажа

Немного изменились коэффициенты по возрасту-стажу.

А для неограниченной страховки коэффициент стал 1,94.

В целом, для молодых водителей ОСАГО стало дороже, для опытных — дешевле

Таблица КВС (коэффициента возраста-стажа) с 24.08.2020

В РСА отметили, что либерализация тарифов ОСАГО может вызвать повышенную конкуренцию среди страховых компаний — аккуратным водителям не потребуется компенсация по ОСАГО. В свою очередь это приведет к еще большему снижению цены на страховой полис.

Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас

и перестань уже переплачивать страховщикам!

Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее

“Поправки усилят борьбу между страховщиками за безубыточных клиентов, а значит, средняя стоимость «автогражданки» для них снизится.”

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс

За какие нарушения ПДД увеличится стоимость ОСАГО

Увеличение цен на страховку ждет водителей, которые:

  • Были лишены водительских прав за пьяное вождение;
  • Нарушали ПДД, в результате чего нанесли вред жизни и здоровью другого водителя или пассажиров;
  • Отказываются от медосвидетельствования;
  • Оставляют место ДТП;
  • Были неоднократно привлечены к ответственности за проезд на красный свет;
  • Превышали скоростной лимит более чем на 60 км/ч;
  • Выезжают на встречную полосу.

Если ОСАГО неограниченная, то будут учитываться нарушения собственника автомобиля.

Кроме нарушений ПДД, страховая компания может обратить внимание на иные обстоятельства:

  • Возраст ТС;
  • Пробег авто;
  • Наличие детей в машине;
  • Установка на автомобиле телематических устройств и другие.

Когда можно оформить ОСАГО по новым тарифам

Все нововведения должны применяться к договорам, заключенным после 24 августа. Однако, поправки не заработают с 25.08.2020. Это связано с тем, что Центробанк не подготовил всю необходимую документацию, а именно:

  • Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО;
  • Постановление правительства, которое скорректирует обмен информацией при ОСАГО.

На сегодняшний день “Ингосстрах” — единственная страховая компания, которая уже запустила индивидуальные тарифы.

У нас перед покупкой вы можете сравнить цены на ОСАГО в разных страховых компаниях и получить электронный полис на емайл.

Что такое КБМ в ОСАГО

Промо 03.06.2020 2

В 2019 году было принято несколько поправок Государственной Думой, которые повлияли на ОСАГО: диапазон тарифов увеличился, появился индивидуальный коэффициент, дисциплинированные водители стали платить меньше и обновились калькуляторы для расчета. В связи с этими изменениями, вы можете не заметить разницы в цене по полису ОСАГО: платите за страховку из года в год по одной цене, хотя ДТП по вашей вине не было. А безаварийная езда поощряется государством: это отображается в коэффициенте бонус-малус.

Иногда, водители не получают свою заслуженную скидку по ОСАГО из-за нескольких причин: у вас поменялись права или паспорт, страховой агент ввел ваши данные неверно в базу РСА или система обсчитала неверно КБМ.

В статье расскажем, как вернуть себе скидку на КБМ и сэкономить до 50% от стоимости страховки

Как рассчитывается КБМ

ОСАГО — обязательное страхование для всех автомобилистов. При этом стоимость полиса считает не страховая компания по своему желанию, а рассчитывает по методике, которую устанавливает Банк России. При этом, методика расчета для всех полисов в основном одинаковая, но получить свою скидку можно через коэффициент бонус-малус.Приведем пример расчета:

Допустим водитель страхует автомобиль уже 5 лет и не попадает в аварии уже более 5 лет, в таком случае его КБМ будет равен 0.75 — скидка на ОСАГО 25%. Если водитель попадает в аварию по его вине его КБМ будет уже равен 0.9 и скидка всего 10%. Для полного анализа можно ознакомится с таблицей КБМ.

Таблица КБМ 2020 года

В таблице КБМ приведено 15 классов, каждый присваивается в соответствии со сроком страхования автомобиля.

Что такое КБМ в ОСАГО расшифровка

Коэффициент бонус-малус или КБМ — это значение, которое устанавливается за безаварийное вождение. Всем водителям в начале присваивается КБМ равный 1. Если водитель попал в аварию — коэффициент увеличивается до 1.4. Если за год водитель не был виновником в ДТП — коэффициент падает до 0.95. Если не пользоваться машиной год и не продлевать полис ОСАГО, коэффициент обнулиться до первоначального — 1. Коэффициент нужен для того, чтобы водители стремились к безаварийному вождению. Максимальная скидка по КБМ — 50%.

При этом с 1 апреля 2020 года изменится порядок расчета КБМ: теперь рассчитываться он будет не из расчета года вождения, а в период с 1 апреля по 31 марта следующего года.

Читать еще:  Замена бензонасоса Форд Фокус 2: доступные способы

Узнать свой действующий коэффициент бонус-малус можно на сайте РСА https://autoins.org.

Ситуации потери КБМ

Часто, водители не в курсе своего коэффициента бонус-малус: оформили новый полис, оплатили и поехали. Но бывают ситуации, когда коэффициент бонус-малус рассчитывается неверно не по вине автовладельца: ошибка в базе РСА, невнимательность страхового менеджера и замена водительского удостоверения или паспорта. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно:

Смена водительских прав или паспорта

У автовладельца поменялся паспорт или ВУ по нескольким причинам: потеря, кража или истечение срока действия. Автовладелец меняет права или паспорт, приходит в страховую, чтобы перезаключить договор. Страховой менеджер вводит данные и отправляет их в базу РСА. База не опознает данные водителя и присваивает ему первоначальный коэффициент.

Невнимательность страхового менеджера

Автовладелец обращается в новую страховую компанию. Страховой менеджер вписывает основные данные, чтобы отправить их в базу Российского Союз Автостраховщиков. И допускает ошибку в фамилии или в цифре серии или номера паспорта, или водительского удостоверения. База РСА распознает водителя без скидки по ОСАГО и приравнивает КБМ к 1.

Ошибка в базе РСА

Автовладелец решает добавить члена семьи или друга в страховку. Обращается в страховую компанию. После страховой менеджер вносит нового водителя в страховку и отправляет данные дополнительного водителя в РСА. База РСА рассчитывает новый КБМ и при этом берет во внимание нового водителя, а не старого. КБМ обнуляется до 1 или более высокого коэффициента нового водителя.

Как восстановить КБМ

Для того, чтобы проверить правильно ли рассчитан КБМ в страховке — нужно узнать текущий коэффициент. Для этого — заполните заявку на сайте Российского союза Автостраховщиков: заполните ваше ФИО, серию и номер водительского удостоверения и данные по страховке. После этого система покажет историю вашего КБМ и подскажет если он посчитан неверно.

После этого база РСА предлагает обратиться в страховую компанию для того, чтобы восстановить его до нужного значения. Если вы хотите сделать восстановление КБМ в режиме онлайн — зайдите на сайт РСА https://autoins.org/vosstanovit-kbm. Введите свои данные: ФИО, данные по ВУ и дату рождения и подайте заявку на восстановление.

После данные отправляются в базу РСА и в течение 24 часа ваша скидка по ОСАГО восстановится. Можно ввести свою почту, чтобы получить результаты на почту, когда они будут готовы.

После, уже с восстановленным коэффициентом бонус-малус, можно обратиться в страховую компанию для перерасчета и возврата денег за переплату. Лучше всего проверить и восстановить КБМ, чтобы в будущем не переплачивать за страховку, если вы водите аккуратно.

Обращаем ваше внимание, восстановление скидки на ОСАГО для водителей которые попадали в ДТП невозможно, восстановление КБМ производится только в официальной базе РСА на законных условиях.

Материалы рубрики «Промо» публикуются на правах рекламы.

КБМ − коэффициент безаварийности

Что такое класс КБМ?

КБМ − коэффициент бонус-малус − это величина, которая участвует в калькуляторе расчета стоимости полиса ОСАГО. Данный коэффициент индивидуален для каждого водителя и зависит от наличия или отсутствия ДТП в течении календарного года. Соответственно КБМ может быть как повышающим коэффициентом в случае, если в течении года было зафиксировано ДТП по Вашей вине и страховая компания выплатила потерпевшей стороне за ремонт, так и понижающим для водителей, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия и проездили весь предыдущий год без аварий.

Таблица значений КБМ

Таблица КБМ от РСА (Российского Союза Автостраховщиков) включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент бонус-малус) и класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

КлассКБМПодорожание
Скидка
Количество страховых случаев (выплат)
1234
Класс, который будет присвоен
M2,45145%MMMM
2,3130%1MMMM
11,5555%2MMMM
21,440%31MMM
31нет41MMM
40,955%521MM
50,910%631MM
60,8515%742MM
70,820%842MM
80,7525%952MM
90,730%10521M
100,6535%11631M
110,640%12631M
120,5545%13631M
130,550%13731M
  • Общее количество классов − 15;
  • Максимальный класс − 13;
  • Минимальный класс − M;
  • Максимальный КБМ по ОСАГО в 2021 году − 0,5;
  • Минимальный КБМ по ОСАГО в 2021 году − 2,45;
  • Для начинающих водителей применяется 3 класс и КБМ = 1;
  • Определение класса осуществляется один раз в год − 1 апреля по итогам прошедшего года (с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего года);
  • Значение КБМ не обнуляется при перерыве в страховании ОСАГО;
  • Для нескольких автомобилей показатель КБМ является одинаковым;
  • Если в базе РСА несколько различных данных КБМ, то в расчете применяется минимальное значение КБМ.

Примеры расчета КБМ

В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 0,95, таким образом Вы получите 5% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,90 и еще 5% скидки (итого 10%)… и так далее…

Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 3 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 2,45. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,7), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,4 и страховка подорожает на 40%.

Коэффициент КБМ для нескольких водителей

Если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение. Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.

Коэффициент КБМ без ограничения водителей

При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.

Примечание: В заключении отметим, что проверить свой класс КБМ можно бесплатно в онлайн режиме на официальном сайте единой базы АИС РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

Новые правила расчета КБМ в 2020 году

Для россиян 1 апреля 2020 года произойдет автоматический перерасчет КБМ. Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, уже год для автомобилистов действует более удобная система расчета скидки за безаварийность.

После реформирования системы расчета КБМ 1 апреля 2019 года количество автовладельцев, имеющих “скидку” коэффициента бонус-малус, увеличилось. Так, по итогам 2019 года КБМ менее 1 имели 33,8 млн водителей, или 89% автовладельцев. Это на 2,6 млн человек (или на 5%) больше, чем по итогам 2018 года. Проверить свой КБМ автолюбители могут на сайте РСА https://autoins.ru/osago/raschet-stoimosti-osago/proverit-kbm/

Новое значение КБМ будет действительно с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года, т.е. будет применяться при расчете страховой премии по всем договорам ОСАГО, заключенным в указанный период, за исключением случаев установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО.

КБМ будет определен с применением значения данного коэффициента, рассчитанного 1 апреля 2019 года, и с учетом сведений о страховых выплатах, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года.

Игорь Юргенс напомнил, что реформа расчета КБМ была проведена для удобства автомобилистов.

По словам президента РСА, у действовавшей ранее системы КБМ был ряд недостатков: у одного водителя могло быть несколько разных КБМ (например, если он был лицом, допущенным к управлению, в разных полисах ОСАГО); ДТП по договору ОСАГО, заключенному без ограничений на количество допущенных к управлению лиц, не оказывало влияния на КБМ совершившего его водителя; при замене транспортного средства собственник утрачивал свой КБМ, накопленный по договору без ограничения количества водителей и т.п.

Новая система решила эти проблемы. Также отменено “списание” КБМ при длительном перерыве в заключении полисов ОСАГО: теперь история страхования продолжается даже при перерыве в страховании.

Для юрлиц значение КБМ автопарка установлено аналогично сроком на год как среднее арифметическое по всем автомобилям автопарка. Раньше у одного юридического лица было несколько разных КБМ применительно к истории страхования в отношении разных ТС, отметил Игорь Юргенс.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) для всех владельцев транспортных средств будет пересчитан в соответствии с указанием Банка России о страховых тарифах. Изменения в расчёте КБМ происходят в рамках реформирования системы ОСАГО, которая в дальнейшем подразумевает переход к более индивидуальному ценообразованию на полисы ОСАГО.

Актуальные коэффициенты ОСАГО на 2020-2021 год

При вычислении размера цены обязательного страхования ОСАГО применяются некоторые коэффициенты, влияющие на конечный результат.

Некоторые из них имеют фиксированное значение (например, территориальный или базовый), а какие-то меняются от размера стажа, возраста, количества ДТП водителя.

Вычисление стоимости ОСАГО происходит так: базовый тариф, который выставляется конкретной страховой компанией и выражается в рублях, умножается на все прочие коэффициенты. То есть фактически цена полиса ОСАГО зависит именно от базового тарифа (базовой ставки) определенной компании, так как все остальные значения остаются неизменными для конкретного человека в любой страховой компании.

Почему вообще страховки для разных людей, но для одинаковых автомобилей стоят по-разному? Потому что первый человек, например, опытный водитель, с большим стажем и с большим сроком безаварийной езды, а второй — новичок, уже попал в ДТП. Поэтому стоимость страховки первого будет намного ниже, чем второго. Таким образом страховые стараются обезопасить себя от рисков, связанных с неопытным или лихим водителем.

Изначально большинство коэффициентов равняются единице. Но при определенных условиях их значение может увеличиваться или уменьшаться. И сразу можно сказать, что самую большую сумму заплатят неопытные, молодые люди, которые живут в крупных городах.

Самый быстрый способ расчета страховки, без необходимости знать коэффициенты:

Какие коэффициенты учитываются в формуле расчета?

Рассчитать цену полиса можно самостоятельно по формуле:

ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КС х КП х КМ х КПР х КН = ЦЕНА ОСАГО

Получается, посчитать ОСАГО легко вручную, когда вы знаете все значения.вы можете ввести свои данные на нашем сайте в разделе калькуляторы экспресс-расчета стоимости ОСАГО, сайт выдает результат мгновенно

Ниже приведена расшифровка:

Свяжитесь с нашими специалистами из службы поддержки и они помогут с решением вашего вопроса.

Базовый коэффициент (тариф)

Базовый тариф (ставка) считается в рублях. Значение — фиксировано. Оно определяется Центробанком России, обуславливается категорией автомобиля, страхователем (физ. или юр. лицо), ценовой политикой и внутренними правилами компании (пол собственника, год выпуска автомобиля и т.д.), назначением использования автомобиля (такси или личное пользование), цветом и маркой ТС, семейным положением и варьируется в таких пределах:

  • (Физические лица) Мотоциклы: 625-1548 р.
  • Легковушки: 2471-5436 р.

Прочие данные смотрите в таблице:

КТ — коэффициент территории

КТ опирается на место регистрации собственника автомобиля. Таким образом, если собственник меняет место регистрации, необходимо сменить и территориальный коэффициент автомобиля.

Величина КТ зависит от самого города. Чем более плотно населен город, чем больше в нем автовладельцев, тем выше вероятность аварий и тем выше КТ.

  • КТ Москвы: 1.9
  • КТ Московской области: 1.7
  • КТ Санкт-Петербурга: 1.72
  • КТ Ленинградской области: 1.27
  • КТ Симферополя: 0.6

Исчерпывающий перечень представлен на сайте Центробанка России тут.

КБМ — коэффициент бонус-малус

Данный коэф. показывает, были ли аварии у водителя. Изначально КБМ=1.

За ежегодную езду без аварий человеку дается скидка 5%. При отсутствии аварий на протяжении нескольких лет КБМ падает до 0.5 и равняется скидке 5%.

Например, у молодого водителя в первый год КБМ=1. Если он не участвовал ни в одной аварии, скидка будет 5%, и КБМ уменьшится до 0.95. А если водитель попадет в ДТП, то КБМ взлетит до 1.55.

Максимальное значение КБМ выходит при регулярных авариях или при сбое в работе системы расчета. МАХ КБМ=2.45

Если вы считаете, что из-за чего-то ваш КБМ отображается некорректно, свяжитесь со страховой компанией, далее, если вопрос не решится, то идите в РСА или Центробанк.

Данные о КБМ находятся в базе Российского Союза Автостраховщиков.

Узнать их можно на сайте РСА: тут

КВС — коэффициент возраста и стажа водителя

С 2019 года существуют 58 подтипов по возрасту и стажу. Для “зеленых” и молодых водителей КВС выставляется максимальный — 1.93, а для пожилых и опытных — самый маленький — 0.96.

Стаж начинает отсчитываться с даты получения первого в жизни водительского удостоверения, даже если какое-то время права просто “лежат на полке”.

Если в один страховой полис вписаны несколько человек, то КВС берется по самому высокому значению среди этих людей.

Возраст
водителя (лет)
Стаж (количество лет)
123-45-67-910-1414 и более
16-211.931.91.871.661.64
22-241.791.771.761.081.061.06
25-291.771.681.611.061.051.051.01
30-341.621.611.591.041.00.960.95
35-391.611.591.580.990.960.950.950.94
40-491.591.581.570.950.94
50-591.581.571.560.940.93
59 и1.551.541.530.920.910.9
более

КО — коэффициент ограничения

Делится на 2 типа:

  1. С фиксированным количеством лиц (у каждого указывается ФИО, стаж, КБМ, ВУ). В таком случае КО=1
  2. Без ограничений. Автомобилем может управлять любой человек с действующими водительскими правами нужной категории. КО=1.94 (физ.лица). КО=1.97 (юр.лица). (Более актуальное значение КО смотрите на сайте РСА)

КС — коэффициент сезонности

Имеет значение только для “сезонных” водителей, которые пользуются автомобилем исключительно в течение какого-то периода времени, например, летом. Тогда страховой полис возможно оформить на 3 или 6 месяцев.

Например, КС за 3 месяца = 0.5, КС за 6 месяцев = 0.7. При покупке ОСАГО более чем на 10 месяцев КС=1.

Срок пользования транспортным
средством (в месяцах)
Коэффициент сезонности
30.5
40.6
50.65
60.7
70.8
80.9
90.95
10-121

КП — коэффициент периода (срока страхования)

Имеет значение для автомобилей, зарегистрированных за границей, для транзитных маршрутов или для иностранцев. При транзитном страховании КТ не влияет на итог. БТ при этом указывается по адресу регистрации владельца автомобиля. При страховании на 15 дней КП=0.2, при страховании более, чем на 10 месяцев КП=1.

БТ х КВС х КБМ х КО х КМ х КП = стоимость транзитного полиса ОСАГО.

Срок действия полисаКоэффициент периода
От 5 до 15 дней0.2
От 16 до 1 мес.0.3
2 мес.0.4
3 мес.0.5
4 мес.0.6
5 мес.0.65
6 мес.0.7
7 мес.0.8
8 мес.0.9
9 мес.0.95
10 мес. и более1

КМ — коэффициент мощности

Имеет значение исключительно для легковых автомобилей. Значение берется из ПТС или из СТС.

Если вдруг по какой-то причине мощность указана не в лошадиных силах, а в киловаттах, то вычислить можно по следующей формуле: 1 л.с. = 1.35962 кВт

Чем больше мощность (количество лошадиных сил), тем выше КМ.

Мощность двигателя
в лошадиных силах
Коэффициент мощности
До 50 л.с.0.6
51-70 л.с.1
71-100 л.с.1.1
101-120 л.с.1.2
121-150 л.с.1.4
Более 151 л.с.1.6

КПР — коэффициент наличия прицепа

Значение: от 1 до 3.

Зависит от типа и функции транспортного средства. Для легковых машин и для машин физических лиц КПР=1.

КН — коэффициент нарушений

СЕЙЧАС ЯВЛЯЕТСЯ ОТМЕНЕННЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ

За серьезное нарушение правил ОСАГО КН=1.5.

Какие нарушенные правила провоцируют повышение КН?

  1. Умышленно совершенное ДТП
  2. Вождение без страховки
  3. Езда в состоянии алкогольного, наркологического или токсикологического опьянения.

Заключение

Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО помогает не переплатить, т.к. вы направитесь в страховую с уже ясным пониманием конечной стоимости вашего полиса. А даже если цифры не совпадут, вы сможете спокойно разобраться в причине несостыковки, так как будете понимать, что к чему и почему.

При желании сэкономить время на самостоятельном расчете вы можете использовать наши быстрые калькуляторы.

Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Как рассчитывается КБМ?

Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

№ п/пКБМ за предыдущий годКБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
0 возмещений1 возмещение2 возмещения3 возмещения

больше 3 возмещений
1234567
22,452,32,452,452,452,45
32,31,552,452,452,452,45
41,551,42,452,452,452,45
51,411,552,452,452,45
610,951,552,452,452,45
70,950,91,41,552,452,45
80,90,8511,552,452,45
90,850,80,951,42,452,45
100,80,750,951,42,452,45
110,750,70,91,42,452,45
120,70,650,91,41,552,45
130,650,60,8511,552,45
140,60,550,8511,552,45
150,550,50,8511,552,45
160,50,50,811,552,45

Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

Как узнать свой КБМ?

Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

Что делать, если не получилось узнать КБМ?

Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Новые правила расчета коэффициента КБМ – 2020

novye_pravila_rascheta_koefficienta_kbm_-_2020.jpg

Похожие публикации

В 2020 году страховщики продолжают использовать коэффициент бонус-малус (КБМ) при расчете стоимости полиса ОСАГО. При этом с 1 апреля 2020 года были дополнены правила расчета КБМ для страховых тарифов. А именно, введена новая таблица КБМ (посмотреть ее можно ниже). Рассмотрим новые правила применения коэффициента с учетом нового законодательства.

КБМ (коэффициент бонус-малус): общие правила применения

Коэффициент бонус-малус (или коэффициент безаварийности вождения) – показатель, учитываемый при расчете стоимости полиса ОСАГО. Чем он ниже, тем меньше будет сумма страховой премии, уплачиваемой страхователем. Конкретный размер коэффициента зависит от критериев, устанавливаемых законодательно.

Основной действующий нормативный акт, регулирующий коэффициент бонус-малус – Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У. Также ЦБ РФ выпустил разъяснения по применению данного Указания в письме от 18.11.2019 № ИН-015-53/85.

В целях расчета стоимости полиса на обязательное страхование КБМ устанавливается для каждого конкретного водителя по состоянию на 1 апреля, а затем применяется до 31 марта следующего года. Коэффициент в указанный период не меняется за исключением случаев, указанных в п. 4 Приложения 4 к Указаниям № 5000-У, а именно, если информационная система АИС ОСАГО, фиксирующая сведения по каждому полису, отражает несоответствие КБМ, исчисленному при оформлении полиса (примечание 2 к письму № ИН-015-53/85).

Коэффициент применяется по всем полисам, оформляемым на водителя, вне зависимости от того, на каких автомобилях он будет ездить. Но если на один автомобиль полисы оформляют несколько водителей, то страховая компания производит сравнение (по данным на каждого водителя) коэффициентов бонус-малус и выбирает самый высокий КБМ между ними. При этом, если в полисе на автомобиль не указано ограничение на количество допущенных к управлению лиц, то КБМ принимается равным 1 (п. 7 приложения 4 к Указанию).

Также КБМ считается равным 1 на момент оформления полиса, если сведений о водителе в системе АИС ОСАГО нет (п. 6 приложения 4 к Указанию).

КБМ на юридическое лицо считается как среднее арифметическое между КБМ, определенным по всем ТС, владельцем которых является данное юрлицо (п. 8 приложения 4 Указания).

Рассмотрим подробно правила определения коэффициента КБМ по действующим нормативам Центробанка.

КБМ по ОСАГО (коэффициент бонус-малус) 2020 года: правила расчета

Основной источник данных, по которым считается коэффициент бонус-малус – таблица, приведенная в п. 2 Приложения 2 к Указанию № 5000-У. Отметим, что КБМ в документе официально называется коэффициентом страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения.

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года, при осуществлении обязательного страхования

Коэффициент КБМ на период КБМ

0 страховых возмещений за период КБМ

1 страховое возмещение за период КБМ

2 страховых возмещения за период КБМ

3 страховых возмещения за период КБМ

Более 3 страховых возмещений за период КБМ

Для определения КБМ таблица «читается» по следующему алгоритму:

1. Определяется КБМ, применявшийся в предыдущем страховом периоде.

Условимся, что КБМ считается для водителя, который в прошлом периоде оформил полис впервые: его коэффициент, как мы уже отметили выше, считается равным 1 на момент оформления полиса.

2. Значение КБМ, определенное на предыдущем шаге, находим в столбце 2 таблицы («Коэффициент КБМ на период КБМ»). В нашем случае это коэффициент со значением 1 (пятая строка таблицы).

3. Определяется, сколько было страховых случаев за период с 1 апреля года, предшествующего году оформления полиса, по 31 марта года, в котором оформляется полис.

4.Определяется фактический КБМ:

  • если в указанный период не было страховых возмещений (соответственно, не было аварий) – по столбцу 3 таблицы («0 страховых возмещений»);
  • если было 1 возмещение – по столбцу 4;
  • если было 2 возмещения – по столбцу 5;
  • если было 3 возмещения – по столбцу 6;
  • если было более 3 возмещений – по столбцу 7.

Допустим, что у нашего водителя не было аварий, поэтому смотрим столбец 3 в пятой строке: там указан коэффициент 0,95. Он и будет учтен при оформлении нового полиса ОСАГО.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус на следующий год? Очень просто:

1. Смотрим, в какой строке столбца 2 таблицы прописана цифра 0,95, находим что в шестой строке сверху.

2. Определяем аварийность за период действия КБМ 0,95, приходящийся на период действия второго полиса ОСАГО.

3. Если аварийности не было, выбираем столбец 3 по строке 6, видим значение 0,9. Это и будет КБМ на третий год.

Чему равен КБМ на начало четвертого года страхования, например? Это прямо зависит от аварийности. Если аварий не было совсем, то всякий раз при расчете полиса смотрятся ровно два элемента таблицы: строка с подходящим КБМ по столбцу 2 и столбец 3, по которому узнается новый КБМ.

В первый год страхования, мы условились, коэффициент равен 1. На второй мы подсчитали, 0,95, на третий – 0,90. Если аварий за период действия КБМ, приходящийся на третий по счету полис ОСАГО, нет, то:

  • смотрим седьмую строку сверху в столбце 2;
  • смотрим столбец 3 и находим новый КБМ 0,85.

Но если была, например, одна авария, то смотреть будем уже столбик 4 по седьмой строке: там будет коэффициент 1. Если было 2 аварии, то смотрится столбик 5, там коэффициент еще выше — 1,55. В этом случае на пятый год стоимость полиса будет считаться уже от коэффициента 1,55, который показан в третьей сверху строке столбца 2 таблицы. При отсутствии аварий, приходящихся на период действия КБМ в четвертом по счету полисе ОСАГО, смотрим столбец 3 по третьей строке: по ней находим новый КБМ 1,4 и т.д.

Таким образом, коэффициент бонус-малус зависит от «класса» водителя — от его умений соблюдать ПДД и избегать аварийных ситуаций на дороге. Чем более опытен и осторожен водитель, тем у него больше шансов иметь скидки при оформлении полиса ОСАГО. К слову, в Указании ЦБ № 5000-У (п. 4 Приложения 2) предусмотрен учет показателя, объективно отражающего опыт водителя – коэффициента КВС, который определяется исходя из возраста и стажа страхователя. Правда, он не имеет никакого отношения к КБМ (хотя и применяется наравне с ним при расчете стоимости полиса).

Отметим, что любой водитель может свой коэффициент бонус-малус проверить онлайн через сайт Российского союза автостраховщиков. Для этого нужно:

  • Зайти на официальный сайт РСА .
  • Нажать на ссылку «Проверить КБМ» (в правой части экрана).
  • Поставить галочку, согласившись на обработку персональных данных, ввести требуемые формой сведения и данные по договору ОСАГО.

Определенный на сайте РСА коэффициент бонус-малус затем можно использовать при предварительном расчете страхового полиса в других онлайн-сервисах (в том числе на сайтах страховых компаний).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Изменения ОСАГО в 2020 году

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

Изменения ОСАГО в 2020 году

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

Что не затронула реформа

Неизменно то, что ОСАГО обязательно для всех – без этого полиса вы не сможете купить машину в кредит или будете оштрафованы, если на дороге у вас проверят документы.

Базовые тарифы остались прежними, однако и сюда внесли поправки. Ранее тариф был единым, и в какую бы страховую компанию водитель ни обратился – стоимость полиса была одинаковой. Однако ЦБ все же решил повысить конкурентоспособность участников рынка. Так был введен коридор тарифов, благодаря которому страховщики могут сами устанавливать свои расценки, но только в пределах этого коридора. Этого изменения не коснулись, но сам коридор расширился – на 20% в меньшую и большую стороны. Таким образом, минимальная ставка стала еще меньше, а максимальная – выше. И если ваша СК придерживается больших ставок, то, возможно, выросла и стоимость полиса.

Не изменились и территориальные коэффициенты. Ознакомиться с актуальными данными можно в нашей статье.

Как изменился КБМ

КБМ – это коэффициент бонус-малус. Он применяется для расчета страховой премии в зависимости от того, сколько аварий произошло по вине водителя в течение года. Больше всего изменения коснулись именно этого аспекта ОСАГО. Одно из них – расчет КБМ не на период действия полиса, а на календарный год. Это, в свою очередь, помогло исправить много других недочетов этой системы.

Недочеты старых расчетов КБМ

Недостатки заключались в следующем:

  • На одного водителя могло быть зарегистрировано несколько КБМ. Происходило это в том случае, если он был вписан в несколько полисов на несколько машин.
  • Если гражданин становился виновником аварий на автомобиле с полисом на неограниченное число водителей, на его личный КБМ это ДТП не влияло.
  • Скидка обнулялась при смене ТС.
  • Накопленный бонус-малус сгорал, если в течение года водитель не садился за руль авто и не оформлял новую страховку.

Как исправили недостатки

Во-первых, решена проблема с множеством КБМ и путаницей, которая могла возникнуть при оформлении полиса, если за водителем числятся какие-либо ДТП. Поэтому начисленный при покупке ОСАГО коэффициент теперь действует в течение всего календарного года. Количество аварий, «записанных» на водителя, не влияет на размер КБМ до пересчета. До этой поправки показатель мог меняться в течение года.

Перерасчет КБМ теперь будет производиться сразу для всех водителей 1 апреля каждого года. В 2020 году водителям с несколькими коэффициентами дали своеобразную амнистию, присвоив им наименьший КБМ и значительно снизив стоимость полиса. При новом расчете будут учитываться данные об авариях, произошедших с 1 апреля по 31 марта. То есть если вы стали виновником ДТП в мае 2020 года, то это повлияет на коэффициент только в 2021 году.

Грубые нарушения ПДД также будут учитываться при расчете стоимости полиса. Так, если вы водили машину в нетрезвом виде, отказались от медицинской экспертизы, сбежали с места ДТП или неоднократно проезжали на красный и выезжали на встречку, страховая компания учтет это в течение года. Однако только в тех случаях, если инспектор ГИБДД составил протокол ДТП. Фиксация камерами в расчет браться не будет. Если не было аварии, страхового случая и выплаты пострадавшему, то нарушения не повлияют на КБМ.

Изменения коснулись и юридических лиц. Если раньше у всех ТС компании был разный КБМ, то с 1 апреля 2020 года у них единый бонус-малус в размере среднего арифметического по всем действующим страховкам. Страховка подорожает для всех, если хотя бы один водитель станет виновником аварии, или подешевеет, если все водители проведут год без аварий.

Еще одна разрешенная проблема – отсутствие некоторых водителей в базах данных страховщиков, то есть тех, кто оформлял полис без ограничения числа допущенных к ТС водителей. Для водителей, не зарегистрированных в базе, КБМ будет равен 1.

Коронавирус на пользу водителям

Казалось бы, что хорошего в карантине? Однако водителям он сыграл на руку. Дело в том, что многие автомастерские закрылись на период самоизоляции. А это привело к тому, что водители, которым в апреле—мае нужно было переоформить автогражданку, не смогли получить диагностическую карту.

ЦБ пошел автомобилистам навстречу. На период с 1 марта по 30 сентября 2020 года водители могут получить ОСАГО без прохождения технического осмотра. Однако постепенно строгие ограничения снимаются, автомастерские – открываются, а значит, страхователям потребуется предоставить документы в СК до 31 октября 2020 года. В противном случае страховщик, конечно, выплатит компенсацию пострадавшим, однако потребует эти деньги с самого водителя.

В случае если карантин и строгие меры самоизоляции придется продлить, правительство РФ может увеличить срок оформления ОСАГО без техосмотра, однако не более чем на 90 дней.

Стаж и возраст имеют значение: изменения в КВС

Многие автолюбители отмечали несправедливость: молодые водители с маленьким стажем вождения могли заплатить за страховку столько же, сколько опытные. И наоборот.

Дело в том, что категорий возраст-стаж было всего четыре:

  • Возраст от 18 до 22 лет;
  • Возраст свыше 22 лет;
  • Стаж до 3 лет;
  • Стаж от 3 лет и старше.

Для разных комбинаций этих категорий было всего 4 коэффициента КВС (возраст-стаж) – от 1 до 1,8. Таким образом, гражданин, в 25 лет, имеющий стаж вождения 3 года, покупал ОСАГО за ту же цену, что и опытный 40-летний водитель со стажем более 20 лет. Юные водители, получившие права в 18 лет, могли подождать 4 года и сесть за руль без удорожания полиса.

Однако реформа ОСАГО увеличила количество категорий возраста и стажа до 58. Минимальный коэффициент для опытных взрослых водителей теперь составляет 0,93 (против 1 в 2018 году), а максимальный, для «зеленых» – 1,87. Подробную таблицу можно найти в нашей статье.

Больше водителей – дороже страховка

Оно и понятно: водители, вписывающие в страховку на свою машину членов семьи или друзей, знают, что такой полис стоит дороже и, как правило, его стоимость рассчитывается из стажа самого неопытного водителя из списка. Других повышающих коэффициентов на такое ОСАГО нет.

Однако есть полисы с неограниченным числом водителей – и ездить на таких автомобилях может кто угодно. К этой страховке применяется повышающий коэффициент, и в 2020 году он стал выше для физических лиц. Сейчас он выглядит так:

  • для физлиц – 1,87 (до 2019 года – 1,8);
  • для юрлиц – 1,8 (без изменений).

То есть тем, кто не вписывает конкретных водителей в полис, придется платить примерно на 4% больше, чем раньше.

И другие поправки

Уже в июне 2020 года можно будет внести поправки в полис ОСАГО и получить его всего за 20 минут. Правда, это касается только тех случаев, когда страховщику не нужно доплачивать за перевыпуск полиса. В случае с доплатой сроки все те же – 2 дня.

Ранее страхователи проводили осмотр самостоятельно, если сам клиент этого не делал. Теперь СК обязаны уведомлять своих клиентов о проведении независимой экспертизы пострадавшего в ДТП автомобиля – не позднее чем за три дня до процедуры. Уведомление будет передано по электронной почте или «иным способом», подтверждающим, что вас информировали об экспертизе.

Сокращается и количество коэффициентов, влияющих на стоимость ОСАГО. Теперь не будет учитываться Кпр, который применялся при использовании прицепа, и КН, назначающийся за грубые нарушения условий страхования (предоставление ложных сведений, намеренное создание ситуации для страхового случая и т. д. ).

Отдельной проблемой был коэффициент КН. Дело в том, что по правилам оформления Европротокола извещение о ДТП нужно отправить в страховую компанию в течение 5 дней. Однако часто клиенты либо не знали об этом, либо по каким-то причинам не успевали уведомить СК. В итоге страхователи пользовались этим и повышали стоимость полиса за счет нарушения договора по ОСАГО. Исключение этого коэффициента позволит избежать несправедливых наценок.

Коэффициенты в полисе ОСАГО: расшифровка, что означают, как рассчитываются

Расчет стоимости

Для расчета стоимости применяются формулы. Они включают в себя ряд показателей. Для физических и юридических лиц отличия составляются в размере коэффициентов. Основная формула предполагает перемножение базовой ставки на все применяемые коэффициенты.

Важно отметить, что базовый тариф устанавливается страховой компанией. Это размер должен находится в пределах официально утвержденных показателей ЦБ РФ. В 2019 году были изменены размеры базовых ставок, поэтому необходимо внимательно ознакомиться с предложениями и выбрать наиболее выгодное.

Для клиентов, которым необходимо оформить страховку на автомобиль, важна расшифровка коэффициентов, применяемых в полисе ОСАГО 2019.

Сама формула, по расчетам имеет следующий вид:

Стоимость полиса = БК*КМ*КБМ*КТ*КО*КС*КВС*КСС.

Чтобы правильно выбрать базовую ставку, необходимо выбрать из списка нужно транспортное средство.

В зависимости от категории ТС, базовая ставка может составлять:

  • Для мотоциклов и мопедов от 694 до 1407 рублей.
  • Для ТС, относящихся к категории В и ВЕ для юр. лиц составляет от 2058 до 2911 руб., а для физ. лиц – от 2746 до 4942 руб. Автолюбителям, которые заняты в таксомоторной деятельности ставка варьирует от 4110 до 7399 рублей.
  • Категории С и СЕ зависят от массы ТС. Максимальная масса до 16 тонн, предполагает ставку от 2807 до 5053 руб.
  • Масса более 16 тонн – 7227-7609 рублей.

Классификация коэффициентов

Применяются следующие коэффициенты:

  • КТ. Территориальный коэффициент, который зависит от региона проживания застрахованной. Для физического лица таким показателем является прописка в паспорте. А юридическим лицам определяется показатель, исходя из зарегистрированного адреса компании.

В зависимости от города, коэффициент КТ, используемый в полисе ОСАГО, имеет разное значение.

н/пГородКТ для ТСКТ для тракторов и самоходных машин и механизмов
1Москва21,2
2СПБ1,81
3Тамбов1,80,8
4Симферополь0,60,6
5Казань21,2
6Красноярск1,81
7Пермь21,2
8Хабаровск1,71
9Астрахань1,41
10Волгоград1,30,7
  • КБМ. Его значение определяется исходя из количества страховых случаев. Если обратившееся лицо имеет водительский стаж, в котором последний год является абсолютно безаварийным, то такой показатель уменьшает окончательную стоимость страховки. Данному коэффициенту присвоено 15 классов. Определяя данный показатель, необходимо воспользоваться таблицей, которая позволит определить класс ТС.
    Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя
    Коэффициент0 страховых выплат1 страховая выплата2 страховые выплаты3 страховые выплаты4 страховые выплаты и более
    2,45ММММ
    2,31ММММ
    1,552ММММ
    1,431МММ
    141МММ
    0,95521ММ
    0,9631ММ
    0,85742ММ
    0,8842ММ
    0,75952ММ
    0,710521М
    0,6511631М
    0,612631М
    0,5513631М
    0,513731М
  • КВС – значение, определяемое возрастом и стажем лица, управляемого автомобилем. Водители, моложе 22 лет, которые получили права не менее 3 лет назад, могут ориентироваться на показатель 1,8. Минимальный КВС равен 1. Он может применяться только в том случае, если водитель достиг 22 лет и имеет водительский стаж в 3 года.
    Возраст, летСтаж, лет
    123-45-67-910-14Более 14
    116-211,931,901,871,661,64
    222-441,791,771,761,081,061,06
    325-291,771,681,611,061,051,051,01
    430-341,621,611,591,041,041,010,960,95
    535-391,611,591,580,990,960,950,950,94
    640-491,591,581,570,950,950,940,940,94
    750-591,581,571,560,940,940,940,940,93
    8старше 591,551,541,530,920,910,910,910,90
  • КО. Зависит от количества людей, которые имеют право управлять ТС. При этом важно понимать, что составляется договор с ограничением количества водителей (1) и без ограничений (1,8).
  • КП. Коэффициент применяется в определенный период времени. Он может не применяться в ограниченные периоды времени года.
  • КН. Его ставка от 1 до 1,5. Эту корректировку в обязательном порядке применяют все страховые компании. Она зависит от количества выявленных нарушений.
  • КС. Сезонный показатель, который зависит от количества времени, которое планируется для регулярной или разовой езды.
Кол-во месяцевКС
23
30,5
40,6
50,65
60,7
70,8
80,9
90,95
101
  • КП – срок страхования. Он также зависит от количества страховых дней (периодов):
СрокКП
2 дня2
5-15 дней0,2
16 дней – 1 месяц0,3
2 мес.0,4
3 мес.0,5
4 мес.0,6
5 мес.0,65
6 мес.0,7
7 мес.0,8
8 мес.0,9
9 мес.0,95
10 мес.1
  • КПр – Наличие прицепного устройства, которое может использоваться при движении ТС на постоянной или непостоянной основе. Он зависит от категории и цели эксплуатации прицепа для транспорта.
  • КМ Для многих автолюбителей остается вопросом, что означает коэффициент КМ, который учитывается в расчетах в полисе ОСАГО. Это значение напрямую зависит от мощности двигателя, установленного в транспортном средстве. С 2020 года этот показатель является постоянной величиной. Правилами установлен диапазон этого значения от 0,6 до 1,6. Поэтому, чем мощнее двигатель авто, тем выше стоимость страхового полиса.
    Мощность двигателя (лошадиных сил)Коэффициент
    До 50 включительно0,6
    Свыше 50 до 70 включительно1,0
    Свыше 70 до 100 включительно1,1
    Свыше 100 до 120 включительно1,2
    Свыше 120 до 150 включительно1,4
    Свыше 1501,6

Существуют ли скидки?

Несмотря на то, что все составляющие расчетной формулы являются утвержденными, окончательная стоимость может меняться. Каждому водителю приятно получить скидку. Однако, страховые компании самостоятельно подходят к расчету, учитывая законодательно утвержденные нормы.

Чтобы сэкономить, необходимо:

  • Внимательно ознакомиться с предложениями и выбрать наиболее выгодное.
  • Опыт безаварийной езды – шанс получить скидку. Она составляет от 5%. При наличии опыта безаварийной езды более 10 лет, каждый автолюбитель имеет возможность получить скидку до 50%.

Учитывая наличие всех коэффициентов, стоит обращать внимание на то, что ряд из них не зависят от владельца ТС. А такие, как КБМ могут стать приятным бонусом. Достаточно соблюдать ПДД и оставаться собранным и внимательным при управлении ТС.

Как рассчитывается КБМ при оформлении полиса ОСАГО по новым правилам?

Коэффициент бонус-малус — один из важнейших параметров расчета стоимости полиса ОСАГО. В 2019 году его применение (как и использование ряда прочих инструментов взаимодействия страхователя и страховщика) осуществляется в рамках реформы рынка автострахования. Ознакомимся подробнее со спецификой данного коэффициента, и с порядком его расчета — в соответствии с нормативными актами, принятыми в процессе реформы.

Расчет КБМ по-новому: особенности реформы

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2019 года будут применяться в соответствии с очередным этапом реформы ОСАГО, которая началась в 2019 году. Условно можно выделить три этапа данной реформы:

  • до 01.04.2019 года;
  • с 01.04.2019 по 01.04.2020 года;
  • с 01.04.2020 года.

В рамках первого этапа исчисление КБМ происходит, фактически, по тем же правилам, что применялись до реформы. При покупке полиса в течение данного этапа учитываются сведения по предыдущим полисам — действующим или же тем, что прекратили свое действие не позднее 01.04.2019 года.

В рамках второго этапа применяются следующие правила исчисления КБМ:

  1. Новый коэффициент считается по состоянию на 01.04.2019 года и действует до конца марта 2020 года.

При этом, соответствующий коэффициент не подлежит изменению: он будет заключаться при оформлении всех полисов ОСАГО до следующего пересмотра.

  1. Величина КБМ определяется как минимальная, что применялась для какого-либо из полисов, которые:
  • действуют по состоянию на 1 апреля 2019 года;
  • прекратили действие по состоянию на конец марта.
  1. Производится корректировка коэффициента с учетом тех страховых случаев, которые произошли в период с 01.04.2017 года по 31.03.2019 года. Страховые случаи, которые повлияли на исчисление минимального коэффициента, в расчет не берутся.
  2. В случае, если последний из ранее действовавших полисов гражданина закончился до 01.04.2018 год, то коэффициент принимается равным 1. То же самое — если гражданин ранее не включался в полис ОСАГО.

В рамках третьего этапа применяются следующие правила:

  • Коэффициент исчисляется каждый год 1 апреля (на год).
  • В целях исчисления КБМ берется в рассмотрение его величина за предшествующий период действия коэффициента (с начала апреля по конец марта следующего года).
  • Аналогично, для водителей, ранее не включенных в ОСАГО, применяется коэффициент 1.
  • Коэффициент изменяется с учетом страховых случаев, произошедших с начала апреля до конца марта следующего года.

Реформа ОСАГО призвана улучшить механизм взаимодействия водителей и страховщиков — который до ее начала характеризовался возможностью оформления полисов с разными КБМ (которые при этом привязывались по сроку действия к разным полисам). По задумке законодателей, необходимо, чтобы страховая история была закреплена за определенным водителем (то есть, не привязывалась к договору между ним и страховщиком). Сам факт необходимости реформирования КБМ может быть обусловлен, как считают представители власти, ростом количества жалоб страхователей на неверное исчисление коэффициента, о котором идет речь.

Рассмотрим теперь подробнее то, каким должен быть конечный вид схемы расчета КБМ — по факту завершения реформы.

Как будет считаться КБМ по завершении реформы?

Итак, одна из основных целей законодателя — приведение КБМ водителя к фиксированной величине (устанавливаемой по состоянию на 1 апреля и сохраняемой в течение года). К числу сопутствующих целей — которые ожидается достичь к концу реформы, относятся, в частности:

  1. Установление правила, по которому коэффициент не аннулируется в случае, если в течение года водитель не был включен в полис.
  2. Установление правила, по которому стоимость полиса зависит от величины КБМ всех водителей, которые вписаны в него — причем, в рассмотрение берется наибольшая величина коэффициента.
  3. Установление правила, по которому сама по себе цена открытого полиса на автомобиль — без ограничений по количеству допускаемых водителей, определяется исходя из того, что КБМ принимается равным 1.

При этом, вполне возможна ситуация, при которой виновником ДТП становится доверенное лицо — вписанное в открытый полис, а КБМ увеличится у владельца машины (как следствие, увеличится стоимость оформляемых им полисов, где количество водителей — ограничено).

  1. Предоставление страховщику возможности самостоятельно установить базовую ставку по каждому типу автомобилей — но только в пределах тех значений, что утверждены законодательно.

Основной нормативный акт здесь — Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У. Интервалы по базовым ставкам приведены в приложении № 1 к нему.

Собственно, Указание № 5000-У — основополагающий документ в сфере ОСАГО. Там можно ознакомиться, к примеру, с полной таблицей данных, используемых при расчете КБМ по завершении реформы (приложение № 5). В соответствии с этой таблицей, применяется 15 классов владельца ТС — к которым привязаны коэффициенты. Если наступают страховые случаи по вине владельца машины, то его класс понижается (соответственно, растет коэффициент и увеличивается стоимость последующих полисов).

Максимальный класс по приложению № 5 Указаний — 13 (ему соответствует коэффициент 0,5, самый маленький из числа утвержденных законодателем). Минимальный — класс М (которому соответствует коэффициент 2,45 — самый большой из предусмотренных законом).

Можно отметить, что при оформлении открытого полиса ОСАГО класс устанавливается с учетом класса, ранее зафиксированного в последнем действующем (или действовавшем) полисе такого типа. Если водитель — новичок в области ОСАГО, и не заключал договоров, то ему присваивается класс 3 (которому соответствует коэффициент 1). А в случае, если полис включает только определенных лиц, учитывается класс каждого водителя по полису. Если сведений, необходимых для установления класса, нет, то он принимается равным 3.

Если водитель заключал несколько договоров ОСАГО, то его класс устанавливается исходя из величины страховых возмещений по предшествующим договорам, которые закончились не ранее, чем за 1 год до момента подписания текущего договора ОСАГО. Также учитывается класс, установленный при оформлении последнего закончившегося полиса.

  1. Введение в действие инфраструктуры, позволяющей страховщикам при исчислении КБМ запрашивать сведения в автоматизированной системе участников рынка обязательного страхования.

Так, предполагается, что данная система будет включать сведения обо всех страховых возмещениях, осуществленных в пользу человека, который оформляет полис. Эти сведения должны будут соотноситься с периодами действия тех или иных КБМ. В случае, если страховщик обнаружит, что величина коэффициента не соответствует данным в автоматизированной системе, то величина КБМ подлежит корректировке за весь период использования неправильного КБМ.

Полезно будет также рассмотреть отдельно специфику расчета КБМ юрлицом, которое владеет ТС.

Расчет КБМ юрлица для полиса ОСАГО: нюансы

В случае с юрлицами принципы расчета КБМ — несколько иные, хотя и в некоторой степени похожие на те, что характеризуют расчет коэффициента обычными гражданами. Так, величина КБМ в отношении владельца ТС, который представляет собой юрлицо, устанавливается исходя из величины КБМ, что определены в отношении каждого ТС, которыми владеет соответствующее юрлицо.

Общий коэффициент исчисляется как среднее арифметическое по остальным КБМ. Сведения по ним берутся из договоров на страхование ТС, находящихся в собственности юрлица. Учитывается количество страховых случаев в период действия КБМ: сведения об этом прописываются в автоматизированной системе. Если таких сведений в системе нет, то КБМ юрлица по страхуемому ТС принимается равным 1 — как и по остальным ТС, которые данному юрлицу принадлежат.

Величина КБМ юрлица, как и в случае с коэффициентом для физлиц, также устанавливается по состоянию на 1 апреля на год. Она применяется при оформлении любых последующих полисов ОСАГО по машинам, которые принадлежат юрлицу.

Резюме

Расчет КБМ — одного из ключевых коэффициентов, используемых при исчислении стоимости полиса ОСАГО, будет осуществляться по-новому по ходу движения реформы рынка обязательного автострахования. Первый этап данной реформы идет до 1 апреля 2019 года — в рамках него изменения минимальны. На втором (до 1 апреля 2020 года) и третьем этапе (после 1 апреля 2020 года) ожидается внедрение основной части новшеств, предусмотренных главным регулирующим нормативным актом — Указаниями ЦБ РФ № 5000-У.

Страховщики будут оценивать величину КБМ исходя из принадлежности водителя к определенному классу — которых всего 15. Отсутствие аварийности сохраняет класс и позволяет повысить его. Минимальный коэффициент по Указаниям № 5000-У составляет 0,5, максимальный — 2,45. Для водителя-новичка применяется коэффициент 1. Исходная величина коэффициента в любом случае будет зависеть от показателей по последним «дореформенным» полисам: при этом, берется минимальный коэффициент.

Рассчитывается КБМ по состоянию на 1 апреля года, далее — используется в неизменном виде в течение года по всем полисам ОСАГО. По открытому полису КБМ всегда равен 1 (при том, что дорожный инцидент может повлиять на увеличение коэффициента для владельца ТС). По закрытому полису на несколько водителей — определяется исходя из максимального коэффициента из числа тех, что определены для данных водителей.

Основные принципы определения КБМ для юрлиц в некоторой степени схожи с теми, что характеризуют исчисление коэффициента для граждан: целевой КБМ берется организацией исходя из отдельных показателей по полисам на разные ТС.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector