Что означает цвет свечей зажигания, и какого цвета они должны быть?
Hovax17-Region19 › Блог › Какой цвет свечи что значит
На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.
На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.
На третьем фото наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов. Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото
№4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.
Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.
Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.
Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.
Фото № 8 последнее в этом обзоре. Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный. Если вы хотите, чтобы с работой вашего двигателя было меньше проблем, не вспоминайте о свечах только тогда, когда мотор отказывается работать. Производитель гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе 30 тыс. километров пробега. Но и вы в свою очередь не забывайте с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара. Нагар удалять лучше металлической щеткой, от пескоструйной обработки разрушается керамика центрального электрода, и вы рискуете получить копию с фото № 7. Так же я бы рекомендовал менять свечи местами, это связано с разными температурными режимами работы цилиндров.
О чем может сказать вывернутая свеча и ее цвет
Существует немало способов диагностики состояния двигателя автомобиля. Среди наиболее часто применяющихся можно назвать компьютерную диагностику, измерение компрессии и другие, однако большинство из них требует специального оборудования. Тем не менее, существует признак, по которому довольно точно можно определить, насколько хорошо работает мотор, без использования дополнительных инструментов – это нагар на свечах зажигания. Внешний вид вывернутой свечи может о многом рассказать, о состоянии силового агрегата и корректности работы вспомогательных систем.
- Частая ошибка
- Как правильно
- Цвет нагара на свечах зажигания
- Нормальное состояние
- Черный
- Светло-серый, белый
- Коричневый, красный
- Масло на свечах
- Зольный налет
- Эрозия
- Бензин на свечах
Частая ошибка
Для получения достоверного результата нужно проводить осмотр после того, как двигатель долгое время поработал. В противном случае результат осмотра позволит сделать ошибочные выводы. Довольно часто встречается ситуация, когда водители зимой заводят холодный мотор и, услышав звук его неровной работы, глушат и выворачивают свечи.
Увидев черный нагар, делают преждевременные выводы о неисправности силового агрегата, забывая о том, что черный нагар может образоваться вследствие того, что при отрицательных температурах рабочая смесь принудительно обогащается, а вследствие того, что двигатель не прогрет до оптимальной температуры, она не успевает полностью сгореть. Неустойчивая же работа вполне может объясняться неисправностью высоковольтных проводов, которые давно нужно заменить.
Как правильно
Таким образом, чтобы получить достоверный результат, лучше всего проехать не менее двухсот километров на заведомо чистых исправных свечах зажигания. В этом случае вероятность ошибки практически полностью исключается.
По состоянию вывернутой свечи можно определить, какое расстояние проехал автомобиль после последней замены. Конечно, подсчет получается приблизительным, в качестве исходных данных принимается то, что расстояние между электродами стандартной свечи увеличивается на 0,015 мм с каждой тысячей пройденных километров. Ресурс обычных свечей, как правило, невелик и составляет 30 тысяч километров пробега. В магазинах в качестве альтернативы предлагаются многоэлектродные. Они имеют два преимущества:
- увеличенный ресурс (порядка 60 тысяч км);
- равномерное распространение фронта пламени в цилиндре, независимо от того, как вкручена свеча зажигания.
Во многих современных автомобилях применяются иридиевые или платиновые свечи. Их отличает тонкий центральный электрод (около 0,4 мм). Менять их приходится раз в сто тысяч километров, а благодаря маленькому диаметру центрального электрода искра образуется практически в одном и том же месте, одной и той же силы.
Цвет нагара на свечах зажигания
Нормальное состояние
Если с мотором автомобиля все в порядке, то отложений на изоляторе будет немного, а его цвет может варьироваться от светло-коричневого до кофейного. Никаких следов масла на свече не может быть. Электрод умеренно выгорает. В случае с иридиевой свечой даже выгорание, скорее всего, останется незамеченным.
Любой другой цвет и состояние свечи является отклонением от нормы и требует повышенного внимания.
Черный
Если изолятор и электроды покрывает бархатистый черный нагар, это свидетельствует о том, что система питания готовит излишне богатую смесь. То, насколько сильный нагар, говорит о степени переобогащения рабочей смеси. Причины кроются в том, что карбюратор неправильно отрегулирован, либо произошел сбой в работе электронного блока управления инжекторным двигателем (например, засорился воздушный фильтр, вышел из строя датчик кислорода, либо неисправен механизм привода воздушной заслонки). Сопровождается данное явление повышенным расходом топлива.
Светло-серый, белый
Светло-серый или белый цвет изолятора свидетельствует о том, что мотор, наоборот, работает на излишне бедной смеси. Если своевременно не принять меры к устранению проблемы, далее последует перегрев или оплавление свечей зажигания, либо перегрев камеры сгорания, который в дальнейшем приведет к прогару выпускных клапанов. Причины появления такого нагара могут быть разными: слишком низкое калильное число («горячая» свеча), применение низкооктанового бензина, большое опережение зажигания. Также необходимо обратить внимание, не проявляется ли такое явление как калильное зажигание, если оно имеет место быть, следовательно, свечи перегреваются во время работы.
Коричневый, красный
Коричневый или красный нагар на изоляторе, сравнимый с цветом красного кирпича, появляется вследствие работы мотора на бензине, содержащем соединения свинца или других металлов. Данные соединения добавляются в горючее в виде присадок для увеличения октанового числа. Если двигатель долго работал на этилированном бензине, на поверхности изолятора образуется коричневый токопроводящий налет, в результате чего нарушается нормальное искрообразование.
Масло на свечах
Следующий вариант – нагар со следами моторного масла на свече. Как правило, после продолжительной стоянки мотор первое время после запуска троит, а выхлопные газы имеют бело-синий цвет. После прогрева все симптомы исчезают. Дополняет картину увеличенный расход масла. Такие признаки говорят о неправильном температурном режиме в цилиндре. Причины образования маслянистого нагара – слишком «холодная» свеча (с большим калильным числом), износ поршневых колец, маслосъемных колпачков или направляющих втулок клапанов.
Если вывернутая свеча покрыта толстым слоем масла остатками несгоревшего бензина и механическими примесями, значит, данный цилиндр не работает вследствие разрушения клапана или перегородки между поршневыми кольцами, в результате которого частицы металла попадают между клапаном и его седлом. Мотор в данной ситуации троит непрерывно, расход топлива может вырасти в полтора-два раза.
Может случиться и так, что у вывернутой свечи вовсе не окажется ни центрального электрода, ни изолятора. Это происходит в результате продолжительной работы мотора с детонацией, применение низкооктнового бензина, слишком раннее зажигание или заводской брак. Сопутствующие симптомы аналогичны описанному выше случаю. При удачном стечении обстоятельств обломки электрода и изолятора попадут в выхлопную систему и не застрянут между клапаном и седлом, в противном случае потребуется ремонт или замена головки блока цилиндров.
Зольный налет
Свеча может быть покрыта зольными отложениями, их цвет не имеет значения (нагар может быть белый, серый или черный). Это происходит из-за попадания масла в камеру сгорания. Причины образования такого нагара – залегшие кольца или выработка цилиндра. В качестве сопутствующих признаков наблюдается повышенный расход масла, сильный синий выхлоп с характерным запахом, похожий на мотоциклетный.
Эрозия
При долгой эксплуатации свечей без замены, на боковом и центральном электродах заметно проявляются следы эрозии, изолятор при этом может иметь белый, коричневый или кофейный цвет. Мотор автомобиля непрерывно троит, не развивает полной мощности, неустойчиво работает на холостом ходу. Причины этого – несоблюдение интервалов замены свечей зажигания или применение бензина, содержащего тетраэтилсвинец. Соединения свинца вызывают в цилиндре химические реакции, в результате которых происходит быстрое разрушение электродов.
Бензин на свечах
Наконец, последний случай, когда вывернутая свеча оказывается залитой бензином. Если она выкручена не сразу после запуска двигателя в мороз, это свидетельствует о том, что система зажигания, карбюратор или инжектор неисправны. Можно попробовать продуть и высушить свечу, если картина повторится, придется заняться ремонтом.
» alt=»»>
Диагностика двигателя по цвету нагара свечи и правильный их подбор
- 105 2 64k
- 380 11 379k
Опытные водители и механики знают о том, что вывернутая свеча может стать хорошим диагностом в определении состояния двигателя и системы зажигания! В нормально работающем двигателе цвет свечи зажигания варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Если в моторе вашего авто он не таким цветом как должны быть, тогда смотрите видео и учтите диагностические выводы профессионала.
Цвет свечей зажигания — каким должен и может быть?
Дабы лучше сориентироваться по цвету нагара при диагностике двигателя по цвету нагара, а также правильно подобрать их именно для своего двигателя и потребностей приведем таблицу значения цвета:
Цвет свечи зажигания | Характеристика нагара | Рекомендации по устранению |
---|---|---|
Светло-коричневый (нормальный цвет свечи) | Именно таким цветом должны быть свечи зажигания при хороших показателях. Свидетельствует что тепловая характеристика выбранной свечи в норме, двигатель, топливная и система зажигания работают стабильно | Если нагар и отложения минимальны, а выгорание электрода умеренное, то свечу можно смело вернуть на рабочее место |
Бархатисто-черный цвет из сухой копотью или черный глянцевый с мокрым налетом | Типичная свеча в двигателе с обогащенной топливной смесью и повышенным расходом. Такой нагар будет пахнуть бензином. | Если это в двигателе карбюраторного авто, то нужно отрегулировать подачу бензина. В инжекторном авто сбой в работе системы управления подачей топлива может иметь несколько причин – это и отказ датчика кислорода, и неисправности привода дроссельной заслонки, и расходомер воздуха, и даже банально засоренность воздушного фильтра. Подробнее о причинах переобогащения смеси читайте тут. |
Глубокий-черный с маслянистым блеском | Маслянистый черный шлак на изоляторе, сопровождающийся повышенным расходом масла, свидетельствует об попадании масла в камеру сгорания. Это может быть вызвано прохудавшими маслосъемными кольцами, задубевшими маслосъемными колпачками или износом цилиндров и направляющих втулок клапанов. Для точной диагностики требуется дополнительное обследование. | Произвести детальную диагностику двигателя и устранить кроющуюся внутри неисправность, после чего поменять свечи. |
Чёрная копоть | Нагарообразование на свечи черного, напоминающая замшу, цвета возникает, как и в предыдущем варианте, вследствие неправильно определённой тепловой характеристики свечи для этого двигателя и режима эксплуатации – слишком «холодна». Не происходит самоочищения. Такое часто случается, когда городской цикл сопровождается невысокими скоростями, частыми остановками и стартами. | Если на свече нет дефектов, можно возобновить работоспособность хорошей очисткой, но если не изменить стиль езды ситуация вновь повторится, поэтому целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (с меньшим калильным, числом). |
Светло-серый цвет | Говорит об обеднении воздушно-топливной смеси. Может возникать как вследствие неправильной дозировки, так и подсосе воздуха. Езда при таком смесеобразовании повышает нагрузку на двигатель. А это, в свою очередь грозит перегревом камеры сгорания и прогару клапанов. | Проверить момент зажигания, может быть большое опережение. Заправиться на другой заправке, возможно вы заправлялись топливом плохого качества. Больше о причинах бедной смеси и их устранению найдете здесь. |
Белый нагар с сероватым оттенком | Если изолятор в нагаре белого цвета без изменения электродов – это также свидетельствует бедную смесь, но если при этом оплавлены электроды – калильное зажигание (свеча слишком «горяча»). | Пересмотреть тепловые характеристики свечей или возможно зажаты клапаны (проверить зазоры). Проверить как ведет себя авто при выключении двигателя – калильное зажигание проявит себя в нежелании мотора глохнуть после выключения. Свечу следует поменять, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику. Как правильно подобрать свечи для своего автомобиля вы найдете тут. |
Белый налет на электродах либо полностью чистые и мокрые | Не стоит путать белый налет и такого же цвета нагар. Ведь в данном случае, чисто белый осадок, будет обусловлен попаданием антифриза в цилиндр двигателя. Налет на центральном и боковом электродах будет сопровождаться белым выхлопом из трубы, а сами свечи иметь сладковатый запах. При пробитой прокладке ГБЦ свечи будут мокроватые и вовсе вымытые, от какого либо нагара. | Заменой свечи тут не обойтись, нужно дополнительно произвести осмотр и блока двигателя и устранить проблему попадания жидкости. Старые свечи можно восстановить чисткой и просушкой |
Грязно-белые пористые отложения | Такой нагар будет пахнуть тухлым яйцом (сероводород). Свинцовые отложения грязно белого цвета говорит об использовании сильно этилированного бензина присущего в антидетонационных присадках. | Если боковые и центральные электроды не повреждены то свечу можно очистить пескоструем или выпалить, после чего она может быть повторно пригодна для работы, но топливо нужно менять. |
Красного (кирпичного) цвета | Оттенок красноватого цвета на изоляторе говорит о работе двигателя на бензине с примесями свинца. Отложения кирпичного цвета ухудшают образования искры, поскольку такой налет токопроводящий, хотя омметр этого и не зафиксирует при проверке. | Однозначно менять заправку и заменить свечи. Топливо содержит избыток присадок имеющих в составе металл и марганцевые добавки, использующихся для повышения октанового числа. |
Оранжевый (коричневый) налет с сухой копотью | Свеча в копоти оранжевого цвета образовалась в результате детонации при сгорании бензина с низким октановым числом или раннего зажигания. | Работа двигателя при таких условиях составляет опасность не столько для свечей, сколько для поршней. Меняйте и свечи и заправку. Перегружать двигатель на таком топливе категорически запрещается. |
Глянцевый изолятор желтого цвета | Желтая глазурь на изоляторе свечи зажигания образовалась в результате регулярно быстрого возрастания температуры в камере сгорания впоследствии быстрого ускорения. Такой цвет свечи часто могут увидеть любители драгрейсинга, поскольку резкий набор скорости сопровождается очень высокой температурой в цилиндре из-за которой все находящиеся на поверхности изолятора отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. | На таких свечах ездить не рекомендуется, поскольку, так как покрытие токопроводящее, возникают сбои искрообразования (в частности на больших оборотах). Поэтому, свечи, поверхность изолятора которых глянцевая и имеет желтоватый цвет – подлежат замене. |
Учтите все эти моменты и не эксплуатируйте автомобиль на плохо работающих свечах, ведь они могут стать причиной не только нестабильной работы двигателя, но даже износа поршневой (при разрушении), проводов высокого напряжения или катушки зажигания (поскольку между электродами возникает повышенное пробивное напряжение). А цвет свечей зажигания станет отличной подсказкой о состоянии двигателя вашего автомобиля.
Zündung: диагностика свечей зажигания по внешнему виду и определение причин черного нагара в карбюраторе и инжекторе
Бензиновому двигателю без свечки не жить! Она представляет собой простой разрядник с центральным и боковым электродами. Между ними образуется дуга, поджигающая сжатую смесь топлива и воздуха в необходимые периоды времени. Работать своеобразной «спичкой» тяжело, поскольку температурные условия имеют широкий диапазон. Свою лепту вносят отложения на деталях воспламеняющего элемента и аккумулятор, который может «устать» как внезапно, так и в течение коротких поездок в пределах города.
Прогноз состояния силовой установки по цвету нагара свечей зажигания: признаки нормального состояния и перенасыщения присадками
Проверить свечи зажигания и их состояние по цвету нагара совсем нетрудно. Их градация по колеру рабочих поверхностей такова:
- Светло-коричневый.
- Светло-серый.
- Черный.
- Красный.
- Белый.
Воспламенитель нормально работающего мотора с кондиционным смесеобразованием и должной экономичностью имеет кремово-коричневатый или порошкообразный серый цвет. Он же указывает на то, что двигатель либо не кушает масло, либо его расход сопоставим с заводскими рекомендациями. По такой раскраске конуса изолятора можно сделать вывод о том, что калильное число разжигателя соответствует показателю, заложенному при проектировании мотора.
К сведению. Калильное число – интерпретированное время, по истечении которого смесь будет самопроизвольно воспламеняться (калильное зажигание). Эффект нежелательный.
Любителей заливать присадки в топливо специалисты спешат предостеречь. Чрезмерные дозы вызывают покраснение электродов «зажигалок» до уровня красного кирпичного оттенка. Предотвратить это легко – достаточно прекратить использование автомобильной химии, сменить бензин.
Если же есть монолитная уверенность в том, что добавка нормальная, то корень проблемы может скрываться в передозировке. Сокращение объема использования средств, добавляемых в бензин или масляную жидкость – верный путь к исключению красного налета. Единственно правильным он будет в том случае, если рыночное снадобье не содержит запрещенные к употреблению марганец и свинец. Встречаются случаи, когда концентрация металлосодержащих веществ в бензине и на АЗС превышает норму. При таком положении дел стоит задуматься о смене источника топлива.
Для информации. Красный налет опасности для свечного элемента не представляет.
Как выполняется диагностика свечей зажигания на основании внешнего вида: черный нагар
Темный непрозрачный налет на электродах может указывать на многочисленные неполадки. Прежде чем анализировать их, разделим черные образования по структуре на три независимые группы:
- Маслянистая (влажные отложения).
- Бархатистая или рыхлая (сухая копоть).
- Твердая.
Маслянистая текстура
В ответ на наличие маслянистого нагара диагностика свечей зажигания по внешнему виду изолятора выдаст экспертное заключение – в камеру сгорания попадает масло. Электроды мокрые из-за смазки – капремонта не избежать. Изображенная на фото ситуация может произойти по трем причинам:
- Изношены маслосъемные колпачки клапанов.
- Ресурс поршневых колец подходит к концу.
- Направляющие втулки клапанов разбиты.
Разделить виновников поможет измерение компрессии. Если она в норме, то проблема связана с герметичностью хода клапанов. Имеет право на жизнь и такой аспект: резьба в масле – причина в ГБЦ (с втулками/колпачками клапанов). Возможно попадание смазки из-под клапанной крышки через свечной колодец.
Параллельно с осаждением масла на электродах свечей глушитель выводит газы бело-синего цвета. Еще один возможный симптом – троение силовой установки в начале прогрева.
Для справки. Частная вариация признаков попадания масляно-воздушной эмульсии в камеру сгорания – зольные отложения. Возникает такой налет из-за сгорания пакета присадок, включенных производителем в масло. При обнаружении этого факта следует провести раскоксовку колец.
Рыхлая черная сухая копоть
Бархатистый черный цвет в первую очередь указывает на повышенный расход топлива. Он может быть вызван неправильной регулировкой карбюратора. На инжекторном же моторе причина может скрываться в неправильности функционирования ЭБУ, связанном с некорректными показаниями некоторых датчиков. Забитый воздушный фильтр также вызовет переобогащение смеси.
Матовый рыхлый черный налет также появляется при длительной работе ДВС на холостых или коротких поездках в черте города. Примечательно, что эта структура образуется только на электродах. Резьба остается чистой. Более же подробные причины рассматриваются отдельно по методам приготовления ТВС и будут приведены далее.
Твердые черные отложения
Такой налет говорит об одном – свеча не соответствует мотору по температурной характеристике. Иными словами – у вомпламенителя слишком высокое калильное число. На деле это указывает на то, что изделие «холодное», то есть температура ее самоочищения в камере сгорания не достигается.
Белый нагар на элементах системы воспламенения
Градация цветов электродов от светло-серого до белого (возможен и светло-желтый) является свидетельством того, что мотор работает на обедненной смеси. Сопутствующими причинами могут быть:
- Слишком «горячее» изделие. Калильное число изделия ниже рекомендуемого производителем.
- Большой угол опережения зажигания.
- Использование бензина с низким октановым числом.
Медлить с выяснением обстоятельств, вызвавших такое состояние цвета нагара новой свечи зажигания, не стоит. Обедненная смесь прямым образом организует перегрев и разжигателя, и камеры сгорания. В конечном счете эта ситуация способна привести к прогару выпускных клапанов.
При анализе факторов, спровоцировавших приготовление смеси низкого качества, полезно проверить присутствие аномального калильного воспламенения. Симптом, указывающий на его наличие – нежелание мотора глохнуть при выключенном зажигании. В сумме это означает, что «спичка» создана не для этого двигателя. Этот вывод не будет спонтанным, если отвод тепла от поджигателя не нарушен вследствие неплотной затяжки резьбового соединения, а под уплотнительной прокладкой отсутствует грязь. Ежели это так, то придется покупать новый комплект, предварительно посоветовавшись с руководством по эксплуатации.
Крайние состояния свечей зажигания
Металлическая пыль, масло, бензин
Наличие на электродах масла, капель бензина и мелких металлических фракций показатель того, что цилиндр не функционирует. Виновником является либо разрушенный клапан, либо поломанные перегородки между поршневыми кольцами. Параллельные симптомы:
- Постоянное троение мотора.
- Существенная потеря мощности.
- Двухкратное увеличение аппетита.
Разрушение центрального электрода с керамическим изолятором
Длительная работа в детонационном режиме и низкооктановое топливо – ключевые причины крушения. Однако не стоит списывать со счетов брак при изготовлении изделия и неправильную работу системы воспламенения смеси. Двигатель при этом троит, много «кушает» и плохо отдает мощность.
Ситуация на самом деле опасная, особенно для ДВС, работающих на пропане. При проведении диагностики свечей зажигания и обнаружении такого неудовлетворительного внешнего вида, следует принять во внимание, что частицы электрода могут застрять под выпускным клапаном. Это чревато ремонтом ГБЦ.
Разрушение керамической юбки и эрозия
Изолятор может разрушиться только по причине брака или неправильного обращения со свечкой. Например, поджигатель выкрутили с горячего мотора и опустили в холодную воду или просто выпустили из рук на определенной высоте.
Эрозия происходит из-за несоблюдения интервала замены свечек и чрезмерного подгибания бокового электрода. Также она может быть вызвана ездой на освинцованном топливе. При этом мотор:
- Плохо пускается.
- Неустойчиво функционирует даже после прогрева.
- Троит.
- Пропускает зажигание.
- Не обеспечивает должную мощность.
Автосвеча залита бензином
Этот вариант развития событий часто имеет место быть по причине неисправности системы поджига или из-за того, что льет карбюратор/инжектор. Вполне вероятно, что здесь потребуется самостоятельная чистка инжектора спецсредствами.
Впрочем, зимой это явление может произойти из-за того, что бензин не успевает испариться и оседает на электродах. В этом случае мотор не заведется, пока свечи не будут почищены в спирте и должным образом высушены. Сушить стоит в щадящем режиме, чтобы не повредить изолятор. Строительный фен и большая температура духовки не подходят.
Известные причины черного нагара на свечах зажигания или что не так в карбюраторе двигателя
Темный рыхлый налет свидетельствует о переобогащении смеси топливом. Копоть также возникает из-за кратковременных поездок по городу или чрезмерного «тарахтения» на холостых оборотах. Чтобы точно знать, что проблема кроется в настройках карбюратора, необходимо установить новый комплект свечек и проехаться 100-200 км по трассе. Только после этого можно проводить диагностику.
То, от чего появляется черный нагар на свечах зажигания и карбюратор с причинами его неполадок раскроем в следующих подпунктах:
- Засорение воздушных жиклеров дозирующих систем.
- Неверно настроено качество топливного состава, регулируемое специальным винтом.
- Оконченный ресурс или потеря герметичности шарикового клапана экономайзера.
Часто народные эксперты грешат на повышенный уровень бензина в поплавковой камере. Явление имеет место при таких обстоятельствах:
- Неправильная настройка уровня.
- Негерметичность игольчатого запорного клапана.
- Потеря герметичности поплавком или он задевает за стенки камеры.
- Бензонасос дает избыточное давление (сильно выпирает толкатель привода).
Неисправный инжектор и причины черного нагара на выкрученных свечах зажигания: разбираемся в нюансах
Перечень первопричин получения бархатистого налета темного оттенка таков, как и на карбюраторном двигателе. При выявлении по результатам испытания отложений черного цвета стоит сразу проанализировать лямбда-зонд. Функционирует ли кислородный датчик вообще? Если да, то какие показания он выдает.
Диагностировать черный нагар на свечах зажигания и причины как инжектор реагирует на переобогащение ТВС можно по ДМРВ. На некоторых моторах его нет. Вместо него установлен сенсор давления. Эти датчики определяют количество и температуру воздуха, подаваемого на вход. Если эти параметры неизвестны по причине поломки сенсора, форсунки открываются на более длительное время, тем самым переобогащая смесь. Все симптомы легко распознаются диагностическим сканером, подключаемым к ЭБУ.
Крайний вариант – форсунки не держат давление. Потеря герметичности может быть вызвана их засорением. Примечательно то, что это чаще это явление бывает лишь в каком-то одном цилиндре.
Как диагностировать работу двигателя по цвету свечей зажигания?
Рабочая часть свечи постоянно находится в зоне горения топливной смеси и способна служить индикатором процессов, протекающих внутри цилиндра. Какой налет покрывает невидимую снаружи поверхность камеры сгорания, такой и осаждается на электродах. Автолюбителю с многолетним стажем, привыкшим самостоятельно ремонтировать машину, нетрудно выявить проблему, посмотрев на цвет свечей зажигания. Это самый быстрый и удобный способ заглянуть внутрь двигателя, стоит лишь отключить высоковольтный провод и вывернуть деталь из гнезда.
Какой цвет считается нормальным?
О работоспособности бензинового силового агрегата свидетельствуют свечные электроды, окрашенные светло-коричневым оттенком, без масляного нагара и сажи. Подобная картина наблюдается в абсолютно новых двигателях и моторах, прошедших стадию капитального ремонта.
Если цвет рабочей части отличается от указанного, желательно произвести дальнейшую диагностику и выявить причину неполадок. Причем далеко не всегда виновником оказывается сам двигатель. Какие существуют варианты окраса искровых электродов:
- светло-серый или белый;
- черный;
- кирпичный либо откровенно красный оттенок.
Помимо всяких расцветок, юбка свечи покрывается разнообразными отложениями – сажей, коричневым нагаром или могут просто выглядеть мокрыми. Указанные явления тоже считаются признаками различных неисправностей. Предлагается рассмотреть подробнее каждую ситуацию.
Светлые электроды
Белые или светло-серые свечи зажигания во всех цилиндрах – признак обеднения топливовоздушной смеси, которую подает инжектор либо карбюратор. Причем юбка, площадка возле электродов и резьбовая часть абсолютно сухая, без следов масла.
Почему подается бедная горючая смесь:
- лямбда – зонд неправильно информирует блок управления о количестве кислорода в выхлопных газах, причина– износ датчика;
- неисправные либо засоренные форсунки;
- некорректные настройки карбюратора или забитые топливные жиклеры;
- недостаточное давление в топливной рампе инжектора;
- проблемы с регулятором холостого хода;
- подсос воздуха под коллектором либо в другом месте;
- неудачный чип-тюнинг контроллера, сделанный хозяином автомобиля.
Обедненная смесь не представляет особой опасности для работающего двигателя, зато приносит дискомфорт водителю. Машина медленно разгоняется, плохо «тянет» и дергается – налицо недостаток горючего. Как ни странно, явление вызывает повышенный расход бензина – автолюбитель, желающий добиться лучших показателей динамики, сильнее и чаще нажимает педаль акселератора.
Примечание. Зачастую светлый оттенок рабочих электродов объясняется видом применяемого топлива. Если автомобиль эксплуатируется на метане либо сжиженном газе (пропан-бутановой смеси), такой окрас считается нормальным.
Рабочая часть покрыта черной сажей
Чёрные свечи зажигания – симптом, указывающий на слишком обогащенную горючую смесь (доля бензина увеличена сверх нормы). Поэтому топливо сгорает не полностью и образует слой сажи на стенках камеры и свечных электродах.
Дополнительный признак данной проблемы – дым черного или темно-сизого цвета из выхлопной. При перегазовках из трубы могут вылетать мелкие хлопья сажи.
Причин обогащения топливовоздушной смеси довольно много, самые распространенные выглядят так:
- Пришел в негодность один из ключевых датчиков – расхода воздуха, температуры, положения дросселя либо содержания кислорода в выхлопе (лямбда – зонд). Контроллер активирует аварийную программу и готовит смесь по другим показаниям.
- Неисправности карбюратора (засоры воздушных жиклеров, износ дроссельных заслонок и так далее).
- Поломка регулятора давления в топливной магистрали.
- Износ форсунок – распылители «переливают» и протекают при неработающем силовом агрегате.
- Проблемы с искрообразованием – мощности электрического импульса не хватает для нормального воспламенения горючей смеси.
Важно! Если в процессе диагностики вы обнаружили черные свечи зажигания, неисправность стоит найти немедленно. Повышенное потребление бензина – это лишь часть последствий чрезмерного обогащения.
Есть и другие, не такие безобидные:
- часть несгоревшего топлива проникает в картер и разжижает масло, ускоряя износ деталей мотора;
- другая часть попадает в выпускной коллектор, отчего в нем периодически слышатся выстрелы;
- сажа забивает дорогостоящий каталитический нейтрализатор – его приходится чистить или менять на новый;
- резко сокращается срок службы свечей зажигания.
При работе на обогащенной топливной смеси мотор «захлебывается», наблюдается нестабильный холостой ход и пропуски циклов. Когда в камерах накопится некоторое количество сажи, нагретой до высокой температуры, возникает эффект «псевдодизель» – после выключения зажигания двигатель не желает глохнуть и делает 2–10 оборотов коленвала. Причина – раскаленная сажа, воспламеняющая горючую смесь без искры.
Происхождение красного налета
Данное явление встречается реже, чем вышеописанные эффекты. Почему на некоторых свечах наблюдаются красные электроды:
- в бак залит бензин низкого качества с добавками, повышающими октановое число;
- автолюбитель либо поставщик горючего доливает в бензин присадки, в чей состав входит большое количество металлов;
- владелец машины поставил в цилиндры свечи, не подходящие по калильному числу.
Причины возникновения красноватого оттенка свечей не несут прямой угрозы силовому агрегату, но вредят в долгосрочной перспективе. Езда на некачественном бензине с непонятными присадками априори ускоряет износ деталей и узлов. Плюс увеличение расхода, возникающее из-за ухудшения условий горения смеси в цилиндрах.
Эксплуатация автомобиля с более «холодными» или «горячими» свечами по калильному числу снижает мощность мотора и гораздо сокращает ресурс элементов. Характерный признак неправильно подобранных свечей – падение оборотов коленчатого вала на холостом ходу и пропуски циклов зажигания.
Другие признаки неполадок
О грядущих и текущих проблемах с мотором поведают следующие симптомы, которые вы можете выявить после выкручивания свечей зажигания:
- На резьбовом наконечнике и площадке возле наружного электрода виднеется моторное масло.
- Рабочая часть, выступающая внутрь камеры сгорания, покрыта пушистым коричневым нагаром.
- Свеча откровенно мокрая, слышится резкий запах бензина.
- Внутренний электрод подгорел либо отсутствует.
Когда на свече присутствует небольшое количество масла в жидком состоянии, стоит задуматься о проверке цилиндропоршневой группы. Смазка проникает через маслосъемные кольца, попадая внутрь камеры с каждым циклом и движением поршня вверх, поэтому оно не подгорает. Как правило, подобный эффект указывает на начальную стадию изношенности компрессионных и маслосъемных колец.
Светло-коричневый цвет налета означает, что двигатель расходует большое количество смазки на угар. Причем проникает масло вместе с горючей смесью – через открывающиеся клапаны. Факт подтверждается тем, что смазочный материал полностью выгорает и осаждается на стенках, поскольку попадает в камеру только на цикле впуска. Причина – критический износ маслосъемных колпачков (иначе – сальники клапанов). Дополнительный признак – большой расход масла, составляющий 0,5–1 л на 1 тыс. км пробега.
Мокрая, пахнущая бензином свеча, наверняка выкручена из неработающего цилиндра. Второй вариант – полный выход из строя самой свечи. Бензин регулярно подается в камеру инжектором, но не воспламеняется и частично стекает в картер. Если в цилиндре отсутствует компрессия, то сжатия и последующей вспышки не происходит – топливо расходуется впустую (потребление достигает +25%) и разжижает моторную смазку.
Справка. Неработающий цилиндр хорошо слышен на любых оборотах двигателя – мотор отчаянно «троит» и плохо заводится на холодную.
Очевидно, что свеча с выгоревшим электродом подлежит замене. Важный нюанс: эти детали не меняются по одной, а только комплектами из 4 шт. Поставить рабочую свечу в цилиндр допускается временно – чтобы добраться до гаража или станции техобслуживания.
О чем говорит цвет свечей зажигания
Здравствуйте, сегодня расскажу что означает цвет свечей зажигания, если их выкрутить и рассмотреть электроды. Выкрученная свечка своим цветом может многое объяснить тем, кто в этом разбирается. По цвету можно понять причину проблемы или приближающиеся неприятности, если понимать, о чем говорит цвет свечей зажигания.
- Правильно ли это
- Диагностируем по цвету
- Белый
- Чёрный
- Красный
- Желтый
- Другие признаки
Правильно ли это
Электроды располагаются в камере сгорания, именно по этому их цвет можно считать индикатором происходящих внутри процессов. Какого цвета искра на свече зажигания? Если свечка новая, она дает яркую голубую искру.
Налет, образующийся на них, есть и в камере сгорания. Поэтому, для тех, кто ремонтирует машину самостоятельно и имеют большой опыт в этом, цвет свечей зажигания говорит о состоянии мотора.
Диагностируем по цвету
О без проблемной работе бензинового аппарата, будет свидетельствовать окрас электродов в светло коричневый оттенок, без присутствия сажи или нагара, это нормальный цвет. Такое встречается в основном на абсолютно новых машинах и у моторов, которые недавно побывали в капитальном ремонте.
Если же цвет какой либо иной, нужно искать причину, продолжая проверку. Цвет электродов может быть следующий:
- Чугунный.
- Белый, либо светло-серый.
- Кирпичный, оранжевый или красный.
На юбке свечки бывает:
- Сажа.
- Нагар коричневого цвета.
- Либо она выглядит как мокрая.
Все эти признаки означают какую либо неисправность, теперь подробнее разберем, как определить состояние по цвету.
Белый
И так, проверка по цвету начинается с белого.
Недостаток топлива дает Светло-серый либо белый цвет, это означает, что смесь обедненная, в ней мало бензина и много воздуха. При этом юбка и резьба свечки совершенно сухие. Ищем причину сред и таких деталей:
- Возможно поломка лямбда зонда, который должен информировать компьютер о содержании в выхлопе кислорода.
- Засорение жиклеров карбюратора, либо его плохая регулировка.
- Неполадки с форсунками.
- Неисправность системы регулировки холостых оборотов.
- Прогоревшая прокладка коллектора, через которую начинается втягивать воздух.
- Слабое давление горючего в системе.
- Еще одной причиной может стать неправильный чип-тюнинг.
Какой цвет нормальный уже понятно, однако мотору вреда от обедненной смеси почти нет, но мощность его сильно снижается, он дольше разгоняет автомобиль и дергается, что характерно при такой смеси. Топливо при этом не экономится, наоборот, его расход повышается.
Однако этот случай имеет исключения: такой цвет может вызываться определенным типом топлива. Сейчас модно использовать вместо бензина газ. Так вот для мотора на метане, либо смеси пропана-бутана, рабочий цвет белый.
Вторым исключением будет инжекторный двигатель нового поколения, сейчас на форумах часто спрашивают свечи зажигания белого цвета, причины? У меня инжектор. Ответ один, это нормально, при условии отсутствия падения мощности мотора, дергания, и расход топлива не повышается.
Чёрный
Это значение – указывает на недостаток в смеси воздуха. Пере обогащение смеси, когда топлива слишком много, и оно не сгорает целиком.
Это и вызывает появление сажи. Вторым признаком, подтверждающим диагноз будет сизый или черный выхлоп. При перегазовке летят хлопья сажи.
Причин этому явлению много, вот наиболее распространенные:
- Поломка датчика воздуха, положения заслонки дросселя, либо лямбда датчика. Поэтому сбитый с толку контроллер пере обогащает смесь.
- Неполадки с карбюратором (заедают дроссельные заслонки, возможно засорились жиклёры воздуха и прочее).
- Протекание форсунок, они просто не держат топливо, а льют постоянно.
- Сломался регулятор давления в магистрали.
- Плохое искрообразование, когда не хватает силы импульса, для нормального поджога смеси.
Когда цвет свечей зажигания значение на инжекторе черный, рекомендуется искать и устранять неисправность как можно быстрее.
Увеличенный расход бензина наиболее безобидное последствие перелива, есть еще и другие:
- Частично, не выгоревшее топливо просачивается в картер, где смешивается с маслом, разжижая его. Это повышает износ деталей, так как масло теряет нужную для защиты вязкость.
- Частично происходит его выброс в выхлопную трубу, где происходит его детонация – слышны громкие выстрелы, это разрушает глушитель.
- Сажа забивает каталитический нейтрализатор, его придется чистить или менять и очень скоро.
- Продолжительность «жизни» свечей сильно сокращается.
- Двигатель, вынужденный работать с пере обогащением смеси «захлебывается». На лицо нестабильность холостых оборотов и троение (пропуски циклов).
- Помимо этого может возникнуть эффект «дизеля». Когда движок продолжает работать после отключения зажигания. Раскаленная сажа зажигает смесь, поэтому мотор работает без искры от свечки.
Красный
Сейчас появление красного налета становится частым явлением. Ломаете голову, почему свечи зажигания кирпичного цвета? Главной причиной такого явления становится некачественный, перенасыщенный добавками бензин.
Хорошее топливо разбавляется присадками, чтобы искусственно увеличить количество, либо низкокачественное топливо пытаются присадками вытащить на уровень высоко качественного, вот почему свечи зажигания красного цвета.
Повредить механические части такой налет не может, однако электроника выходит из строя, потому что все датчики, облепленные налетом начинают искажать данные и компьютер дает сбои, один за другим, и ломается.
Причина только одна. Я был свидетелем такого, когда на следующий день после заправки таким бензином не заводится ни один инжекторный мотор. Спасает промывка системы специальным составом для чистки инжекторов и замена бензина.
Красный цвет нагара означает плохой бензин, но вылить жалко и у вас не инжектор, в принципе можно ехать, пока нагар забьет как следует электроды и не пропадет искра, потом почистил свечи и снова едешь какое-то время.
Коричневый цвет, бурый, либо красно-коричневый, признак присадок к бензину с добавлением железа и углерода.
Все оттенки красного, не важно с каким отливом или другим цветом он смешивается связаны с плохим топливом и наличием в нем железосодержащих просадок. Рыжий цвет означает то же что и любой другой оттенок красного.
Желтый
Желтоватый цвет изолятора означает просачивание через них газов из цилиндра. Тогда изолятор желтеет, а между металлической частью и керамикой возникает темное кольцо или пятно. Это бракованные свечи, их нужно менять.
Желтый цвет свечей зажигания может быть обусловлен коронным разрядом, тогда лучше заменить бронированные провода двигателя. Увидеть коронный разряд можно открыв капот и запустив мотор в темноте, синее свечение вокруг свечей выдаст его.
Другие признаки
Кроме изменения цвета, существуют еще признаки неисправностей:
- Масло моторное на электродах
- Пушистый нагар на рабочей части, находящейся внутри камеры
- Мокрый наконечник свечи, присутствует запах бензина
- Отсутствие, либо сильное обгорание внутреннего электрода
Полезное видео на тему цвета свечей
Присутствие масла на свече означает проблемы с поршневыми кольцами, через них просачивается смазка и облепляет свечи. Оно не успевает выгорать, потому что его слишком много. Нужно проверять состояние ЦПГ.
Нагар на рабочей части светло коричневого оттенка, означает угар большого количества масла. Оно успевает выгорать, так как поступает через клапана на такте впуска. Скорее всего износились на клапанах колпачки, которые должны этому препятствовать.
Дополнительным признаком, который подтверждает такую неполадку будет расход масла пол литра и более на одну тысячу километров.
Промокшая и пахнущая бензином свечка скорее всего означает, что цилиндр не работает, или еще вариант, сама свечка перестала работать. Цвет искры на свече зажигания красный или отсутствует вообще. Топливо в нем не воспламеняется, и стекает в картер для масла, где разжижает его. Отсутствие вспышек в одном цилиндре отчетливо слышится при любых оборотах. Мотор заводится плохо то постоянно «троит». Если замена не решила проблему, значит возможно прогорел поршень, и нет компрессии.
На этом все, диагностика по цвету завершена, не забудьте подписаться на обновления и поделиться информацией с друзьями через ссылочку на сайт, до новых встреч.
О чем может рассказать цвет свечи зажигания?
Сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах – главный для двигателя процесс, качество прохождения которого прямо влияет на стабильность работы и динамику автомобиля, ресурс мотора и катализатора. В бензиновых моторах топливно-воздушная смесь воспламеняется электрической искрой, которую производят свечи зажигания. При этом изначально качественный поджиг смеси во многом является залогом эффективной работы двигателя.
Между тем искра, которую выдают свечи, может быть разной по силе, температуре и объему. Соответственно, по-разному происходит поджиг (или не происходит вовсе) топливной смеси. Самой лучшей и сильной является крупная и яркая бело-голубая искра, послабее синяя и самая худшая – мелкая желто-красная, которая может и вовсе оказаться «недееспособной», особенно в мороз.
Причиной «слабой» искры (со всеми вытекающими моторными проблемами) могут быть как сами свечи, изначально некачественные или загрязненные, отработавшие свой ресурс, так и неисправности в системе зажигания двигателя. Из-за коррозии и нарушения контакта у высоковольтных проводов и катушек происходят микропробои, напряжение утекает и его не хватает для образования искры достаточной мощности. Также могут быть и другие причины – неисправности в низковольтной цепи и генераторе.
Проблемы возрастные и топливные
Практически у всех автомобилей с пробегом старше 5 лет в той или иной степени возникают подобные проблемы. Поэтому нередко бывает так, что даже после замены свечей качество воспламенения не улучшается либо улучшается незначительно, а мотор как троил и плохо заводился, так и продолжает. Особенно остро все «болячки» проявляются во время морозов, когда испаряемость бензина снижена и топливная смесь зажигается гораздо хуже, требуя для воспламенения более мощной искры, чем в теплое время года.
Типичным для машин «почтенного возраста», у которых ресурс двигателя «перешел экватор», является проникновение в камеру сгорания масла из системы смазки двигателя через маслосъемные колпачки (сальники клапанов), прокладку головки блока цилиндров и маслосъемные кольца. Сгорающее масло вызывает отложение на свечах черно-коричневого маслянистого нагара, который препятствует прохождению искры между электродами.
И наконец, даже для новых машин оказывается актуальной проблема некачественного топлива, которым можно заправиться и в городе-миллионнике, не говоря уж о глубинке и трассах. Особую опасность представляют добавляемые в бензин присадки на основе железа и марганца, от которых свечи покрываются характерным налетом кирпичного цвета. Это снижает мощность искры и вызывает пробои – неправильное прохождение искры между центральным электродом и юбкой резьбовой части.
Таким образом, при всем многообразии причин и предпосылок последствие здесь всегда одно и то же – недостаток высоковольтного напряжения, снижающий качество искры вплоть до ее полного исчезновения.
Практика показывает, что все процессы, протекающие в камере сгорания, накладывают специфический отпечаток на внешний вид свечи. Поэтому ее состояние может служить одним из диагностических параметров, позволяющих определить, как работает двигатель.
Нормально работающая свеча
У нормально работающей свечи цвет теплового конуса изолятора варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Это вызвано наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на поверхностях, обоих электродов. Эрозионный износ электродов отсутствует или ничтожно мал, на них нет следов перегрева.
Такое состояние свечи свидетельствует о том, что ее тепловая характеристика (калильное число) соответствует норме. Двигатель и все его системы работают исправно, поводов для беспокойства нет. Вам удалось избежать заправки некачественным топливом, с низким октановым числом и большим процентным содержанием тетраэтилсвинца.
После проверки и регулировки свечу можно смело вернуть на рабочее место. Вы еще долго не столкнетесь с проблемами при запуске двигателя и сбоями в искрообразовании при его работе.
Износ свечи
Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен.
Такая свеча гарантирует проблемы при запуске двигателя, особенно в холодное время года, и увеличение расходов на топливо.
Причина одна – несвоевременная проверка и замена свечей. Изношенную свечу нужно заменить новой с теми же тепловыми характеристиками.
Загрязнение топливом
Изолятор и электроды свечи покрыты влажными отложениями черного цвета. Свеча пахнет топливом.
Это свидетельствует о том, что на каких-то режимах работы двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Она не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Кроме того, причиной подобного явления может стать нестабильная работа системы зажигания, приводящая к сбоям искрообразования, а также использование чрезмерно «холодной» свечи.
Свечу можно восстановить. Для этого ее нужно промыть в бензине, очистить медной щеткой и просушить. Но это решит проблему лишь на время: если вы не выясните и не устраните причину неисправности, то вскоре свеча приобретет прежний вид.
Загрязнение маслом
Электроды и изолятор свечи покрыты шлаком, имеющим маслянистый блеск. При длительной эксплуатации можно получить результат настолько же неприглядный, как и тот, что изображен на фотографии. Здесь процесс зашел так далеко, что изолятор и электроды оказались полностью закоксованы продуктами сгорания масла. К этому приводит попадание масла в камеру сгорания. Оно может быть вызвано износом:
- маслосъемных колпачков;
- направляющих втулок клапанов;
- маслосъемных поршневых колец.
Иные, не так часто встречающиеся, но все же возможные причины — подтекание тормозной жидкости через поврежденную диафрагму вакуумного усилителя тормозов и просачивание во впускной коллектор трансмиссионной жидкости через мембрану вакуум-корректора (если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией).
Чтобы уточнить причину, необходимы дополнительные диагностические методы. В любом случае двигатель нуждается в ремонте.
Незначительно загрязненную маслом свечу можно очистить медной щеткой в бензине и просушить. Если же отложения сильные, ее придется заменить.
Нагарообразование
На тепловом конусе изолятора и электродах свечи накапливается копоть черного цвета, по фактуре напоминающая замшу.
Чаще всего — это следствие ошибки в определении тепловой характеристики свечи. Она слишком «холодна» для данного двигателя. Элементы свечи не достигают температуры самоочищения. Возможно, это является следствием так называемой «городской езды» с невысокими скоростями, частыми остановками и стартами.
Если свеча не имеет других дефектов, ее работоспособность можно восстановить очисткой или нагревом. Однако если вы не предполагаете изменить стиль вождения, целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (т.е. с меньшим калильным, числом).
Калильное зажигание
Изолятор свечи чисто белого цвета.
Электроды оплавлены. Калильное зажигание — печальный итог процесса, начинающегося с перегрева электродов и изолятора.
Перегрев может быть следующими причинами:
- неверно определена тепловая характеристика, свеча слишком «горяча» для данного двигателя, или же не в меру горяч водитель автомобиля;
- обедненная топливная смесь (неправильно отрегулирована топливная система, подсос воздуха во впускной коллектор или зажаты клапаны).
Кроме того, перегрев может быть спровоцирован преждевременным зажиганием.
Свечу безусловно следует заменить, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику и устранив все неисправности.
Детонация
Тепловой конус изолятора может быть треснут или выкрошен. Как правило, это результат детонационного сгорания топлива с низким октановым числом, преждевременного зажигания.
Детонация опасна не столько для свечи, сколько для поршня – он может разрушиться.
Иногда изолятор повреждается при неаккуратной установке межэлектродного зазора.
Этот дефект «не лечится». Свечу необходимо заменить. Будьте внимательны при заправке топливом, не перегружайте двигатель.
Отложение свинца
Изолятор и электроды свечи покрыты пористыми отложениями с неприятным запахом сероводорода (тухлого яйца). Подобная картина, появляется после длительного использования сильноэтилированного бензина.
Цвет накапливающихся на элементах свечи отложений зависит от вида антидетонационных присадок, применяемых при производстве этилированного бензина, и варьируется от грязно-белого до коричневого. Не стоит путать эти загрязнения со ржавчиной, образующейся на свече из-за попадания влаги в цилиндр двигателя.
Если электроды не изношены, то свечу можно очистить пескоструйной обработкой или прокаливанием и использовать повторно.
Остекленение
Поверхность изолятора свечи глянцевая, желтоватого цвета. Больше всего шансов увидеть подобную свечу на двигателе собственного автомобиля имеют любители резко давить на газ. Образование глазури на изоляторе происходит из-за быстрого повышения температуры в камере сгорания в момент резкого нажатия на педаль газа. При разогреве находящиеся на поверхности изолятора обычные отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. В результате возникают сбои искрообразования, особенно на высоких оборотах двигателя. Восстановлению свеча не подлежит, ее следует заменить.
Цвет свечей зажигания: что означает белый, красный и другие цвета
Нагар на свечах зажигания появляется в любом случае — выступающая в камеру сгорания часть свечи подвержена колоссальным тепловым и механическим перегрузкам, а также воздействию агрессивной среды. Поэтому металл электродов и поверхность теплового конуса изолятора постепенно покрываются налетом толщина и цвет которого зависят от многих факторов, основными из которых являются:
- соответствие тепловой характеристики свечи зажигания типу двигателя;
- качество используемого топлива в системе питания;
- качественный состав горючей смеси;
- состояние отдельных деталей и узлов цилиндропоршневой и клапанной группы;
- оптимальная работа системы зажигания и правильность установки опережения зажигания;
- исправность ЭСУД — электронной системы управления работой двигателя (для инжекторных двигателей);
- качество используемого моторного масла;
- исправность свечи зажигания.
Свеча зажигания, длительно работающая в номинальном режиме, соответствующем ее тепловой характеристике, имеет нагар желто-коричневого цвета небольшой толщины.
Такой нагар или налет свидетельствует о нормальной работе двигателя и его систем.
Если же нагар на электродах свечи и тепловом конусе изолятора имеет черный, белый или красный оттенок или цвет — необходимо провести диагностирование двигателя и устранить выявленные неисправности.
Диагностирование двигателя по нагару на свечах
Если двигатель и его системы функционируют в нормальном режиме, электроды и тепловой конус свечей зажигания имеют нагар от светло-серого до светло-коричневого цвета. Любые другие цвета и оттенки нагара свидетельствует о неисправностях или нештатной работе механизмов или систем двигателя.
Ниже приведена таблица, в которой приведены возможные цвета нагара на элементах свечи, характеризующие те или иные неполадки в работе двигателя, а также рекомендации по устранению этих неполадок.
Следует отметить, что для правильной оценки состояния двигателя по цвету нагара на электродах свечи зажигания, необходимо, чтобы двигатель достаточно долго поработал на всех режимах.
И лишь после этого свечи можно вывернуть и тщательно изучить налет на электродах и тепловом конусе.
Цвет нагара на электродах и тепловом конусе свечи зажигания | Наиболее вероятная причина отклонения цвета нагара от нормы | Рекомендации по устранению неисправностей и неполадок | |
![]() | От светло-серого до светло-коричневого (нормальный цвет свечи) | Работа двигателя и его систем может быть оценена, как нормальная, а характеристика свечей соответствует типу двигателя | В случае, если толщина нагара минимальна, на электродах нет следов выгорания, и тепловой конус не поврежден, свечу можно ввернуть на место. |
![]() | Беловато-серый цвет нагара | Свидетельствует о чрезмерном обеднении воздушно-топливной смеси, особенно в режиме средних нагрузок. Такой нагар может образовываться при неправильной дозировке топлива системой питания, использовании некачественного топлива, слишком раннем зажигании, либо подсосе воздуха во впускном тракте. Дальнейшая эксплуатация двигателя при таком составе смеси может привести к перегреву камеры сгорания, подгоранию фасок клапанов. | Проверить и отрегулировать на стенде карбюратор или протестировать работу датчиков электронной системы управления двигателем. |
![]() | Белый нагар с сероватым оттенком | Такой нагар также свидетельствует о бедной смеси, раннем или калильном зажигании. При этом калильное зажигание вероятнее всего имеет место из-за неправильного подбора свечей зажигания – они слишком «горячие». Характерными признаками калильного зажигания являются оплавленные электроды. | Проверить как ведет себя двигатель при выключении зажигания – калильное зажигание проявит себя в нежелании двигателя глохнуть. Свечу следует поменять, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику для данного двигателя. Прочие возможные неполадки аналогичны рассмотренным в предыдущей строке. |
![]() | Белый налет на электродах либо электроды и тепловой конус чистые и мокрые | Белый налет (не нагар!) появляется при попадании антифриза в цилиндр двигателя. Такая неисправность сопровождается белым цветом отработавших газов на выхлопе, а свечи имеют сладковатый запах. Уровень масла в смазочной системе поднимется выше нормы, а в расширительном бачке или верхнем бачке радиатора во время работы двигателя возможно появление пузырьков воздуха или бурление. | Проверить возможные места утечки охлаждающей жидкости в цилиндры и устранить выявленные неисправности. Наиболее вероятные причины попадания жидкости в цилиндры – прогар прокладки головки блока, трещины в головке блока, гильзах или блоке цилиндров. Свечи, как правило, работоспособность не теряют, их необходимо почистить и просушить. |
![]() | Грязно-белые (свинцового цвета) пористые отложения | Нагар такого цвета обычно имеет запах сероводорода (тухлого яйца). Наиболее характерная причина образования такого нагара — использование чрезмерно этилированного бензина с антидетонационными присадками. | Если боковые и центральные электроды не имеют следов прогара, свечу можно очистить пескоструйным аппаратом или прожечь, после чего она может быть использована для работы. Некачественное топливо необходимо заменить. |
![]() | Бархатисто-черный цвет нагара из сухой копоти или влажный глянцевый нагар черного цвета | Такой нагар характерен для свечей зажигания, когда система питания чрезмерно обогащает горючую смесь. Побочные признаки излишнего обогащения смеси – повышенный расход топлива и явный запах бензина в нагаре. | Регулировка карбюратора или системы управления подачи топлива (в инжекторном двигателе), проверка состояния воздушного фильтра. Наиболее вероятные неисправности системы управления впрыском топлива – отказ датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ), датчика кислорода (λ-зонда), неисправность форсунок, заедание привода дроссельной заслонки. |
![]() | Глубокий черный нагар в виде твердого шлака с маслянистым блеском | Маслянистый черный шлак на изоляторе, сопровождающийся повышенным расходом масла в системе смазки двигателя, свидетельствует о попадании смазочного материала в камеру сгорания. Это может быть вызвано неисправностью маслосъемных колец на поршнях или маслосъемных колпачков на клапанах ГРМ, чрезмерным износом или залеганием компрессионных колец, а также направляющих втулок клапанов. | Произвести углубленную диагностику деталей цилиндропоршневой и клапанной группы, устранить выявленные неисправности, после чего поменять свечи зажигания. |
![]() | Чёрная копоть на электродах и тепловом конусе свечи | Нагарообразование на свечи черного цвета, напоминающее замшу, может возникнуть в результате неправильно определённой тепловой характеристики свечи для данного двигателя и режима эксплуатации. Скорее всего свеча слишком «холодная», при этом не происходит ее самоочищения. Наиболее характерная причина – городской цикл езды, сопровождающийся невысокими скоростями и частыми остановками. | При отсутствии «горячих» свечей можно очистить с имеющихся копоть и продолжать их эксплуатацию. Но лучше поменять свечи на более подходящие по тепловой характеристике (с меньшим калильным числом), поскольку копоть появится вновь, если не поменять режим поездок. |
![]() | Нагар красного или кирпичного цвета | Оттенок красноватого цвета на изоляторе говорит о работе двигателя на бензине с примесями свинца, марганца и других добавок, повышающих октановое число некачественного бензина. Отложения красноватого или кирпичного цвета существенно ухудшают искрообразование, поскольку такой налет является токопроводящим. | Поменять топливо и заменить свечи зажигания. |
Оранжевый или коричневый налет с сухой копотью | Такой нагар характерен для свечей, работающих в двигателе с детонационными явлениями, вызванными использованием бензина с низким октановым числом, или в результате установки слишком раннего зажигания. | Необходимо срочно поменять топливо на соответствующее степени сжатия данного двигателя, поскольку детонация приведет к разрушению деталей цилиндропоршневой группы. | |
Глянцевый налет желтого цвета на изоляторе (тепловом конусе) свечи | Желтая глазурь на изоляторе свечи зажигания образуется в результате частого использования режима интенсивных ускорений (драгрейсинга), который сопровождается увеличением температуры в камере сгорания. В результате перегрева свечи зажигания находящиеся на тепловом конусе отложения плавятся, образуя стекловидное покрытие желтоватого цвета. | Такой налет является токопроводящим, поэтому искрообразование нарушится. Удалить желто-глазуревый налет с изолятора сложно, поэтому свечи следует заменить. |
При подборе свечей зажигания следует учитывать рекомендации завода-производителя автомобильного двигателя, поскольку неправильно выбранные свечи могут привести не только к снижению динамических, экологических и экономических показателей работы двигателя, но и привести к отказу элементов системы зажигания, износу и поломке деталей цилиндропоршневой группы, и другим неприятностям технического характера. А в процессе эксплуатации не поленитесь периодически проверять нагар на свечах – он может многое поведать о состоянии двигателя и его систем.
Черный, белый, красный — какой может быть нагар?
Нагар на свечах зажигания – это не так уж и плохо, как считает большинство автолюбителей. Он позволяет с высокой точностью «поставить диагноз», после чего предпринять необходимые меры.
Прежде чем начать говорить о том, каким может быть нагар на свечах, надо уточнить несколько моментов:
- Проверять нагар на новых свечах надо только после 200-300 км, желательно преодоленных по трассе. В таком режиме двигатель работает примерно на одних и тех же оборотах, и не сказать, что его можно было бы назвать щадящим.
Перед тем, как осматривать свечи, необходимо убедиться, что нагар – это не причина некачественного топлива, его следует выбрать заранее.
Если двигатель карбюраторный, то для начала необходимо выставить зажигание, отрегулировать холостые обороты.
Черный нагар на свечах зажигания: причины, способы устранения
Прежде всего, надо обратить внимание, на то, какой это нагар. Если он удаляется пальцем или тряпкой, то не все так страшно. Причины такого явления достаточно просты и кроются в переобогащенной смеси, а это уже следствие следующих неисправностей:
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). В блоке управления инжекторного двигателя имеется программа, которая корректирует время, которое форсунки открыты. Так вот, в этой программе прописано соотношение воздуха к бензину, то есть, пропорции горючей смеси. Если ДМРВ «не понимает», сколько воздуха через него проходит или же его показания ошибочны, то блок управления на слишком длительное время открывает форсунки. Это приводит к попаданию большего количества топлива в цилиндры, после чего и образуется черный нагар на свечах зажигания.
Негерметичность форсунок. В таком случае сразу же будет заметен серьезный перерасход топлива. То есть, бензин попадает в цилиндры даже тогда, когда форсунка закрыта. Как правило, из строя все форсунки разом не выходят, поэтому черная свеча зажигания будет не в каждом цилиндре.
В принципе, тут не надо объяснять способы устранения данных неисправностей, потому что они и так понятны.
Если черный нагар на свечах зажигания как бы прикипел, закоксовался, то причины его появления более серьезны:
- Износ маслосъемных колпачков. Здесь тоже достаточно просто определить. Если из выхлопной идет голубоватый дым, особенно под нагрузкой, а компрессия в норме, то их точно пора менять.
Здесь так же понятны способы устранения неисправностей.
Белая свеча зажигания: причины
Белый нагар на свечах зажигания – это не такая серьезная беда, как черный. Он является причиной обедненной смеси. То есть, двигатель работает «на воздухе», с недостаточным количеством топлива. Владельцы карбюраторных двигателей довольно часто нарочно делают смесь обедненной, чтобы сэкономить на топливе. На самом же деле малое количество бензина компенсируется большим количество горючей смеси, которое приходится подавать в цилиндры для достижения той же динамики. Ну а теперь посмотрим, какими могут быть причины белых свечей зажигания на инжекторе:
- Негерметичность впускного тракта. Обычно патрубки трескаются в районе соединения с расходомером (ДМРВ), это приводит к попаданию «неучтенного» кислорода. Блок же управления двигателем подает в цилиндры столько топлива, сколько «учел» расходомер, в соответствии с пропорциями.
Нормальная смесь включает в себя 15 кг воздуха и 1 кг паров топлива.
Неисправность ДМРВ. Здесь все обстоит ровно так же, как и с переобогащенной смесью.
Красный нагар на свечах: причины
Причиной появления красного нагара на свечах, как правило, является перегрев свечи. Он опасен повреждением изолятора, а значит, выходом свечи из строя. Опять-таки, есть несколько причин красного нагара на свечах:
- Неправильно подобраны свечи. У них есть свое калильное число, которое указывает на температуру работы. Чем выше степень сжатия, тем выше температура в камере сгорания. Соответственно, нужны более «холодные» свечи с большим калильным числом, чтобы избежать калильного зажигания.
Установлено слишком раннее зажигание. Опять же, актуально только для карбюраторных двигателей. Правильно выставить зажигание и проблема исчезнет. Вообще, при раннем зажигании система охлаждения двигателя плохо справляется со своими обязанностями.
Для инжекторных двигателей красный нагар на свечах зажигания может стать причиной неисправности датчика детонации. В таком случае зажигание не корректируется, и двигатель работает как карбюраторный при раннем зажигании – об этом сказано выше.
Что можно понять по цвету свечей зажигания при проверке
Свечи зажигания являются важнейшей деталью, которая необходима для работы бензинового двигателя. Главной задачей является образование искры в камере сгорания, благодаря чему удается реализовать воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре.
Отметим, что любые нарушения в процессе искрообразования приводят к тому, что двигатель начинает терять мощность, отмечается повышенный расход топлива, замедляются реакции на нажатие педали газа, силовой агрегат начинает работать нестабильно, троит, имеет токсичный выхлоп и т.п.
При этом для опытных автолюбителей и профессиональных автомехаников диагностика по цвету свечей зажигания является надежным способом определения состояния всего двигателя, выявления возможных проблем и сбоев. Дело в том, что указанные элементы находятся в камере сгорания и являются своеобразным индикатором состояния ДВС.
Такие знания могут пригодиться как в случае проверки самих свечей или в процессе поиска различных неисправностей мотора, так и при покупке автомобиля б/у с неизвестной историей. Далее мы рассмотрим, каким должен быть правильный цвет свечей зажигания, а также какой цвет свечей зажигания что означает и на какие поломки двигателя указывает в том или ином случае.
Разный цвет свечей зажигания: на что указывает
Как уже было сказано, внешний вид свечи позволяет оценить качество работы и общее состояние всего двигателя, а также его отдельных узлов и механизмов. Сразу отметим, что начинать осматривать свечи нужно только после того, как двигатель хорошо прогрелся и вышел на рабочие температуры, а также перед осмотром поработал в нагруженном режиме.
Другими словами, на автомобиле следует проехать минимум 20-30 км. При этом оптимальным подходом можно считать диагностику по свечам после длительной езды по трассе, когда автомобиль прошел не менее пары сотен км.
- Итак, давайте рассмотрим значение цветов свечей зажигания, которые можно видеть после их выкручивания на различных ДВС. Начнем с того, что нормальный цвет свечи зажигания является таким, когда юбка центрального электрода светло-коричневого цвета, практически нет нагара и различных отложений. Также не должно быть видно замасливания. Такой цвет рабочих свечей указывает на экономичность мотора, полноту сгорания смеси в цилиндрах, отсутствие расхода масла по причине износа ГРМ или ЦПГ.
- Если после выкручивания видно, что на центральном электроде скопился черный пушистый нагар, тогда это указывает на проблемы с системой питания двигателя или подачей воздуха на впуске. В результате мотор работает на обогащенной смеси и перерасходует горючее. Причиной может быть необходимость дополнительной настройки карбюратора, сбои в работе инжекторного впрыска, загрязнение воздушного фильтра.
- В случае, когда электрод свечи покрыт сероватым светлым нагаром или белым налетом, тогда такой цвет указывает, что мотор работает на слишком бедной смеси топлива и воздуха.
- Если заметно, что центральный электрод свечи и юбка покрылись моторным маслом, а также на свече обнаружено несгоревшее топливо, тогда цилиндр, откуда была выкручена свеча, не работает, а саму свечу заливает. Как правило, мотор в этом случае заметно троит, теряет мощность, перерасходует топливо. Причин для этого может быть много, начиная от неисправности свечи или системы зажигания и заканчивая серьезными поломками в двигателе (низкая компрессия, прогар клапана, разрушение поршневых колец и т.д.). Наиболее тревожным признаком можно считать наличие мелких частиц металла, которые налипают на маслянистый нагар. Это говорит о разрушении или значительном износе какой-либо детали или элемента, после чего металлические фракции попали в камеру сгорания. В подобной ситуации двигатель нужно разбирать, проводить дефектовку и затем ремонтировать.
- Явное разрушение центрального электрода и его керамической юбки укажет на то, что двигатель долгое время работал в условиях детонации, выставлено раннее зажигание, используется горючее с неподходящим октановым числом для конкретного типа ДВС или свеча имеет низкое качество изготовления, брак или производственный дефект.
Полезные советы
Разобравшись с тем, какого цвета должны быть свечи зажигания в том или ином случае, можно проводить диагностику ДВС. Отдельно добавим, что очень важно соблюдать правило, когда перед выкручиванием свечей мотор должен прогреться и поработать под нагрузками.
Как уже было сказано, для получения достоверных данных перед выкручиванием свечей на машине нужно проехать около 30, а еще лучше две или даже три сотни километров, причем по трассе. Если состояние двигателя вызывает обеспокоенность и нужно провести диагностику по свечам и их цвету, тогда наиболее правильными будут следующие действия:
- подобрать новые свечи, соответствующие рекомендуемым физическим размерам и показателю калильного числа для конкретного ДВС;
- заправить качественное топливо на проверенной АЗС;
- после установки свечей отправиться в поездку по трассе, которая позволит преодолеть расстояние минимум от 30 до 300 км;
Только после указанных действий можно выкручивать свечи, после чего по их цвету, нагару и состоянию можно судить о работе ДВС. Также следует учитывать, что на территории СНГ качество топлива значительно уступает горючему в европейских странах. Получается, заявленный срок службы любых свечей зажигания независимо от типа, бренда, особенностей конструкции (иридиевые, многоэлектродные, платиновые и т.п.), а также других отличий желательно сокращать на 20-30%.
Важно понимать, что хотя многие производители гарантируют нормальную работу свечей на протяжении около 30 тыс. км, с учетом качества отечественного топлива этот показатель на практике может не превышать 15-20 тыс. км. По указанной причине рекомендуется параллельно каждому плановому ТО (10 тыс. км) выкручивать свечи для их проверки, так как они могут нуждаться в очистке от нагара, регулировке зазоров или даже преждевременной замене.
При этом более важным показателем является не то, какой цвет искры на свече должен быть, а мощность разряда и глубина пробоя. Параллельно рекомендуется проверить свечу на работоспособность в условиях повышенного давления в камере сгорания. Для такой проверки существуют специальные стенды, так как достаточно распространены случаи, когда при обычной проверке искра есть, но после вкручивания в двигатель возникают определенные сбои.
На что указывает цвет нагара на свече зажигания, почему образуется нагар того или иного цвета. Как очистить свечи зажигания от нагара своими руками, советы.
Признаки неисправности свечей зажигания. Оценка состояния свечи при визуальном осмотре, способы проверки свечей зажигания. Налет на электродах свечи.
Как проверить работу двигателя по свечам зажигания. Основные признаки неисправностей мотора: появление черного, серого, красного и белого нагара на свечах.
Основные причины, кторые приводят к обеднению рабочей смеси. Бедная смесь на карбюраторных и инжекторных ДВС, а также на моторах с ГБО. Диагностика, ремонт.
Срок службы свечей зажигания различных типов, после какого пробега рекомендуется менять свечи, признаки необходимой замены. Полезные советы и рекомендации.
Почему заливает свечи зажигания на инжекторных и карбюраторных двигателях: основные причины мокрых свечей. Как просушить свечи и запустить мотор, советы.
Что значит нагар на свечах зажигания?
Электродные искрообразователи или просто свечи зажигания — важный компонент, отвечающий за воспламенение горючего и стабилизацию температурного режима после детонации. Автовладельцу важно знать типичные причины образования нагара на свечах зажигания – тогда он сможет своевременно выявить неполадки в работе силовой установки и предотвратить серьезную поломку.
Почему образуется нагар?
Основная причина в том, что юбка свечи всё время в камере сгорания. Поэтому на нижнюю часть детали оказываются значительные нагрузки, вызываемые:
- детонацией горючего;
- чрезмерным давлением;
- влиянием термо- и химпроцессов.
По мере эксплуатации автомобиля состояние свечи меняется — на них скапливаются остатки веществ, на изоляторе детали появляется нагар.
Что такое нагар на свечах и каких видов он бывает?
Опытные водители рекомендуют анализировать тип и цвет нагара на свечах, ведь это позволяет понять истинную причину неисправности двигателя или систем автомобиля. Серый нагар считается нормой, указывает на стабильность работы машины, а красный, белый или чёрный дают повод задуматься.
Появление молочного (белого) налета на свечах зажигания говорит о следующем:
- употребление бензина низкого качества — если нагар небольшой и имеет матовый оттенок;
- перегрев элементов двигателя — если нагар блестящий или глянцевый и отложения велики.
Причины образования масляного налёта:
- неправильный температурный режим в цилиндропоршневой группе двигателя;
- загрязнённый воздушный фильтр;
- свечи с большим калильным числом;
- износ поршневых колец, маслосъёмных колпачков или втулок клапанов;
- масло в камере.
Черный
Черный нагар на свечах зажигания — распространённое явление. Как у белого, у такого нагара может быть несколько оттенков: кофейный, маслянистый, сухая сажевая окалина.
По типу отложений можно точно выявить причину неисправности:
- светло-чёрный или кофейный цвет нагара указывает на отсутствие причины проблемы, если он равномерно распределён по изолятору;
- образуется черный нагар с элементами масла наряду с сильным выхлопным дымом из-за избытка смазки в системе;
- появление сажи и черного нагара указывает на следующие проблемы: малое количество воздуха, переобогащение топливной смеси бензином, низкая компрессия внутри силовой установки.
Красный
Красный нагар на свечах образуется из-за высокого содержания в горючей жидкости металлических присадок. Они либо изначально присутствуют в топливе, либо владелец сам заливает в бак добавки, якобы улучшающие свойства и качество бензина.
Цвет нагара на свечах может быть рыжим, жёлтым, оранжевым. Причины красного нагара — сгорание химических добавок в камере вместе с бензином. Решение простое — прекратить использование сторонних присадок или сменить АЗС.
Белый нагар
Наличие белого налёта на свечах означает, что мотор функционирует на излишне обеднённой смеси. Возникают перегрев и оплавление элементов искрообразования. Не исключён также прогар выпускных клапанов.
Белый нагар на свечах, выявленный при диагностике автомобиля, свидетельствует и об использовании топлива низкого качества. Владельцу автомобиля надо быть крайне щепетильным в вопросах выбора заправочной станции.
Как проверить свечи зажигания и почистить их
Безотказная работа моторной установки зависит от качества функционирования элементов искрообразования. Свечи зажигания нуждаются в постоянной проверке и своевременной замене. Налёт на них не только свидетельствует о проблемах, но и значительно ухудшает качество искры.
Свечи зажигания рекомендуется проверять только «свежими». Они должны быть обкатаны не меньше и не больше 150-200 километров. Тогда удастся получить наиболее точные показания.
Проверка сводится к:
- установке нового комплекта элементов;
- обкатке машины на 150-200 км;
- демонтажу компонентов и их визуальной проверке.
Прежде чем приступать к такому тестированию, рекомендуется тщательно проверить датчик Холла.
Есть несколько способов очистки свечей зажигания:
- удаление щёткой и шкуркой окалины;
- очистка пескоструйным методом;
- ультразвуковая обработка;
- химическая очистка.
Механический тип очистки, подразумевающий использование металлической щётки и наждачной бумаги, самый простой. Автолюбитель может быстро удалить налёт. Однако есть риск повредить изолятор детали искрообразования, оставив на нём царапины, либо нарушить межэлектродный зазор.
Пескоструйная очистка тоже считается механической. Этот метод активно используется на многих СТО, взявших на вооружение установку со сжатым воздухом. Это недорогой и эффективный способ устранить налёт.
Ультразвуковая обработка предполагает использование средств химии и волнового воздействия. Однако чрезмерные отложения убрать таким методом не получится.
Химия — лучший способ очистки. Можно использовать уксус, ортофосфорную кислоту и даже напиток Кока-Кола.
Желательно не доводить состояние свечей зажигания до критического. Забота об элементах зажигания, своевременная проверка и замена компонентов — залог хорошего пуска и безотказной работы автомобиля.