Nd-avtodrom.ru

НД Автодром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт рулевой рейки ваз 2109 своими руками. полный и пошаговый инструктаж

Ремонт рулевой рейки Ваз 2109 своими руками, с заменой пыльника, снятием и разборкой, как подтянуть » АвтоНоватор

Принцип действия и устройство рулевой рейки

Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

  • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
  • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
  • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
  • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
  • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
  • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

  • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
  • восьмигранник 17 мм;
  • выжимной съёмник шаровой опоры;
  • съёмник для шарикового подшипника;
  • ключ для снятия игольчатого подшипника;
  • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
  • слесарные тиски;
  • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

Этапы демонтажа рулевой стойки:

  1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
  2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
  3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
  4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
  5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
  6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
  7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
  8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

  1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
  2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

  1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
  2. Снять защиту картера;
  3. Очистите рейку от грязи;
  4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
  5. Подтянуть гайку;
  6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
  7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

  • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
  • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
  • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
  • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

Лада 2109 › Бортжурнал › Ремонт рулевой рейки.

Неисправности рулевой рейки довольно частое явление на самарах. Как правило это значительный люфт рейки в корпусе, который сопровождается характерным грохотом при проезде неровностей.

Ломится в магазин за новой рейкой сразу не стоит- во-первых дорого, во-вторых своя ещё может послужит. Первое с чего можно начать-это попробовать ее подтянуть.

Технология регулировки рейки проста- закрутить регулировочную гайку на столько чтобы и люфты ушли и при этом руль вращался не слишком туго.

Я свою подтягивал раза 3-4. На какое-то время хватает. Полностью люфты убрать не удается, но конкретный грохот уходит.

Еще на своей рейке за 60 тыс пробега 2 раза менял пыльник, который сейчас опять рваный и его нужно менять. Те пыльники, что идут в запчасти похоже сделаны из г…на.

Пыльник в очередной раз менять не полезу, поставлю бу рейку, которую прежде чем ставить обслужил, о чем ниже расскажу как я это делал.

Для начала ее надо разобрать. Много ума для этого не надо, надо пару хитрых восьмигранных ключей

Минут 15 и рейка разобрана на составные части.

Потом согласно рекомендациям из умной книжки по ремонту металлические детали моем керосином, т.к товар этот дефицитный и дорогой заменяем его бензинчиком, а резиновые детали надо помыть теплой(!) водой, лучше с детским мылом.)

Детальки лучше помыть тщательно, особенно если эксплуатация была с рваным пыльником, ведь пыль+песок+вода+смазка -это основная причина быстрого износа деталей.

Далее чистые детальки надо внимательно осмотреть на предмет износа. Что же там обычно изнашивается:

1. Износ зубьев на рейке и приводной шестерне. Как правило износ максимальный в средней части, в положении руля при котором машина едет прямо, именно поэтому при регулировке максимально убрав стуки и люфт, радостный выезжаешь на дорогу и обнаруживаешь, что ближе к крайним положениям руль закусывает и сам он при выходе из поворота не возвращается.

2. Упор рулевой рейки. Именно за счет него происходит регулировка.

3. Шариковый и роликовый подшипники не должны иметь явных следов износа, крутится приводная шестерня должна без заеданий, люфтить в картере не должна.

4 Опорная пластиковая втулка. Рейка должна плотно ходить внутри нее.

5 Картер. Убедится что посадочные места для подшипников и упора не разбиты.

Это основные моменты. На практике сломано может быть даже то, что сломаться никогда и не должно, смотреть надо всё

После оценки масштаба проблем можно приступать к сборке, неплохо сразу заиметь ремкомплект:

Из всего комплекта использовал только упор и пружинку, потому как остальное было без нареканий, а менять хорошее на новое на мой взгляд бессмысленно.

Еще понадобится смазка фиол-1, по ощущению это обычная смазка, только чуть жиже литола. Бегать искать его или аналоги не стал поэтому развел литол моторным маслом до нужной консистенции.

Чтоб правильно собрать рейку надо от торца рейки отмерить 87мм.

Смазываем подшипник на шестерне и игольчатый в корпусе

Затем обильно зубья рейки и шестерни, не забывая про картер

Вставляем рейку в корпус так, чтобы линия отмеряющая 87мм совпадала с осью упора рейки

Вставляем шестерню в картер. Изготовитель предусматривает установку в положении когда прорезь справа по ходу движения автомобиля

Я себе поставил наоборот, чтобы более изношенные зубья оказались сверху

Чтобы обозначить это нулевое положение резиновый пыльник одевается на шестерню так, чтобы на нем и на картере совпали метки

В этом положении спицы руля должны стоять ровно(если не стоят- перекинуть руль), схождение выставляется также в этом положении. Весь этот геморрой с метками для того чтобы угол поворота колес влево и вправо был примерно одинаков.

Регулировочную гайку первоначально закрутил таким образом, чтобы между упором и ней остался зазор 1мм

В заводских условиях используются несколько спец приспособлений, которых у меня нет, поэтому окончательную регулировку произведу на машине.Основная задача при регулировке: убрать люфт рейки, обеспечив приемлемое сопротивление вращению руля.

Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками. Полный и пошаговый инструктаж

Скачать PDF

Оперативный и качественный ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, пошаговая инструкция. Узлы и агрегаты в транспортном средстве напоминают человеческий организм, им свойственно периодически ломаться, подавать заблаговременно владельцу сигналы о необходимости проведения профилактических работ, прочее. Правда водитель не всегда вовремя распознает подобные сигналы, что приводит к ухудшению состояния автомобиля.

В машине исправность всех узлов важна, но принято уделять особое внимание рулевому механизму, так как это безопасность движения, жизни и здоровья, как водителя, так и пассажира.

Для этого необходимо:

  • Загнать авто на эстакаду или в гараж со смотровой ямой;
  • Залезть под дно в переднюю часть, взяв с собой накидной или рожковой ключ на «17»;
  • Расконтрогаить гайку на рулевой колонке, поджать основную гайку на умеренною степень затяжки. Законтрить гайку. Рулевая колонка находится в левой нижней части моторного отсека.

Если после подтяжки стук не устранился, тогда вам точно необходимо приобрести ремкомплект на авторынке или специализированном магазине.

Алгоритм починки рулевой колонки

  • Подготовка набора автомобильных инструментов, резиновых перчаток, ремкомплекта, при недостаточном освещении понадобится переносная лампа;
  • Заезд машиной на смотровую яму. Выжимаем ручник. Включаем нейтральную передачу;
  • Берем два ключа на «14» и отвинчиваем крепление двух рулевых тяг на самой колонке;
  • Ключом на «13» внизу водительского места отвинчиваем контрольный винт на колонке;

  • Очищаем оболочку рулевой колонки от старой смазки, металлической стружки, прочих отходов. Дополнительно можно промыть бензином или керосином, просушить. Просмотреть целостность цилиндрического корпуса;
  • Проводим профилактику на рейке, смотрим целостность и наличие всех зубьев. При отсутствии хотя бы одного из них, рейка монтажу не подлежит, необходима только новая;
  • Набиваем в «рубашку» колонки немного новой смазки, устанавливаем рейку. Смазав кончик рейки, надеваем пластмассовую втулку треугольной формы, можно, лишней не будет;
  • Проводим визуальный осмотр червя колонки, ищем возможные явные дефекты. При отсутствии последних ставим старый червь, при наличии – меняем на новый. Характерный дефект – погнутость в области крепления к рейке. Это случается из-за выхода со строя подшипников или облома зубьев рейки;
  • Далее сборка в обратном порядке;
  • Пробуем ход руля, если слишком велик и свободен, поджимаем контрольную гайку по методу, который описан в начале статьи. Если умеренный – то контрогаим и тестируем при движении;
  • Самое главное чтобы руль не клинил при поворотах и не болтался с люфтом влево-вправо. Если таково имеется при движении, необходимо сразу ехать на смотровую яму и подтянуть немного рейку с помощью контргайки.
  • От того насколько хорошо вы будете чувствовать автомобиль рулем зависит ваша безопасность на дороге. При малейших неисправностях даже элементарный обгон невозможно совершить. Вот, собственно говоря, и весь ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками. Как видим ничего сложного нет, возможно, первый раз вы потратите чуть больше времени, в сравнении с последующими. На практике это требует 40-50 минут и ваш автомобиль снова «бегает» 50-60 тыс. км. Правда, показатель может быть увеличен, в зависимости от стиля и манеры вождения. Удачи Вам.

    Читать еще:  Может ли сахар повредить двигатель автомобиля (проверяем миф)

    Lada 2109 Колхозный корч › Logbook › Ремонт и доработка рулевой рейки.

    Застучала на моем авто рулевая рейка, и каждый камешек на асфальте я начал ощущать на своих руках через руль, причем колбасило его так, что казалось он хочет вырватся из моих крепких объятий. Еще 30тыс/км назад делая развал-схождение мастер сказал надо бы рейку подтянуть, только тянуть уже некуда, затянута до упора.
    Вобщем закупился я как мне показалось всем необходимым для самостоятельного ремонта рейки:
    -Ремкомплект рейки, (бывают три вида: №1самый дорогой половина стоимости новой рейки с червяком, валом и подшибниками, №2 как 1, только без вала и червяка. №3 как 2 только без подшипников. Я купил №3, с подшипниками ненашел а №1 покупать нецелесообразно проще уже новую рейку купить.
    -Пыльник БРТ и 3 кабельные стяжки.
    -Ремкомплект заглушек рейки ( БРТ не нашел пришлось брать РТИавто, тоже из Балаково).
    -Саленблоки рулевых тяг БРТ
    -Спецключ для регулировки рейки ( в моем случае восьмигранник на нем оказался больне чем нужно на 1,5 мм, пришлось его точить болгаркой до нужных размеров.)
    -Спецключ для разборки рейки ( мне найти не удалось, сделал из куска ржавой трубы).
    -Канализационная труба 50мм длиной 1м (для будущей втулки)

    Снял рейку, как ее снять и разобрать расписывать не буду, в любой книжке, да и в инете инфы уйма.

    После разборки увидел что червяк рейки и вал в отличном состоянии, без задиров и выроботки. А вот упор рейки имел выроботку, и пружина прижимающая его была просаженой, на 4 мм меньше новой, заменил новыми из ремкомплекта. Все что было в ремкомплекте поставил вместо старых деталей кроме гайки упора, потому что старая была без отверстия, а новая с отверстием, которое должно закрыватся заглушкой, а ее в комплекте небыло.
    Теперь о доработке, стоковая втулка слишком маленькая чтобы удержать рейку, и даже с новой втулкой она очень сильно болтается, на десятке втулка в рейке уже на всю длину хода, некоторые из за этого ставят ее на восьмое семейство, хотя она длинее и крепеж нужно переваривать. Идею сделать сплошную втулку в восьмой рейке увидел вот в этом видео

    после строительным ножом подрезаем части торчащие в окошке корпуса.

    И так с каждым следующим куском, до тех пор пока рейка не будет ходить вплотную, но без усилий. После того как засунул все 4 куска, обрезал торчащие края с торца,

    просверлил корпус и пластик насквозь

    и закрутил саморез, чтобы зафиксировать куски пластика.

    Выбил саленблоки рулевых тяг молотком, и запресовал новые с помощью болта, шайб и жидкого мыла в качестве смазки.

    Снял шайбы со старых салентблоков, с помощью съемника релевых тяг.

    Шайбы служат для фиксации пыльника, тем самым продлевая его срок службы. На новые саленблоки шайбы не налазили не в какую, негрел их феном и зашли как к саебе домой.

    После всего проделаного, решил что откапиталиная рейка должна выглядеть соответственно, и покрасил ее сначала травящим грунтом, потом акрилом.

    Надел новый пыльник,

    в корпус набыл смазки «фиол», а также смазал сам корпус, чтобы пыльник лучше скользил по нему, надел заглушки и поставил на место.

    Так как колеса у меня были сняты и авто стояло на кирпичах регулировку производил сразу, Затянул до упора, отвернул назад гдето на 45градусов, а после подтягивал до тех пор пока руль вращался без закусываний и усилий. Затяжку болтов рулевых тяг осуществлял когда машина стояла на земле, по аналогии с ходовой, это необходимо чтобы не провернуло саленблоки.
    После ремонта проехал более 450км, биения пропали, результатом проделанной работы доволен.

    Инструкция по замене рулевой рейки

    Приходилось ли вам слышать при движении по щебню или разбитой дороге стуки со стороны рулевого управления? Если да, то скорее всего причиной этому была рулевая рейка. Она расшатывается довольно быстро и на всех переднеприводных автомобилях, включая ВАЗ 2109-2108, ее приходится иногда подтягивать. Если же подтяжка не помогает, то можно произвести ремонт или замену. В данной статье я расскажу о втором варианте, то есть о полной замене данного механизма.

    Необходимый инструмент для работы

    Ниже будет приведен список инструментов, которые понадобятся для данного ремонта:

    • монтировка
    • молоток
    • головки торцевые на 10, 13 и 22
    • удлинители
    • воротки
    • трещоточные рукоятки

    Порядок снятия и установки рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

    Прежде, чем приступать к процедуре снятия рейки, первым делом нужно будет открутить несколько гаек крепления защиты, что наглядно продемонстрировано ниже на фото:

    Крепится она как сверху, так и снизу. После чего снимаем ее полностью, чтобы в дальнейшем она не мешалась при работе. Далее необходимо освободиться от рулевых тяг. Для этого откручиваем два болта крепления по центру рейки, как это представлено на картинке:

    После чего без особых проблем отсоединяем их и отводим в сторону:

    Далее необходимо открутить по две гайки крепления рейки хомутами по краям, как с одной, так и с другой стороны:

    И отводим рулевую рейку ВАЗ 2109-2108 в сторону:

    Для того, чтобы окончательно снять ее с автомобиля, необходимо открутить стяжной болт со стороны салона, который находится в самом низу рулевого вала:

    И после пробуем срывать рейку с вала, и если это сделать не удастся, можно снаружи поддеть монтировкой, после чего все должно сняться без проблем.

    В случае необходимости, покупаем новый механизм и производим замену. Цена новой рулевой на ВАЗ 2109-2108 составляет от 1600 до 2200 рублей в зависимости от производителя. Установку выполняем в обратном порядке, и после проведения данного ремонта необходимо проверить сход-развал передних колес. Конечно, если вы те снимали наконечники, то скорее всего это не понадобится, но все же обратите внимание на это внимание.

    Ремонт и замена рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Не всегда появление неполадок в функционале говорит о том, что нужна замена, часто достаточно сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 и 21099 своими руками. Эти модели автомобилей комплектуются механизмом довольно простой конструкции.

    Основные признаки неисправности механизма:

    • стук;
    • люфт;
    • загрязнение и поломка уплотнителей;
    • тугой поворот руля;
    • утечка смазки;
    • гул в гидроусилителе.

    Часто точно определить дефект можно только при полной разборке устройства. Чтобы работы выполнить корректно, нужно понимать устройство узла. Для этого следует внимательно изучить схему.

    Необходимые запчасти

    Для замены ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2109 или восстановления работоспособности узла, согласно виду работ, потребуются такие запчасти:

    1. Рулевая рейка с артикулом: 21080-3401067-00, 21080340106700 или 2108-3401067
    2. Натяжной ролик с артикулом: 406.1308080-21-088-01, №088-01, 406.1308080-21.
    3. Кольцо гайки с артикулом: 21080-3401075-00, 21080340107500, 2108-3401075.
    4. Чехол с артикулом: 2108-3401224, 2108-3401224К.
    5. Смазка высокотемпературная, артикул 4003/2017.

    Инструменты, которые нужны для корректного ремонта

    Чтобы выполнить работы по ремонту или установке нового узла подготовьте такие инструменты:

    • плоская и крестообразная отвертка;
    • ключ для отворачивания пробки упора;
    • ключ на 17;
    • щипцы для монтажа стопорного кольца;
    • 2-палый съемник подшипника;
    • ключ для отворачивания гайки подшипника;
    • тиски;
    • острогубцы;
    • выжимной съемник;
    • ремкомплект с артикулом: РК2108-3401120/23, 2108-3401120.

    Самостоятельное восстановление работоспособности узла вполне оправдано – вы экономите деньги на ремонт или замену рулевой рейки ВАЗ 2109, цена первой операции в автосервисах на 18.02.2021 года – от 2500 рублей, установка нового механизма в среднем – 2900 рублей.

    Порядок выполнения работ

    Чтобы снять механизм, нужно воспользоваться эстакадой, смотровой ямой или домкратом. Надежно зафиксировав автомобиль можно приступать в процедуре. Сначала нужно выполнить демонтаж узла.

    1. Согласно выбранной стратегии нужно снять правое переднее или оба передних колеса.
    2. Для создания доступа к механизму нужно отсоединить фильтр и провода.
    3. Выкрутить болт шлица, предварительно выровняв колеса рулем.
    4. Снять крепежные гайки тяг, предварительно удалив в них загрязнения.
    5. Демонтировать рулевые тяги, отсоединив их от картера рейки. Обратите внимание! Есть рекомендации по демонтажу картера с тягами. Снятие в тисках выполняется проще и быстрей.
    6. Рейка готова к изъятию. Она вынимается через арку колес. Перед фиксацией в тисках узел нужно очистить и помыть.

    Теперь нужно решить вопрос о замене или возможности ремонта узла. Второе лучше делать с помощью оригинального ремкомлекта.

  • Выполнить дефектовку упоров, пыльника и торцевых колпачков.
  • Извлечь упорные втулки, пружины и стопорные кольца (после демонтажа резьбовых пробок).
  • Проверить подшипник на наличие люфта.

    Так же ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 вы можете посмотреть на видео, в котором детально показаны все этапы восстановления работоспособности самого узла.

    По аналогу с этим видео выполняются работы для ВАЗ 2108, 2113, 2114, 2115.

    Операция выполняется на эстакаде или смотровой яме. Нужно найти регулировочную гайку и подтянуть ее 17-м ключом.

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками

    В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

    Принцип действия и устройство рулевой рейки

    Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

    • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
    • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
    • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
    • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
    • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
    • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

    Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

    Признаки неисправности

    Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

    • стук во время совершения поворотов,
    • увеличение люфта,
    • тугое вращение руля,
    • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

    Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

    Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

    Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

    При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

    Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

    • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
    • восьмигранник 17 мм;
    • выжимной съёмник шаровой опоры;
    • съёмник для шарикового подшипника;
    • ключ для снятия игольчатого подшипника;
    • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
    • слесарные тиски;
    • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

    Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

    Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

    Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

    Этапы демонтажа рулевой стойки:

    1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
    2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
    3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
    4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
    5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
    6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
    7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
    8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

    После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

    После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

    1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
    2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

    Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

    Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

    При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

    Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

    Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

    Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

    Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

    Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

    1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
    2. Снять защиту картера;
    3. Очистите рейку от грязи;
    4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
    5. Подтянуть гайку;
    6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
    7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

    Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

    Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

    Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

    Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

    • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
    • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
    • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
    • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

    Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

    Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

    Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

    Разборка рулевой рейки

    Разберем снятую рулевую рейку переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

    Разборку рулевой рейки придется проводить при принятии решения отремонтировать ее (это один из этапов ремонта), а не заменить новой в случае возникновения неисправностей. А именно, появлении в ней стуков (рейка стучит), вибрации и ударов на руле, увеличении люфта рулевого колеса – проблем очень часто встречающихся на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

    Перед проведением работ следует запастись некоторым специнструментом: специальный ключ для отворачивания пробки упора, специальный ключ для отворачивания гайки подшипника без которых разобрать рулевую рейку проблематично.

    Спецключи для разборки рулевой рейки 2108

    Особенности разборки рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Рассматривать снятие рулевых тяг, защитного чехла и колпачка не будем, ибо там все просто, а вот дальше сложнее. Для удобства проведения работ корпус рейки можно зажать в тиски, но можно все сделать и на коленке.

    — Извлекаем упор рулевой рейки

    Для этого специальным ключом отворачиваем пробку (гайку) упора и снимаем ее.

    Отворачиваем спецключом пробку упора рулевой рейки 2108

    Вынимаем находящуюся под пробкой пружину.

    Поддеваем шлицевой отверткой и извлекаем стопорное кольцо упора.

    Поворачиваем вал рейки (рожковым ключом на 14) по часовой стрелке до конца хода и нажимая на выступающую часть рейки сдвигаем с места упор.

    Извлекаем сам упор рейки из ее корпуса (можно специальными тонкими плоскогубцами, вставив их в отверстие под пружину в упоре и вытянув его или попросту резким ударом корпуса рейки о деревянный брусок выбить его за счет инерции).

    Извлечение упора рулевой рейки 2108

    — Извлекаем вал рулевой рейки с подшипником

    Снимаем пыльник вала.

    Снимаем стопорную шайбу вала.

    Отворачиваем гайку подшипника специальным ключом и снимаем ее.

    Отворачиваем гайку вала рейки 2108 спецключом

    Извлекаем вал рейки с подшипником. Применяем рычаг: зацепляем за лыску на валу длинным рожковым ключом на 14 и, опираясь им на монтажку (или широкий ключ), вытягиваем вал.

    Извлекаем вал рейки при помощи рычага

    — Вытягиваем саму рейку в сторону короткой части корпуса
    — Извлекаем при помощи отвертки опорную втулку рейки

    — Извлекаем игольчатый подшипник вала из корпуса рулевой рейки (можно использовать специальный съемник или просверлить сверлом 2 мм два отверстия в торце картера рейки и через них выбить подшипник). Извлекать для замены игольчатый подшипник следует только при явном его износе, так как выходит из строя он редко.

    Извлеченная из корпуса рейка, опорная втулка и отверстия для сверления через которые выбивается игольчатый подшипник

    Рулевая рейка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью разобрана.

    Элементы извлеченного вала рулевой рейки 2108

    При необходимости спрессовываем съемником или сбиваем трубой шариковый подшипник с вала рейки. Предварительно снимаем с вала стопорное кольцо.

    Снятие подшипника вала рулевой рейки трехлапым съемником

    Примечания и дополнения

    После разборки полностью промываем корпус рейки и все снятые элементы. Далее проводим выбраковку неисправных деталей их замену и сборку.

    Ремонт рулевой рейки на ВАЗ 2109 своими руками (Видео)

    На рулевую рейку в переднеприводных автомобилях возложена полноценная ответственность за функциональность всего рулевого механизма. К этой категории авто относится и ВАЗ 2109. При ее выходе из строя следует незамедлительно предпринять соответствующие действия.

    Не всегда возникновение признаков неисправности говорит о необходимости полной замены узла. Порой достаточно провести ремонт рейки, воспользовавшись специальным ремокомплектом.

    Признаки поломки

    По средствам рулевых реек вращательные движения от руля через зубчато-реечный механизм передается к поворотным рычагам, которые осуществляют повороты передних колес тягами.

    Если вы обнаружили на своем автомобиле один из перечисленных ниже симптомов, обязательно проведите полноценную диагностику состояния узла, а затем ремонт.

    К признакам неисправности рулевой рейки относят:

    • В области рейки во время вращения рулевого колеса наблюдается скрежет;
    • Рулевое колесо периодически заедает;
    • Из уплотнителей начинает вытекать смазка;
    • Руль заметно люфтит.

    Эти симптомы могут указывать также на проблемы в других узлах рулевого механизма, но прежде чем вы должны проверить состояние рейки, разобрать и принять решение — менять или ремонтировать.

    Схема узла

    Демонтаж

    Вам не удастся оценить текущее состояние рулевой рейки, если не демонтируете устройство.

    Не существует оптимального способа демонтажа рулевой рейки, поскольку процесс в любом случае сопряжен с достаточно трудоемкой, длительной работой, предусматривающей разборку множества узлов.

    1. Подвесьте переднюю часть автомобиль с помощью домкрата, чтобы иметь возможность снять передние колеса. Обязательно тщательно продумайте меры безопасности, поставьте противокаты, башмаки, чтобы машина не сдвинулась с места в процессе ремонта рейки.
    2. Отсоедините адсорбер газов, отключите провода и отведите их в сторону. Так вы обеспечите себе полноценный доступ к рулевой рейке.
    3. Открутите болт от шлицевого соединения. Перед этим обязательно выровняйте колеса с помощью руля. Болт располагается около педалей. Для демонтажа крепежа используйте карданную головку или же простой накидной ключ.
    4. Зачистите крепежные гайки рулевых тяг от скопившихся загрязнений, после чего расшплинтуйте их, используя плоскогубцы. С помощью накидного ключа открутите гайки.
    5. С помощью специального съемника отсоединяются тяги.
    6. Далее открутите тяги от картера рулевой рейки. Однако специалисты рекомендуют демонтировать картер с тягами вместе, поскольку в тисках процесс снятия оказывается намного проще.
    7. Когда вы освободите рейку, извлеките ее из-под автомобиля через колесную арку. Зачистите, промойте и зажмите в обычных тисках.

    Теперь перед вами стоит выбор — полностью заменить рулевую рейку или попробовать ее отремонтировать. Второй вариант займет больше времени, однако позволит сэкономить внушительную сумму денег.

    Ремонт

    Первое, что вам потребуется для проведения самостоятельного ремонта — это ремкомплект. Они доступны практически в любом магазине автозапчастей. Однако настоятельно рекомендуем покупать только качественные наборы, чтобы результат вашего самостоятельного ремонта продержался как можно дольше.

    Что потребуется для работы

    Предлагаемые рекомплекты бывают неполными и полными. Вам точно потребуются следующие компоненты набора:

    • Игольчатый подшипник;
    • Пара уплотнительных резинок для втулки;
    • Опорная втулка, выполненная из пластика;
    • Набор прокладок;
    • Пружина;
    • Стопорные кольца;
    • Опорный подшипник;
    • Приводная шестерня;
    • Кожух пыльника;
    • Рейка;
    • Комплект стяжек для пыльника.

    Ремкомплект

    Теперь, когда комплект готов, инструменты имеются в наличии, а также есть достаточно свободного времени, можно приступать к работе.

    1. Первым делом снимите пыльник, торцевые колпачки и упоры. По мере разборки элементов, даже самых маленьких и незначительных на первый взгляд, обязательно оценивайте их текущее состояние. При необходимости все изношенные элементы будут меняться на новые, взятые из ремкомплекта.
    2. С помощью восьмигранника открутите резьбовые пробки, что позволит извлечь пружины, стопорные кольца, а также упорные втулки.
    3. Снимите подшипник, проверьте, не люфтит ли он. Ремкомплект включает в себя новый подшипник, потому при удовлетворительном состоянии старого компонент лучше сразу поменять. Не зря же вы брались за столь сложный процесс, чтобы все сделать на 50%.
    4. Извлеките и осмотрите приводную шестерню. Далее вы сможете достать полностью саму рейку.
    5. Обязательно выполните замену втулки опорного вала, не забыв про резинки. Они также присутствуют в комплекте.
    6. Не торопитесь снимать резинки со втулки. Сперва вставьте элемент в картер, после чего ножницами или острым ножом можно срезать резинку.
    7. Наиболее сложным этапом считается замена игольчатого подшипника. Чтобы его снять, потребуется специальный ключ. Но можно обойтись без него. В этом случае вооружитесь сверлом на 1,5 миллиметра и дрелью. Сверлом выполните отверстие таким образом, чтобы ослабить торец подшипника. Пробоем выбейте старый подшип из картера.
    8. Перед установкой нового игольчатого подшипника не забудьте тщательно зачистить картер рулевой рейки от скопившегося мусора и стальной стружки после сверления.
    9. Сделанное отверстие оставлять нельзя. Чтобы его устранить, можете перемешать металлические опилки с суперклеем. Такая смесь быстро затвердеет и даст отличный результат.
    10. Обработайте смазкой буквально все, что только можно смазать в узле рулевой рейки. Специалисты советуют использовать Литол 24 или другие аналогичные по качеству консистентные смазки. Не лишним будет смазать ШРУСы.
    11. Выполните сборку узла, следуя в обратной последовательности проведенного демонтажа.

    Если нет ключа для снятия игольчатого

    Самостоятельный ремонт рулевой рейки позволяет существенно сэкономить на замене, плюс получить огромный опыт в выполнении далеко не самых простых работ, связанных с вашим ВАЗ 2109. Но можете поступить проще, не рискуя, обратившись к проверенному автосервису.

    Агрегат в тисках

    Проверка состояния

    Завершив ремонт, не стоит думать, что теперь рулевая рейка будет служить десятки тысяч километров и более не доставит вам хлопот. Как и за множеством других узлов, за состоянием рейки необходимо периодически следить.

    На что обращать внимание

    Ваши действия

    Крепежные гайки и болты

    Данные крепления по мере эксплуатации подвергаются вибрации после ремонта. Потому их рекомендуется проверять и подтягивать каждые 250-300 километров пробега

    Проверять его можно немного реже, примерно каждые 500-1000 километров, в зависимости от условий эксплуатации вашего автомобиля. Из-за разного качества, одни пыльники способны прослужить достаточно долго, а другие попросят замены уже через 10 тысяч километров. Выбор за вами, какие детали использовать

    За самой рейкой стоит следить постоянно. Прислушивайтесь к поведению рулевого механизма, обращайте внимание на указанные выше признаки неисправности. В рамках планового технического осмотра обязательно включайте в перечень мероприятий проверку рулевых реек

    Назвать ремонт сложным нельзя, но он занимает достаточно много времени. Плюс здесь крайне важно выполнять все операции максимально аккуратно и качественно. Иначе результат продлится не долго и вам вскоре вновь придется вмешиваться в конструкцию рулевого узла ВАЗ 2109

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками. Полный и пошаговый инструктаж

    В машине исправность всех узлов важна, но принято уделять особое внимание рулевого механизма, так как это безопасность движения, жизнь и здоровье, как водителя, так и пассажира.

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками может провести любой и каждый, кто мало-мальски разбирается в авто. Первые симптомы: постоянное биение в руль, характерный хруст во время вращения руля при стоянке авто. Не спешите покупать ремкомплект, возможно вам достаточно немного подкрутить контргайки и стук исчезнет.

    Для этого необходимо:

    • Загнать автомобиль на эстакаду или в гараж со смотровой ямой;
    • Залезть под дно в переднюю часть, взяв с собой накидной или рожковый ключ на «17»;
    • Расконтрогаить гайку на рулевой колонке, поджать основную гайку на умеренною степень затяжки. Законтрить гайку. Рулевая колонка находится в левой нижней части моторного отсека.

    Если после подтяжки стук не устранился, тогда вам точно необходимо купить ремкомплект на авторынке или специализированном магазине.

    Алгоритм починки рулевой колонки

    • Подготовка набора автомобильных инструментов, резиновых перчаток, ремкомплекта, при недостаточном освещении понадобится переносная лампа;
    • Заезд машиной на смотровую яму. Выжимаем ручник. Включаем нейтральную передачу;
    • Берем два ключа на «14» и отвинчиваем крепления двух рулевых тяг на самой колонке;
    • Ключом на «13» внизу водительского места отвинчиваем контрольный винт на колонке;
    • С помощью ключа на «17» снимаем саму колонку с корпуса автомобиля и зажимаем в тиски, при наличии. При отсутствии ничего страшного, просто с ними удобнее;
    • С помощью плоской отвертки снимаем пыльник, ключом » на 10» откручиваем гнездо крепления червя рулевой колонки;
    • Съемником выпрессовываем подшипник. Все детали аккуратно складываем на чистую поверхность, чтобы избежать попадания пыли и грязи;
    • Снимаем непосредственно рейку рулевого колеса. Удаляем пластмассовые втулки треугольной формы, которые необходимо будет заменить;
    • Очищаем оболочку рулевой колонки от старой смазки, металлической стружки, других отходов. Дополнительно можно промыть бензином или керосином, просушить. Просмотреть целостность цилиндрического корпуса;
    • Проводим профилактику на рейке, смотрим целостность и наличие всех зубов. При отсутствии хотя бы одного из них, рейка монтажу не подлежит, необходима только новая;
    • Набиваем в «рубашку» колонки немного новой смазки, устанавливаем рейку. Смазав кончик рейки, надеваем пластмассовую втулку треугольной формы, можно, лишним не будет;
    • Проводим визуальный осмотр червя колонки, ищем возможные явные дефекты. При отсутствии последних ставим старый червяк, при наличии – меняем на новый. Характерный дефект – погнутость в области крепления к рейке. Это случается из-за выхода из строя подшипников или облома зубьев рейки;
    • Далее сборка в обратном порядке;
    • Пробуем ход руля, если слишком большой и свободный, поджимаем контрольную гайку по методу, что описан в начале статьи. Если умеренный – то контрогаим и тестируем при движении;
    • Самое главное чтобы руль не клинил при поворотах и не болтался с люфтом влево-вправо. Если такое есть при движении, необходимо сразу ехать на смотровую яму и подтянуть немного рейку с помощью контргайки.

    От того насколько хорошо вы будете чувствовать автомобиль рулем зависит ваша безопасность на дороге. При малейших неисправностях, даже элементарный обгон невозможно сделать. Вот, собственно говоря, и весь ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками. Как видим, ничего сложного нет, возможно, первый раз вы потратите немного больше времени, в сравнении с последующими. На практике это требует 40-50 минут, и ваш автомобиль снова «бегает» 50-60 тыс. км. Правда, показатель может быть увеличен, в зависимости от стиля и манеры вождения. Удачи Вам.

    Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять

    Как заменить рулевую рейку на ваз 2109

    Устройство рулевой рейки Ваз 2109


    Устройство рулевой рейки Ваз 2109

    1наконечник рулевой тяги
    2шаровой шарнир наконечника
    3поворотный рычаг
    4контргайка
    5тяга
    6внутренние наконечники рулевых тяг
    7болты крепления рулевых тяг к рейке
    8внутренние наконечники рулевых тяг
    9скоба крепления рулевого механизма
    10опора рулевого механизма
    11защитный чехол
    12соединительная пластина
    13стопорная пластина
    14резинометаллический шарнир
    15демпфирующее кольцо
    16опорная втулка рейки
    17рейка
    18картер рулевого механизма
    19стяжной болт муфты
    20нижний фланец эластичной муфты
    21верхняя часть облицовочного кожуха
    22демпфер
    23рулевое колесо
    24шариковый подшипник
    25вал рулевого управления
    26нижняя часть облицовочного кожуха
    27кронштейн крепления вала рулевого управления
    28защитный колпачок
    29роликовый подшипник
    30приводная шестерня
    31шариковый подшипник
    32стопорное кольцо
    33защитная шайба
    34уплотнительное кольцо
    35гайка подшипника
    36пыльник
    37уплотнительное кольцо упора
    38стопорное кольцо гайки упора
    39упор рейки
    40пружина
    41гайка упора
    42палец шарового шарнира
    43защитный колпачок
    44вкладыш шарового пальца
    Aметка на пыльнике
    Bметка на картере рулевого механизма
    Cповерхность шарового шарнира
    Dповерхность поворотного рычага

    Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:

    • зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
    • опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
    • приводная шестеренка со шлицевым валом,
    • механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
    • картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
    • некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.

    Ремонт

    Первое, что вам потребуется для проведения самостоятельного ремонта — это ремкомплект. Они доступны практически в любом магазине автозапчастей. Однако настоятельно рекомендуем покупать только качественные наборы, чтобы результат вашего самостоятельного ремонта продержался как можно дольше.


    Что потребуется для работы

    Предлагаемые рекомплекты бывают неполными и полными. Вам точно потребуются следующие компоненты набора:

    • Игольчатый подшипник;
    • Пара уплотнительных резинок для втулки;
    • Опорная втулка, выполненная из пластика;
    • Набор прокладок;
    • Пружина;
    • Стопорные кольца;
    • Опорный подшипник;
    • Приводная шестерня;
    • Кожух пыльника;
    • Рейка;
    • Комплект стяжек для пыльника.


    Ремкомплект

    Неполный набор ремокомплекта не предусматривает наличие шестерни и рейки. Но подобный комплект вам потребуется только в том случае, если вы задумали проводить капитальный ремонт узла.

    Теперь, когда комплект готов, инструменты имеются в наличии, а также есть достаточно свободного времени, можно приступать к работе.

    1. Первым делом снимите пыльник, торцевые колпачки и упоры. По мере разборки элементов, даже самых маленьких и незначительных на первый взгляд, обязательно оценивайте их текущее состояние. При необходимости все изношенные элементы будут меняться на новые, взятые из ремкомплекта.
    2. С помощью восьмигранника открутите резьбовые пробки, что позволит извлечь пружины, стопорные кольца, а также упорные втулки.
    3. Снимите подшипник, проверьте, не люфтит ли он. Ремкомплект включает в себя новый подшипник, потому при удовлетворительном состоянии старого компонент лучше сразу поменять. Не зря же вы брались за столь сложный процесс, чтобы все сделать на 50%.
    4. Извлеките и осмотрите приводную шестерню. Далее вы сможете достать полностью саму рейку.
    5. Обязательно выполните замену втулки опорного вала, не забыв про резинки. Они также присутствуют в комплекте.
    6. Не торопитесь снимать резинки со втулки. Сперва вставьте элемент в картер, после чего ножницами или острым ножом можно срезать резинку.
    7. Наиболее сложным этапом считается замена игольчатого подшипника. Чтобы его снять, потребуется специальный ключ. Но можно обойтись без него. В этом случае вооружитесь сверлом на 1,5 миллиметра и дрелью. Сверлом выполните отверстие таким образом, чтобы ослабить торец подшипника. Пробоем выбейте старый подшип из картера.
    8. Перед установкой нового игольчатого подшипника не забудьте тщательно зачистить картер рулевой рейки от скопившегося мусора и стальной стружки после сверления.
    9. Сделанное отверстие оставлять нельзя. Чтобы его устранить, можете перемешать металлические опилки с суперклеем. Такая смесь быстро затвердеет и даст отличный результат.
    10. Обработайте смазкой буквально все, что только можно смазать в узле рулевой рейки. Специалисты советуют использовать Литол 24 или другие аналогичные по качеству консистентные смазки. Не лишним будет смазать ШРУСы.
    11. Выполните сборку узла, следуя в обратной последовательности проведенного демонтажа.


    Если нет ключа для снятия игольчатого

    Самостоятельный ремонт рулевой рейки позволяет существенно сэкономить на замене, плюс получить огромный опыт в выполнении далеко не самых простых работ, связанных с вашим ВАЗ 2109. Но можете поступить проще, не рискуя, обратившись к проверенному автосервису.


    Агрегат в тисках

    Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

    Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

    При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

    Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

    • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
    • восьмигранник 17 мм;
    • выжимной съёмник шаровой опоры;
    • съёмник для шарикового подшипника;
    • ключ для снятия игольчатого подшипника;
    • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
    • слесарные тиски;
    • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

    Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

    Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

    Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

    Этапы демонтажа рулевой стойки:

    1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
    2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
    3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
    4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
    5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
    6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
    7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
    8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

    После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

    После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

    1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
    2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

    Демонтаж рулевой рейки

    Для снятия рулевого механизма вам потребуется смотровая яма или подъемник. Оказавшись под машиной, вам необходимо расшплинтовать гайки рулевых пальцев и выбить пальцы из поворотных рычагов.

    После этого необходимо открутить стопорный болт шлицевого соединения, расположенный в районе педалей. Также снимите пластиковый кожух, который прикрывает рулевой вал. После этого головкой на 13 выкручиваем с каждой стороны по паре гаек, прижимающих рулевой механизм к корпусу машины.

    Аккуратно вытаскиваем скобы, крепящие рулевой механизм. После этого разъединяем приводную шестерню от рулевого вала и домкратом поднимаем правую часть машины, а затем вытягиваем рулевой механизм автомобиля через окно в нише колеса.

    Неисправности, их признаки

    Неисправностей, которые могут возникнуть с самим механизмом не так уж и много. Однако они могут возникнуть не только с ним, но и остальными элементами рулевого управления – тягами, шаровыми опорами, рулевой колонкой.

    Поэтому при их появлении следует проверять все элементы.

    • Увеличение свободного хода руля может указывать на износ зубчатого сектора из-за попадания пыли и грязи внутрь механизма, а также увеличение зазора между рейкой и ее упором. В таком случае уменьшается зацепление рейки с шестерней. Также такая неисправность может указывать на износ сайлентблоков рулевых тяг или послабление крепления шаровых опор в поворотном кулаке;

    • Стуки и шум со стороны рулевого управления при движении может указывать на появление зазора между упором и рейкой, износ пластиковой втулки рейки. Стук также может появиться из-за сильного износа сайлентблоков тяг, шаровых опор, или в случае послабления крепления вала шестерни к валу рулевой колонки;

    • Тугое вращение руля обычно указывает на повреждение втулки рейки, повреждение подшипника вала шестерни. Но виной также могут быть шаровые опоры, подшипники стойки подвески.

    ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: 9 типичных болячек Lada Vesta

    Перед началом ремонтных работ сначала следует определить, какой из элементов неисправен.

    Если рулевые тяги, шаровые опоры и рулевая колонка подозрений не вызывают, то следует искать причину в самом механизме. Но для этого он должен быть извлечен с автомобиля.

    Ремонт рулевой рейки на ВАЗ 2109 своими руками (Видео)

    На рулевую рейку в переднеприводных автомобилях возложена полноценная ответственность за функциональность всего рулевого механизма. К этой категории авто относится и ВАЗ 2109. При ее выходе из строя следует незамедлительно предпринять соответствующие действия.

    Не всегда возникновение признаков неисправности говорит о необходимости полной замены узла. Порой достаточно провести ремонт рейки, воспользовавшись специальным ремокомплектом.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector